Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По философии и методологии науки





(2012/2013 уч. год)

1. Взаимосвязь философии, культуры и мировоззрения. Природа философских проблем (Аристотель. Метафизика).

2. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.

3. Типы философского мышления в контексте культур Востока и Запада. Философия и национальное самосознание.

4. Основные стратегии постклассических философских исследований в Западной Европе.

5. Предмет, социокультурный статус и функции философии.

6. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

7. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах (Д. Дж. Гросс. Грядущие революции в фундаментальной физике).

8. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.

9. Современная наука и философия о самоорганизации в природе. (И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса). Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.

10. Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере. Идея коэволюции и проблема устойчивого развития общества и природы (Н. Н. Моисеев. Пути к созиданию).

11. Понятия движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов (Ф. Энгельс. Диалектика природы).

12. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении.

13. Глобальный эволюционизм в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины (В. С. Степин. Универсальный эволюционизм…).

14. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека.

15. Проблема сущности и существования человека. Человек как единство индивида, индивидуальности, личности (А. Печчеи. Человеческие качества).

16. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования.

17. Философия и когнитивные науки о структуре и полифункциональности сознания.

18. Сознание, язык, коммуникация и их взаимосвязь.

19. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии.

20. Ценности человеческой жизни, личностный выбор, смысл жизни и проблема смерти и бессмертия.

21. Основные черты антропологического кризиса в современной техногенной цивилизации.

22. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.

23. Основные стратегии исследования социальной реальности (К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие).

24. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.

25. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.

26. Понятие культуры и основные парадигмы ее философского анализа.

27. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.

28. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества (Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования).

29. Культурно-цивилизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси.

30. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

31. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.

32. Основные проблемы философии науки. Специфика научного познания. Вненаучное познание.

33. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук.

34. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.

35. Социокультурные и методологические особенности развития современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществах.

36. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание, структура и методы. Структура, обоснование и критерии научного метода.

37. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории.

38. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. (Т. Кун. Структура научных революций). Единство дифференциации и интеграции научного знания.

39. Понятие методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методологии познания.

40. Системный подход и его методологическая роль в современной науке. (Л. фон Берталанфи. Общая теория систем). Становление нелинейной методологии познания.

41. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.

42. Обоснование результатов исследования и методы систематизации научных знаний.

43. Информационные технологии в современном научном познании.

44. Методологическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании.

45. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

46. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.

47. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.

48. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

49. Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

50. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания (В. Гейзенберг. Шаги за горизонт).

51. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание: условия формирования и особенности. Типы научной рациональности (В. С. Степин. Исторические типы научной рациональности).

52. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук (В. Г. Горохов. Основы философии и техники и технических наук).

53. Экологические, гуманитарные, этические, аксиологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов.

54. Новые направления развития науки в ХХI веке и их социальное значение.

55. Инновационная институализация современной науки.

56. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации (Х. Ленк. Ответственность в техническом прогрессе).

57. Становление техноструктуры ХХ в. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.

58. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Критерии оценки последствий развития техники.

59. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.

60. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели, сценарии, противоречия и социальные последствия глобализации.

 

 

Date: 2015-09-22; view: 378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию