![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Анализ результатов ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
После первичной обработки результатов по всей группе проводят анализ данных. 1) Выделяются социометрические статусы каждого учащегося в классе: а) лидеры или «звезды» (5-6 выборов); б) предпочитаемые (3-4 выбора); в) принятые (1-2 выбора); г) изолированные (0 выборов).
2) Исследуются микрогруппы (группы школьников, избравших друг друга). Для определения микрогрупп составляется вторая социоматрица на основе первой социоматрицы. Чтобы яснее представить положение каждого ученика в системе эмоционально-личных отношений класса, на основе одной из таблиц составляется карта групповой дифференциации (социограмма). Карта представляет собой четыре концентрически расположенных окружности, каждый круг определяет положение учащихся в соответствии с количеством полученных выборов. Треугольники или кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны. Неустойчивый взаимный выбор (ученики выбрали один-другого по 1-2 позициям) на карте обозначается штриховой линией со стрелками в обе стороны. Неустойчивый невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией со стрелкой в сторону выбираемого ученика. Социограмма
В первом круге – «звезды», во втором – «предпочитаемые», в третьем круге – «принятые», а в четвертый круг попадают «изолированные» учащиеся. На карте групповой дифференциации мальчики обозначаются треугольниками в левой половине окружности, а девочки – кружочками в правой половине. В треугольниках и кружочках расставляются номера, которые соответствуют номерам учащихся в списке таблицы. Взаимные выборы учащихся изображаются в виде линий со стрелками, направленными в сторону выбираемого ученика. При анализе результатов социометрии необходимо ответить на следующие вопросы:
Какие качества личности “звезды”, “предпочитаемого” наиболее ценимы членами группы? Каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками в группе? Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал? Есть ли в классе устойчивые микрогруппы? Каковы взаимоотношения внутри каждой микрогруппы? Конфликтны они или позитивны? Есть ли и каковы взаимоотношения между микрогруппами? По каким принципам образованы микрогруппы (что объединяет ее членов)? Каким образом организованы отношения между теми, кто не вошел в микрогруппы? Каковы взаимоотношения между членами различных микрогрупп и теми, кто в них не вошел? Много ли в группе взаимных выборов и отвержений? Как выглядит система отвержений? Есть ли в ней «козлы отпущения»? Есть ли и как много противоречивых выборов? Каковы взаимоотношения в группе популярных? Каковы взаимоотношения между популярными и непопулярными? Каковы взаимоотношения между непопулярными членами группы? На кого из высокостатусных они в большинстве своем ориентированы? Соответствуют ли выявленные в эксперименте эмоционально-личные отношения действительным отношениям в классе? Чем объясняется положение «изолированных учащихся? Чем обусловлено наличие обусловленных группировок в классе? Какова роль группировок в жизни класса? Какое психолого-педагогическое воздействие необходимо по отношению к данным группировкам?
В отдельных случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали. Причин непопулярности также может быть немало. В одних случаях - это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих одноклассников. В других - бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.
Полученный в результате эксперимента материал может служить психологическим основанием для воспитательной работы с коллективом и отдельными учащимися (как «звездами», так и «изолированными»). В соответствии с результатами необходимо наметить и провести конкретные педагогические мероприятия, которые могут реально повлиять на повышение социометрических статусов отдельных учащихся и на позитивное изменение межличностных отношений в классе в целом. Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два - три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.
1. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск: Народная Асвета, 1984. – 239 с. 2. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-СПб: Питер, 1999. 416 с. С.139-193. 3. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2008.
Date: 2015-09-25; view: 765; Нарушение авторских прав |