Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация ценностей





 

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям.

По содержанию различаются ценности основных сфер (подсистем) общества: материальные (экономичес­кие), политико-правовые, социальные и духовные. Каждая из подсистем имеет свою внутреннюю структуру, в соответствии с которой дифференцируются ценности. Так, материальная сфера включает ценности промышленности, сельского хозяйства, транспорта, средств связи, торговли, сервиса, финансовые и другие. Важное место в системе материальной жизни занимают ценности собственности и материального обеспечения жизни людей. Духовная сфера включает нравственные, образовательные, познавательные, эстетические ценности, ценности свободы совести и другие.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соот­ветствуют этапам развития общества, демографических групп, этнических общностей, а также профессиональных, классовых, религиозных, политических и иных объединений. Сложность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций. В этом смысле ценности представляют предметные или духовные формы, необходимые для существования социальных отношений.

По субстратности бытия или его отсутствию различаются материальные (предметные) и духовные (идеальные) ценности. Они обусловлены в первую очередь природно-естественными (для организма человека) и специально создаваемыми (для духовного мира человека) потребностями личности.

Материальные ценности - это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, материально-экономические блага качества жизни индивидов, предметные и финансовые факторы сфер жизни общества. Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главная сфера предметных ценностей - продукты целесообразной дея­тельности человека, предназначенные для поддержания физической жизни людей, благосостояния и стабильности общества. При этом в качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность.

Духовные ценности представляют осознанные, социально значимые для личности и общества явления и процессы или их свойства и отношения, воздействующие на совершенствование внутреннего мира и объективацию элементов мировоззрения субъектов, направленные на удовлетворение потребностей людей в сфере сознания, мировоззрения и духовных качеств, а также на воспроизводство духовной культуры общества.

К духовным ценностям относятся идеалы и концепции общественного развития, уста­новки и оценки, разрешения и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме норматив­ных рекомендаций, а также знаний о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека. Некоторые ценности имеют двойное предназначение. Они могут удовлетворять как материально-физические потребности людей, так и духовные потребности. Например, предметы повседневного обихода, бытовая техника - это признак материального благополучия или его отсутствия. Но художественное оформление предметов повседневного быта, а также их использование (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр) связано с удовлетворением духовной потребности людей. Если предмет­ные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности духовной жизни выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Идеальная форма бытия любых духовных ценностей указывает на то, что они существуют в сознании и мировоззрении людей, когда они сами или другие субъекты признают их за ценности, или закрепляются в письменных источниках и других видах хранения информации. Предметные духовные ценности воспринимаются органами чувств, присутствуют в практических отношениях людей и также удовлетворяют те или иные духовные потребности людей, составляют содержание духовной культуры общества.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс ценностных предписаний, определяющих цели и способы деятель­ности, регулирующих ее. Это стандарты - строго определенные образцы качества, формы и размера, которым надлежит неукоснительно следовать в общественных отношениях; правила - предписания, определяющие действия при соответствующих обстоятельствах; каноны - своды при­емов и правил, которые считаются обязательными в определенной области социальных отношений. Канон (закон) часто соотносится с сакрализованными, считающимися священными церковными ценностями - символами веры, культом, религиозной догматикой; эталоны - разработанные специально или исторически стихийно возникшие образы жизнедеятельности людей, общественного устройства, конкретных видов воздействия и процедур.

Более гибкими, предоставляющими достаточную свободу в реализации ценности, являются нормы и идеалы. Нормы предписывают форму единообразия поступков, разрешенность или запретительность ва­риантов поведения; оптимальный вариант поступка физических лиц в конкретных ситуациях и условиях. Норма­тивное регулирование пронизывает всю систему социальных отношений. Условием реализации социальных норм яв­ляется система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности.

Наряду с осознанием потребностей, существует осознание их связи с социальными нормами. Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от нее, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс.

Идеал - представление о высшей норме совершенства, духов­ное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятив­ную функцию, он служит вектором, позволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь, является концентрированным выражением духовных ценностей.

Понятие идеала возникло в христианской морали как несовпадение должного с сущим. Идеал выражал достоинство человека по отношению к его реальной жизни, а также облик И. Христа как идеал для земного человека. Жизненный идеал для верующего человека представлялся образом кающегося мученика или аскета, обращенного к богу за спасением. Сегодня идеал является ценностным и императивным ориентиром, утверждающим безусловное положительное содержание поступков, всего содержания жизни людей. Идеалом или с его помощью определяется содержание добра, мера совпадения должного и практического, а также зла. Идеал выступает совершенной целью, достижение которой может оцениваться человеком очень высоко. Идеал - это образец нравственной и всесторонне развитой личности, когда сама личность – главная ценность общества.

Личный идеал выражается чаще всего в стремлении человека к счастью, к удовлетворенностью жизнью. Но при этом для человека важно, чтобы его идеал был признан и поддержан обществом, был значим не только для него, но и для общества. На основе идеала как ценности личность определяет цели и задачи, смысл жизни, побуждает себя к положительным поступкам и деятельности, стремится достичь единства между должным и сущим, формирует положительно воспринимаемый другими облик.

Социальные идеалы определяют стратегию развития общества, политическую организацию, построение правового и социального государства, обеспечение гражданам достойного качества жизни, свободу деятельности и духовного творчества. Социальный идеал связан с образом и содержанием жизни общества как культурной жизни, ориентирует субъектов общества на совместную деятельность при решении важных социальных проблем.

По носителю ценности бывают личностными, групповыми, ценностями демографических и социальных общностей, классов и слоев общества, общественных институтов, всего общества (государства), мирового сообщества. Они условно объединены в две группы: индивидуально-личностные и общественные ценности.

Ценности личности можно определить как совокупность предметов, процессов, явлений, отношений, духовных образов и состояний, представляющих для личности необходимость и значимость в ее жизнедеятельности. Они формируются самой личностью или существуют вне ее, но составляют важную основу жизни. Это результаты и сам ход обучения, воспитания, воздействующая среда, осознаваемые как ценность. Потребности в единении с другими людьми, утверждение собственного достоинства, потребности в эмоционально-чувственных и интеллектуальных отношениях, профессиональной деятельности и безопасности определяют основное содержание и масштаб ценностей личности.

Они бывают экономическими, экологическими, политическими, правовыми, социально-статусными, духовными, семейными, нравственными и другими. Например, ценностное содержание любви у личности может проявляться в любви ко всему человечеству, к природе, к богу и милосердию, к отечеству и своему народу. Она существует как традиционная любовь к родителям, детям, родным и близким. Ценностное содержание любви индивида может быть связано с предметами, родом занятий, влечениями. Многообразны проявления любви между мужчиной и женщиной, любви к попечительству, покровительству, меценатству.

Ценности общества выражают меру его культурности и цивилизованности. Ценности общества могут быть традиционными и современными. Это ценности сфер жизни общества, его институтов и физических субъектов. Это население, природные богатства, территория страны, экологическая ситуация. Ценности общества включают достояния материальной и духовной культуры, меру преемственности между прошлой, настоящей и будущей историей. Ценности общества и государства - их безопасность, положение в международном сообществе.

Существенное значение имеет вопрос о соотношении личностных и общественных ценностей, об их взаимодействии в структу­ре личности. Всякие ценности являются основой, которая образует ядро личности, обеспечивает ее целостность и определенность. Общественные ценности первичны в формирова­нии личности в том отношении, что каждый человек социализируется в уже существующей системе социальных ценностей. Они позволяют ребенку адаптироваться к социальным условиям, а в последующем занять в обществе определенное место. Веками передаю­щиеся из поколения в поколение социальные ценности традиционно или избирательно, в большей или меньшей степени усваивают­ся личностью в процессе ее социализации.

Механизмом превращения социальных ценностей во внутрен­ние устойчивые элементы духовного мира личности является формирование внутренних структур сознания, мировоззрения и социальных качеств, в той или иной степени адекватных социальной практике. То, что в определенный исторический период является формой массового поведения людей, в дальнейшем трансформируется во внутренние механизмы духовности. Таковы, например, ритуалы, театр, религиозная вера, коллективные мероприятия, игры, учеба в школе, телевидение, средства массовой информации, в рамках которых формируется определенный строй и содержание духовного мира человека.

Но в формировании индивидуальных ценностей участвуют не только разнообразные формы социальной активности людей и деятельность институтов общества. В качестве такого инструмента выступают и социальные структуры в целом. Рынок и быт, финансы и сервис, реклама и мода, политика и право, образование и воспитание, средства массовой информации и ис­кусство, господствующие формы менталитета и престижа, сложившиеся стандарты и шаблоны вербального общения, специфическая ритуальная практика, мораль и табу - все это слагаемые материальной и духовной жизни общества, формирующие ценностные ориентации личности и выступающие реальными ценностями.

Формирование личности происходит в рамках социальных, групп, общностей, объединений с их специфическим набором ценностей. Принадлежность личности к разным социальным общностям выражается в том, что она разделяет их идеалы и ценности. Возникающие противоречия между группой и личностью могут привести к возникновению ценностного конфликта, к уходу индивида из группы, если это возможно, и самостоятельному поиску приоритетных ценностей. Поэтому возникновение социальных особенностей личности на основе внешних ценностей, а также ее жизненный опыт неизбежно сопряжены с формированием особых индивидуализированных ценностей, которые могут дополнять и усиливать воздействие социальных ценностей, а могут тормозить их усвоение личностью.

Как регуляторы поведения личности, ценности оказывают влияние на ее поведение, общение и деятельность. Осознанная система ценностей, как совокупность ценностных установок составляет ценностные ориентации личности. Они формируются в процессе усвоения практики, социальных норм и требований своего времени и тех социальных групп, в которые личность оказывается включенной.

Ценностные ориентации подкрепляются и корректируются жизненным опытом индивида. Они позволяют индивиду отграничить значимое от незначитель­ного, обеспечивают стабильность мотивации, положительное проявление духовного мира на практике. Тем не менее, и неосознавае­мые влечения, желания, стремления могут оказывать ценностное воздействие тогда, когда они вступают в противоречие с осознанными цен­ностными ориентациями личности. Происходит «перевод» неосознаваемого на уровень сознания, обостряется противоречие между сознательно декларируемыми и фактически разделяемыми ценностями, которое в последующем разрешается. Причиной названных противоречий может быть и то, что человек не всегда отдает себе отчет в том, какие для него ценности актуальны, а какие - нет. Противоречие между завышенной и заниженной самооценкой и фактическим личным статусом, а также неспособность или невозможность разрешить противоречие между личными и групповыми ценностными ориентациями нередко являются причиной деградации личности или ухода ее из социальной группы.

Рассмотренная классификация ценностей не является исчерпывающей. Поскольку потребности и интересы людей постоянно изменяются, совершенствуется сама жизнедеятельность личности и общества, в социальную практику включаются новые поколения, постольку меняется иерархия ценностей и их классификация.

Основные понятия: классификация ценностей по содержанию, материально-предметные и духовно-идеальные ценности, структура ценностных предписаний, социальная норма как ценность, ценностное содержание идеала, классификация ценностей по носителям, личностные ценности, общественные ценности.

Date: 2015-09-24; view: 1215; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию