Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гигиенические основы построения режима дня детей





Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятель­ности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возраст­ными особенностями включает следующие обязательные эле­менты:

• режим питания (интервалы между приемами пищи и
кратность питания);

• время пребывания на воздухе в течение дня;

• продолжительность и кратность сна;

• продолжительность и место обязательных занятий, как в
условиях образовательных учреждений, так и дома;

• свободное время, возможность обеспечить двигательную
активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элемен­тов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных реф­лексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (за­нятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «фи­зиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гиги­енически рациональном режиме дня предусматриваются до­статочное время для всех необходимых элементов жизнеде­ятельности и обеспечение на протяжении всего периода бод­рствования высокой работоспособности.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бод­рое настроение, интерес к учебной и творческой деятельнос­ти, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Эмо­циональное состояние ребенка, его радости и неудачи отра­жаются на процессах роста и развития. Психическая напряжен­ность, депрессии, психологическая травма всегда приводят к торможению роста. Такие психологически сложные для ребен­ка ситуации, как поступление в детский сад, ясли или шко­лу, могут затормозить рост на несколько недель. Полоса школь­ных неудач или семейных конфликтов может приводить к зна­чительному отставанию в росте. Это связано с включением при доминировании состояния тревоги и депрессии нейроэндокринных механизмов, блокирующих процессы роста детей.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста де­тей фактора режима дня. Первый — адекватная физическая под­вижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и переме­жающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов — сти­муляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возника­ющая, например, при переноске тяжестей, дает противополож­ный эффект — торможение роста. Поэтому врачи должны по­стоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

Вторым важным моментом режима дня является достаточ­ность сна. Именно во сне осуществляются все основные мета­болические и клеточные перестройки, определяющие форми­рование скелета ребенка.

В первые месяцы жизни центральная нервная система (ЦНС) отличается функциональной слабостью. Внешние раздражите­ли являются сильными для нервной системы ребенка и вызы­вают ее быстрое истощение. В связи с этим активное бодрство­вание ребенка осуществляется незначительное время (5—7 ч) и через каждые 1,5—2 ч ребенок засыпает. При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца форми­руется суточный ритм бодрствования и сна.

Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холод­ное и переходное время года.

В режиме дня младших (3—4 года) и средних (4—5 лет) групп детского сада предусматривается 12—12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем).

Продолжительность сна у детей школьного возраста меня­ется с возрастом и составляет:

• в 7—10 лет — 11—10 ч;

• в 11—14 лет — 10—9 ч;

• в 15—17 лет — 9—8 ч.

У значительной части учащихся отмечается недосыпание. Оно связано с ранним началом занятий в первую смену (8.30 и даже в 8.00) и соответственно ранним подъемом детей, а также с поздним отходом ко сну. Более позднее засыпание обусловлено продолжительным приготовлением уроков и дли­тельным просмотром телепередач, видеофильмов.

Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на выс­шую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмеча­ются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недо­сыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Общая продолжительность пребыва­ния на открытом воздухе детей 1-го года жизни должна со­ставлять не менее 5—6 ч в сутки. Кроме дневного сна на воз­духе, в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5—2 ч.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все ещё легкой истощаемостью клеток головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Программами воспитания и обучения в детском саду, одоб­ренными специалистами санитарно-эпидемиологической службы, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе — 10 занятий в неделю по 10—15 мин, в средней — 10 занятий в неделю по 20 мин, в старшей — 15 за­нятий в неделю по 20—25 мин; в подготовительной — 19 заня­тий в неделю по 25—30 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10—12 мин, в течение которых целесообраз­но организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

Сравнительно с более старшими группами малышам отво­дится больше времени для приема пищи, воспитания культур­но-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладе­вать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3—4 ч, а летом — весь день. В режиме детей средней группы длительность организованных занятий увеличивается и характер их несколько усложняется.

Для игровой деятельности отводится время утром (до завт­рака), во время прогулок в первой и второй половине дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвиж­ные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактичес­кие. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию активности, находчивости, смелости.

Особое значение имеют игры и прогулки на воздухе. Откры­тый воздух благотворно влияет на растущий организм: он ак­тивизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от кли­матических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе. В любых условиях в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки в первой и второй половине дня, общая продолжительность пребывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.

Дети дошкольного возраста учатся выполнять несложные обязанности. Их трудовое воспитание складывается из самооб­служивания, посильного участия в поддержании чистоты и порядка в групповом помещении и на участке, дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и животными в живом уголке (кролики, белки и др.). Дети с интересом и удоволь­ствием занимаются такой деятельностью, но она все же утом­ляет их. Поэтому интенсивная деятельность (вскапывание гря­док, поливка растений, расчистка дорожек от снега) должна продолжаться у детей средней группы не более 7—10 мин в день, у детей старшей группы — 15 мин. Продолжительность более легкой деятельности хозяйственно-бытового характера (уборка комнаты, мытье игрушек) может быть до 25—30 мин. В младшей группе дети выполняют более простые действия и в течение более короткого времени.

 

Date: 2015-09-25; view: 345; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию