![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
В процессе культурно-исторического развития 6 page
Причины почти двухсотлетнего более чем проблемного взаимодействия Северного Кавказа и России всегда были в центре внимания исследователей и политиков. В рамках господствовавшего в советской науке формационного подхода Кавказ рассматривался как сложноструктурированная отсталая в социально-эконмическом отношении провинция, разделяемая на Южный Кавказ и Северо-Кавказскую культурную область и близкий к ней Дагестан. Это было в какой-то мере оправдано как с точки зрения географической среды. При всей дискуссионности отдельных проблем, история Азербайджана, Армении и Грузии вполне укладывалась в теорию общественно-экономических формаций. Применительно же к истории народов Северного Кавказа единый подход к определению типологии развития горских и кочевых обществ до присоединения к России разработать не удалось. Социальные отношения у горцев квалифицировали и как родоплеменные, и как феодально-рабовладельческие, и как полуфеодально-полупатриархальные, и как раннефеодальные, и как развитые феодальные и т.д.[55]. Концепция «горского феодализма» грузинских историков Г.А. Меликишвили, В. Анчабадзе, А.И. Робакидзе, Р.Л. Харадзе, Г.Д. Тогошвили и др. Но отсутствие феодальной собственности на землю и др. не вписывалось в эту схему. На тупиковость попыток подогнать самобытные отношения у горских народов Кавказа под стереотипы и штампы, выработанные на основе изучения западноевропейской и российской истории, указал в одной из своих статей А.П. Пронштейн[56]. Тем не менее теоретические изыскания грузинских ученых придали импульс дальнейшим исследованиям кавказской идентичности. В.В. Черноус поставил вопрос о выделении кавказской горской цивилизации, обозначив ее особенности[57]. Т.У. Кцоева, Р.Г. Абдулатипов и другие апологеты «Кавказского дома» обосновывали феномен единой кавказской цивилизации[58]. Р.Г.Абдулатипов в частности писал: «Сегодняшний кризис в Кавказском регионе, я полагаю, надо рассматривать или как совокупность исторических ошибок и несправедливостей, допущенных разными режиссерами в отношении проживающих тут народов, результаты которых оказались взорванными неудачной стратегией реформ, или как кризис цивилизационный, не зависящий от политических режимов»[59]. Кавказская цивилизация еще оплностью себя не исчерпала и может прявится в условиях нового исторического этапа. Новые взаимоприемлемые подходы решению всех спорных или кажущихся таковыми вопросов могут позхволить восстановить традиционные связи внутри этносов и между ними. Дальнейшее применение примитивно-политизированных подходов к этим сложнейшим историко-культурным явлениям несет за собой угрозу полной ликвидациии уже схтирающегся с карты истории феномена кавказской цивилизации. Сложившаяся веками морально-нравственная система Кавказской цивилизации может должна активизировать свой геополитический код, способный нейтрализовать те силы, которые ориентированы на ситатуативный выигрыш за счет искажения реальных геополдитичских интересов народов в угоду таласократических империй. Понимание уникальности и целостности кавказской цивилизации состоит в том, что в этом историко-культурном и географическом пространстве тысячелетиям происходит системное воспроизводство традиций и обычаев, которые в центр шкалы ценностей ставят честь, достоинство и мужество, уважение к старикам, прочность семейных отношений, классического мужского и женского поведения. При этом консерватизм кавказской цивилизации носит, как ни парадоксально взрывной характер в самоутверждении форм жизнедеятельности людей, а порой и целых народов. Главными движущими силами тут выступают личностные силы воспроизводства факторов духовной и материальной культуры. Велика сопряженность их проявлений с личностными качествами конкретного человека как одной из важнейших основ жизнедеятельности, образа жизни кавказцев. Важнейшим элементом этногенетических аспектов кавказской ментальности является весьма жесткая регламентация поведения человека в обществе при сохранении суверенитета личности со всеми ее индивидуальными чертами. Ситуация растворения личности в крупных общностях, отсутствие традиционной среды самоутверждения личностных качеств, достоинства и чести порой, особенно во взорванном обществе, приводят к ситуации их некрретного самоутверждения. Этот факт, а также непонимание характерной особенности жизнедеятельности людей Кавказской цивилизации привели к появлению оскорбительного термина «лица кавказской национальности», который отражает образ, прежде всего, маргинализирыванного кавказца, и соответствующего отношения к нему. Date: 2015-09-25; view: 285; Нарушение авторских прав |