Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение о ценностяхСтр 1 из 2Следующая ⇒ Справочно: АКСИОЛОГИЯ (от греч. axios—ценность и logos — слово, понятие) — учение о ценностях, филос. теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Возникновение понятия ценности в кон. 18 в. было связано с пересмотром традиционного обоснования этики, характерного для античности и средних веков и предполагавшего тождество бытия и блага. Понятие ценности впервые появляется у Канта, к-рый противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они суть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Разведение бытия и долженствования – предпосылка Б., оно характерно для тех направлений философии 19 и 20 вв., в которых высшей духовной способностью в человеке признается воля. Развернутое учение о ценностях впервые дал в середине 19 в. Рудольф Герман Лотце (21 мая 1817, --1 июля 1881) – немецкий философ, врач, естествоиспытатель. (Философский словарь // Под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Ц Республика, 2001. — 719 с.) Важное значение в жизни человека и общества имеют ценности, составляющие предмет исследования особого раздела философии - аксиологии (от греч. axios - ценности и logos - наука: учение о ценностях). Ценности изучаются всеми гуманитарными науками. Являясь неотъемлемой частью жизни личности, ценности объединяют (или разъединяют) людей, служат основой их осмысленной целеустремленной деятельности. Утрата ценностных ориентиров ведет к кризису личности. Со времен античности и до наших дней ведутся дискуссии о том, является ли ценность атрибутом (существенным свойством) вещи или же она - результат субъективного оценивания, обусловленного потребностями личности и общества. В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, существующее независимо от человека. Во втором - понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям произвольного характера. Сущность ценностей выводится не из объектов, а из потребностей человека. Обе эти полярные точки зрения отражают важные особенности ценностного взаимоотношения человека с окружающей средой. Если согласиться с тем, что ценность - лишь свойство реального предмета природы или общества, то ценность отождествляется с истиной, а все бытие и сам человек как элемент бытия обладают ценностным смыслом как бы сами для себя, безотносительно к тому, взаимодействует человек с этими предметами или нет. Важно добавить и то, что в обществе огромное число явлений не обладает предметностью из-за их духовной, нематериальной природы: патриотизм, любовь, ненависть, достоинство человека, идеал общественного устройства, справедливость и т.п. Возникает ошибочный вывод о том, что это все - не ценности, так как они не имеют предметной формы. Сократ, первым сформулировавший основной вопрос аксиологии: «Что есть благо?», - продемонстрировал существенные различия между истиной и ценностью. Знание является важным, но не единственным условием достижения блага. Предметы и явления природы и общества обладают свойствами, осознание которых может осуществляться либо в форме знания о том, что есть, реально существует, либо в форме представления о том, какой должна быть эта реальность, как должен вести себя человек по отношению к природе и другим людям. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором - с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека. Ценность, как и истина, не является свойством самой действительности. Она возникает как отношение между миром природы и общества и динамично изменяющимися потребностями человека. Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самих по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, определяемом его социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллекта и нравственности. Очевидно, что между субъективно желаемым, т.е. оценкой, и ценностью могут возникать противоречия. Не всякая оценка имеет ценностный характер. Она может протекать как обычный процесс осмысления контроля, управления и т.п. Мир ценностей зависим от человека и человечества, обусловлен их развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации, но от этого ценности не утрачивают своей объектной, самостоятельно существующей материальной и духовной реальности. Природа аксиологически нейтральна. Как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Динамику ценностей можно наблюдать при сопоставлении норм, характерных, например, для различных цивилизаций. Так, для античной Греции высшей ценностью признавалось гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, а для Древнего Египта - культ смерти, подготовке к которой подчинялась вся человеческая жизнь. В Древней Индии в буддизме ведущей ценностью считалось освобождение от страданий, овладение четырьмя «благородными истинами». Ценности надындивидуальны в том смысле, что они могут осознаваться, либо не осознаваться, либо осознаваться неадекватно. Но любой вариант осознания ценностей как субъективно желательного выступает в форме оценки. В отличие от истины, которая сравнивается с объектом познания, ценность и оценка соотносятся с потребностями и интересами человека, других субъектов. В этом состоит главное различие между истиной и ценностью. Несмотря на это различие, между истиной и ценностью существует неразрывная связь. Истинное знание может быть предметом оценивания, характеризоваться как ценность. В свою очередь, установить значимость мира явлений для человека можно лишь благодаря знанию о них. Судить о значимости вещи - значит иметь представление о том, что она обладает необходимыми субъекту качествами. Ценности отражают реальную связь объекта с потребностями и интересами, устремлениями, целями, идеалами субъекта. Поэтому можно говорить о ценностных суждениях с точки зрения их истинности или ложности. Тем не менее, независимо от того, основаны ценностные суждения на истинном знании или на религиозной вере, мифе, предрассудке, на науке или жизненном опыте - они характеризуются с точки зрения их ценности. Иными словами, мир ценностей человека и общества более многообразен по сравнению с истинным знанием как ценностью. Различие истины и оценки обнаруживается и в способах их постижения, и в форме выражения, и в структурах сознания, участвующих в познавательном и ценностном процессах. Истина постигается путем ограничения субъективного и актуализацией объекта познания. Познание предполагает отвлечение от всего того, что не интересует в данный момент познающего субъекта. В истине мир раскрывается таким, какой он есть, независимо от человека. Но момент субъективности в истине в принципе неустраним, так как истина - это знание, существующее в сознании человека. Оценка же в качестве ведущего момента включает в себя субъективное начало, в ней раскрывается не свойство предмета как таковое, а значимость свойства для человека. Существенно различаются и формы выражения истины и оценки. Истина имеет форму рационального или обыденно-практического, но логически непротиворечивого знания, раскрывающего законы и другие характеристики объектов познания. Ценностные оценки обращены внутрь духовного мира людей, соотносятся в первую очередь с осмыслением важного и необходимого для жизни человека, социальной группы, общества. Ценностная оценка может осуществляться как на обыденно-практическом (эмоционально-чувственном), так и на рациональном (логическом) уровнях. Ценности занимают господствующее положение в сфере материальной жизни человека и общества, религии, морали и права, в политической и социальной сферах жизни. Они иногда непереводимы на язык строгих научных понятий, облекаются в художественно-образную, мифологическую или сакрализованно-религиозную форму. Существенная особенность ценностного суждения состоит в том, что оно есть оценка или побуждение к действию через внутреннее состояние, прежде всего через эмоциональное переживание ценности. Если научное познание призвано максимально приблизиться к полному адекватному знанию, а через него – к объекту познания, то ценностное отношение погружает нас в «царство смыслов», мир значимостей. Мир значимостей формируется самим человеком, другими субъектами общества. Первоисточником и движущей силой человеческой деятельности, ее внутренним потенциалом являются потребности. Потребность определяется как нужда ее носителя в предметах и условиях внешней среды. Она связана с достижением полезного результата деятельности, направленной на создание необходимых для жизнедеятельности человека условий. Проявляясь в конкретных отношениях человека с внешним миром, потребности характеризуют и объекты, на которые они направлены, и сущностные качества субъекта, их носителя. Являясь глубинным основанием активности личности, потребности получают свое развитие в установках, мотивах, интересах, направляющих деятельность человека на их реализацию. Именно потребности являются оценочной призмой человеческого сознания, фундаментом его стремлений, интересов, вкусов, идеалов. Потребности человека текучи, подвижны, взаимосвязанны и взаимозаменяемы. Некоторые потребности возникают, другие угасают, одни актуализируются, другие исчезают. Человеческие потребности безграничны по качеству и многообразию, способны увеличивать или уменьшать сферы человеческой активности. Хотя ценности непосредственно связаны с потребностями, они несводимы к ним. Потребности динамичны и неотделимы от субъекта. Ценности относительно стабильны и существуют, как правило, вне субъекта. Потребности иерархичны, и их иерархия постоянно меняется. Ценности также обладают иерархичностью, но она относительно неизменна и усваивается индивидом в процессе его социализации, что и приводит к удовлетворению потребности Данная специфика взаимодействия потребностей и ценностей объясняет оппозицию новому, в какой бы области жизни новое ни возникало. Например, потребовались века гонений на христиан, прежде чем римские императоры признали ценности христианской духовности. Также века были необходимы для того, чтобы признать свободу критики религии (еретизм, свободомыслие), не допускать преследований религиозного инакомыслия. Ценность свободы совести сегодня – свободное и равноценное положение верующих, критикующих веру и атеизм, а также и атеистов. Индивидуальные и общественные потребности могут специально искажаться, деформироваться, подвергаться идеологизации, подчиняться массовой культуре. Ценности более устойчивы и независимы в своем существовании, хотя известно много примеров, когда искаженные потребности приводили к уничтожению важных для общества и человечества ценностей, а некоторые предметные формы и социальные явления преподносились как мнимые ценности. Не все значимое для человека и общества оказывается ценностью, а лишь положительно значимое, связанное с реализацией смысла жизни и сохранением человечества. В понятии «ценности» мыслится положительная значимость какого-либо объекта. Однако в ряде случаев положительная значимость может не выходить за пределы отношения полезности (полезны, например, в определенных пределах солнечные лучи для загара). Значимость поддается ее объективному истолкованию, ценность же предполагает выявление смысла того явления, которое значимо для человека. Поэтому ценность не всегда совпадает с материальным предметным бытием. Оно может проявляться как полезность, то есть как не зависящая от человека его связь с бытием, но воздействующая на человека положительно. Ценность есть отношение духовных и физических запросов человека к бытию. Полезность есть положительное воздействие бытия на человека независимо от его запросов, есть они или их нет. Для ценностного отношения важна дифференция запросов и потребностей: личности, общности, общества и т.д. Для полезности объективно все люди одинаковы, если эта полезность исходит от природы или общества (человечества). Функциональное отношение одних и тех же явлений к разным людям и их объединениям может быть также различным и даже противоположным: мир значимостей не тождествен миру ценностей. Значительная роль в формировании ценностных суждений принадлежит принципам и нормам жизни людей, которые придают потребностям человека социальную форму. Под социальной нормой понимается общепризнанное правило, образец действия или поведения. Социальный принцип обобщает совокупность норм в императивно-закономерные положения, устойчивое и достаточно универсальное требование жизнеустройства людей. Например, принципы гуманизма, справедливости, трудолюбия, демократизма и др. Нормы оказывают влияние на потребности личности, которая не может удовлетворять их вне нормативно-культурного процесса. Нормы - одна из форм осознания потребностей. Поэтому социальные нормы и принципы относятся к сфере ценностей. Но между нормами и ценностями существует некоторое функциональное различие. Ценности, поскольку они порождены потребностями, определяют цели активности людей, а нормы относятся к средствам достижения цели. Нормы детерминируют поведение, общение и деятельность, в то время как ценности предоставляют субъекту свободу выбора. Нормы не имеют внутренних градаций: нет и не бывает большего или меньшего, высшего или низшего уровней соответствия поступка и нормы: ей либо следуют, либо нет. Ценности же имеют некоторую иерархию, и в каждый момент человек может свободно определять, какое место в этой иерархии занимает та или иная ценность в конкретное время его жизнедеятельности. Нормы стандартизируют поведение личности и других субъектов, определяя те границы, в рамках которых они могут свободно действовать, а нарушение этих границ влечет за собой разнообразные санкции со стороны общества. Ценности же относятся к области жизненных ориентиров, определяющих жизнь личности по её выбору. Это, например, идеал, к которому стремится человек. И поскольку идеал - это представление о некотором абсолютном и желаемым совершенстве, постольку он недостижим в эмпирически конкретных условиях жизни личности. И, тем не менее, идеал выступает как высшая ценность и ориентир, одухотворяющие жизнь личности, дающие ей смысл. Таким образом, ценности представляют всю совокупность элементов материального и идеального (духовного) бытия, которые востребованы человеком и обществом через их потребности как значимые и необходимые для их жизни. Ценностная связь человека и мира природных и социальных явлений имеет положительную социальную значимость для жизнедеятельности общества и личности. Ценность неотделима от оценки, являющейся результатом осознания людьми смысла бытия и своего существования. Но ценности не сводятся к оценкам, а существуют самостоятельно.
|