Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Степень научной разработанности темы





Проблема архитектурного пространства тесным образом связана с градостроительством (Urbanplanning), урбанистикой, городским планированием. Самые известные градостроительные концепции – это «город-сад» Д. Говарда, «лучезарный город» Л. Корбюзье, «город красоты» Д. Бернема.

Идея «Город-сад» заключена в создании парка в центре города, окруженного жилой зоной в виде малоэтажной застройки с приусадебными участками. Промышленность и сельхозугодья выносились на периферию.

Концепция «Лучезарный город» предполагает создание гигантских стеклянных небоскрёбов - башен в центре города, огромных автомобильных развязок, огромного парка в другой части города, сети промышленных предприятий, соединённых магистралями. В этом городе каждому жителю гарантирована необходимая порция солнечного света и все блага современной цивилизации. Идея Л. Корбюзье стала популярна среди сторонников перемен, радикальной ломки городского облика для приспособления пространства к идеальному городу будущего.

«Город красоты» содержал в себе идею создания монументального центра, средоточия красоты, порядка, гармонии.

Данные концепции представляли архитектурное пространство в чистом виде без анализа их воздействия на сознание человека, на его комфортность существования. Джейн Джейкобс глубже проанализировала взаимодействие архитектурного пространства и субъективного благополучия человека. Представительница антиурбанизма Дж. Джейкобс провела пространственный анализ городских районов, парков, дорог и попыталась выявить основные причины большей криминализации, безопасности, комфорта в зависимости от особенностей функционирования среды. Автор в работе «Жизнь и смерть больших американских городов» выступает с резкой критикой любой теории урбанизма, массового переустройства городов без учета реальных потребностей людей. Она отмечает, что городам не хватает в первую очередь не чистоты, проблема города заключена в стандартизации, стремлении к масштабным реконструкциям, однообразных способах функционирования городов. Задача города - соединение пространства для людей с различным социальным статусом, социальными ролями и положением.

Личностный характер социального пространства изучается в философских исследованиях Ф. Фукуяма, П. Бурдье, М. Фуко. Во взаимоотношениях человека и государства, центральное место занимают институты социализации. Они формируют мотивы и взаимоотношения людей друг с другом. Такие понятия, как дисциплинарное пространство, доверие, нравственность, поле пересечения взаимных интересов людей важны в понимании социального пространства.

Важнейшим элементом является креативный город, который может оказывать влияние на счастье и благополучие человека.

Объектом исследования является архитектурное пространство как особая сфера общественной жизни и сознания человека, предполагающая(имеющая) определённую структуру коммуникации и особые методы реализации морального сознания.

Предметом исследования является этическое измерение архитектурного пространства, которое конкретизируется через социальное пространство (ценности, норм морали, комфорт, субъективное благополучие и чувство уверенности в завтра или определённую перспективу).

Целями данной работы являются:

1) Характеристика архитектурного пространства через её функции и воздействие на сознание человека и общество. Каким образом архитектура может подавлять человека,а как она способствует его субъективному благополучию

2) Показать,каким образом реновация архитектурного пространства, приспособление её в среду, удобную для жизни способствует счастью и благополучию человека

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- показать, что общее состояние архитектурного пространства зависит от соотношения индивидуальной и общественной сферы жизни человека;

-рассмотреть влияние соотношения индивидуальной и общественной сферы жизни человека на общее состояние архитектурного пространства

Или- рассмотреть взаимное влияние между индивидуумом и спроектированным для него архитектурным пространством

- изучить зависимость архитектурного пространства от точек пересечения интересов людей, использующих его;

- понять, каким образом архитектурное пространство воплощает наши представления об окружающем нас мире

-проанализировать взаимоотношение пространства и времени, будущего времени в настоящем времени, определяющим облик архитектурного пространства

-рассмотреть зависимость благосостояния от визуального образа, создаваемым архитектурным пространством

- изучить архитектурное пространство как отражение социальных изменений

Теоретико-методологической базой исследования организации жизненной среды послужили концепты экзистенциализма (бытийный и бытийно0осмысляющий подход в архитектуре), холизма (единство человека и среды), феноменологии (субъективно-чувственный подход к пониманию пространства индивидом), аксиологии (культурные ценности), синергетики (альтернативность развития и самоорганизации пространства), виртуалистики (новые пространственно-временные феномены).

Основной гипотезой исследования стало предположение о принципиальной обусловленности ухоженного архитектурного пространства, которое является внешним отображением высокого уровня субъективного благополучия (счастья) живущих людей на определённой территории.

С этим связано и основное положение, выносимое на защиту:

Наряду с обостряющимися культрно-пространственными проблемами созрели научные предпосылки для развития соответствующих подходов к их решению. Накоплена масса знаний по антропологии, культурологи, философии, этики, эстетики, психологии, семиотике. Ярко проявляются современные тенденции в представлении, организации и изучении пространства (концепции экзистенциального и феноменологического, виртуального и этнического, классического и постнеклассического пространства). Этот материал требует осмысления, систематизации и интегрированного применения в архитектурном проектировании. Следует акцентировать внимание на гуманитарных ценностях, единстве бытия человека и природы, целостности мира и человека. Для изучения динамики субъективного благополучия человека в пространственной среде необходимо проследить аспекты изменения пространственных представлений, системы ценностей, концепций формы и категорий. Субъективное благополучие человека формируется под влиянием многих факторов, прежде всего социальных.

Структура работа подчинена логическим требованиям к раскрытию заявленной темы: она состоит из введения, 3 глав и заключения. В 1 главе мы постараемся дать общую философскую характеристику архитектурного и социального пространства через функции и особенности. Во 2 главе предпринята попытка раскрытия понятий счастья и комфорта, зависимости друг от друга. В заключительной главе представлены основные примеры ухоженного и неухоженного пространства. Мы также дадим характеристику самого окружающего его социального пространства, как реализовывается комфорт, безопасность в архитектурном пространства с различной степенью ухоженности.

Апробация работы заключается в изложении некоторых её идей в тезисах для выступления на международной конференции студентов,аспирантов, молодых учёных на «Ломоносов- 2013».

 

 

АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО - эстетическая категория, характеризующая свойства пространства, искусственно созданного с помощью средств архитектуры[1].

Большое влияние на формирование содержания понятия Архитектурного пространства оказал Платон. Его попытка найти онтологический статус геометрических объектов впервые приводит к понятию геометрического пространства — некоего среднего между идеями и чувственным миром. Формы четырех правильных многогранников (Платоновы тела) он приписывает частицам, из которых состоят элементы материи (земля, огонь, воздух и вода). Многогранники Платона суть формы определенным образом организованного пространства. Более того, Платон подмечает, что все правильные многогранники состоят из равносторонних и прямоугольных треугольников. Эти два типа треугольников и есть, по Платону, предельные элементы или буквы мира вещей[2]. Примером структурного космизма в платоновском смысле может служить здание Пантеона в Риме: диаметр купола равен высоте сооружения, в целом оно — шар, наполовину погруженный в цилиндр. Эта форма создала Пантеону славу модели мира и символа абсолютного совершенства. Архитектурной интерпретацией пифагорейско-платоновской традиции миропонимания служат геометрические начала архитектуры: канон «золотого сечения», различные теории пропорций и геометрических соотношений, т.е. всевозможные искания количественного, структурного выражения гармонии мира в искусственно создаваемых архитектурном пространстве

Для средневековья самым важным было соблюдение определенного порядка, определенной техники размышления и построения рассуждения. Это же будет основным и для представлений об архитектурном пространстве. Открытые еще античностью пропорции безусловно использовались в реальной практике средневековыми архитекторами, но уже не в качестве определяющего метода, а в качестве вспомогательного средства. Многие принципы схоластической философии были полностью воплощены в пластике средневекового собора.

В эпоху Возрождения начинает утверждаться мысль, что созданный Богом мир может быть несовершенен в конкретных своих проявлениях, выражается интерес к выявлению идеальных антропоморфных пропорций и к реальному воплощению их в архитектуре. В период Возрождения возникают идеи о необходимой обозримости архитектурных построений. Восприятие человеком архитектурного пространства должно быть упорядочено, организованно, направлено, акцентировано. Например, значимые здания в городе должны быть показаны наилучшим образом, со всех сторон их должно окружать художественно организованное архитектурное пространство. Обращение к зрительному образу как основному критерию качества архитектурного пространства было характерно для этой эпохи. Многие мастера Возрождения пытались выяснить возможности корректировки зрительного восприятия. Сами по себе идеи упорядочения, геометризации городских планов возникли именно в эпоху Возрождения. Ренессанс стал поворотной точкой в эволюции представлений об архитектурном пространстве города в европейском художественном сознании[3].

Если для архитектуры Возрождения вся сила художественного воздействия архитектуры заключалась в статике сооружения, то далее в организации архитектурного пространства начинают преобладать представления о непрерывности, бесконечности иной, динамичной картины Вселенной. Отличительной чертой математики Нового времени является стремление понять природу движения, обусловленного формулировкой закона инерции. Самым простым в этом контексте, а значит, совершенным оказывается не круговое, а прямолинейное движение. В системе метафизических размышлений прямолинейность приобретает ценностный смысл: прямолинейное — хорошее (от Бога), криволинейное — дурное (от самой материи). В конце XVII в. представление о бесконечности прямой линии применялось как средство достижения художественного эффекта.

Второй важнейшей особенностью архитектурных построений Нового времени является осознание принципиальной возможности построения и восприятия больших архитектурных пространств по единой схеме, которая восходит к представлениям Декарта о том, что можно описать все в мире с помощью единой системы. Методы королевской Академии архитектуры, открытой в Париже в 1671 г., складывались под влиянием Академии наук: дух исследования и познания причин явлений распространяет свое влияние и на архитектуру. Красота рассматривалась как один из аспектов архитектуры наряду с прочностью и удобством, и правила, касающиеся красоты, создавались таким же образом, как и предписания, касавшиеся прочности и удобства - путем логических рассуждений. (К середине XVIII в. мастерство составления плана считалось едва ли не главным достижением классической традиции во французской архитектуре.) Согласно правилам Академии, красота рассматривалась как функция геометрических компонентов архитектуры: чем более части формы удовлетворяют единым математическим условиям, чем меньше требуется допущений, тем прекраснее форма. Так определяемая красота архитектурного пространства считалась тождественной пониманию, которое достигается с помощью разумных правил соответствия пропорций архитектурного пространства реальным возможностям их наблюдения и восприятия. Декартовское положение о существовании единой системы описания мира предоставило архитектуре возможность описания и построения пространства как строгого, четкого, ясного для прочтения в процессе восприятия.

В дальнейшем в философские концепции архитектурного пространства вводится субъект, который наделяется все большими возможностями. Так, пространство для субъекта, по Канту, существует только в акте его восприятия и никак иначе. В дальнейшем ни философия, ни искусство уже не смогут игнорировать этот факт.

Многие идеи классической немецкой философии были активно восприняты романтизмом. Романтизм впервые наделяет город и его архитектурное пространство статусом субъекта. Будучи осознан как субъект, город наделяется соответственно всеми атрибутами субъекта: дуализмом души и тела, непредсказуемостью поведения, родовой памятью и пр. Отсюда сквозной мотив поиска «городской души», тянущийся от романтиков до Шпенглера[4] и дальше. Впоследствии образ города, порожденный художественным сознанием романтизма, восстает против своего творца — уже XIX в. создает образы города-монстра, города-тирана, города-убийцы. (Например, классическая русская литература XIX в. дает немало ярких примеров противостояния города и человека.) Человек начинает мучительно искать формы контакта и сосуществования с так понимаемым городом.

Открытая философией проблематика субъекта оказывается определяющей для мыслителей XIX в. Кроме того, важно то, что середина XIX в. считается временем основания психологии как науки. При проектировании архитектурного пространства зодчий теперь учитывает самые разные психологические аспекты его восприятия.

В начале XX в. в философии вновь возникает интерес к описанию пространства как такового. Новое понимание пространства, оказавшее влияние на искусство XX в., дает М. Хайдеггер, определяя его как «высвобождение мест» для «человеческого обитания»[5].

С учетом изменения представлений об архитектурном пространстве для градостроителя важно не столько расположить в проектируемом пространстве правильно построенные здания, сколько предоставить определенные возможности для проживания человека. Основной задачей становится не навязывание какой-то идеальной схемы, архитектурное пространство становится операциональной категорией. Изменчивость становится характерной чертой любого представления о нём.

Каковы функции архитектурного пространства:

1) Архитектурное пространство как способ самоидентификации человека.

Разнородные архитектурные объекты выступают как единое архитектурное пространство, главным содержанием которого является человек. Архитектурное пространство может быть определено как одна из форм проявления социально-культурной самоидентификации, мироотношения.

Благодаря целенаправленному преобразованию окружающего мира посредством человеческой деятельности, уникальный архитектурный ландшафт является частью национальной самоидентификации, культурного самоопределения, самоотождествления с территорией. Люди возводят постройки, наполняя их смыслом и делая их символами чего-то, а те, в свою очередь, обладают способностью воздействовать на каждого и всех, идентифицируя с нацией, ее культурой, историей и менталитетом.

Архитектурное пространство дает этический опыт, позволяющий приобрести ценности конкретного социально-культурного пространства в архитектурной форме. Именно тогда архитектурное пространство становится выразителем такого духовного понятия как Родина.

2) Город как пространство передачи информации.

Передача информации осуществляется через наличие архитектурных украшений, сложности построек, их большего разнообразия цветового оформления, порождающих потоки ассоциаций в сознании индивида. Оформление постройки порождает индивидуальную истории личности, связанную с домом и пространством. Авторство дома возникает в определённых узорах, рисунках на фасадах, в результате чего само пространство становится менее однородным и более насыщенным событиями, после чего это пространство можно более интенсивно использовать[6]. По особенности и уникальности всякого архитектурёного пространства можно получить представление об образе жизни конкретного владельца дома. Современный человек, посетивший улицы, переулки и площади, пережившие свое время, может воссоздать социальный мир, который живущие тогда люди создали, и он «застыл» в архитектурных формах.

3) Архитектурное пространство как отражение социальных проблем

Нагрузки на окружающую среду приближаются к максимальным. Природа начинает вытесняться из города техникой, коммуникациями, оборудованиями, постройками. Местам просвещения и культурного отдыха отводится меньшая доля, и, как правило, подобные территории носят в большей степени развлекательный характер. Современная ситуация в обществе обострила противоречия с одной стороны - высокие технологии проектирования и организации среды, повышения ее комфортности и чистоты, санитарно-экологического контроля и мониторинга, создание чистых и безотходных производств, экологически совершенных архитектурных и ландшафтных решений, с другой - интенсивное развитие рыночных отношений, истощающее ресурсы, наличие опасных производств и технологий, непрестанное загрязнение и деградация среды, что ведет к предельным состояниям: переуплотнению, загрязнению и деформации.

Физическое загрязнение вызывает ухудшение санитарно-гигиенического состояния среды. Визуальное, акустическое и энергоинформативное - отрицательно влияют на психическое и социальное благополучие населения, вызывает стресс. Уплотнение, связанное с заполнением пространства застройкой, техникой, людьми, имеет физические и психологические пределы. Это превращение двора в колодец, улицы - в загазованные ущелье, сжатие персональных и групповых пространств в результате увеличения численности жителей на единицу площади. Неограниченное потребительство, диктат заказчика вызывают сокращение социального «очеловеченного» пространства Запредельные состояния создают угрозу для жизни и здоровья людей.

Заброшенные территории, успешные районы, пространство административных учреждений, торговли, развлечений обусловлены балансом интересов индивидов. Данное определение позволяет обратиться к работе М. Вебера «Город», в котором город выступает как пространство экономической деятельности[7].

Социально-культурные проблемы отражаются в организации архитектурной среды. «Пространственное загрязнение» проявляется в хаотичной застройке, наличии временных несанкционированных объектов, формирующих «утильпространство».(Колхас Р. Пространство изгнания: Искусство кино.- 2010. - № 11.- С.105 - 111:ил.(Шифр И 24/2010/11) Проблема переуплотнения находи выражение в нарушении естественных границ территории субъектов и социальных групп, в нарушении оптимальных дистанций между элементами застройки, художественно-эстетическая деградация – в потере связности фрагментов пространственной среды, проблема здоровья – в нарушении санитарных норм, экономические проблемы – в дефиците и удорожании наземных участков.

4) Архитектурное пространство как аспект соприкосновения с временем

«Время - не друг, не враг, а среда обитания. Годы меняют цвет сооружению, эпохи-контекст, погода-фон, как и всё живое, архитектура стареет, умирает, возрождается».

Личность в архитектурном пространстве может находиться в разном состоянии: «вчера» или в прошедшем времени, «завтра» или в будущем времени. Под понятием «личность» понимается субъект деятельности, цель которого - состояться в жизни в качестве творческой личности, которая не станет на своём жизненном пути винтиком в совершающемся процессе общественных отношений. Это фигура человека-творца, художника, личности, состоявшегося в окружающем пространстве (geniusloci).

Можно утверждать, что архитектурный фон в различных пространствах находится в различном состоянии. Он может успешно сосуществовать с современностью и это является прямым катализатором успешного или проблемного экономического развития и человеческого потенциала. Определённые пространства, такие как Детройт, остаются в прошлом времени, которые являют собой отголоски, призраки былого экономического подъёма и символа «американской мечты». Или польский город Лодзь показывает нам былую историю прошлого индустриального города.

Абсолютно обыденное понятие, как «ухоженность окружающего пространства» формулирует наше представление о прошлом или будущем (отношение к будущему времени, это современный город в Эстонии, Финляндии, Германии). Отношение (обращённость) к прошлому - это черта многих российских, восточноевропейских городов. Большое влияние оказывают обращённость в прошлое или будущее время на общественном сознании, национальном менталитете. Именно подобные различия я хотел бы рассмотреть на примере статьи Г. Спенсера «Американцы» и А. Гениса «Пейзаж».

Американец, по мнению Г. Спенсера, «страстно преследует будущие блага, он не замечает того блага, которое им представляет сегодняшний день, и, когда это будущее благо будет достигнуто, он пренебрегает им, устремляясь снова в погоню за другим, ещё более отдалённым благом. Переход от обычной инертности к постоянной деятельности. Небоскрёбы являют собой символ будущего, символ развития, прогресса, достижения[8]. Труд стал основой возникновения Америки. Это прослеживается и в наблюдениях А.Гениса, который полагал, что «у русских в сознании превалирует прошлое, потом будущее и только потом настоящее время. В сознании американцев сначала труд, потом настоящее время и только потом прошлое»[9].

Прошлое в «Пейзаже» порождает тоску, уныние, однообразность, отсутствие диалога с современником, представителями последующих поколений. Это прошлое не вызывает восторженного восхищения, это больше прогулка по заброшенностям и архитектурой, покрытой временем. Отсутствие живого прошлого может порождать дисциплинарное пространство в понимании М. Фуко, идея которого для его обитателей - подчинение и примирение с окружающей реальностью, в ментальном зрительном восприятии, которое просто не может ухватиться за уникальное.

В российском пространстве получается, что прошлое ушло, оно же вовлекает в себя жителей, которым оно задаёт цели в жизни, побуждая их принимать данное. Дисциплина проявляется в несоответствии индивидуального и общественного пространства. Индивид благоустраивает только непосредственно принадлежащую ему частную площадь, а уже общественное остаётся без внимания. Деятельность в будущем, в первоначальном восприятии будущего требует ломки, приспособления под цели окружающего пространства.

Такие образом, российское пространство требует отхода от понятия «вчера», от этого первоначального восприятия реальности, пробуждения индивидуальной деятельности и целеполагания человеческой жизни потребует от этого внедрения именно «будущего» в архитектурное пространство, которое бы стало спутником возникновения человека - творческого.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО — термин, введенный П. Бурдьё в работе "Физическое и социальное пространство" (1990) для обозначения абстрактного пространства, конституированного ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала. Социальное пространство может также восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях. Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг. Распределения благ и услуг, соответствующих различным полям, накладываются друг на друга, следствием чего является концентрация наиболее дефицитных благ и услуг, а также их владельцев в определенных местах физического пространства, противостоящих во всех отношениях местам, объединяющим наиболее обездоленных. Причем места скопления дефицитных благ не могут рассматриваться иначе, как в соотношении с местами, лишенными этих благ.

Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее точно и четко. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным. Физическое пространство - это социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии, объективация прошлых и настоящих социальных отношений.

Социальные агенты, а также предметы, обозначенные как собственность агентов, помещены, согласно Бурдье, в некое местосоциальное пространства, которое может быть охарактеризовано через его позицию по отношению к другим местам и через дистанцию, отделяющую это место от других. Социальное пространство стремится преобразоваться более или менее строгим образом в физическое пространство с помощью искоренения или депортации некоторых людей. Социальное пространство вписано одновременно в объективные пространственные структуры и в субъективные структуры, которые являются отчасти продуктом инкорпорации объективированных структур.

Места и площади, присвоенного физического пространства обязаны своей дефицитностью тому, что они являются целями борьбы, происходящей в различных полях. Эта борьба может принимать как индивидуальные формы (пространственная мобильность, внутри- и межпоколенная мобильность), так и осуществляться на коллективном уровне.

В работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» показано, что преступники - это не ремесленники, не пахари, не работяги, которые думают о работе, что их кормит, а лентяи, предающиеся попрошайничеству.

Идея трудовой Состояние города изменяется при переходе от большей персонификации власти к меньшей, когда в управлении участвует всё большее число граждан.

Зрелище отпадает при меньшей персонификации наказания, грань нормального смещается или размывается.

Искусство связать помыслы, надежды людей одной цепью, сформировать их собственные мысли и ожидания прочувствовать.

Дисциплина предполагает отгораживание, специализацию места, отличного от всех других (казармы, монастырь, крепость).

Принцип школы распространить на принцип города. Пустой и ветреный ученик был между двумя прилежными и серьёзными учащимися, а распутный между набожными. Также и в городе, неблагоприятный район между благополучными. Поэтому и точечная застройка способствует повышению и уменьшению депрессивности окружающего фона.

Проблематика архитектуры создаётся не для представления взору пышности дворцов, не для обеспечивания обзора внешнего пространства, а ради осуществления внутреннего контроля. Архитектура - средство преобразования индивидов, воздействие на тех, кто в ней находится. Управлять их поведением, доводить до них волеизъявления власти, делать их доступными для познания, изменять их. Камни могут делать людей послушными, знающими.

«Сталинки» в 30-начале 50-х гг. были средством поощрения лучших, наиболее отличившихся граждан (стереотипный образ «Москва-город для номенклатуры»). «Хрущёвки» - начала этапа удовлетворения именно уже массовых потребностей (с переселением в города из сельской местности), обещанием перехода к коммунизму. Архитектурный образ постсоветских городов диктует цели, реализованные в 60-е гг. после чего на начало 2010-х гг. по-прежнему остаётся старый образ в облике города, характерный для 60-х гг. (уже 50 лет)- идея Т-фордисткого города (завод - рабочие окраины), утилитаризм, одинаковость рабочих окраин. Постсоветский город лишился первого элемента - завода, моно-предприятия. Теперь эта принадлежность депрессивного города. Эволюция развития американских городов, перешедших после 70-х гг. от банкротства предприятий через стадию депрессивного города к этапу «торговый город». Это естественный эволюционный процесс теперь и в российском городе (в Белоруссии по-прежнему остаётся связка «моно-предприятие-город», первый элемент продолжает поддерживать население). Переход от этой диады возможен к виду: «туристический город-город» или «мелкий бизнес - город». Эстония, Польша реализовали этап к началу 10-х гг. XXI века модель «бизнес, мелкое предпринимательство, туристический город - городское поселение».

Если взять архитектурные факторы, влияющие на качество жизни к параметру социальной справедливости, что будет определять архитектурный облик города? Понятие «прошлое время», традиция, понятие «хрущёвка» как реализация идеи для начала 60-х гг. без заданных новых целей и задач. В экономической структуре на начало 10-х гг. XXI века ещё только начинается переход от структуры «бывшей, обанкротившейся завод-город» к модели «малое предприятие-город» (посмотреть статистику развития малого предпринимательства по регионам России). В архитектурном облике доминирует еле тлеющее христианское дореволюционное прошлое российского города и кварталы (районы рабочих окраин, окружающих бывших завод города). В отдельных российских городах христианское прошлое очень сильно проявляется (Ростов Великий, города Золотого кольца). Однако хрущёвский архитектурный фон начала 60-х гг. ещё сильнее. Он задаёт общую депрессивность вследствие краха или функционирующих на грани полной остановки предприятий индустриальной эпохи, заданных в 30-е гг., но проигравших из-за конкуренции и не имевших возможности перейти на рыночные отношения. Архитектурный фон подчинён бывшему заводу в отрицании разнообразия, отсутствия иных способов существования поселения (населённого пункта). Цели архитектурного фона «хрущёвок» реализованы, но сейчас (вплоть до настоящего времени) не поставлены новые задачи.

Какие задачи «хрущёвского» архитектурного пространства? Т-фордисткий город, вековое жизненное пространство только по линии «предприятие – город», на котором люди всю жизнь будут работать (статистика внутренней миграции в России по регионам в настоящее время и в 80-х гг.). Сейчас это работа вахтовым методом в крупных мегаполисах в поселения, потерявших «предприятие». Но по-прежнему ментально люди привязаны к параметру предприятие (заработок на вахте) – город (дом, хрущёвское архитектурное пространство). По-прежнему продолжается реализация форм крепостного права по принципу привязки к дому, постоянному месту жительства и пребывания. До 1917 года существовал параметр «человек – хозяин» (помещик, фабрикант) в 20-30-50-е гг. (человек – барак, колхоз, индустриальное предприятие), с 60-90-х гг. (человек - индустриальное предприятие),90-начало 10-х гг. XXI века (человек – потерянное индустриальное предприятие и вахта), с 10-х гг. XXI века (предположительно «человек - малый бизнес», но при малой мобильности).

Существование общины по историческому процессу (до 1861 года- крепостные крестьяне, до 1917 года- рабочие в бараках или деревенская община, 30-е гг.- колхозы и бараки, 60-е гг.- хрущёвки как реализация на новом этапе системы (хозяин, помещик, предприятие – зависимый человек, барак, рабочая окраина). 90-е гг. – потеря хозяина, замена хозяина вахтой.

В СССР была поставлена задача формирования нового облика, перехода к воплощению во всех сферах нового облика. При кажущимся отрыве от традиции, разрыва с ней не было. Радикальные ценности социализма в улучшении условий жизни work-class приводили к постановке новой цели «хрущёвок» начала 60-х гг. традиция происходила в отказе от ценностей верхов «прошлого» (в Англии верхи XV века согласно позиции NigelTaylor),а в СССР от верхов до 1917 года был отказ. Верхами могли стать «сталинки» 1930-х гг., они-то и служили своеобразным социальным лифтом в советском послевоенном облике (надписи «здесь с 1953 до 1960 года жил такой-то человек, писатель, поэт, военачальник»). У нас это символ своеобразной привилегии, то есть движение от верха вниз, а в Англии движение на слияние верха и низа. Поэтому, в целом, эволюция низа привела к построению массового низа на новом качественном уровне-уровеньхрущёвки, куда и были помещены примерно 100 миллионов человек. Здесь влияет именно «пирамида потребностей». Базовое физическо существование в реализации потребности найти место, где можно спать» (понятие одинаковости, отсутствия архитектурных излишеств, минимальное разнообразие в архитектурном облике).

Наличие квадратных метров на душу населения (J.Bater «TheSovietCity»). Данная таблица показывает отличие по советским регионам по обеспечению LivingSpace (квадратных метров), от Эстонии в 10,1 метров квадратных на душу населения, Латвии 10 метров квадратных, в РСФСР-8,1метр квадратных, Азербайнджан-6,5метров квадратных до Таджикистана с показателем в 6,1 метр квадратных на человека.

На момент 60-х гг. цели «хрущёвок» обеспечили низам жильё (попадание в верхи обеспечивало возможность получения жилья в «сталинке», как аналогу для дворца Кусково в конце XVIII века).в настоящее время, на момент начала 10-х гг. XXI века новое строительство стало аналогом попадания в верхи, которое очень выделяется на фоне общего депрессивного или полудепрессивногоархитектурного фона «хрущёвок». Через 30-40 лет именно из-за фактора оставления-ухода пространства, экстенсивного характера развития города произойдёт то, что эти новые территории, новые постройки постепенно будут утрачивать своё привилегированную функцию, становясь частью депрессивного пространства из-за продолжения цепочки деревня зависимых крестьян -деревенской общины - колхоза, барака – «хрущёвки» - начала нового строительного бума в 40-50 % российских городов во второй половине 2000-х гг- начала 2010-х гг. XXI века.

Возрождение преступника (человека, алкоголика, безработного) как общественного индивида.

Цель паноптикума, чтобы максимально меньшее число людей выпадало из общества. Надежда, перерождение личности из угрозы его становления маргиналом, люмпеном будет способствовать его тяге к управлению пространством.У владельцев большого культурного капитала больше шансов стать посетителями музеев, чем у тех, кто лишён этого. Символический капитал имеет самоценность, функционирует по типу великих имён.

Социальное пространство - поле экономического производства. Оно стремится преобразоваться в физическое пространство, взаимоперемещению позиций. Социальная квалификация в пространстве (почётное место, первенство)- верхняя/нижняя часть города, авансцены/кулисы, фасад/задворки, правая/левая стороны.

Социальная квалифицированное физическое место. Шансы специализации для различных обитателей этой зоны по материальным (деньги, частный транспорт) и культурным способностям присваивать имеющиеся у каждого агента (прислуга не имеет возможности присвоить себе блага и услуги, предлагаемые данным округом, что есть у хозяина).

Можно физически занимать жилище, но не жить в нём, если не имеешь требуемые вещи, начиная с соответствующего габитуса.Алжирские семьи, переселяясь из трущоб в престижный район, обнаруживает против ожиданий то, что они должны выполнять требования, предъявляемые пространством.

Габитус формирует место обитания через адекватное социальное использования этого места обитания, которое габитус побуждает из него делать.Очень далеки социально люди, оказавшиеся рядом в одном физическом пространстве.Навязывание социального употребления здания и оснащения, на него они проецируют собственные ментальные структуры.

Пространство негласно предъявляет требования своим обитателям (интеллигенция в сталинской архитектуре, художники в граффити, американский подданный мыслит покрасить дом, в котором живёт в России). Или калининградская область, Выборг при иноземной архитектуре стали носить печать российской повседневности или российская колония в Потсдаме восприняла немецкое отношение к пространству.

Социальный капитал требует пространства вместе с экономическим и культурным капиталами. Будучи не в силах изменить свой образ жизни, приспосабливаться к ритму, требованиям жизни респектабельного района человек опускает ценности «рублёвки», аркадии к себе по своей ценности и роли. Габитус - это несоответствие стиля жизни и дохода. Отношение к пространству в романе М. Булгакова «Собачье сердце».

 

 


[1]Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 37-39.

[2]Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 3. М.: «Мысль», 1994

[3] Кевин Линч Образ города М.:Стройиздат, 1982

[4]Освальд Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 2: Всемирно-исторические перспективы. Перевод с немецкого и примечания Маханькова И. И. М.:"Мысль", 1998

[5] Мартин Хайдеггер Время и бытие. М.:AdMarginem,1997

[6]http://archvuz.ru/2010_4/2

[7]Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ.ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.— (Социологич. мысль Запада).

[8] Г. Спенсер Опыты научные, политические и философские

http://society.polbu.ru/spenser_experiensesiii/ch14_i.html

 

[9] А. Генис Пейзажи

http://www.vavilon.ru/texts/prim/genis3-1.html

Date: 2015-09-25; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию