Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Представления о труде, факторах его успеха и программы профессиографирования
Трудовая деятельность понималась в начале 20-х гг. как процесс выполнения некоторой совокупности трудовых задач и поведенческих актов по их выполнению. Внешнему наблюдению доступны лишь поведенческие акты, параметры которых свидетельствуют о внутренних функциональных возможностях человека (его свойствах и способностях), а также о системе внутренних побудителей поведения - личностных целей. Психологи, ориентированные на практику хозяйственной жизни, так или иначе строили модели работающего человека и объяснительные концепции в отношении структуры и механизмов действия функциональных возможностей человека, выделяя при этом центральные, важные для прикладных задач их особенности. Понятие профессионально важный признак (ПВП) отражало те стороны поведенческих актов и гипотетически связанных с ними внутренних функциональных возможностей психики человека, которые влияли на результат труда. Первоначально в моделях работающего человека психологи ограничивались операционально-техническим уровнем анализа, но уже к концу 20-х гг. для ряда практических задач этого оказалось недостаточно, и предмет исследования пополнился анализом свойств характера профессионала, его интересов, мотивов, способов профессионального общения. Значение интереса к труду отмечалось В.М. Бехтеревым (1920, 1921 и др.). По мнению Бингема и Фрейда (Bingham, Freyd, 1926), успех в профессии достигается во многом при наличии выраженных интересов, эмоциональной расположенности к виду труда, и это аффективное начало компенсирует недостатки способностей и является основой будущей возможной удовлетворенности трудом. С.Г. Геллерштейн в докладе на I Всесоюзном съезде по изучению поведения человека (январь, 1930 г.) "К вопросу о профессиональной типологии" отмечает предположительную связь между некоторыми потенциальными возможностями человека и его направленностью, связь, наиболее ярко проявляющуюся в профессиях сферы искусства. Отсюда он делает вывод, что психология профессий должна выйти за рамки функционально-биологического анализа и рассматривать психологию профессий в социально-психологическом разрезе (Психотехника. 1930. № 6). В самом начале 20-х гг. психологи слабо дифференцировали методическую сторону своей работы, поэтому схемы профессиографирования скорее указывали на желательный конечный продукт, нежели включали этапы и объекты изучения. Программы или схемы профессиографирования для профподбора отражали представления исследователей о том, какие устойчивые, мало изменяемые свойства человека могут влиять на успех работы и каким образом такие свойства можно выявить. Так, О.Липман (1921 г.) создал программу изучения профессии в виде схемы профессионально важных умений - функций, которые должны были выявлять сами профессионалы в своей работе. А чтобы они чего-то не забыли, им предлагался развернутый ряд умений, касающихся перцептивной, сенсомоторной сферы, воображения, эмоций и чувств, общения, интеллектуальных умений. Наряду с умениями схема включала также свойства характера, темперамента, личностные качества. Получив ответы профессионалов, психолог далее должен был сам разделить выявленные важные для конкретной работы умения в их обусловленности индивидуальными качествами, способностями. По мере накопления профессиографического материала и его осмысления делались попытки преодоления понимания психических функций как преимущественно заданных природными особенностями; складывалось представление о формировании своеобразия работы психических функций при освоении новых профессиональных задач. Понимание такой неслучайной закономерной связи работы психических функций (в их часто неповторимом сочетании) и содержания трудовой задачи, условий и средств ее выполнения, выражалось в программах, схемах профессиографирования, способах осуществления психологического анализа работы. Суждение об особенностях работы психики профессионала строилось на основе интерпретации предварительно изученных и описанных профессиональных задач, а не непосредственно из оценок и мнений профессионалов. Так осуществлялся анализ профессий в рефлексологии труда, где в основу были положены характеристика трудовых задач, условий, орудий труда, специфических раздражителей (Басов, 1926; Мясищев, 1927). Такой подход предлагали И.Н. Шпильрейн (1925, 1927) и С.Г. Геллерштейн (1926, 1983); этот подход соответствовал традициям отечественных врачей-гигиенистов, которые выявляли причины профессиональных заболеваний, профессионального утомления на основе изучения характера профессионального труда, его условий (Эрисман, 1877; Богословский, 1913 и др.), а также традициям функционально-психологического анализа действий, объективной психологии. В работе "Личность и профессия" (1926) М.Я. Басов писал: "Каждая профессия имеет в своей основе определенный рабочий процесс, как нечто постоянное в ее структуре и наиболее характерное ее качество. Другими словами, каждая профессия в основе своей опирается на определенный функциональный аппарат личности, который всегда приводится в действие в тот момент, когда личность вступает в русло своих профессиональных обязанностей....Постоянство функциональной структуры профессии всецело вытекает их того объективного начала, которое составляет содержание данной профессиональной деятельности и фактические условия ее осуществления (Басов, 1926). С.Г. Геллерштейн в книге "Психотехника" (1926) определяет профессиональное поведение как один из видов поведения человека, как "деятельность целесообразную, характеризующуюся единством сознательно-волевой готовности к выполнению целевых актов". В схеме профессиографирования С.Г. Геллерштейна (1926) на первом этапе описывается процесс работы, условия труда, средства труда; на втором этапе проводится анализ полученного материала в отношении отдельных профессиональных задач, действий, ситуаций, а также сопоставляются, сравниваются данные о работе новичка и опытного работника, бодрого и усталого, проводится психологическая интерпретация этих фрагментов труда. На третьем этапе обобщаются собранные данные, делается попытка синтеза, выделения главных моментов труда, своеобразия структуры психических функций в конкретной профессии (1983). Таким образом, объектом исследования оказывались работающие люди, их трудовое поведение, объектные условия и средства труда, а предметом исследования в психологическом профессиографировании были внутренние (не данные непосредственно внешнему наблюдателю), функциональные возможности профессионала с позиции их индивидуального своеобразия, формирования, развития и оптимизации их работы во времени. Мысль о закономерной обусловленности психических функций профессионала содержанием его труда, характером производственных операций, а также способ выявления своеобразия психики в разных профессиях - через психологическую интепретацию описанных предварительно задач - составляет суть подхода проф. А.А. Толчинского, его метода "аналитического графика" (Толчинский, 1932). Анализ работы (Arbeitskunde) в целях рационализации труда, снижения лишнего утомления, повышения производительности проводился по программе, включающей изучение физических условий труда, параметров климата, временных и пространственных параметров труда, используемых машин, инструментов, материала, используемого в труде, способов выполнения трудовых заданий, трудовых движений, явлений утомления, ошибок в работе. Таким образом, здесь изучение труда осуществлялось на основе комплексного подхода к работающему человеку, включающего гигиенические, технические, экономические, социальные, психологические и физиологические аспекты изучения (Мясищев, 1921; Weber, 1927. S. 273-275). Целью профессиографирования, с точки зрения О. Липмана (1931 г.), может быть: выявление сравнительной роли человека, либо машины в производственных показателях; спонтанность трудового процесса или связанность (зависимость от других людей, коллег, механизмов, технологии и пр.); склонности человека, которые могут быть реализованы в профессии; выявление тех черт, качеств работника, которые вкладываются в его труд (Lipmann, 1931). Э. Мира (Mira, 1931) выделил виды профессиографирования в поперечном разрезе (transversal) и продольном (longitudinale). Поперечный разрез полезен, когда профессионала берут в кульминационные моменты его деятельности и анализируют особенности работы его функций. Лонгитюдный разрез используется, когда изучают развитие способностей профессионала в течение всей его жизни. Другое различие: профессиографирование поверхностное и углубленное. Первое - изучает внешнюю сторону труда, его результаты, второе стремится раскрыть субъективные реакции, отношения работающего к труду. Факторы интереса, аффективная сторона профессии должна занимать 1-е место в исследовании, ибо именно эти моменты (по мнению Мира), а не дефекты отдельных способностей, даже интеллекта - обусловливают низкую эффективность труда в случаях недостатка внутренней адаптации работника. Э. Мира отмечает в качестве заслуги А. Адлера его введение психоанализа для изучения призваний в отношении профессионального труда. А. Адлер раскрыл огромную роль подсознательных аффективных факторов в искусственном, направленном развитии способностей как форму сверхкомпенсации относительно элементарных недостатков. Э. Мира говорит, что иногда приходят к парадоксальным результатам, изучая труд под психоаналитическим углом зрения, когда профессиональные акты изучаются не по их внешнему облику, протеканию, а по их значимости для работника. При этом оказывается, что масса условий, заведомо непростительных, отрицательно влияющих на производительность труда, в действительности оказываются для конкретного работника незначимыми. Вариантом лонгитюдного и одновременно углубленного исследования может быть профессиональная психология Хельмута Богена, противопоставленная им психологии профессий как варианту срезового анализа (Bogen, 1928). В России 20-х гг. психологическое изучение профессий проводилось в связи с проблемами профподбора (отбора и проф. консультации); второй по масштабу исследований была проблема изучения профессионального утомления, рационализации труда и профилактики травматизма. В годы первых пятилеток с развертыванием широких масштабов индустриализации центр тяжести сместился в сторону изучения профессий в целях профессионального подбора в школы ФЗУ и профессионального обучения. При этом составлялись так называемые профессиональные профили. В понимании Г.И. Россолимо профиль личности соответствовал количественной оценке и характеристике основных психических функций обследуемого лица. В данном же случае, если речь шла о профконсультации, составлялся профиль необходимых для успешной работы в профессии способностей, как некая норма, и он сравнивался с результатами обследования конкретного претендента на профобучение или работу. Профессиональный профиль, составленный в целях профобучения, давал характеристику содержания квалификации профессионала данного уровня мастерства. Итогом профессиографирования должна была стать психограмма личности некоторого потенциального субъекта труда, в которой следовало дать характеристику психических и психофизиологических функций профессионала, обозначаемых как профессионально важные признаки. И.Н. Шпильрейн (1928), С.Г. Геллерштейн (1929, 1930, 1933) выделили группы ПВП, которые характеризовали функциональные возможности человека с разных сторон: а) ПВП, важные для профессионального успеха функции, но трудно поддающиеся тренировке, развитию, выражающие стойкие индивидуальные особенности людей (такие ПВП и лежащие в их основе способности требовалось выявлять в профессиографировании, они должны были составить предмет психодиагностики в целях прогнозирования будущей профуспешности у новичков и поступающих в профессиональные школы); б) ПВП и важные для профессионального успеха функции, которые удается развить в обучении, и поэтому они должны быть включены в программы профподготовки; в) ПВП и важные для профессионального успеха функции, которые оказываются наиболее колеблемыми, подверженными функциональному распаду под влиянием длительной и/или напряженной профессиональной работы. Такие ПВП должны составить предмет диагностики в исследовании динамики работоспособности, утомления, а концептуальное представление закономерной связи данных функций с объектными параметрами труда может служить основой рационализации труда, мероприятий по повышению работоспособности и продуктивности труда.
Печатается по изданию: Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). - М., 1997.
Date: 2015-09-25; view: 252; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|