Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники христианского вероучения 3 page





«Господь мой и Бог мой!» – только и мог вымолвить апостол. Он не помышлял больше о доказательствах. «Ты потому уверовал, – сказал Христос, – что увидел Меня. Блаженны не видевшие и поверившие» (см. Ин 20:24~29).
Последними словами Воскресшего Господа на 40-й день после Пасхи были: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я поведал вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:19-20).

Пронеслись века... Возникали и рушились империи, гибли цивилизации, менялся облик земли, но Церковь, основанная Иисусом Христом Назарянином, возвышается, как скала, среди этого клокочущего моря. Вера, которую в первые дни исповедовало всего несколько десятков человек, движет сегодня миллиардом жителей земли, говорящих на разных языках и создавших бесчисленные формы культур. Христианство соединило мудрость Афин и чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем «согласии»; оно осудило угнетателей, возвысило женщину, способствовало искоренению рабства. Христианская «закваска» превратилась в Европе и Новом Свете в источник динамизма, которого не знали все предшествующие пятьдесят тысяч лет существования человека.

Грозы и ураганы проносились над Церковью, внешние и внутренние опасности подстерегали ее. Властолюбие вождей и язычество толпы, мирские и аскетические соблазны, натиск открытых противников и грехи христиан, распри и расколы – все это порой, казалось, ставило под удар само существование Церкви. Но она выдержала все исторические битвы и кризисы.

Само слово Церковь (наравне со словами: славянским «црква», германским Kirche, английским church, финским kirka и др.) происходит от греч. кириаке. Синонимом является слово эклиа, и от него образованы слова экклесиа – община верующих, Церковь, и экклезиология, обозначающее науку о Церкви.

Слово «Церковь» имеет несколько значений. Во-первых, так называется (с маленькой буквы) здание, где совершается церковное служение. Во-вторых, Церковь – это предмет учения веры, религиозных воззрений и науки. В-третьих, Церковь можно рассматривать как факт в истории и современной жизни, как объект исторический и социальный. В четвертых, Церковь рассматривают как общество и учреждение в области права.

Согласно христианскому православному вероучению Церковь представляет собой общество людей, соединенных между собою одною верою в Бога, одним Богооткровенным учением, одним богослужением и таинствами, под управлением и руководством Богоустановленной иерархии, для достижения нравственного совершенства и спасения.

Принята следующая периодизация истории христианской Церкви:

первый период, 34-313 гг.– внешнее распространение Церкви от времен апостолов до ее признания при святом Константине Великом. После разрушения в 70-е годы Иерусалима небольшая община первых христиан усилиями апостолов превращается во вселенскую Церковь, охватывающую Ближний Восток, часть Европы, Северную Африку, Индию, Эфиопию. Формируется канон Нового Завета, ставший частью Священного Писания. Начинается организация Церкви, выработка форм богослужения и обрядов;

второй период, 313-1054 гг.– внутреннее устроение Вселенской Церкви, ставшей государственной на Востоке и на Западе. Закончено формирование вероучения, установлен порядок богослужения и обрядов, иерархическая структура. Церковь борется с ересями, испытывает зачастую открытое давление государства;

третий период, 1054-1453 (1517) гг.– благоустройство Церкви на Востоке и соблюдение ею вселенского вероучения (несмотря на падение Византийской империи), постепенное уклонение Церкви на Западе от единого учения и единого устройства. Начало Реформации, формирование на Западе течений католицизма, лютеранства и кальвинизма;

четвертый период, XVI-XX вв., самостоятельное существование нескольких поместных христианских Церквей наряду с существованием разнородного христианского сообщества в мире. Возвращение государства к борьбе против веры и Церкви, все возрастающий отход некогда христианского общества от веры и Церкви.

Иудеи имели религию Богооткровения, с истинными понятиями и пророчествами о едином Боге, изложенными в Ветхом Завете, однако и они не избежали участи остального человечества. Тяжелые испытания, порабощение египтянами, сириянами, другими народами и, наконец, римлянами привели к тому, что еврейский народ стал видеть в обещанном Ветхозаветными пророками Мессии своего освободителя от чужеземного ига, своего земного царя, долженствующего вернуть еврейскому народу силу, богатство, славу и господство над всеми другими народами. Вот почему, когда время от времени появлялись ложные пророки, иудеи с готовностью верили им в надежде на освобождение от римского ига.

Вера в единого Бога не была потеряна, но в понимании веры народ разделился на несколько течений, имевших свою организационную структуру и свое особенное видение Бога, основными из них были фарисеи, саддукеи, ессеи, самаряне.

Появление первых двух течений относится к II в. до Р. X., когда на Востоке широкое распространение получила греческая образованность, принесшая с собой следование некоторым языческим обычаям. Ревнители своей веры и своих традиций в царствование царя Гиркана I (134-104 гг. до Р. X.) сплотились для сопротивления проникновению этих опасных новаций и образовали сообщество фарисеев (арамейское «обособленных») – избранных, руководимых учеными знатоками Писания. Суть учения фарисеев вскоре свелась к строгому следованию Закону, дарованному Богом иудеям через Моисея, к буквальному и неуклонному до мелочности выполнению всех разработанных позднее предписаний по исполнению обрядов и норм быта. Все их внимание было обращено на внешнюю сторону религии – соблюдение постов, частые и громкие молитвы, почитание субботы, ритуальное омовение и т.п. Многие фарисеи были настолько заняты своей праведностью и благочестием, что пренебрегали реальными заботами других людей, некоторые фарисеи ко всем другим питали презрение. Однако внешняя строгая святость их жизни привлекала к ним народ, и со второй половины I в. до Р. X. фарисеи приобретают значительное влияние.

Саддукеи (от имени первосвященника Садока, жившего в эпоху царей Давида и Соломона) составляли им противоположность, усвоив достижения греческой науки и относясь к вере философски. Они с рационалистической точки зрения рассматривали законы Моисея, признавая Пятикнижие как религиозно-правовую норму, наиболее существенным в их религиозных воззрениях была этика, основанная на Законе. Они отвергали устные предания, не придавали большого значения обрядам и даже отрицали веру в воскресение мертвых, существование ангелов и всего духовного мира. Саддукеи составляли исключительно верхний слой храмовых священников Иерусалима и иудейской богатой аристократии, они оставались немногочисленной, но влиятельной политико-религиозной группировкой, добивавшейся также независимости от римлян, но ненасильственным путем (в отличие от фарисеев).

Ессеи и ферапевты – небольшие закрытые общины своего рода аскетические братства, которые образовали люди, решившие служить Богу подальше от тогдашнего еврейского общества. Они жили в пустынных местах, занимались земледелием, все имущество у них было общим. На общих собраниях в субботу они молились, читали Писание и пели гимны. По религиозным воззрениям они были близки к фарисеям, но в противоположность фарисеям, все внимание последователей этих двух религиозных течений (отличавшихся незначительно) было обращено на внутреннее самоусовершенствование человека.

Самаряне – жители Самарии, потомки израильтян и переселенцев из Ассирийского царства, из-за чего иудеи считали их «нечистыми» и не допускали молиться в Иерусалимском храме. Самаритяне воздвигли собственный храм на горе Гаризим. Они не питали такой гордости и уверенности в своей святости, как иудеи, признавали священными лишь Пятикнижие Моисея, в Мессии ожидали пророка, который должен был объяснить им Закон и научить их всему.

Иудеи рассеяния (диаспоры), жившие вне Палестины, оставались верными вере предков, но в ожидаемом Мессии видели не земного царя, а Искупителя от грехов. Они способствовали принятию своей веры отдельными язычниками, ясно сознававшими упадок нравственности и мечтавшими о блаженном «золотом веке». Своеобразным религиозным учением стало учение Филона, в котором сочетались безусловная вера в Божественное откровение и признание истин философии Платона.

Таким образом, и иудеи и некоторые язычники, особенно угнетенные низы тогдашнего общества, хотя в силу различных причин, но одинаково горячо ожидали прихода Мессии, как Избавителя от всяких зол нынешней жизни и Установителя лучших порядков.

Историчность существования Богочеловека долгое время подвергалась сомнению в исторической науке, отвергавшей свидетельства Евангелия, пока не были найдены различные источники, подлинность которых очевидна и которые принадлежат незаинтересованным свидетелям. В 1971 г. был прочитан подлинный текст из «Иудейской хроники» Иосифа Флавия (37 г.– ок. 100 г.): «В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако, те, кто стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса».

Первоначально Церковь была основана из немногих призванных лиц – апостолов (греч. «посланников»). Первых двенадцать апостолов избрал и так назвал Иисус Христос, дабы они свидетельствовали о Его деяниях и воскресении, открывали всем людям спасительные истины. Это Андрей Первозванный; Варфоломей (подлинное имя Нафанаил); Иаков Старший Зеведеев; Иаков Младший Алфеев; Иоанн Богослов, Евангелист, любимый ученик Иисуса, младший брат Иакова Старшего; Иуда Искариот, державший кассу апостолов, который предал Иисуса; Иуда Фаддей, брат Иакова Младшего; Матфей Левий мытарь (сборщик налогов); Петр, собственное имя Симон, брат апостола Андрея, из наиболее близких учеников Иисуса; Симон Кананит (Зилот, греч. «усердный, ревнитель»); Филипп, приведший к Иисусу Варфоломея; Фома (греческое имя Дидим – «Близнец»), «неверующий». Апостолы были разного возраста: Иоанн совсем юноша, Петр – уже женат; разного социального положения: Андрей и Петр – рыбаки, Матфей – сборщик налогов; они не имели формального образования; все были родом из Галилеи.

По вознесении Иисуса Христа апостолы собрались в Иерусалиме, где ожидали сошествия Святого Духа. Находясь вместе, они горячо молились вместе с Богоматерью. В эти дни ожидания на место отпадшего Иуды Искариота был избран Матфий, сопричисленный к одиннадцати апостолам. Наконец, по прошествии десяти дней от вознесения, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках... (Деян, 2:1-4).

В то время в Иерусалим на иудейский праздник Пятидесятницы (праздник жатвы, наступающий на 50-й день после Пасхи), собралось множество иудеев из разных мест Римской империи и других стран. Многие собрались вокруг того дома, где находились апостолы, привлеченные шумом с неба. Апостолы обратились к ним с проповедью, причем говорили на их родных языках. Все пришли в изумление и недоумение, каким образом простые неученые люди могут вдруг узнать различные языки, а иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (Деян, 2:13). Апостол Петр произнес тогда воодушевленную речь, в которой объяснил, что виденное ими чудо есть исполнение предсказания ветхозаветного пророка Иоиля об излиянии благодатных даров Святаго Духа на верующих в Него во время пришествия Мессии (Иоиль, 2:28). Далее пламенный апостол показал, что ожидаемый Мессия явился в лице Иисуса из Назарета, которого они убили, но Который воскрес и Который есть истинный Господь. Услышав все это, собравшиеся умилились сердцем и спросили, что им делать? Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян, 2:37-38), – отвечал им апостол Петр. В тот день крестилось около трех тысяч человек.

Тогда первосвященники и законники осознали в полной мере, что из последователей Христа образуется новое сообщество, не признающее их авторитет и способное поколебать само иудейское учение. Отбросив благоразумный совет Гамалиила, синедрион начинает борьбу с христианами. Первой жертвой стал в 36 г. диакон Стефан, побитый камнями за мнимое богохульство, а затем началось открытое преследование верующих в Иерусалиме: их отыскивали по домам, заставляли хулить имя Иисуса, заключали в темницу и после суда иных предавали смерти. Спасаясь от гонений и мученичества, многие христиане бежали из Иерусалима и рассеялись по всей Иудее и соседним провинциям Римской империи. Апостолы, однако, оставались в Иерусалиме.

Гонители христианства вскоре узнали, что это учение быстро распространяется среди иудеев диаспоры (рассеяния) и решились преследовать его и там. Молодой фарисей Савл, сын знатных родителей из города Тарса (имевших римское гражданство), получивший хорошее образование (он был учеником знаменитого раввина Гамалиила), проявил себя одним из наиболее ревностных защитников иудейского закона. Подобно многим израильтянам он жаждал пришествия Мессии, но ожидал увидеть в нем могучего царя, который восстановит царство еврейское во всем блеске его древнего величия. Признание Мессией безвестного проповедника из Назарета, преданного позорной смерти на кресте, было с его точки зрения безумием. Он вступал в споры с христианами, но не мог их переубедить и тогда обратился к насилию. В 35 или 37 г. он вызвался отправиться в Дамаск, где укрылись общины первых христиан, дабы разгромить их и привести на суд синедриона в Иерусалим. Наделенный от природы необыкновенными дарованиями, Савл горел стремлением защитить свою веру. На пути в Дамаск случилось чудо: Савлу явился Христос и совершилось обращение ярого гонителя христианства в пламенного проповедника новой веры. Видение апостолу Павлу было не иллюзией или галлюцинацией, но действительным видением Христа, открывшееся его внутреннему чувству, имеющим мистический характер, выходящим за пределы нашего физического мира. После крещения Савл стал называть себя своим римским именем – Павел.

До тех пор Церковь составляли иудеи, обратившиеся ко Христу; из них состояли первые общины христиан, которые во многом сохраняли в быту верность иудейскому закону. Апостол Павел стал великим проповедником христианства среди язычников, заслужив наименование Апостол язычников. Он совершил несколько длительных миссионерских путешествий в Малую Азию, на Кипр, в Македонию, Грецию (о чем писал апостол Лука в Деяниях апостолов и сам апостол Павел в некоторых своих посланиях). Во всех крупных городах в то время имелась иудейская колония и синагога, где и начинал Павел свою проповедь. Сам он зарабатывал на хлеб плетением палаток. Не раз приходилось спасаться бегством Апостолу язычников, он был побиваем камнями, претерпел много испытаний, но его пламенная проповедь и чудотворения помогали людям обратиться к Богу. В каждой основанной им местной Церкви Павел рукополагал пресвитеров, которым поручал пасти «стадо Христово» и распространять веру. В начале 40-х годов в Антиохии, где верующих из язычников было больше, чем из иудеев, последователи Христа усвоили себе название христиан, в то время как иудеи с принятием нового учения не решались принять и новое имя.

Христианство возникло в иудейской среде, и большинство евреев считали необходимым соблюдение мицвота (еврейских бытовых заповедей). Павел сам во многих случаях соблюдал обрядовые законы Моисея, но не принуждал к этому язычников, уверовавших во Христа. Он проповедовал оправдание человека не делами закона, а благодатью Бога, от человека же ожидается единственно и исключительно лишь вера. Окончательно это было утверждено на первом апостольском соборе в Иерусалиме в 51 г.

Не менее важно значение апостола Павла и как вероучителя. В своих многочисленных посланиях к местным Церквам он утверждал и разъяснял истины христианства о Царстве Божием, о греховности человека, о любви к Богу и ближнему. В 60 г. апостол Павел был заключен в темницу в Риме и в 65 или 67 г. обезглавлен 29 июня в один день с казнью апостола Петра.

Сохранилось мало достоверных данных о местах проповеди других апостолов и об их деятельности. Все они ревностно занимались распространением христианства и созданием общин верующих. Апостол Андрей проповедовал в Скифии и Ахее, в 60 г. в Патрах принял мученическую смерть: был распят на косом кресте. Апостол Петр проповедовал в Иерусалиме, Антиохии, Асии, Египте, Коринфе, был казнен в один день с апостолом Павлом, но не обезглавлен, а распят вниз головой. Апостол Иаков Старший после нескольких лет проповеди в 44 г. был убит мечом в Иерусалиме. Апостол Иаков Младший играл ведущую роль в Иерусалимской иудео-христианской общине, возглавляя ее, в 62 г. претерпел мученическую кончину: был побит камнями. Апостол Варфоломей занимался проповедничеством в Индии, Месопотамии, Армении, где принял мученическую смерть. Апостол Матфей (мытарь) проповедовал в Эфиопии и Персии, где был зарублен мечом перед алтарем. Апостол Фома проповедовал слово Божие в Персии и Индии, где был убит ударом копья. Об апостолах Иуде Фаддее, Симоне, Матфие, Филиппе известно лишь, что они проповедовали вне пределов Римской империи. Все они претерпели мученическую кончину, за исключением апостола Иоанна Богослова.

Во исполнении заповеди Иисуса Христа апостол Иоанн был охранителем Богоматери до самой ее кончины в 48 г., и до этого времени не оставлял Иерусалима. Проповедническая его деятельность в Малой Азии начинается после апостольского собора в 51 г. В 60-х годах он поселяется в Ефесе, опекая церкви в различных городах. Был приговорен к смерти, по легенде без вреда для себя выпил чашу с ядом. Около 96 г. был сослан на остров Патмос, где было написано Откровение (Апокалипсис), а позднее – четвертое Евангелие, в 98 г. возвращен в Ефес и скончался в глубокой старости в начале II в.

Результатом деятельности апостолов стало то, что во всех крупных и малых городах Римской империи возникли христианские общины, выросли ученики апостолов, ставшие предстоятелями местных Церквей. Например, в самом начале II в., вскоре после кончины апостола Иоанна Богослова, правитель Вифинии (римской провинции на южном побережье Черного моря) Плиний Младший сообщал императору Траяну, что в его области христианство проникло «как зараза, не только в города, но даже в села и деревни, так что опустели языческие храмы и прекратились языческие празднества».

Выработалась организационная структура Церкви. Во главе общин апостолами были поставлены епископы, которые в свою очередь поставляли пресвитеров, руководивших отдельными приходами, в чем им помогали диаконы. Такая структура выработалась не сразу. «Первоначально христианская Церковь представляла как бы ряд сектантских [по отношению к иудейству – А. Я. ] кружков, с резко выраженными эсхатологическими чаяниями, с обильным обнаружением чрезвычайных духовных харизм. Личная харизма без всякого преемственного рукоположения ставила своего обладателя во главе христианской общины». В то же время, иерархичность была изначально присуща Церкви. Сам Христос избрал 12 апостолов, а из них особо выделил Петра и Иоанна. В дальнейшем «лица иерархические не наследовали никаких апостольских прав и полномочий; они совершали евхаристию да заведовали церковным хозяйством. Лишь тогда, когда ослабел первоначальный энтузиазм, когда в среду харизматиков начали проникать пороки и недостатки, иерархия получила большее значение, постепенно присвоив себе полномочия харизматиков, этих истинных преемников апостольских. Не сразу, но постепенно и путем продолжительной борьбы утвердилась в Церкви, взамен харизматической организации, организация иерархическая».

Первый этап гонений на Церковь приходится на середину I в. В те годы в Палестине произошло разделение иудеев на христиан и на ревнителей своих национальных интересов, защитников древней религии. Римские правители не вмешивались в религиозные споры иудеев и даже сдерживали религиозный фанатизм фарисеев, что несколько препятствовало проявлениям ненависти к первым христианам со стороны их противников.

В 67 г. началась бедственная война иудеев с Римом. Причинами ее были со стороны римлян – крайняя жестокость к евреям римских прокураторов, оскорблявших их религиозные чувства и угнетавших их тяжелыми налогами; со стороны евреев – крайняя ненависть к владычествующим над ними язычникам. Борьбу начала возникшая партия зилотов («ревнителей» веры). Они окружили римский гарнизон и принудили его к сдаче, а потом, вопреки своим обещаниям, перерезали всех солдат. Началась затяжная война. Наконец, римляне двинули свои войска и осадили Иерусалим. В 70 г. в правление императора Веспасиана город был взят и разрушен. Римляне окружили город накануне праздника пасхи, когда там собралось около 2 миллионов человек. Из них от ран, голода и собственных конфликтов погибло более миллиона евреев, десятки тысяч были отведены в рабство, столько же рассеялись в изгнании. Разрушен был и Иерусалимский храм.

Тем временем, из внутренних областей империи во II и III вв. христианство распространялось по самым отдаленным ее провинциям и в соседних странах. В первой половине II в. христианство распространилось в Африке – в Карфагене, Мавритании, Нумидии. Во второй половине II в. уже имеются христианские церкви в Испании и в Галлии – в Лионе и Вьене, в конце III в.– в Британии и в зарейнской Германии – Кельне, Трире, Меце. На Востоке христианство распространилось в Персии, Бактрии, северной Аравии, Индии. Однако господство язычества вело к конфликту Римского государства с новой религией.

Главной причиной гонений на христиан стало отрицание ими всей системы ценностей, обычаев и нравов язычества. Империя терпела любую веру, лишь бы она не мешала сохранять привычный образ жизни и не подрывала бы устои государства. Но христиане на место эгоизма поставили любовь к ближнему, на место гордости – смирение, на место роскоши, к которой стремились все, – воздержание и пост; христиане отказались от многоженства, от ставшего привычным разврата; они возвышали рабов. Простой народ, видя непохожесть жизни христиан на их жизнь, перетолковывал это по своим грубым понятиям: христиан считали безбожниками за отказ приносить жертвы богам, человеконенавистниками – за отказ от языческих увеселений. Жрецы и оракулы, беспокоившиеся о падении своих доходов, обвиняли христиан во всех бедах – военных поражениях, засухе, эпидемиях, пожарах, наводнениях и землетрясениях; уверяли, будто христиане на своих собраниях предаются разврату, пьют кровь младенцев и т.д.

Кроме того, христиане отвергали господствовавшую римскую национально-политическую религию, сводившуюся к разработанному до мелочей ритуалу жертвоприношений и молитв. Она не была системой верований или системой морали, а просто обрядовым культом, имевшим государственное значение. В ту эпоху все возраставшего неверия мало кто принимал всерьез «римских богов», но это был символ государственности, хотя и формальный, но символ гражданства, рода, семьи.

Историю гонений на христиан в пределах империи можно разделить на три периода: в I в. отдельные гонения некоторых императоров, во II в.– начало отдельных планомерных гонений со стороны государства, в III в.– ожесточенная борьба государства с целью искоренения христианства.

Отсчет первого периода традиционно ведется от пожара, в ночь на 16 июля 64 г. уничтожившего почти весь Рим. Император Нерон (правил в 54-68 гг.) обвинил христиан в поджоге и объявил вне закона: их распинали на крестах, бросали на съедение диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных праздников. Император Домициан (81-96 гг.) преследовал христиан, видя в них союзников вечно бунтовавших евреев. По легенде, он вызвал в Рим из Ефеса апостола Иоанна Богослова и приказал бросить его в котел с кипящим маслом, а когда тот остался невредим – сослал на о.Патмос.

Во второй период наиболее сильные гонения произошли в правление императоров Траяна, Марка Аврелия и Септимия Севера. Император Траян (98-117 гг.) запретил существование тайных обществ – к которым относили и «секты» христиан, чьи ночные богослужения казались подозрительными. Некоторые правители в провинциях поспешили развернуть преследования христиан. Однако, когда проконсул Плиний Младший поразился множеству обвиняемых в «христианстве» и обратился за разъяснением, как с ними поступать, Траян повелел специально христиан не разыскивать и не принимать на них анонимные доносы, но если кто будет обвинен в принадлежности к христианству и на суде не откажется от него – тех казнить. Тем самым, само имя «христианин» стало составом преступления. В его правление были казнены епископ римский Климент, епископ антиохийский Игнатий Богоносец, стодвадцатилетний епископ иерусалимский Симеон. При его преемнике Адриане (117-138 гг.) в 137 г. были казнены среди множества верующих во Христа юные дочери вдовы-христианки Софии – Вера, Надежда и Любовь; мучители не тронули мать, но она скончалась на третий день после гибели своих детей.

В третий период особенно жестокие гонения осуществляли императоры Декий и Диоклетиан. Грубого и жестокого Декия (249-251 гг.) убедили, что целостность его государства неразрывно связана с сохранением язычества. В 250 г. он издал указ об обязательном принесении жертвы на алтарь языческих богов и насильственном принуждении к этому всех христиан без исключения. Если христианин скрывался – его находили, отказывался – его мучили, вынуждая отречься от Христа, если он бежал – лишали имущества и гражданских прав. Не все выдерживали такие мучения, были напуганные и приносившие жертву идолам, были отрекавшиеся после пыток, были покупавшие свидетельство об «отречении», но другие, даже претерпевая всевозможные мучения, не соглашались бросить щепотку ладана на курящийся жертвенник языческих богов.

Однако после 260 г. начинается мирное время, и христианство распространяется с необыкновенной быстротой. Церковь открыто вступает в мир. Появляются храмы, в которых совершается богослужение, христиане более не таятся, епископы становятся всем известными, пользуются уважением и почетом, христианство принимают многие высокопоставленные лица. Но накануне торжества Церкви произошло последнее жестокое гонение.

Диоклетиан был разумным государем, стремился к сохранению стабильности в огромной империи, но в последние годы правления его зять Галерий, заклятый враг христиан, побудил старого и тяготившегося делами императора к гонениям. В 303 г. один за другим были изданы четыре императорских эдикта, направленные на искоренение христианства и истребление всех христиан. Вся мощь государства с необычайной жестокостью обрушилась на существовавшие в разных провинциях общины, составлявшие Церковь. Запрещались все богослужебные собрания христиан, храмы разрушались до основания, священные книги отнимались и сжигались, упорствующие в вере лишались имущества и гражданских прав, христиане-рабы лишались права на получение свободы, при суде над христианами разрешалось применять пытки. Известно, что один из христиан, пораженный несправедливостью эдикта публично разорвал его, за что был приговорен к смерти.

В разных провинциях империи эдикты поначалу реализовывались по-разному. Кое-где дозволялись неявные собрания христиан, собиравшихся, например, в римских катакомбах, где-то допускался выкуп священных книг, но в большинстве городов разрушались храмы и огромное число христиан, молодых, старых и детей, богатых и неимущих, простых граждан, рабов и аристократов подвергалось преследованиям. Священнослужителей заключали в тюрьмы, где всевозможными пытками их принуждали приносить жертвы идолам. Согласно четвертому эдикту, принятому в 304 г., все христиане поголовно осуждались на пытки и мучения для отречения их от Христа. Почти во всех провинциях империи началось открытое избиение христиан. Сохранились описания ужасов тех лет, собранные епископом Евсевием Памфилом (ок. 260-340 гг.) в его «Церковной истории». Христиан били палками, розгами, бичами, плетьми, кнутами; тела мучеников терзали черепками, обрубали части тела, чрево, щеки; привешивали за одну руку, за одну ногу; распинали на кресте, отсекали голову, топили в море, колесовали, сжигали на кострах; на них выпускали пантер, медведей, диких кабанов, разъяренных быков.

Но произошли перемены среди правителей империи. На западе титул императора принял Константин, наследовавший от отца благосклонное отношение к христианам, а на востоке неистовый Галерий был поражен тяжкой болезнью и назначил себе в преемники Лициния. В 311 г. Галерий, Лициний и Константин издают эдикт о прекращении гонений на христиан, тем самым засвидетельствовав бессилие римской власти и древнего язычества перед христианством.

Христиане возвращаются из ссылок, возникают новые храмы, в которых священнослужители совершают богослужение. Гонения прекратились повсюду, хотя в отдельных провинциях местные власти еще преследовали христиан. К 313 г. Константин на западе и Лициний на востоке Римской империи утверждают свое господство, что повсеместно повлекло за собой коренное изменение в отношении к христианству.

Date: 2015-09-22; view: 442; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию