Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Насколько вы удовлетворены учебой?
— полностью удовлетворен 1 5 19 2 — скорее удовлетворен, чем нет 2 4 18 5 — и да и нет 3 3 11 4 — скорее неудовлетворен, чем удовлетворен 4273 — совершенно неудовлетворен 5151 Познавательные возможности этого вопроса для исследователя таковы, что с его помощью представляется возможным упорядочить студентов по степени их удовлетворенности учебой. Тогда кодирование вариантов ответа должно отражать такой порядок. Три первых варианта кодирования его отражают. Второй из этих способов удобнее всего, так как похож на баллы. Пять баллов получает тот, у кого максимальная удовлетворенность, а один балл — тот, у кого минимальная. Разумеется, речь идет о самооценках, т. е. нельзя считать, что респонденты, имеющие одинаковые баллы, имеют одинаковую удовлетворенность. Не говоря уже о том, что разница между пятью и четырьмя баллами не равна такой же разнице между 4 и 3, 3 и 2, 2 и 1. Баллы — не числа, а порядок. В нашем случае порядковая шкала с пятью градациями (пятибалльная шкала). Первый способ кодирования можно интерпретировать на языке «мест». Это ранги — рейтинги. Первое место занимает тот, у кого максимальная удовлетворенность, последнее — пятое — тот, у кого минимальная удовлетворенность. Третий из приведенных способов кодирования передает упорядоченность и тоже верен, но в отличие от первых двух способов его трудно вербально проинтерпретировать. Что же касается последнего — четвертого варианта кодирования, то оно не моделирует упорядоченность. Поэтому при таком способе кодирования получаем номинальный уровень измерения — номинальную, а не порядковую шкалу. Проведя кодирование одним из этих способов, можно считать, что мы подготовили инструмент измерения. Первые три способа относятся уже к порядковому уровню измерения, т. е. мы измеряем удовлетворенность учебой по порядковой шкале, или шкале порядков. По-другому она называется ординальной (в отличие от ординарной) шкалой рангов. Она выглядит как бы «линеечкой», на которой пять делений (рис. 2.1.2):
Рис. 2.1.2 Мы рассмотрели порядковую шкалу с вербальной интерпретацией шкальных значений. Если число градаций на шкале больше пяти, то такая интерпретация невозможна. Вместе с тем социолог стремится всегда к увеличению числа градаций, считая, что тем самым увеличивает точность измерения. Тогда он может использовать не вербальную интерпретацию, а графическую. При этом вербально описываются только крайние градации шкалы. Вопрос, обращенный к респонденту, может звучать следующим образом: Отметьте, пожалуйста, на шкале то положение, которое соответствует Вашей удовлетворенности учебой: Иногда социолог использует шкалу процентов, т. е. формулирует вопрос так: Date: 2015-09-24; view: 368; Нарушение авторских прав |