Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. 1 Во всех дальнейших сносках следующие труды даны в сокращении: Patralogia Latina: PL Фома Аквинасий





 

1 Во всех дальнейших сносках следующие труды даны в сокращении: Patralogia Latina: PL Фома Аквинасий. Summa Theologiae: S. TH. Bruyne Edgar De. Etudes d'esthetique medievale: ET. Комментарии разных авторов к книгам Сентенций Петра Ломбардского: Sent, (перед Sent, проставляется порядковый номер комментируемой книги).

2 Curtius E. R. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern, 1948 (cap. 12, par. 3).

3 Алкуин признает, что гораздо легче любить «species pulchras, dulces sapores, sonos suaves etc.» (красивый образ, сладостный вкус, наиприятнейшие ноты), чем любить Бога (ср.: Rhetorica. P. 550). Но если мы обратимся к этим наслаждениям исходя из любви к Господу, то придем к amor omamenti (любви к украшениям), роскошно украшенным церквам, к прекрасному пению и прекрасной музыке.

4 Ср. Annales ordinis cartusiensis//PL 153. Col. 655 sq.

5 Св. Бернард. Apologia ad Guillelmum. Sancti Theodorici Remensus abbatem//PL 182. Col. 914.

6 Мы ни в коем случае не сможем пренебречь, как художественно устаревшим, этим латинским стихотворением; обращаясь к таким произведениям, как «Stabat Mater» и «Dies Irae», Курциус утверждает, что до Данте не было ничего подобного по художественной силе (см.: гл. 17, пар. 3). С другой стороны, мы обнаруживаем там сознательные технические приемы, которые не могли не стимулировать размышлений теоретического плана. Не надо забывать, что именно эти гимны дали решающий толчок изобретению рифмы.

7 Исповедь. X, 33.

8 S. ТН. II–II, 91.

9 PL 183. Col. 901. Ср.: ЕТ. III. Р. 38.

10 Боэций. Утешение философией. М., 1990. III, 8.

11 Ср.: Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. Гл. XI.

12 PL 182. Col. 1193.

13 PL. 184. Col. 129.

14 PL 176. Col. 951. Ср.: ЕТ. II. P. 5.

15 PL. 204. Col. 481.

16 PL. 184. Col. 163.

17 Ср.: Mortet V. Recueil' de textes relatifs a l'histoire de Farchitecture. Paris, 1911‑1929, passim.

18 Хёйзинга Й. Цит. соч. С. 299.

19 Ср.: Panofsky E. Abbot Suger on the Abbey Church of St. Denis and its Treasures. Princeton, 1946.

20 Ср.: Guiffrey Jules. Inventaire de Jean, due de Berry. V. 2. Paris, 1894‑1896.

21 I Sent, 8.

22 Гонорий Отэнский. Gemma Aurea. Cap. 122//PL. 170. Col. 586.

23 Бытие 1:31; 2:1.

24 Платон. Сочинения. В 3 т. М., 1971. Т. 3. С. 541.

25 Цицерон. О природе богов. II, 7.

26 Псевдо‑Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. IV, 7.

27 Псевдо – Дионисий Ареопагит. De divisione nature. I. 3// PL 122. Col. 637‑638.

28 Гильом Овернский цитируется по: Pouillon D. H. La beaute* propriete transcendentale chez les scolastiques// Archives d'histoire doctrinale et litteraire du moyen age. XII., 1946. P. 263‑329.

29 Текст цитируется по: Pouillon D. H. Op. cit.

30 Аристотель. Метафизика. Ill, 8; IV, 2; X, 2.

31 Филипп Канцлер. Summa de Bono. Цитируется по: Pouillon D. H. Le Premier Traite des propriets transcendentales// Revue Neoscolastique. Lovanio, 1939. P. 40‑77.

32 PL. 199. Col. 259.

33 «Созвучие присутствует во всех созданиях» PL. 146. Col. 120.

34 Тексты изданы в книге: Pouillon D. H. La beaute, propriete transcendentale chez les scolastiques.

35 Аристотель. Риторика. I. C. 9, 1366 a 33.

36 дти и последующие цитаты даны по книге: Pouillon. Op. cit.

37 Александр Гэльский. Summa. Florence, 1924, 1928, 1930, 1948.

38 Александр Гэльский. I, n. 103.

39 Та же идея у Плотина (Эннеады. I, 6, 2; VIII, 3; II, 4, 1) и Августина (Об истинной вере. 40, 20). См.: Henquihet F.‑M. Un Brouillon autographe de S. Bonaventure sur le commentaire des sentences//Etudes Franciscains. XLIV (1932). P. 633‑655; XLV (1933). P. 59‑82.

40 См.: MaritainJ. Art et scolasique. Paris, 1920. P. 183; а также: Marc A Metaphysique du Beau//Revue thorniste. 1951.

41 Эту и следующие цитаты см. Альберт Великий. De Pulchro et Bono// Фома Аквинский. Opera Omnia. 7 v./Edited by Roberto Busa. Stuttgart, 1980. VII. P. 43‑47

42 См.: Цицерон. De Officiis. I, 27, par. 95.

43 PL. 33. Col. 65. Epist. 3.

44 Цицерон. Тускуланские беседы. IV, 31.

45 Diels H. Die Fragmente der Vorsokratiker. Berlin, 1951‑1952. I, 469.

40 Ср.: Аристотель. Метафизика. XII, 3, 1078 a 36, и Платон. Филеб. 26 а 6.

47 Ср.: Panofsky E. The History of the Theory of Human Proportions//Meaning in the visual Arts. Harmondsworth, 1970. P. 90‑100. См. также: Schlosser J. La letterature artistica, 2 a ed. Fierenze, 1956. P. 65.


48 Panofsky E. Op. cit. P. 92‑96.

49 Vitruvius. De Architectura. Ill, 1; I, 2.

50 Ср.: Svoboda K. L'esthetique de Augustin et ses sources. Brno, 1927.

51 Благодаря Боэцию за Пифагором в Средние века утвердился авторитет изобретателя музыки.

52 Боэций. De Institutione Musica. I, 33‑

53 Ср.: Combarieu]. Histoire de la musique. 6 ed. Paris, 1938. V. I. P. 224, где говорится, что влияние Пифагора в такой же степени парализовало музыку, как влияние Аристотеля философию.

54 См.: Pensieri sulla musica (a cura di A. Damerini) Fussi. Firenze, 1949 (testi latini e traditioni).

55 Боэций. De institutione Musica. I, 2.

56 Иероним из Моравии. Tractatus de Musica/'/Scriptorum de Musica Medii Aevi: 3 v./Edited by E de Coussemaker. Hildesheim, 1963. I. P. 1‑94.

57 PL. 170. Col. 1179.

58 Иоанн Скот Эриугена. De divisione nature. III//PL. 122.

59 Gregory T. Anima Mundi, Sansoni. Firenze, 1955. P. 214.

60 Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 3. С. 471, 472.

61 Ср.: Gregory Т. Op. cit. P. 182.

62 Алан Лиллъский. De planctu naturae//PL 110.

63 Макробий. In somnium Scipionis. II, 12.

64 Tractatus de Musica Plana//Ed. Coussemaker E. Op. cit. II. P. 434.

65 Ср.: ET. II, cap. 7, par. 5.

66 Цитируется по: Taylor F. H. The Medieval Mind. London, 1925. V 2. P. 348.

67 Coussemaker E. Op. cit. II. P. 251.

68 Хукбалъд Сант‑Амандский. Musica enchiriadis// Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. 3 v./Edited by Martin Gerbert. Hildesheim, 1963. I. P. 152‑212.

69 Francone di Colonia. Ars Caritus Mensurabilis. Cap. 11// Coussemaker E., I. P. 132.

70 См.: Dialogue super auctores di Corrado di Hirschau. Wurzburg, 1889.

71 Faral E. Les arts poetiques du XOe siecle. Paris, 1924. P. 60.

72 Алкуин. Dialogus de Rhetorica et Virtibus//PL. 101. Col. 919‑950.

73 Винсент из Бовэ. Speculum Doctrinale. XI, 12, 14.

74 См. интересное исследование: Reau L. L'Influence de la forme sur l'iconographie de l'art medievale//Formes de l'art formes de 1'esprit. Paris, 1951.

75 См.: Panofsky E. The Histore of the Theory of Human Proportions. P. 72‑99.

76 Album de Villard de Honnecourt / Edited by Lassus J. B. A. and Darcel A. Paris, 1968.

77 6m.: Saintsbury G. History of Criticism. London, 1900. V. I. E 404.

78 Особенно в IX в. у Аврелиана Реомерского и Ремигия Аккерского (ср.: Gerbert M. Scrip tores. I. P. 23, 68).

79 См.: Svoboda. Op. cit. P. 59.

80 Nordenfalk C. L'enluminure//Le Haut Moyen Age. Skira, 1957. P. 205.

81 Кретьен де Труа. Эрек и Энида. М, 1980. С.?3, 54.

82 Ср.: ЕТ. Ill, cap. I, par. 2.

83 Хёйзинга Й. Цит. соч. С. 302, 303.

84 S. ТН. I, 39, 8 col.

85 Гуго Сен‑Викторский. Didascalion. VII; Гильом Оверн‑ский. De faciebus mundi//ET. II. R 86.

86 Panofsky E. Abbot Suger... Введение (р. 1‑37).

87 См. важное предположение: Getto G. Poesia e teologia nel «Paradiso» di Dante //Aspetti della poesia di Dante. Firenze, 1947.

88 Singer Ch. Stidioes in History and Method of Science. Oxford, 1917. P. 33.

89 Ср.: Menendez Y Pelayo. Historia de las ideas Esteticas en Espana. Madrid, 1890. V. I. Cap. 3.

90 Эннеада. I, 6, 1.

91 Тексты изданы: Pouillon D. H. La beaute...


92 De Luse//Baur L Die philosophischen Werke des Robert Grosseteste. Miinster, 1912. S. 51.

93 II Sent, 13, 2, 2.

94 Комментарий к сочинению «О душе». II, 14, 421. Ср.: Тощие 'dec J. de. Questions de cosmologie et de physique chez Aristote et St. Thomas. Paris, 1959.

95 См.: Хёйзинга Й. Цит. соч. Гл. XV: Закат символизма.

96 Хёйзинга Й. Цит. соч. С. 221, 222.

97 Mumford L. The Condition of Man. London, 1944. P. 138 f.

98 Focillon H. L'An Mil. Paris, 1952.

99 Гонорий Отэнский. Gemma Animae. Cap. 132//PL 172. Col. 586.

100 Прекрасным введением в средневековый символизм является книга: Reau L. Iconographie de L'art Chretien. Paris, 1955. V. I: Introduction generale, livre II; Le symbolisme universel. P. 67‑245.

101 Хёйзинга Й. Цит. соч. С. 223, 224.

102 Bruyne E. de. L'Esthetique du moyen age. Louvain, 1947. P. 93.

103 Somnium Scipionis. I, 14.

104 De divisione naturae. V, 3//PL 122.

105 Expositiones super ierarchiam caelestem S. Dionysii// PL 122. Col. 445.

106 Didascalion. VII//PL 176. Col. 814.

107 PL. 175. Col. 948‑954.

108 Ср.: ET. II. P. 215‑216.

109 Commentaria in Hierarchiam coelestem S. Dionysii Areopagitae//PL. 175. Col. 971‑978.

110 Рихард Сен – Викторский. Benjamin Maior//PL. 196. Col. 90.

111 ET. II. P. 339.

112 PL. 196. Col. 92.

113 См.: Comparetti D. Virgilio nel Medioevo. Firenze, 1926.

114 Св. Фома Аквинский. Quaestiones quodlibetales. VII, 6, 3.

115 Focillon H. Art d' Occident. Paris, 1947. P. 6.

116 Ср.: Male E. Le Portail de Senlis//Art et artistes du moyen age. Paris, 1947.

117 Ср.: Reau. Iconographie... P. 192‑222.

118 См.: Male E. Op. cit.; Malraux A Les voix du silence. Paris, 1951. P. 51 sq.

119 S. TH. I, 1,9; Quaestiones Quodlibetales. VII, 6, 3. S. TH. I, 1, 10.

120 См. замечательную гипотезу: Gilson E. La philosophic аи М. A. Paris, 1952. P. 326‑343.

121 Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 2. С. 349.

122 Panofsky E. The History of the Human Proportions. P. 98‑99.

123 Ср.: Focillon. Art d'Occident. P. 221‑222.

124 ET. II. P. 224.

125 Motor Benjamin. I, 4//PL 196. Col. 66‑68.

126 Последние три пассажа цитируются по: Itenerarium mentis in deum, II, 5; I Sent. 1. 3, 2; I Sent. 10, 1, 2.

127 Тексты цитируются по: Pouillon D. H. La beaute...

128 Тексты Liber de Intelligentiis и De perspectiva// Baeumker. Witelo. Munster, 1908. Отрывки в ET. III. P. 239‑251.

129 Полемика исследователей по поводу трансценден‑тальности прекрасного является весьма сложной. См. нашу работу: II problema estetico in San Tommaso. Torino, 1956. Cap. 2.

130 S. TH. I, 5, 4 ad 1.

131 S. TH. I, 67, 1 col.; I–II, 77, 5, ad 3.

132 S. TH. I, 39, 8 col.

133 Св. Августин. De vera religione. P. 32, n. 19.

134 Иоанн Дуне Скот. Opus Oxoniense. IV, d. 49, q. 4, n. 4.


135 Opus Oxoniense. I, d. 1, q. 5, n. 1.

136 S. TH. I–II, 27, 1 ad 3.

137 Ibidem.

138 См.: Maritain J. Art et scolastique.

139 См.: S. TH. I, 84 и I, 85, art. 1‑2‑3. А также: Roland‑Gosselin M. D. Peut‑on parler d'intuition intellectuelle dans la philosophic Thomiste?//Philosophia Perennis. Regensburg, 1930.

140 S. TH. I, 86, 1.

141 Ср.: S. TH. I‑II, 110, 3 ob. 3.

142 Ср.: Summa Contra Gentiles. II, 54.

143 Gilson E. Le Thomisme. Paris, 1949 (Cap.: Essence et realite).

144 HauserA. Storia sociale dell'arte. Torino, 1955. P. 359.

145 См.: Jaeger W. Umanesimo e teologia. Milano, 1958 (la ed. americana, 1943).

146 Contra Gentilis. II, 81. Ср.: Contra Gentilis. II, 16.

147 Commentario al De Anima. I, 9, par. 144‑145.

148 Contra Gentilis. II, 53.

149 S. TH. II–II, 141, 4 ad 3.

150 S. TH. II–II, 145, 2 col.

151 Ср.: S. TH. I, 5, 4 ad 14; De Anima. Ill, 1, 3, par. 597‑598.

152 Commentario al De Divis Nom. IV, IX, X, XI.

153 De Anima. II, 8, par. 332.

154 S. TH. I, 73, 1 col.

155 I Sent., d. 44, q. 3, a. 12, с 1.

156 S. TH I, 16, 1 col. См. также нашу работу: II problema estetico in S. T. (p. 72).

157 S. TH. I, 73, 1 col.

158 De principiis naturae. P. 11.

159 S. TH. I, 91, 3 col.

160 S. TH. I, 91.

161 S. TH. I‑II, 57, 3 col.

162 S. TH. II–II, 169, 2 ad 4.

163 S. TH. I, 67, 3 col.

164 S. TH. I, 67, 3.

165 S. TH. Ill, 45, 2 col.

166 S. TH. I, 85 col.

167 De Veritate 22, 1 ad 12.

168 Улърих Страсбургский. Summa de Summo Bono. II, 3. P. 5 (тексты цитируются по: Pouillon D. H. La beaute...).

169 Menendez Y Pelayo. Op. cit.

170 Opus Oxoniense. I, d. 17, q. 3, n. 13.

171 Opus Oxoniense. IV, q. 3.

172 Св. Фома Аквинский. De mixtione elementoram; S. TH. I, 76, 4; Quodl. I, 5.

173 Opus Oxoniense. II, d. 3, q. 6, n. 12, 13, 15, 16.

174 Opus Oxoniense. IV, d. 45, q. 3, n. 17, 21.

175 Quodl. VII, q. 13.

176 I Sent. XXX, q. 1. 1T? I Sent. XXXV, q. 5.

178 In. Lib. Sent. Пролог I.

179 См.: Garin E. Medioevo e Rinascimento. Bari, 1954. P. 38.

180 Opera. I. P. 44.

181 Predigten, n. 60, 76.

182 Predigten, n. 28.

183 Первая принадлежит Фоме Аквинскому (S. TH. I‑II, 57, 4); вторая– Александру Гэльскому (Summa. II, п. 12. P. 21).

184 De artibus et disciplinis//PL 70. Col. 1151.

185 Metalogicus. I, 12//PL. 199‑

186 Etymologiae. I, 1.

187 S. TH. I–II, 57, 3.

188 Гуго Сен‑Викторский. Didascalion. I, 10.

189 Гильом Коншский. Comm. in Timaeum. P. 127.

190 S. TH. I, 117, 1.

191 Metalogicus. I, 9.

192 В особенности трактат «De principiis naturae».

193 Comm. de Anima. II, 1, 218.

194 S. TH. II, 2, 1.

195 Summa Contra Gentiles. Ш, 64.

196 III Sent, 37, 1.

197 II Sent, 7, 2, 2.

198 II Sent, 1, 2 ad 2.

199 II Sent, d. 7, 2, 2.

200 S. TH. I, 77, 1 ad 7; De Anima. II, 2, 235.

201 Аристотель. Politica. VIII, 2.

202 См.: Гуго Сен‑Викторский/ /PL 176. Col. 760. Ср.: Schlosser. La letteratura artistica. P. 78.

203 S. TH. I–II, 57, ad. 3.

204 Gilson. Peinture et realite. Paris, 1958. P. 121.

205 Квинтилиан. Institutio Oratoria. IX, 4.

206 См.: Фома Аквинский. Ill Sent, 9, 1, 2.

207 S. TH. II–II, 169, 2; S. TH. I–II, 32, 1 ad 3; I–II, 60, 5 col.; II–II, 168.

208 PL. 98. См. также: Freeman Ann, Theodulf Orleans and the Libri Carolini//Speculum. 1957. P. 663.

209 PL. 98. Col. 1242.

210 Ibidem. Col. 1095.

211 Ibidem. Col. 1219, 1230.

212 Библиографию по вопросу см.: Schlosser. Op. cit. 26 sq.

213 Критическое издание см.: A. Ilg//Eitelbergers Quellenschriften. V. VII. Vienna, 1874. См. также: Holt. Op. cit. P. 1‑8. ET. II, cap. 8.

214 Anticlaudianus. I, 4//PL 210.

215 См.: Schlosser. Op. cit. P. 91.

216 S. TH. I, 35; I, 39, 8.

217 I Sent, d. 31, p. 2, a. 1, q. 3.

218 Ср.: Curtius. Op. cit. Cap. VIII, par. 3.

219 Metalogicus. I, 24.

220 Ср.: Pare G, Brunet A, Tremblay P. La Renaissance du XII siecle. Ottawa, 1933.

221 Faral. Op. cit P. 203.

222 Franceschini E. La Poetica di A. nel sec. XIII//Atti dell'Istituto Veneto (1934‑1935). Venezia, 1935. А также: Ricerche e studi su A. nel medioevo latino//Aristotele (autor vari). Milano, 1956.

223 Ср.: Menendez Y Pelayo. Op. cit. P. 310‑344.

224 Summa. I, 1.

225 Ср.: Menendez YPelayo. Op. cit. P. 416.

226 Poetria Nova. V. 43‑49 (Faral. Op. cit).

227 Bianchini Tr. Romanzi medievali... Op. cit. P. 109.

228 S. TH. I, 1, 9; II–II, 101, 2 ad 2.

229 S. TH. I, 1, 9 ad 1.

230 Конрад Хирсаусский. Dialogus Super Auctores. Wurz‑burg. P. 24, 38.

231 Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луци‑лию. М, 1977. С. 14

232 Альбертино Муссато. Epistola. IV.

233 Аристотель. Metaphysica, n. 65, 83‑

234 Petrarca, Boccaccio, Salutati. См.: Curtius. Op. cit. Cap. XII.

235 Garin E. Medioevo e Rinascimento. Op. cit. P. 50.

236 Ср.: Rostagni A. Suite tracce di un'estetica dell'intuizione presso gli antichi//Scritti Minori. Turin, 1955. V. I. P. 356‑371.

237 См.: Panofsky E. Idea: a Concept in Art theory. Firenze, 1952. Schlosser. Op. cit. P. 67.

238 Epistola. VII.

239 De Veritate. III. Art 1, 2, 5‑7; S. TH. I, 15, 3 ad. 4. Аналогичные замечания мы находим у Винсента из Бовэ (Speculum doctrinale. Venezia, 1494. Col. 160‑173). О труде Лю Бю Альберта см.: Zurco E. R. de. Alberti's Theory of Form and Function//Art Bullettin. Settembre 1957.

240 S. TH. I, 78, 4 col.

241 De Anima. III. 4. Exp. 632‑633; 5. Exp. 641‑647; 6. Exp. 664‑665.

242 S. TH. I, 78, 4 col. Об эволюции терминов phantasia и imanagiatto в средневековой психологии см.: Chenu M. D. Imagiiwtio: Note de lexicographic philosophique//Miscellanea Mercati. Roma, 1946. P. 523.

243 Gilson E. Peinture et realite. P. 119.

244 PL 196. Col. 66‑68.

245 Menendez Y Pelayo. Op. cit. P. 303 sq. (Basilea, 1660. P 36.)

246 Livre directives et remarques. Paris, 1951. P. 514 sq.

247 Ср.: Curtius. Op. cit. Excursus VIII.

248 См.: Coomaraswamy Ananda. Meister Eckhart's View of Art//The Transformation of the Nature in Art. New York, 1956.

249 Spamer A. Texte aus der deutschen Mystik des XIV und XV Jahrhundert. Jena, 1912. S. 7. А также Faggin G. Meister Eckhart. Milano, 1946. Cap. IV.

250 О самосознании средневековых художников см.: ET. II. cap. 8, par. 3; Curtius. Op. cit. P. 250‑275.

251 Riegl A. Spatromishe Kunstindustrie. Vienna, 1901. Cap. V.

252 См. нашу работу: Estetica e poetica in J. Joyce//Rivista di Estetica. Gennaio‑aprile 1957.

253 Cp.:/, Dewey. Art as Experince. New York, 1934.

254 Хороший пример этого можно найти в работе: Jacques Maritain. Creative Intuition in Art and Poetry. London, 1953.

255 См.: Coomaraswamy Ananda. The Transformation of Nature in Art.

256 См.: Crane R. S. Critics and Criticism. Chicago, 1952.

 







Date: 2015-09-24; view: 316; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.056 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию