Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семьи, созданные благодаря гаметам от постороннего





8 Raboy B. Secrecy and Openness in Donor Insemination: A New Paradigm // Politics and The Life Sciences. 1993. № 12 (2). Р. 2-191.

Если считать семейный статус целью, то бесплодие мешает ее достижению. Впрочем, ныне бесплодным парам открыто множество путей для преодоления бесплодия. Для краткости я буду говорить только о парах, которым удалось обрести желанного ребенка. Главная этическая и психологическая проблема состоит в том, что таким родителям приходится решать, в какой мере следует, если вообще следует, делиться с ребенком информацией о том, как он был зачат. Без сомнения, наиболее острая проблема — репродукция с участием третьего лица. Эта дискуссия только недавно стала вестись открыто. Один автор охарактеризовал практику осеменения спермой донора, ИОД, как «... окутанную мраком секретности». 8

Используемая в этой области терминология порождает серьезные трудности. Мы уже говорили о некоторых из них, теперь же обсудим употребление слова «ребенок». Принято считать, что дети нуждаются в защите, и поэтому мы можем быть настроены по отношению к ним патерналистски или матерналистски. Однако, хотя когда-то все мы были детьми, став взрослыми, мы на многое смотрим иначе. Все чаще, чтобы избежать защитительных оттенков, предпочитают говорить «отпрыск», а не ребенок.

Представьте себе, если это вам удастся, что вам чуть больше двадцати и вы и ваш партнер обнаруживаете, что не можете зачать ребенка. Вы решаете использовать ИОД, поскольку именно оно является тем «лечением», которое вам рекомендовали. Какими были бы ваши мысли и чувства? Я полагаю, что многие стеснялись бы открыто и свободно обсуждать эту тему. Но это в значительной мере определялось той культурой, к которой вы принадлежите. Если бы вы происходили из народа маори, или из тихоокеанской страны, например, Самоа, или из некоторых культур Индии либо Африки, ваши установки и воззрения, вероятно, были бы отличны от тех, которые вы имеете, принадлежа к «западной» культуре, где доминирующая нуклеарная семейная система, вероятно, играет главную роль в сдерживании обмена знаниями личного или интимного характера.

9 Daniels K.R., Taylor K. Secrecy and openness in donor insemination // Politics & the Life Sciences. 1993. № 12 (2). Р. 155-170.

Я использую выражение «распределение информации» (information sharing) для описания взаимодействий между родителями и отпрыском касательно природы его зачатия. Прежде распределение информации между различными сторонами характеризовался такими словами, как закрытость, анонимность, конфиденциальность и т.п. Хотя эти слова имеют разные значения, все они так или иначе вращаются вокруг понятия «протекционизм» и, в некоторых случаях, «медицинский патернализм». Аргументы в пользу закрытости как основного требования при распределении информации обычно опираются на ту предпосылку, что закрытость хороша и нужна, поскольку защищает людей от нежелательной стигмы. При этом считается, что защита нужна тем, кто зачат с помощью гамет, полученных от постороннего; парам или женщинам, использующим ИОД; тем, кто предоставляет свои гаметы; медицинским работникам; наконец, самому идеалу «семьи». Приверженцы открытости утверждают, что закрытость изначально вредна, поскольку из-за нее один человек или группа людей имеют больше власти — распоряжаясь информацией, — чем другие, и что те, у кого нет этой власти, лишены своих прав и возможности удовлетворять свои потребности 9.

10 Snowden R., Mitchell G.D., Snowden E. M. Artificial Reproduction: A Social Investigation. L., 1983
11 Daniels K.R., Lewis G. M. Openness of Information in the Use of Donor Gametes: Developments in New Zealand // J. of Reproductive and Infant Psychology. 1996. № 14. Р. 57-68.

Проблема, с которой сталкиваются родители, состоит в том, что они должны решить, лгать ли своему отпрыску. Дети обязательно задают вопросы вроде «откуда я появился?» Как ответить на них, если были использованы гаметы от постороннего? Возникает искушение критиковать тех, кто в прошлом защищал закрытость, но нужно помнить, что значительную роль здесь играли установки общества по вопросам секса и мнение, что использование гамет постороннего человека сродни прелюбодеянию 10. Однако взгляды на закрытость меняются и, возможно, в Новой Зеландии более заметно, чем где-либо еще 11. В странах, где закрытость продолжает доминировать, существует много пар и доноров, которые не могут говорить с другими о возникших у них проблемах. Это также означает и то, что многие люди, зачатые в результате ИОД, не знают об этом.

Говорить об обмене информацией между сторонами — значит полагать, что между ними существуют какие-то взаимоотношения. Большинство же людей будет отрицать существование каких-либо взаимоотношений, например, между поставщиком гамет и отпрыском или между поставщиком и парой либо одинокой женщиной, получающей гаметы. Это тесно связано с традиционным подходом к ИОД, основанным на закрытости и обмане. Даже тогда, когда наличие таких взаимоотношений признавалось, они не рассматривались как несущественные. Мой опыт изучения установок и воззрений поставщиков спермы демонстрирует совершенно иное: многие очень интересуются результатом своего содействия и особенно тем, каково здоровье родившегося отпрыска. Некоторые, став старше, хотят встретиться с отпрыском.

Касаясь вопроса о взаимоотношениях сторон, следует также иметь в виду культурные факторы. Маори придерживаются мнения, что первостепенную важность имеют кровно-родственные узы. Для маори основополагающее значение имеет история семьи, уакапапа. Генеалогия человека определяет его позицию в обществе и то, как он воспринимается другими. Без знания ее маори не признают за соплеменником некоторые права, к примеру, право публично высказывать свою точку зрения в некоторых ситуациях. Поэтому вопрос о том, можно ли проследить генетических предшественников данного человека очень важен. То же самое встречается и в других культурах и обществах. Традиционная закрытость, окружающая ИОД, не принимает во внимание такого рода культурные особенности.

В центре споров о взаимоотношениях между сторонами стоит вопрос о том, что же на самом деле конституирует семью. В современных обществах считается, что в случае усыновления, кровные узы не являются самым важным фактором. Однако в том, что касается искусственного воспроизведения с использованием гамет от постороннего, общественное мнение только еще формируется.

Следующие две модели иллюстрируют возможные варианты распределения информации. В первой из них, которую можно назвать закрытой моделью, как хранители информации выступают профессионалы-медики, которые контролируют процесс. Вторая модель, которую можно назвать открытой, описывает более широкий круг субъектов, которые способствуют информационному процессу. Родителям и в этом случае приходится принимать решение по своему усмотрению, но они не подвергаются чрезмерному влиянию профессионалов и знают, что если взрослые отпрыски захотят получить информацию, то она будет доступна им — такая возможность интересует многих родителей. «Если я расскажу моему ребенку, и он захочет получить информацию о поставщике гамет, а она недоступна, это может создать проблемы».

И здесь очень важны культурные факторы. Опять же в Новой Зеландии сейчас нередки случаи, когда бесплодные пары получают гаметы от брата или сестры, а в некоторых случаях — от родителя. Такие люди часто называются «персональными», или «идентифицируемыми», «известными» донорами. Подобная практика существует и в некоторых странах Центральной Европы, где кровным узам придается особая роль. Можно напомнить и примеры, приведенные ранее, включая пример из Ветхого Завета.

12 Lasker J.N., Borg S. Secrecy and the new reproductive technologies // New Approaches to Human Reproduction: Social and Ethical Dimensions. Boulder, CO, USA, 1989. Р. 133-44.

В этой связи хотелось бы отметить два момента. Во-первых, лесбиянские пары не скрывают того, что касается зачатия отпрыска — их это, кажется, мало волнует. Возможно, отчасти это — следствие того, что они уже чувствуют на себе осуждение окружающих, и дополнительная стигматизация из-за ИОД не кажется им столь важной. Это может быть также связано и с их ожиданием того, что в будущем все равно придется давать объяснения своему отпрыску. Во-вторых, женщины, видимо, более склонны к открытости, чем мужчины 12. Следовательно, в этой области необходимо учитывать и гендерную специфику.

Date: 2015-09-22; view: 232; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию