Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По философии и методологии науки(2012/2013 уч. год) 1. Взаимосвязь философии, культуры и мировоззрения. Природа философских проблем (Аристотель. Метафизика). 2. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии. 3. Типы философского мышления в контексте культур Востока и Запада. Философия и национальное самосознание. 4. Основные стратегии постклассических философских исследований в Западной Европе. 5. Предмет, социокультурный статус и функции философии. 6. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь. 7. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах (Д. Дж. Гросс. Грядущие революции в фундаментальной физике). 8. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени. 9. Современная наука и философия о самоорганизации в природе. (И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса). Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании. 10. Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере. Идея коэволюции и проблема устойчивого развития общества и природы (Н. Н. Моисеев. Пути к созиданию). 11. Понятия движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов (Ф. Энгельс. Диалектика природы). 12. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении. 13. Глобальный эволюционизм в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины (В. С. Степин. Универсальный эволюционизм…). 14. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека. 15. Проблема сущности и существования человека. Человек как единство индивида, индивидуальности, личности (А. Печчеи. Человеческие качества). 16. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования. 17. Философия и когнитивные науки о структуре и полифункциональности сознания. 18. Сознание, язык, коммуникация и их взаимосвязь. 19. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии. 20. Ценности человеческой жизни, личностный выбор, смысл жизни и проблема смерти и бессмертия. 21. Основные черты антропологического кризиса в современной техногенной цивилизации. 22. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений. 23. Основные стратегии исследования социальной реальности (К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие). 24. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы. 25. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса. 26. Понятие культуры и основные парадигмы ее философского анализа. 27. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации. 28. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества (Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования). 29. Культурно-цивилизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси. 30. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. 31. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки. 32. Основные проблемы философии науки. Специфика научного познания. Вненаучное познание. 33. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук. 34. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени. 35. Социокультурные и методологические особенности развития современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществах. 36. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание, структура и методы. Структура, обоснование и критерии научного метода. 37. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории. 38. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. (Т. Кун. Структура научных революций). Единство дифференциации и интеграции научного знания. 39. Понятие методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методологии познания. 40. Системный подход и его методологическая роль в современной науке. (Л. фон Берталанфи. Общая теория систем). Становление нелинейной методологии познания. 41. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы. 42. Обоснование результатов исследования и методы систематизации научных знаний. 43. Информационные технологии в современном научном познании. 44. Методологическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании. 45. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. 46. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси. 47. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки. 48. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки. 49. Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. 50. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания (В. Гейзенберг. Шаги за горизонт). 51. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание: условия формирования и особенности. Типы научной рациональности (В. С. Степин. Исторические типы научной рациональности). 52. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук (В. Г. Горохов. Основы философии и техники и технических наук). 53. Экологические, гуманитарные, этические, аксиологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов. 54. Новые направления развития науки в ХХI веке и их социальное значение. 55. Инновационная институализация современной науки. 56. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации (Х. Ленк. Ответственность в техническом прогрессе). 57. Становление техноструктуры ХХ в. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций. 58. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Критерии оценки последствий развития техники. 59. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции. 60. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели, сценарии, противоречия и социальные последствия глобализации.
|