Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суждения для шкалы суммарных оценок





 

Для получения оценки социальной установки респондента сум­мируют баллы по всем суждениям и потому шкала называется шка­лой суммарных оценок. Таким образом, получается шкала, минимальное значение оценки на которой равно 10 (минимальное ко­личество баллов, которое может набрать респондент по десяти суж­дениям), максимальное значение равно 50. Если число суждений или число градаций на исходной шкале увеличить/уменьшить, то будет меняться и диапазон изменения оценки. Когда вы столкне­тесь с этим приемом измерения, у вас, естественным образом, могут возникнуть следующие вопросы:

ð Как выбирать суждения?

ð Как проверить пригодность суждения?

ð Как доказать правомерность операции сложения баллов?

ð Какие необходимо выполнить требования, чтобы восполь­зоваться этим приемом измерения?

Попытаемся последовательно ответить на них. Суждения сочи­няются, рождаются социологом в муках, как правило, с привлече­нием экспертов. При попытке сформировать шкалу суммарных оце­нок вы поймете специфику работы с экспертами. Работа с экспертами не является предметом нашего рассмотрения. Следует лишь упомянуть, что существует область науки, известная как «экспертные оценки и принятие решений». Кстати, эта область полностью опирается на математические методы.

Естественно, существует и способ проверки качества суждений. Он заключается в анализе согласованности оценок по итоговой шкале с оценками по исходным. Для этого рассчитываются специальные так называемые коэффициенты ранговой корреляции. Об этих коэф­фициентах речь пойдет в третьей главе книги. Например, суждение «Ум только увеличивает обаяние женщины» будет считаться хоро­шо согласованным с итоговой шкалой, если респонденты, получив­шие высокие оценки по итоговой шкале, в основном согласны с ним. Может оказаться, что, например, суждение «Ум жены необходим в продвижении мужа по карьерной лестнице» плохо согласова­но с итоговой шкалой. Такое происходит, если респонденты, полу­чившие низкие оценки по итоговой шкале (не очень хорошее отношение к умной женщине), имеют самую разную степень согла­сия с данным суждением. Если такое наблюдается, то суждение не включается в инструментарий.



В данном примере «плохая» согласованность будет, по-видимо­му, и у последнего суждения. Более того, по этому суждению нельзя ожидать и сильной дифференциации среди респондентов. Очевид­ным образом проверка качества суждений требует пилотажного ис­следования.

Что касается третьего из сформулированных выше вопросов, ответ на него однозначен: операция сложения теоретически не­обоснована. Практически же социолог вынужден проводить сложе­ние, но тогда необходимо выполнить определенные условия. Эти условия редко выполняются, но стремление к их выполнению всегда у социолога должно присутствовать. Прежде всего к таким ус­ловиям применимости шкалы суммарных оценок относится рав­ноправность суждений, т. е. каждое суждение вносит одинаковый вклад в итоговую оценку. При этом балл, два балла, три балла, четыре балла, пять баллов по одному суждению соответственно равны одному, двум, трем, четырем, пяти баллам по другому суж­дению. Вы понимаете, насколько трудно это обосновать. Вторым требованием является уверенность в существовании одномерной шкалы, одномерного континуумазначений измеряемой социаль­ной установки. Эти требования достаточно жесткие, поэтому шка­ла суммарных оценок применяется достаточно редко.

Заметим, что входные шкалы имеют порядковый уровень из­мерения, а на выходе получаем также порядковую шкалу, но уже с большим числом градаций. Шкала суммарных оценок используется не для повышения уровня измерения, а для того, чтобы учесть мно­гоаспектный характер латентной характеристики. При этом такая многоаспектность «ложится» на одномерный континуум.

После получения индивидуальных значений такого аналити­ческого индекса естественным образом возникает вопрос о пере­ходе к вычислению его значения для группы респондентов. На первый взгляд, учитывая похожесть итоговой шкалы на числен­ные оценки (суммарный балл), хочется подсчитать среднее арифметическое значение, т. е. сложить все оценки в группе и поде­лить на число членов в группе. Для проведения этой операции необходимо предположить, что вокруг этого среднего будут сосре­доточены в основном все оценки и отклонения будут незначи­тельны, т. е. характер распределения оценок должен быть специ­фическим. Мы подошли с вами к очень интересному и важному понятию в методологии анализа — характер распределениячего-то (эмпирического индикатора, показателя, индекса). В дальнейшем вернемся к этому понятию.

Для формирования как бы группового индекса возможен и дру­гой путь. Этот путь связан с тем, что вслед за получением индиви­дуальных оценок социолог переходит к анализу так называемых типологических групп. Поясним, что это означает. Вернемся к на­шей задаче — измерения отношения к «умной женщине». Будем ис­ходить из исследовательской ситуации, когда такое отношение, яв­ляясь свойством современного мужчины, необходимо для выделения различных (по такому отношению) групп среди муж­чин. При этом целью, ради достижения которой выделяются та­кие группы, является описание социального портрета существую­щих в реальности типов мужчин и объяснения, почему эти типы существуют. Выделение типологических групп осуществляется де­лением диапазона изменения оценки (в нашем случае оценка ме­няется от 10 до 50) на отдельные интервалы.



При этом может оказаться, что выделение типологических групп осуществляется на основе сбалансированной порядковой шкалы. Например, выделяются три группы мужчин: хорошо, нейтрально и плохо относящихся к феномену «умная женщина». Эту процедуру можно обозначить и просто как преобразование шкалы — переход к сбалансированной порядковой шкале. Тогда, для сравнения отно­шения к «умной женщине» мужчин с высшим или со средним об­разованием, можно по такой порядковой шкале вычислить иско­мый аналитический индекс уже по известным вам формулам.








Date: 2015-09-24; view: 138; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию