Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политология как наукаСтр 1 из 44Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Семипалатинская государственная медицинская академия Сергазина Г.М., Абылкалыкова Р.Н. Учебное пособие по политологии (в двух частях) Семей 2008г. УДК 32 (076.5) ББК 66.0 (я 73) C 32 Рецензенты: Альжанова У.К.- зав. кафедрой фиолософии СГМА кандидат философских наук, профессор Курманбаева Ш.А.- Президент Семипалатинского университета им. М.Ауэзова, доктор политических наук, профессор C 32 Сергазина Г.М., Абылкалыкова Р.Н. «Учебное пособие по политологии» (учебное пособие в двух частях).- Семей.-2009.- 281 с. ISBN 978-601-248-044-3 Данное учебное пособие состоит из опорных конспектов лекций по политологии и фрагментов первоисточников, помогающих студентам более расширенно раскрыть предложенные темы. Дано последовательное изложение лекционного материала, предусмотренного типовой рабочей программой. Предназначено для студентов высших учебных заведений. УДК 32 (076.5) ББК 66.0 (я 73)
0804000000 00 (05)-09
Утверждено и разрешено к печати решением Центрального Методического Совета СГМА.
Протокол № 2 от «22» декабря 2008 г.
Г.М. Сергазина, Р.Н. Абылкалыкова, 2008
ISBN 978-601-248-044-3
Политика – важнейшая из наук, но высшее благо дано не политику, а мудрецу-философу, а законы обеспечивают благо государства, когда их применяет мудрец.
Аристотель
Часть 1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА Возникновение политической науки. Предмет, объект политологии. Методы и функции политологии.
В буквальном смысле слова политология есть наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Стремление понять, осмыслить политику, равно как и выразить свое отношение к ней, уходит своими корнями в то далекое время, когда начали формироваться первые государства. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божественном происхождении власти, а правитель рассматривался как земное воплощение Бога. Лишь примерно с середины первого тысячелетия до новой эры политическое сознание стало постоянно приобретать самостоятельный характер, появляются первые политические по прения, концепции, составляя часть единого философского знания. Этот процесс связан, прежде всего, с творчеством таких мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель которые наложили основы собственно теоретических исследований политики. В период средних веков и Нового временя проблемы политики, власти, государства были подняты на качественно новый теоретический уровень исследования такими выдающимися представителями политической и философской мысли, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, которые не только окончательно освободили политическую науку от религиозно-этической формы, но и вооружили ее такими концептуальными установками, как теория естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества и правового государства. Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX века. Именно в это время политическая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX века была основана Лондонская школа экономики и политических паук. В 1857 году в Колумбийском университете была создана первая в истории Америки кафедра политической науки. Позже примеру Колумбийского университета последовали Йельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 году создана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 году в Париже по инициативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения политической науки являются: 1) политическая теория (с включением истории политических идей); 2) политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреждений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех социальных сил, которые данные институты создают); 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения. Международный коллоквиум в Париже по существу подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу: рассматривать ли политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, включающую в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию и другие политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 году под эгидой ЮНЕСКО создана Международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы. Для определения предмета политологии, ее основной проблематики важное методологическое значение имеет уяснение природы и сущности политики как специфической сферы жизни общества, ее структуры и характера взаимодействия основных элементов. Термин «политика» (от греч. polis - город-государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр.) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика». Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличиях: в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния - политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы. Необъятен диапазон представлений о политике. Определение ее - предмет многолетних дискуссий в политической науке. Приведем лишь некоторые определения политики: «Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер). «Политика - это процесс управления» (О. Ренни). «Политика - властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон). «Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений» (Р. Шнайдер). Политика может осуществляться на нескольких уровнях: 1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако, часть вопросов может решаться местными ассоциациями. 2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется руинами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона. 3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов. 4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают сверенные государства. Центральными проблемами современной политологии являются такие проблемы, как политическая власть, ее сущность и структура: политической властью: политические системы и режимы современности: формы государственного правления; партийные и избирательные системы: политические права и свободы человека и гражданина; гражданское общество и правовое государство; политическое поведение и политическая культура личности: религиозные и национальные аспекты политики: международные политические отношения, геополитика и др. Конечно, к изучению и исследованию на данных и других проблем политики в силу их сложности и многогранности имеют отношение не только политология, но и другие социальные и гуманитарные науки - философия, социология, психология, экономическая теория, юридические, исторические науки. Сложность и многогранность политики как общественного явления позволяет исследовать политику на макро- и микроуровнях, В первом случае исследуются политические явления и процессы, которые происходят в рамках основных институтов власти и управления, имеющих отношения ко всей общественной системе. Во втором - описываются и анализируются факты, связанные с поведением индивидов и малых групп в политической среде. С другой стороны, сложность и многогранность политики позволяет выделить как общественный уровень, так и промежуточные (частные) уровни исследования. Однако важно иметь в виду при этом, что ни один из этих промежуточных уровней не дает исчерпывающего представления о политике в целом. Политология, как и любая наука, имеет свою систему научных понятий и категорий, выражающих наиболее существенные характеристики политической сферы: «политика», «политическая власть», «политическая система», «политическая жизнь», «политическое поведение», «политическое участие», «политическая культура» и др. Методами называют конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального познания. Центральной методологической проблемой политологии, важнейшей ее социальной задачей является познание и определение политических закономерностей. Политической сфере, как и любой другой сфере общественной жизни, присущи определенные закономерности. Эти закономерности отражают и характеризуют свойственные политической сфере всеобщие, существенные и необходимые формы связей и отношений, реализуемые в функционировании и развитии данной сферы. Политические закономерности по мере того, как они осознаются людьми, фиксируются в виде определенных теоретических принципов и норм политической деятельности, политического поведения. Одна из основных задач политологии состоит в том, чтобы выявить основные закономерности и тенденции функционирования и развития политики и таким образом познать сущность политики, объяснить ее. На основе знания политических закономерностей политология вырабатывает рациональные принципы и нормы политической деятельности. В целом можно выделить три группы политических закономерностей в зависимости от сферы их действия и проявления. Первая группа - это закономерности, выражающие связи, взаимодействия политической сферы с другими сферами общественной жизни, К ним относятся: зависимость структуры, функций политической системы общества от его экономической и социальной структур: активное воздействие политики на экономическую, социальную и духовную жизнь общества и др. Вторая группа - это закономерности, выражающие существенные и устойчивые связи и отношения во взаимодействии структурных элементов самой политической сферы. К ним относятся, например, такие закономерности, как влияние политического сознания, политической культуры личности на ее поведение; взаимосвязь форм демократии и типа политической системы общества. Третья группа - это закономерности, выражающие существенные и устойчивые связи, тенденции развития отдельных сторон, явлений политической жизни общества. К ним относятся: разделение властей в демократическом обществе на законодательную, исполнительную и судебную; утверждение принципа политического плюрализма. При изучении политических явлений и процессов политология использует различные методы познания, среди которых наиболее широко распространенными являются следующие. Сравнительный (компаративный) метод. Это наиболее старый, давний метод. Им пользовались уже Аристотель, Платон, Монтескье. Особенность этого метода заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов, имеющих черты подобия. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит это подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам эти политические объекты различаются. Сравнительному методу присущи определенные принципы отбора предметов для сравнения. Наиболее распространенными являются институциональный и функциональный подходы. Институциональный подход заключается в выборе аналогичных институтов, как материала для сопоставления, а цель состоит, в первую очередь, в определении нормативного состояния и вытекающих из него различий или сходства. Примером такого подхода является широко используемый в политологии сравнительный анализ института президентской власти и избирательных систем в различных странах. Функциональный подход скорее относится к политической действительности, к практической деятельности. Здесь, как правило, речь идет о выявлении двух или большего числа объектов, характеризующихся существенными внешними различиями, но, несмотря на это, обслуживающими те же самые интересы и потребности. Такой подход применяется, например, при сравнительном анализе политических систем различных стран, места и роли политических партий в политической системе и т.д.. Для того чтобы понять истинную сущность мира политического, необходимо изучать различные его формы проявления, аспекты, то, как эти последние выражаются в различных странах и регионах, у различных наций и народов, в различных социально-экономических, общественно-исторических ситуациях и т.д. В этом контексте в качестве объектов сравнительного анализа можно брать политическую систему во всей целостности, ее формы, типы и разновидности, но можно конкретизировать внимание и на ее конкретных составляющих, таких как государственные институты, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы политической социализации и т.д. Современные компаративные политические исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, которые проводятся с использованием, как качественных подходов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации. Например, в сравнительном проекте К. Джанды «Политические партии: Транснациональный обзор» охватываются 158 партий из 53 стран за 50-70-е годы. В этом проекте выделены 111 переменных, которые сгруппированы в 12 кластеров, соответствующих основным характеристикам организации и деятельности политических партий (институционализация и государственный статус, социальный состав и база, характер и степень организованности, цели и ориентация и т.д.). Социологический метод. Представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Методы социологических исследований - опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучить политические явления и процессы. Их преимущество заключается в том, что исследователь имеет дело с материалом, который можно математически формализовать, проследить тенденцию и корреляцию. Немаловажно и то, что на основе социологического материала, возможно, сделать политические прогнозы. В современной политологии социологические методы получили большое распространение. На их основе сложилась прикладная политология, ориентированная на практическое применение результатов исследования, которые выступают как специфический интеллектуальный товар, заказчиком и получателем которого выступают центральные и местные власти, государственные учреждения, политические партии и т.д. Метод экспертных оценок. В основе метода лежи; проведение экспертных оценок специалистов в той области политической деятельности, по поводу которой ведется экспертиза. Опыт показывает, что наиболее эффективным является применение метода экспертных оценок для решения широкого круга неформализуемых проблем политической жизни - выработки управленческого решения, оценки политической ситуации, прогноза политического развития и т.д. Понятно, что особое значение для метода экспертных оценок имеет подбор экспертной группы. Моделирование политических процессов. Суть этого метода состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей. Возможны различные классификации моделей. Например, по назначению выделяют измерительные, описательные, объяснительные, критериальные и предсказательные модели. Моделирование политических процессов может осуществляться не только на основании уже известных, эмпирически проверенных данных, но и на основании гипотез. Моделирование гипотез и проведение вычислительных экспериментов с полученными моделями позволяет, с одной стороны, проверить гипотезы на непротиворечивость, с другой стороны, выявить наиболее чувствительные и важные параметры модели, те признаки и связи, изменения которых оказываю? наиболее существенное влияние на выходные параметры модели. Сегодня в связи с совершенствованием ЭВМ и программных средств моделирование макро- и микро-политических процессов стало одним из перспективных направлений в развитии методологии политической науки, которое в свою очередь имеет множество собственных разветвлений. Лишь только системное моделирование политики охватывает и динамические, и стохастические модели политической жизни, активно применяемые для анализа циклически повторяющихся избирательных процессов и кампаний, а также для прогнозирования результатов выборов в парламент. Однако моделирование в политике, как метод исследования, применяется в нашей стране еще редко. Причины здесь разные: слабая математическая и компьютерная подготовка политологов, отсутствие необходимой вычислительной и компьютерной техники, соответствующих программ для ЭВМ, невозможность полного перевода всей гаммы политических процессов и явлений на математический и компьютерный язык и т.д. Бихевиористский метод. Его можно определить как способ исследования политических явлений и процессов, заключающийся в анализе поведения отдельных людей и групп. Ключом к пониманию этого метода является категория политического поведения. Применение бихевиористского метода в политологии основывается на убеждении, что политика как общественное явление имеет, прежде всего, индивидуальное измерение, а все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа поведения индивидов, соединенных групповыми связями. Подход такого рода предполагает, что доминирующим мотивом участия в политике является психологическая ориентация. Корни политического бихевиоризма ведут к началу нынешнего столетия, к работам известного немецкого ученого Макса Вебера. Однако феноменальный скачок в его развитии произошел на Западе после второй мировой войны в основном благодаря трудам американских политологов. Стали говорить даже о так называемой «бихевиористской» (поведенческой) революции в политологии, связанной, прежде всего с применением новых эмпирических и количественных методов, заимствованных из арсеналов психологии, социологии, экономической науки, а также математики, кибернетики, географии и даже медицины. Из психологии и медицины в политическую науку начали вторгаться тесты и лабораторные эксперименты, из социологии - анкетные опросы, интервью, наблюдения, из математики и статистики - регрессионный, корреляционный, факторный и другие виды анализа, а также математическое моделирование и методы теории игр. Впоследствии стали активно создаваться информационные базы политических данных и экспериментальные системы «искусственного интеллекта» на основе электронно-вычислительной техники. Бихевиористский подход был призван определить реальные причины и параметры политического повеления на массовом уровне. В политических исследованиях акцент делался не на формально-юридическом анализе государственно-правовых и политических институтов и не на исследовании формальной структуры политической системы общества, а на изучении различных аспектов поведения людей как участников политического процесса. С исторической точки зрения появление бихевиористского метода ознаменовало своеобразный протест в политологии, который выражал открытую неудовлетворенность достижениями традиционной политической науки, в частности, применяемыми в ней историческими и институциональными подходами, полагая, что необходимо разрабатывать дополнительные методы и подходы, которые бы вооружили политическую науку эмпирическими гипотезами и системными теориями. Он, несомненно, связан и с особой предрасположенностью американской культуры к прагматизму, поклонению фактам, науке и т.д. Наряду с названными при исследовании политики широко используются и общенаучные методы (иногда их называют принципами) исследования: системность - ориентация на изучение объекта как системы, раскрытие его целостности и создание единой теоретической картины; единство теории и практики, выступающее гарантом объективности содержания знания, критерием, мерилом проверки истинности результатов познания; детерминизм - признание объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира, существования причинности всех явлений; единство теоретического и эмпирического, характеризующее целостность научного исследования, практическую проверку исходных теоретических положений; исторический подход, требующий изучения социальных явлений в их временном развитии, выявлении связи прошлого, настоящего и будущего. Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания системы знания, обычно выделяют следующие: - диалектику; - системный метод; - формализацию. Методы эмпирического познания – это средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся: - описание; - анкетирование; - статистические методы; - математические методы; - методы семиотики; - методы герменевтики. Политология, как любая наука, выполняет определенные функции в обществе как научно-познавательного, методологического, так и прикладного характера. Во-первых, это гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий. Во-вторых, политология, изучая объективные закономерности, тенденции и противоречия политической системы, проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на политические процессы, выполняет функцию рационализации политической жизни. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов. Тем самым политология создает теоретическую основу политического строительства, политических реформ. В-третьих, политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, определить свое отношение к существующим политическим структурам, партиям, выработать определенную линию политического поведения. В-четвертых, это прогностическая функция. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д. Разумеется, между этими функциями существует тесная взаимосвязь. Понятно, что свою социальную роль политология может выполнять на основе определенной совокупности знаний.
Date: 2015-09-24; view: 503; Нарушение авторских прав |