Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Климата коллектива
Предлагаемая методика позволит определить уровень развития и дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции. Опросник может использоваться в учебных группах, в педагогических и трудовых коллективах. Из предлагаемого перечня ответов по каждому вопросу выберите те, которые соответствуют вашему мнению и поставьте у такого ответа знак «+». 1. Нравится ли вам ваша работа (школа, вуз)? а) очень нравится; б) пожалуй, нравится; в) мне безразлично; г) пожалуй, не нравится; д) очень не нравится. 2. Хотели бы вы перейти на другую работу (в другой класс, школу; в другую группу, вуз)? а) да; б) нет; в) не знаю. 3. Оцените по пятибалльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у вашего руководителя (воспитателя, куратора группы, декана) (5 баллов, если качество развито очень сильно, 1 — совсем не проявляется). а) трудолюбие; б) общественная активность; в) профессиональные знания; г) забота о людях; д) требовательность; е) отзывчивость; ж) общительность; з) способность разбираться в людях; и) справедливость; к) доброжелательность. 4. Кто из членов вашей группы/коллектива пользуется наибольшим уважением? Назовите одну или две фамилии. 5. Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не учитесь/не работаете, вернулись бы вы в свой коллектив? а) да; б) нет; в) не знаю. 6. Отметьте, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны? а) большинство членов нашего коллектива/группы — хорошие, симпатичные люди; б) в нашем коллективе есть всякие люди; в) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные. 7. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга? а) нет, конечно; б) скорее нет, чем да; в) не знаю, не задумывался над этим; г) скорее да, чем нет; д) да, конечно. 8. Выберите вариант для оценки своего коллектива/группы, если цифра «1» характеризует коллектив, который вам очень нравится, а «9» — не нравится совсем. а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5; е) 6; ж) 7; з) 8; и) 9. 9. а) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов вашего коллектива? — да; — пожалуй, да; — не знаю; — пожалуй, нет; — нет. б) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику личных качеств большинства членов вашего коллектива? — да; — пожалуй, да; — не знаю; — пожалуй, нет; — нет. 10. Если бы у вас возникла возможность провести отдых вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись? а) это бы меня вполне устроило; б) не знаю; в) это бы меня совсем не устроило. 11. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым/учебным вопросам? а) нет; б) не могу сказать; в) да. 12. Оцените атмосферу вашего коллектива, выбрав одно значение, если цифра «1» соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а «9» — атмосфере взаимопонимания и взаимного уважения, а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5; е) 6; ж) 7; з) 8; и) 9. 13. Если бы вы по какой-либо причине ушли из коллектива, стремились бы вы к встречам? а) да, конечно; б) скорее да, чем нет; в) затрудняюсь ответить; г) скорее нет, чем да; д) нет, конечно. 14. Укажите, в какой степени вы удовлетворены: а) состоянием материально-технической базы работы/учебы: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; б) загруженностью работой/учебной нагрузкой: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; в) размером зарплаты/стипендии: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; г) отношениями с преподавателями и руководителем: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; д) возможностью заниматься научной работой и получать дополнительные специализации: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; е) разнообразием и сложностью учебной работы: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; ж) подготовкой в получении специальности: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен. 15. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована работа/учеба? а) очень хорошо; б) в общем неплохо, хотя есть возможность улучшения; в) трудно сказать; г) работа/подготовка организована неудовлетворительно; д) очень плохо. 16. Можете ли вы сказать, от кого в большей мере зависит успешность вашей подготовки к специальности? а) да (в этом случае назовите эти лица); б) трудно сказать; в) пожалуй, нет; г) нет. 17. Ваш пол: а) мужской; б) женский. 18. Возраст. 19. Сроки обучения/стаж работы. 20. Ваша специализация. 21. Ваше семейное положение. Обработка результатов. На основании ответов можно дать краткую характеристику коллектива или группы, в которой указывается численность, половой и возрастной состав, специализация, семейное положение, зарплата или стипендия. Вопросы 6¾13 направлены на выявление особенностей отражения сложившихся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента. Каждый такой компонент тестируется тремя вопросами: эмоциональный — 6, 8, 12; когнитивный — 9а, 96,11; поведенческий — 7, 10, 13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1, 0 или -1. Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов на вопросы обобщаются — положительная оценка получается при сочетаниях + + +, + + 0, + + -; отрицательная оценка при сочетаниях - - -, - -+, - -0; неопределенная (противоречивая) оценка при сочетаниях 0 0 0, 0 0 -, 0 0 +. Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценка где (+) — количество положительных ответов, (-) — количество отрицательных ответов, п — количество участников опроса. Средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1: от -1 до -0,33 — отрицательные оценки; от -0,33 до + 0,33 — противоречивые оценки; от +0,33 до + 1 — положительные оценки.
17.8. Тест «Восприятие индивидом группы» Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего. Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистическим» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Второй тип восприятия индивидом группы называют «прагматическим» (П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь. Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы. По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую вашу точку зрения. 1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто: а) знает больше, чем я; б) все вопросы стремится решать сообща; в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий. 2. Лучшими преподавателями являются те, которые: а) имеют индивидуальный подход к обучающимся; б) создают условия для помощи со стороны других; в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем. 3. Я рад, когда мои друзья: а) знают больше, чем я, и могут мне помочь; б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов; в) помогают другим, когда в них нуждаются. 4. Больше всего мне нравится, когда в группе: а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться; б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других; в) остальные слабее подготовлены, чем я. 5. Мне кажется, что я способен на многое, когда: а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других; б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены; в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле. 6. Мне нравится группа, в которой: а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех; б) каждый занят своим делом и не мешает другим; в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необходимость. 7. Я не удовлетворен преподавателями, которые: а) создают дух соперничества; б) не занимаются увлеченно своей наукой; в) создают условия напряжения и жесткого контроля. 8. Я больше удовлетворен жизнью, если: а) занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое; б) общаюсь и отдыхаю; в) нужен кому-то и полезен. 9. Основная роль учебного заведения должна заключаться: а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности; б) в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности; в) в подготовке к общению и совместной деятельности человека. 10. Если в группе возникает проблема, то я: а) предпочитаю не вмешиваться; б) предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других; в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы. 11. Я бы лучше учился, если бы преподаватели: а) подходили ко мне индивидуально; б) создавали условия для оказания помощи; в) создавали условия для успеха, условия свободы выбора. 12. Я испытываю плохое состояние, когда: а) не добиваюсь успеха в намеченном деле; б) чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или любимому; в) тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего. 13. Больше всего я ценю: а) успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных; б) общий успех близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга; в) свой собственный личный успех. 14. Я предпочитаю работать: а) вместе с товарищами; б) самостоятельно; в) с ведущими в данной области преподавателями и специалистами. Обработка результатов. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы n 1,И + n 2П + n 3К, где n 1, п 2, п 3 — количество набранных баллов соответственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистскому». Ключ для обработки результатов представлен в табл. 17.9. Таблица 17.9 Date: 2015-09-24; view: 369; Нарушение авторских прав |