Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






САВИЦКИЙ Петр Николаевич





(1895-1968) — географ и экономист, идеолог евразийства.

Евразийство ¾ идейное и общест­венно-политическое движение рус­ской эмиграции 20 — 30-х гг. XX в. Главными представителями евразий­ской мысли являлись Н.С. Трубецкой (1890¾1938), П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин (1882¾1952), Г.В. Флоровский (1893¾1979) и др. Евразийцы пытались обосновать раз­витие России как особой цивилиза­ции — Евразии — нового историко-культурного и геополитического фе­номена. Евразийцами было разрабо­тано учение об идеократическом государстве с


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 831


 


«единой культурно-государ­ствен-ной евразийской идеологией правящего слоя», выдвигаемого путем отбора из народа.

В 1921 г. вместе с Н.С. Трубецким Савицкий возглавил евразийское дви­жение. На протяжении десяти лет его истории был редактором евразийских изданий, в которых ему принадлежат исследования по вопросам экономики и геополитики.

Основные работы П.Н. Савицко-го ¾ «Географические особенности России. Часть 1 -я. Растительность и почва» (1927), «Россия — особый географический мир» (1927) и др.

САРТОРИ Джованни (1924) ¾ ита­льянский политолог.

Начиная с 60-х гг. приобрел проч­ную репутацию одного из крупнейших специалистов по теоретическим про­блемам политологии,и, в частности, по теории демократии. Сартори ¾ автор ряда сравнительных исследова­ний политических систем Италии и других стран Запада, политических институтов, политического поведения в демократических странах.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853¾1900) ¾ религиозный фило­соф.

Наиболее полно политико-право­вые взгляды Соловьева сформулиро­ваны в «Оправдание добра (1897) и «Право и нравственность» (1897).

Своей концепцией «все-единства», Соловьев отстаивал неразрывную связь права и государства с религиоз­но-нравственными ценностями, с Духом Христовым. Он видел в госу­дарстве и праве необходимые средст­во и форму для осуществления «абсолютной­


идеи», что не позволяло сво­дить право к торжеству чьих бы то ни было интересов, а государство ¾ к грубому насилию. Таким образом, в религиозно-нравственной систе-ме Соловьева не государство создает право, а само государство является воплощенным правом. Для того чтобы быть деятельно нравственным, госу­дарство должно иметь нравственное начало, быть свободной теократией.

К.Н. Леонтьев назвал Соловьева «самым блестящим, глубоким и ясным философом-писателем в со­временной Европе».

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (1772¾1839) ¾ граф, политический мыслитель, теоретик законодательст­ва, государственный и общественный деятель.

Оценивая деятельность М.М. Спе­ранского как идеолога реформ и поли­тического деятеля, В.В. Леонтович пишет: «Сперанский вообще мало ин­тересовался чистыми идеями, их тео­ретическим обоснованием и общест­венной проповедью. Весь интерес его направлен был на практическое осу­ществление тех принципов, которые он считал правильными. Поэтому он сосредоточивал все свое внимание на тех требованиях либерализма, кото­рые представлялись ему осуществи­мыми при данных обстоятельствах» (Леонтович В.В. История либерализ­ма в России (1762¾1914). М., 1995. С.94).

Проанализировав русскую исто­рию, Сперанский делает вывод, что Россия вполне подготовлена к приня­тию конституции. Его «План государ­ственного преобразования...» предус­матривал установление в России «истинной


832 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 


монархии», основанной на прочных «коренных» или «непремен­ных» законах. «Истинная монархия» в понимании Сперанского — это не только цель, но и средство государст­венных преобразований.

Считая государственный строй России деспотическим, Сперанский призывал Александра I к установле­нию конституционной монархии «сверху» путем реформ и предлагал разнообразные конституционные проекты. Их суть: 1) царь назначает аристократов-сановников в Государ­ственный совет (типа палаты лордов) как законосовещательный орган при императоре; 2) обязательное разделе­ние властей: исполнительная ¾ у Со­вета министров, законодательная — у Государственной думы сверху донизу (от центральной до губернской, уезд­ной и волостной), которая должна быть выборной на основе имущест­венного, а не сословного ценза; 3) су­дебная власть — тоже сверху дони­зу — должна быть выборной во главе с Судебным Сенатом.

Идеи Сперанского о создании вы­борных дум и реформе суда не были осуществлены, ему удалось лишь пре­образовать систему министерств, просуществовавших до 1917 г., и со­здать Государственный совет. Он начал формирование просвещенной русской бюрократии, осуществил не­которые церковные реформы, при Николае I впервые провел кодифика­цию русских законов, составил проект конституции Финляндии.


Реализация проектов Сперанского растянулась во времени: частично их осуществил его ученик Александр II, а ограничение верховной власти «на непременном законе» опоздало на сто


лет и было произведено только при Николае II.

СТРУВЕ Петр Бернгардович (1870¾1944) ¾ крупный русский теоретик консервативного либерализма и практический политик - член ЦК ка­детской партии, депутат II Государст­венной Думы.

Либерализм Струве, как он не­однократно подчеркивал, основыва­ется на философской идее индивидуа­лизма, идее «верховной ценности личности и служебного значения со­циального организма».

Струве был ярко выраженным го­сударственником. Его этатизм пре­терпел определенную и довольно зна­чительную эволюцию. В своих первых работах русский мыслитель в полеми­ке с марксизмом подчеркивает, что го­сударство является не только органи­зацией господства (таковым «оно яв­ляется в обществе, в котором подчи­нение одних групп другим обусловли­вается его экономической структу­рой»), но и организацией порядка. Позже он отказывается от данной трактовки, считая, что сущность госу­дарства составляет «текучее общест­венно-правовое отношение между людьми».

В 1908 г. Струве приходит к при­знанию особой, мистической сущнос­ти государства. Он пишет, что мистич­ность государства заключается в том, что власть государства над людьми об­нару-живается в их подчинении отвле­ченной для большинства идее внеш­ней государственной мощи, причем подчинении не внешнем, а внутрен­нем, моральном, признании государ­ственного могущества как общест­венной ценности.


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 833


 


Таким образом, государство, со­гласно Струве, представляет собой надклассовую организацию, имею­щую всеобщий общественный харак­тер, стоящую выше общества, госу­дарство — своего рода «соборная» личность, стоящая выше всякой лич­ной воли.

Власть в концепции П.Б. Струве «не есть просто необходимое орудие упорядочения общежития, средство рацио­нального распорядка общественной жизни», она также носит мистический характер. Он определяет власть как «орудие внешней мощи государства», и в качестве такового «она держит в подчинении себе людей».

Струве заложил принципиальные основы «либерально-консервативного миросозерцания», руководствуясь по­нятиями середины, меры, объединяю­щими в равновесии государство и на­цию, власть, ответственность и свободу.

Основные работы Струве — «Марксова теория социального раз­вития» (1905), «Идеи и политика в современной России» (1907), «Раз­мышления о русской революции» (1921) и др.

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844¾1886) — политический мыслитель, публицист, член руководимого С.Г. Нечаевым тайного общества «Народная расправа», издатель жур­нала «Набат», представитель блан­кистской ветви народничества.

Политическая концепция Ткачева была сформулирована в ряде его ста­тей и критических рецензий: «Задачи революционной пропаганды в Рос­сии» (1874), «Революция и государ­ство» (1876), «Народ и революция»


 


(1876), «Анархическое государство» (1876), «Революция и принцип наци­ональности»(1878).

Как и анархисты, Ткачев считал, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедлен­но, поскольку для этого есть все усло­вия: общинный уклад, отсутствие со­циально-экономических корней у го­сударства и наличие «коммунистичес­кого инстинкта» у русского народа. Но, в отличие от Бакунина, он не верил в революционную силу крес­тьянских масс, считал их пассивной, консервативной социальной силой.

Полемизируя с анархистами, Тка­чев в противоположность последним доказывает, что власть — не причина существующего социального зла, а лишь его необходимый результат. Он отрицает укорененность политичес­кой власти в экономической жизни русского народа, считает, что она «не воплощает в себе интересов какого-либо сословия» и «только издали ка­жется силой». Отсюда вытекает вывод о легкости, с которой можно сломить этот колосс на глиняных ногах, «ничтожную кучку автокра­тов».

Лозунгом русского бланкизма был призыв к революции во имя народа, но без него. Идея насильственного унич­тожения существующего государст­венного устройства аргументирова­лась им наличием особого права рево­люци-онеров на осознание народного идеала и его осуществление. «Ни в на­стоящем, ни в будущем народ, сам себе предоставленный, не в силах осу­ществить социальную революцию. Только мы, революционное меньшин­ство, можем это сделать, и мы должны это сделать как можно скорее», ¾








Date: 2015-09-25; view: 1288; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию