Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЛАДИКАВКАЗ 2011г





Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

«Санитарно-гигиеническое обследование детских дошкольных учреждений»

методическое пособие

 

для самостоятельной работы по гигиене детей и подростков

для студентов педиатрического факультета

ВЛАДИКАВКАЗ 2011г.

Авторы:

 

Рецензент:

 

Утверждена ЦКМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии

2011 г. Протокол №


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· гигиенические требования к проектированию детских дошкольных учреждений;

· гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях;

· критерии готовности детей к поступлению в школу.

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • дать гигиеническую оценку проекту дошкольного образовательного учреждения;
  • дать гигиеническую оценку организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждений;
  • оценить готовность детей к систематическому обучению.

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М. Медицина, 2001 год. Гл. 7, С. 302-308, С. 313-325, Гл. 3, С. 104-120.

2. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М., ВУНМЦ, 1999.

3. Санитарное законодательство России. М., ФЦГСЭН РФ, 1999.

 

Дополнительная литература:

1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.

2. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986.

3. Физиология детей и подростков (под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной) М., 2000.

4. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела. – М. 1995.

5. Люшер М. Цвет вашего характера. – М 1997.

6. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. – М. 1973.

Нормативные документы:

1. МР № 08-14/3 от 22.04.82 от 22.04.82. Методические рекомендации «Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста».

2. № 11-14/4-6 от 25.01.84. Методические указания «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов».

3. № 01-19/31-17 от 17.03.86. Методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье».

4. № 08-14/4 от 27.04.82. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.

 


 

ГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ, ПЛАНИРОВКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поко­ления большое значение имеет гигиенически полноценная среда обитания, которая определяется благоустройством и са­нитарным состоянием образовательных учреждений. Гигиени­ческие требования к детским учреждениям базируются на дан­ных о физиологических изменениях в организме в результате взаимодействия его со средой с учетом возраста детей и под­ростков, особенностей организации учебно-воспитательного режима в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), школе, ПТУ.

ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Дошкольные образовательные учреждения организуются для детей в возрасте от 1 года до 7 лет и находятся в структуре органов образования. Проектирование и строительство ДОУ осуществляется с учетом следующих гигиенических принципов:

1) групповая изоляция в здании и на участке необходима в связи с большой восприимчивостью детей до 7 лет к инфек­ционным заболеваниям и отсутствием достаточной иммунной прослойки среди них. В соответствии с принципом групповой
изоляции каждая группа детей должна иметь полный набор помещений в здании и на участке;

2) обеспечение условий для двигательной активности по­зволяет удовлетворить большую потребность детей дошкольного возраста в движениях;

3) создание благоприятного воздушно-теплового режима необходимо в связи с относительно высоким обменом веществ при одновременном несовершенстве процессов терморегуляции;

4) обеспечение достаточного естественного освещения и инсоляции необходимо в целях профилактики нарушений реф­ракции, так как у детей дошкольного возраста не закончено формирование зрительного анализатора, а выполняемая зри­тельная работа достаточно велика. Воздействие лучистой энер­гии солнца, особенно ультрафиолетовой радиации, способству­ет полноценному росту и развитию организма;

5) создание условий для организации рационального питания.

Гигиенические основы проектирования дошкольных образова­тельных учреждений. В дошкольных образовательных учрежде­ниях дети получают физическое, интеллектуальное, нравствен­ное, трудовое и эстетическое воспитание в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также не­обходимые для их возраста знания и умения.

Наиболее массовыми типами дошкольных учреждений являются детские ясли-сады. Их максимальная вместимость — не более 14 групп, или 350 мест.

Земельный участок — неотъемлемая часть дошкольного уч­реждения. Он предназначен для игр, занятий и отдыха детей, что способствует укреплению их здоровья, нормальному росту и развитию. Участки дошкольных учреждений общего типа раз­мещаются, как правило, на обособленных земельных террито­риях. Радиусы обслуживания ДОУ в городах составляют 300 м.

Выбор участка для дошкольного учреждения должен про­водиться с учетом обеспечения необходимых санитарно-гиги­енических требований, инсоляции и аэрации территории. До­школьные образовательные учреждения размещаются в местах, где уровень шума не превышает 45 дБА. Оптимальным для ДОУ является размещение их внутри квартала при обеспечении удоб­ных подходов к зданиям со стороны прилегающих транспорт­ных коммуникаций. Если конкретные градостроительные усло­вия не позволяют осуществить это требование, защита детс­ких дошкольных учреждений от транспортных и иных уличных шумов обеспечивается различными градостроительными сред­ствами (экранами, выемками, кавальерами и т.д.), устройством звуко- и пылепоглощающего озеленения из густолистых дре­вонасаждений, елей и иных пород деревьев с плотной кроной. При надлежащей плотности посадок ширина защитной поло­сы должна быть не менее 20 м, а расстояние между полосой озеленения и стенами здания должно быть не менее 10 м.

На земельных участках дошкольных учреждений размеща­ются площадки — групповые, для занятий физкультурой, для выращивания овощных и ягодных культур, хозяйственная. Уча­сток дошкольного учреждения имеет четкое функциональное зонирование, при котором групповые площадки лучше мак­симально приближать к выходам из помещений этих групп: пути следования детей не должны проходить через хозяйствен­ную площадку.

Озеленение является важным компонентом благоустройства и средством формирования благоприятных оздоровительных условий на участке, оказывает непосредственное влияние на температуру воздуха, его влажность, солнечную радиацию, способствует ослаблению отрицательных факторов окружающей городской среды. Озеленение должно составлять не менее 50 % территории участка дошкольного учреждения. При строительстве новых зданий максимально сохраняются уже существую­щие зеленые насаждения. В площадь озеленения участка вклю­чаются площадь зеленых насаждений, газонов, цветников, огорода-ягодника и травяное покрытие групповых и физкуль­турных площадок. По периметру участка рекомендуется устраивать зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, а со сторо­ны улицы — не менее 6 м. Во избежание излишнего затенения помещений рекомендуется высаживать кустарник не ближе 5 м от здания, а деревья — не ближе 10 м. При озеленении допус­кается посадка фруктового сада.

Основными элементами участка являются групповые площад­ки, предназначенные для проведения игр и занятий на све­жем воздухе. При оборудовании должны учитываться возраст­ные особенности деятельности детей. При размещении груп­повых площадок должна обеспечиваться их удобная связь с выходами из соответствующих групповых ячеек и с общей физкультурной площадкой, должны исключаться пересечения путей движения различных групп. Групповые площади в рас­чете на одно место в детских дошкольных учреждениях обще­го типа рекомендуется принимать не менее 7,2—7,5 м2. Допус­кается игровые площадки для детей дошкольного возраста размещать за пределами участка.

Планировка групповых площадок предусматривает четкое зонирование территории с выделением зон для тихих игр, подвижной деятельности, свободных индивидуальных или кол­лективных игр. Зоны должны иметь соответствующее оборудование и покрытие территории. Зона тихих игр формируется в непосредственной близости от навеса. Зона подвижной деятель­ности детей предназначается для гимнастики и игр с мячом, должна иметь четкое ограничение оборудованием, располага­емым в основном по границе с одной или двух сторон. Покрытие площади в зоне должно быть из утрамбованного грунта. Зона свободных индивидуальных или коллективных игр должна располагаться в центре площади и иметь соответствующее оборудование для сюжетно-ролевых игр детей: «строители», «моряки», «шоферы» и т.д.

Для организации полноценного воспитательно-оздоровитель­ного режима на участках дошкольных учреждений необходимо предусматривать игровое оборудование, способствующее физи­ческому развитию детей и соответствующее их возрастным осо­бенностям. На участках должны быть оборудование для спокойных игр, подвижной деятельности, для сюжетно-ролевых игр, для игр с водой, малые архитектурные формы. Оборудование на групповых площадках компонуется в игровые комплексы, что позволяет более рационально использовать всю территорию площадки, высвободив площадь для подвижной деятельности.

Для обеспечения необходимых условий инсоляции и солнцезащиты на групповых площадках создаются две контрастные по режиму радиационные зоны — открытая и затененная. Для изоляции групповых площадок применяется зеленая изгородь из кустарников в одну полосу шириной 0,75—1 м. Рекоменду­емая высота зеленой изгороди групповой площадки 0,8 м.

Групповые площадки соединяются: кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, которую можно совмещать с проездом к зда­нию. На кольцевой дорожке, соединяющей групповые площад­ки, наносится разметка и устанавливаются дорожные знаки для обучения детей правилам поведения пешеходов на улице — создается предметно-пространственная среда, имитирующая городскую застройку, дорожную сеть с улицами, тротуарами, пешеходными переходами, перекрестками.

На групповых площадках раннего возраста и 1-й младшей группы лучшим является сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и мощения вокруг песочниц. Твердое плиточное покрытие устраивают перед те­невыми навесами и скамьями, так как трава в этих местах систематически вытаптывается, образуются углубления, кото­рые заполняются дождевой водой. На групповых площад­ках по местным климатическим условиям могут устраиваться навесы площадью 40 м2 для укрытия детей от атмосферных осадков или излишней солнечной радиации.

Обязательным элементом является встроенный шкаф для игрушек. Полы теневых навесов рекомендуется поднимать на высоту 10 см по отношению к уровню земли, чтобы его не заливало в сырую погоду.

Физкультурная площадка на участке дошкольного учрежде­ния предназначена для проведения утренней гимнастики, под­вижных игр, физкультурных занятий и праздников. Эту пло­щадку рекомендуется размещать ближе к групповым площадкам дошкольного возраста. Покрытие дорожки грунтовое.

Спортивная площадка для игры в волейбол, бадминтон, баскетбол, городки. По­крытие площадки грунтовое. Зеленая лужайка для подвижных игр в футбол, хоккей.

Зона с гимнастическим оборудованием и спортивными сна­рядами (игровой гимнастический комплекс). Покрытие площадки травяное. Яма для прыжков должна быть длиной не менее 3 м, шириной 1,5— 2 м, глубиной 30—40 см. Полосу препятствий рекомендуется устраивать на дорожке длиной 50 м и шириной 2,0—2,5 м.

Открытые плавательные бассейны для дошкольных учреж­дений свыше 250 мест используются в теплый период года для купания и закаливающих процедур, в холодное время как каток. Ванны бассейна размещаются на территории участка рядом с физкуль­турной площадкой. Для закаливания детей и игр с водой на участке могут ус­траиваться фигурные фонтанчики и водные забавы.

Площадку для выращивания овощных и ягодных культур располагать ближе к хозяйственной площадке. Площадка для выращивания овощ­ных и ягодных культур должна быть с расчетом ширины гря­док 60—70 см, а ширины рабочих проходов-дорожек — не менее 40 см.

На земельных участках детских дошкольных учреждений всех типов следует размещать хозяйственную площадку. Площадку рекомендуется размещать у границы участка со сто­роны входа в кухню и постирочную. Она не должна примы­кать к групповым и физкультурным площадкам. На хозяйственную площадку необходим самостоятельный въезд, изолированный от входа на участок. На этой площадке размещаются мусоросборники, ларь для хранения садового инвентаря. Площадка под мусоросбор­ники должна иметь кирпичную ограду высотой не менее 1,5 м. Хозяйственная площадка должна иметь асфальтовое покрытие. При смежном расположении участков нескольких дошкольных учреждений рекомендуется объединять хозяйственные площадки.

Участок детского дошкольного учреждения должен иметь ограждение высотой от 750 до 1600 мм. Рекомендуется декори­ровать ограждение участка вьющейся зеленью. В качестве жи­вой изгороди может применяться кустарник, высаживаемый в одну полосу шириной 0,75—1 м.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВКИ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Здание дошкольных образовательных учреждений общего типа имеет не более 3 этажей. Этажность здания дошкольного учреждения выбирается в зависимости от вместимости, при­родно-климатических градостроительных условий применения. Рекомендуются одноэтажные здания дошкольных учреждений, как правило, небольшой вместимостью — до 150 мест для сельской местности. Двухэтажные здания для дошкольных учреждений вместимостью свыше 150 мест в наибольшей степени отвечают необходимым функциональным требова­ниям.

Наиболее оптимальным является размещение дошкольно­го учреждения в отдельно стоящем здании. При этом по композиционному приему структура зданий может быть разде­лена на:

• централизованную (компактную), позволяющую создать наиболее короткие внутренние связи между помещения­ми отдельных групповых ячеек и общего назначения;

• блочную, предусматривающую размещение функциональных групп помещений в отдельных блоках, непосред­ственно примыкающих друг к другу или с переходами.

Высота помещений дошкольных учреждений должна быть не менее 3 м (от пола до потолка).

В зданиях дошкольных учреждений выделяются помещения групповые, для физкультурных и музыкальных занятий, меди­цинские и служебно-бытовые, пищеблок. Поэтажное расположение помещений внутри здания долж­но обеспечивать удобную вертикальную связь помещений, со­ответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

Все помещения для детей должны размещаться только в наземных этажах. В трехэтажных зданиях на 3-м этаже рекомен­дуется располагать только помещения старших дошкольных групп, залы для музыкальных занятий, а также служебно-бы­товые помещения и прогулочные веранды.

Все помещения, предназначенные для длительного пребы­вания детей, должны иметь естественное освещение. Без есте­ственного освещения могут быть буфетные, приемная изоля­тора, комната персонала, кладовая чистого белья (при нали­чии в здании комнаты кастелянши).

Для детей поручни в зданиях детских дошкольных учрежде­ний должны располагаться у стен или на ограждении лестниц на высоте 0,5 м; для взрослых — на высоте 0,85 м. На остекленных дверях должны предусматриваться защит­ные решетки высотой не менее 1,2 м.

Каждую возрастную группу детей следует размещать в помещениях групповой ячейки, изолированных от помещений других групповых ячеек. При этом должна быть обеспечена удобная связь групповых ячеек с помещениями для физкультурных, музыкальных и специализированных занятий, а так­же с медицинскими помещениями и пищеблоком.

В групповой ячейке необходимо создавать оптимальные ус­ловия для занятий, отдыха, игр, еды, гигиены детей, хране­ния одежды.

В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты:

· групповая — для игр, занятий, принятия пищи;

· спальня — для дневного (и ночного) сна детей;

· раздевальная — для переодевания детей и хранения верх­ней одежды;

· туалетная;

· буфетная — для мытья и хранения посуды.

Помещения групповой ячейки проектируются таким обра­зом, чтобы взаимосвязь всех помещений осуществлялась через групповую комнату, которая функционально должна быть свя­зана с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной комна­тами.

Помещение раздевальной предназначено для приема, осмот­ра детей, переодевания и хранения верхней одежды. При планировке раздевальных необходимо предусматривать возможность размещения шкафов по периметру помещений для удобства наблюдения за детьми.

Важнейшее требование, предъявляемое к групповой, — наличие хороших условий для игр и занятий детей, зонирова­ние помещения на игровое пространство и пространство, от­веденное для занятий и питания детей, оборудованное стола­ми и стульями. Размещение столов и стульев меняется в зави­симости от вида деятельности детей в помещении.

Для обеспечения нормальной зрительной работы детей во время занятий, особенно в дошкольных группах, предусмат­ривается возможность симметричного размещения столов от­носительно грифельной доски. Расстояние от первого ряда сто­лов до грифельной доски должно быть не менее 1 м.

В детских дошкольных учреждениях общего типа площадь спален должна быть на одно место не менее: в ясельных груп­пах — 1,8 м2, в дошкольных группах — 2 м2. Спальни ясель­ных групп оборудуются стационарными кроватями, спальни дошкольных групп — встроенными или выкатными кроватями. Применение двухъярусных кроватей не рекомендуется. Возмож­но использование раскладных, складируемых кроватей с жест­ким ложем. При отсутствии стационарных кроватей в спальнях дошкольных групп рекомендуется предусматривать между груп­повой и спальней раздвижные перегородки, позволяющие орга­низовать более универсальное использование помещений, со­здать лучшие условия для двигательной активности детей. В помещениях групповых не менее 50 % оконных проемов должно быть оборудовано верхними фрамугами. Не допускает­ся располагать окна групповых над окнами кухни и постирочной.

При проектировании буфетных помещений в дошкольных учреждениях площадью не менее 3 м2 следует предусматривать возможность размещения встроенного буфетного оборудования, состоящего из двух основных отделений: шкафного с двухчашечной мойкой и отделения с выдвижным раздаточным сто­лом.

Туалетные проектируются как еди­ное помещение, состоящее из зоны умывания и уборной. В зоне умывания размещают детские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон. Зону умывания оборудуют умывальниками, вешалками для полотенец и туалетных при­надлежностей. Наиболее удобным является размещение умы­вальников по центру помещения, так как при этом увеличи­ваются участки свободных стен, которые можно использовать для расстановки вешалок для полотенец.

Залы для физкультурных и музыкальных занятий предусмат­риваются во всех дошкольных учреждениях вместимостью 4 и более групп.

Наилучшая форма зала квадратная. Окна рекомендуется размещать с од­ной стороны. Дополнительно с противоположной стороны могут быть предусмотрены высоко расположенные окна для подсвета или верхний свет. В залах для физкультурных занятий должны быть устройства для крепления спортивного оборудо­вания.

В дошкольных учреждениях предусматриваются помещения по медицинскому обслуживанию детей. В состав этих помещений входят медицинская комната, процедурный кабинет и изоля­тор. Медицинские помещения рекомендуются располагать на первом этаже.

Служебно-бытовые помещения дошкольных учреждений — кабинет заведующего, комната завхоза, методический каби­нет, хозяйственная кладовая и кладовая чистого белья, убор­ные для персонала, столярная мастерская, столовую.

В зданиях вместимостью до 90 мест кабинет заведующего

Пищеблок размещается на 1-м этаже, что обеспечивает наи­более удобную связь с остальными группами помещений. Из пищеблока предусматривается самостоятельный выход наружу. Проходные кладовые или проход в кладовую через кухню не допускаются. В кухнях следует устанавливать обору­дование, работающее на электричестве.

Date: 2015-09-25; view: 212; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию