Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основных юридических терминов⇐ ПредыдущаяСтр 72 из 72
Абсолютное правоотношение – правовая общественная связь, в которой определена лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона – это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права). Акты применения права – это правовые акты компетентного органа или должностного лица, изданные на основании установленных фактов и норм права, определяющие права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. К актам применения права предъявляются требования законности, обоснованности, целесообразности. Аналогия закона – это способ преодоления пробела в законодательстве путем применения к не урегулированному спорному отношению нормы права, регулирующей сходные отношения. Аналогия права – это способ преодоления пробела в законодательстве путем применения к не урегулированному спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Общие начала и смысл законодательства есть ни что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые). Бюрократизм – (в буквальном смысле – власть «бюро») характеристика деятельности государственных (муниципальных) служащих, выражающая злоупотребление государственной властью в личных интересах и во вред обществу, но в рамках закона. Формы проявления бюрократизма – формализм, волокита и др. Гарантии законности – это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. К объективным гарантиям (условиям) относятся экономические, политические, идеологические, социальные и правовые. К субъективным факторам относятся состояние правовой науки, эффективность деятельности политического руководства и др. Специальные средства обеспечения законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Они делятся на организационные и юридические. Гарантии прав человека и гражданина — это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии. Гипотеза – структурный элемент нормы права, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма. В зависимости от количества и содержания обстоятельств, изложенных в норме, гипотезы бывают простые, сложные и альтернативные. Государственная власть – система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы. Государственное принуждение (как метод осуществления государственной власти) – это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Государственный орган – это первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями. Государственный орган имеет внутреннее строение. Полномочия государственного органа осуществляют государственные служащие (чиновники). В государстве все органы взаимосвязаны между собой, но их можно классифицировать. По принципу разделения властей они подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные; по способу возникновения на первичные и производные; по объему властных полномочий на высшие и местные; по широте компетенции на органы общей и специальной компетенции; по способу формирования на выборные и назначаемые; по порядку принятия решения на коллегиальные и единоличные. Государственный суверенитет – политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти. Государство – политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. К основным признакам государства относятся: неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права; наличие у государства публичной (политической) власти; государственный суверенитет; территориальная организация населения; система налогов, сборов, займов. Гражданское общество – свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Дееспособность – предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т.е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность – предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Декларативные нормы включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Демократический режим – вид политического режима, при котором высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий. Диспозитивный метод правового регулирования – метод, при котором субъектам предоставляется свобода выбора вариантов поведения. Диспозиция – структурный элемент нормы права, который содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Естественное право (естественные права) – система социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законность – это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц. Принципами законности являются: единство, всеобщность, целесообразность законности. Законодательная инициатива – принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган. Законодательный процесс – это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения и принятия проектов нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти. Закономерности развития государства – это устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития. Основной закономерностью считается постепенное историческое превращение из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию всего общества. Запрещение – способ правового регулирования, который выражается в возложении обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних). Злоупотребление правом – деяние, при котором субъект не нарушает правовые предписания, однако при этом своими действиями он наносит ущерб окружающим, т.е. реализует свое субъективное право «во зло» другим субъектам. Императивный метод правового регулирования – метод, предписывающий субъектам определенный вариант поведения в категоричной, властной форме. Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Институт права — это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве). В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Интерпретационные акты – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования. Источник (форма) права – это форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. Современные источники права - этоофициальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц. Кодификация – вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизированное, научно обоснованное изложение новом законе (например, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Коррупция – подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновников, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы коррупции – взяточничество, подкуп, протекционизм, и др. Легальность государственной власти – юридическая характеристика государственной власти, означающая ее официальное провозглашение, правомерное установление, функционирование в режиме законности. Легитимность государственной власти – это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимная власть – это отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную основу. Международное право – сложной комплекс юридических норм, создаваемых государствами посредством согласования своих интересов и формирующих самостоятельную правовую систему, которая функционирует во взаимодействии с правовыми системами государств. Предмет регулирования международного права – отношения между государствами (межгосударственные отношения) и отношения с участием различных участников международного общения (иные международные отношения). Наряду с этим нормы международного права в определенной мере предназначены для регулирования отношений в пределах юрисдикции государств (внутригосударственных отношений). Метод правового регулирования – совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Методология юридической науки представляет собой относительно самостоятельную область юриспруденции, в которой рассматриваются условия и формы научного познания государства и права, основания, принципы и методы юридических исследований. Методы юридической науки – это применяемые в исследовательской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверяемых знаний о государстве и праве. К методам юридической науки относятся: философские, общенаучные, частнонаучные. Механизм (аппарат) государства – специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Механизм правового регулирования – система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Мировой правопорядок – система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права. Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархия бывает неограниченная и ограниченная (сословно-представительская, конституционная). Мораль – исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей. Недемократический режим – вид политического режима, при котором на первый план выходят методы насилия, осуществляется неправовое государственное принуждение, права и свободы человека и гражданина не защищены. Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил. Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Нормативность – признак права, означающий, что право регулирует общественные отношения посредством конкретных, формально-определенных правил поведения – норм, то есть права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующим законодательством. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Право, таким образом, выступает мерой свободы. Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативный договор как источник права – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосударственные договоры, федеративный договор и др.). Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Общедозволительный тип правового регулирования – дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливается строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Общественный порядок – состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т.д. Общество – это исторически сложившаяся совокупность людей на определенной территории в результате совместной деятельности, характеризующаяся многообразием (экономических, политических, этических, религиозных и других) отношений и целостностью организации жизни. Объект правонарушения – то, чему правонарушением нанесен вред. Таковым является жизнь, здоровье, общественный порядок, собственность и т.д. Объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Объективная сторона правонарушения – внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности. Объективно противоправное деяние – деяние, при котором лицо, нарушая нормы права, наносит ущерб. Однако иные элементы состава правонарушения – субъект или субъективная сторона – отсутствуют. К таким деяниям можно отнести нарушение норм уголовного права недееспособным лицом, причинение вреда в состоянии необходимой обороны или при крайней необходимости и другие подобные деяния. Обычаи – общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. Обязывание – способ правового регулирования, который выражается в предписании совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги). Оперативные нормы (нормы инструменты) устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п. Основные формы государственного устройства – унитарная и федеративная, редко встречающаяся форма – конфедерация. Относительное правоотношение – такая правовая общественная связь, в которой конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Позитивное право – система общеобязательных, формально определённых норм, установленных и гарантируемых государством, содержащихся в законодательстве и других источниках юридических норм. Позитивное право – право, «исходящее от государства», закрепленное в официальных источниках. Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Основные виды политического режима – демократический и недемократический. Права гражданина – совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства. Права личности – правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Основные права и свободы человека и гражданина можно классифицировать по сферам жизнедеятельности общества (личные права, экономические, политические, социальные, культурные, экологические, информационные). Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. Главными признаками права выступают сознательно-волевой характер, нормативность, формальная определенность, обеспеченность государством, системность. Правовая культура –обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав свобод и человека. Правовая семья – совокупность правовых систем, выделенная на основе общности генезиса; общности источников форм закрепления и выражения норм права; структурного единства, сходства; общности принципов регулирования общественных отношений; единства терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. В науке выделяют следующие правовые системы (правовые семьи): 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар). Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Правовое государственное принуждение – такое принудительное государственное воздействие, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Правовое государство – такое государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах – теоретической (идеологической) и практической. Правовой обычай – правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени, признанный государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой режим – специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой статус личности – это положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности. Правомерное поведение – это общественно-необходимое, желательное или социально допустимое, волевое действие дееспособного субъекта, соответствующее требованиям норм права. По субъективной стороне правомерное поведение подразделяется на социально-активное, законопослушное, конформистское и маргинальное. Правонарушение – общественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность. По степени общественной опасности и юридическому оформлению правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, гражданско-правовые и дисциплинарные). Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Правоотношение характеризуется сложным составом, состоит из трех элементов: субъекты, объект и содержание. Правоотношения можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.; по характеру содержания на общерегулятивные, регулятивные и охранительные; в зависимости от степени определенности сторон правоотношения могут быть относительными и абсолютными. Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм. Принципами правопорядка являются: определенность, системность, организованность, государственная гарантированность, устойчивость, единство. Правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие её в мыслительных и чувственных образах. В структуру правосознания входят рациональный компонент – правовая идеология и эмоциональный компонент – правовая психология. Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Правосубъектность – предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Правотворчество – это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм. Предмет правового регулирования — это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами). Предмет теории государства и права составляют явления и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия государства и права. К ним относятся: государство и право как явления цивилизации и культуры; основные понятия государства и основные понятия права; основные правовые принципы; основные ценности государства и права; основные закономерности развития государства и права Применение права – это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. Стадии применения права: установление круга фактических обстоятельств; юридическая оценка фактических обстоятельств, т. е. их юридическая квалификация; вынесение решения по юридическому делу. Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Правовые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Основными общеправовыми принципами являются: демократизм, федерализм, приоритет прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, законность, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие, добросовестность, разумность, справедливость. Принципы правотворчества – это основные начала осуществления правотворческой деятельности. К наиболее важным принципам относятся: принцип законности, принцип научности, принцип использования правового опыта, принцип демократизма и связи с практикой. Принципы юридической ответственности – основные начала, в соответствии с которыми применяется юридическая ответственность. Это принципы законности, гуманизма, ответственности за вину, справедливости, равенства перед законом, целесообразности, недопустимости удвоения наказания, неотвратимости наказания, индивидуализации наказания, оперативности. Пробел в законодательстве – это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Способами преодоления пробелов в законодательстве выступают аналогия закона и аналогия права. Разрешительный тип правового регулирования – запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Реализация права – это осуществление требований юридических норм в поведении людей. Основными формами реализации права являются: использование субъективного права, исполнение обязанности, соблюдение запрета. Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Результаты толкования – итог уяснения подлинного смысла, закрепленного в письменных правовых актах. Результатами толкования в зависимости от соотношения смысла нормы и ее текстуального выражения являются: буквальное толкование, распространительное толкование и ограничительное толкование. Республика — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Санкция – структурный элемент нормы права, который указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные. Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние и содержательные характеристики права. Она выступает внешним выражением, формой системы права. Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Систематизация законодательства – это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целю их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. Содержание правоотношения – это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения. Сознательно-волевой характер права – признак права, означающий, что право есть проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Право регулирует общественные отношения, взаимодействуя с волей индивидуумов и социальных групп. Состав правонарушения – это совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения. Состав правонарушения включает в себя объект правонарушения, субъекта правонарушения, объективную сторону и субъективную сторону правонарушения. Социальная власть – это система отношений подчинения одних людей воле и действиям других. Структура любого властного отношения (властеотношения) состоит из властвующего субъекта (народ, класс, община, род, совет старейшин, вождь) и подвластного объекта (индивид, коллектив, организация). Социальное управление в обществе – целенаправленное воздействие на людей и их объединения для достижения определенных результатов. Предполагает наличие особых органов управления. Социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений. Способы (приемы) толкования – совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов. К способам толкования относятся: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический, функциональный. Структура общества — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. В структуру общества входят социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы. Структура правовой нормы – логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Субъект правонарушения – это лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель. Им может быть только дееспособное (деликтоспособное) лицо. Субъектом может быть как индивид, так и организация. Субъективная сторона правонарушения характеризует отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т.е. его вина. Субъективное право – это предусмотренная в норме права мера возможного поведения управомоченного лица, предоставленная управомоченному лицу для удовлетворения его интересов, обеспеченная действиями (бездейситвием) обязанного лица. Субъективное право включает в себя право на собственные фактические действия, право на юридические действия, право требования и право притязания. Субъекты правоотношений – это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Субъектами правоотношений могут быть индивиды, их организации и, как исключение, социальные общности. Судебный прецедент – решение суда высокой инстанции по конкретному делу, которому придан нормативный характер. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи («ratio decidendi»). Сущность государства – это легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть. Теория государства и права (как наука) – это обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явлений цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначение в обществе. Теория государства и права (как учебная дисциплина) – это учебная методологическая дисциплина, призванная на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности юриспруденции. Структура теории государства и права как учебной дисциплины включает в себя разделы, главы, пункты научно-учебного материала, выражающие его единство и дифференциацию. Тип государства и права – это модель, или идеальный, выраженный в понятии, образ государства и права, в котором объединяются общие и существенные черты определенной группы государственно-правовых явлений и которому соответствует определенный класс конкретных государств и конкретных правовых систем. Типология – это учение о классификации, то есть распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы, согласно наиболее общим и существенным признакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов и в данном случае таким сложным объектом выступает государство и право. Толкование права - это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. По субъектам толкования оно подразделяется на официальное (аутентическое, легальное, правоприменительное) и неофициальное (обыденное, профессиональное, доктринальное). Убеждение (как метод осуществления государственной власти) – это метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначений и целей. Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Управомочивание – способ правового регулирования, который выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью). Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Фактический состав – совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий. Федеративное государство (федерация) — сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. Форма государства – организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Форма правления – способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Основные формы правления – монархия и республика. Формальная определенность права – признак права, означающий, что нормы права закреплены в официальных письменных источниках, изданных государством. Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами. Функции государства можно подразделить: по причинам возникновения на а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.) и б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом («функции общих дел») (экономическая, экологическая и др.); по направленности на а) внутренние (экономическая, социальная, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, экологическая, стимулирования научно-технического прогресса и ограничения его вредных последствий, информационная); и б) внешние (обороны, интеграции в мировую экономику, обеспечения мира, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка). Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Право имеет общесоциальные функции (экономическую, политическую, воспитательную) и конкретные функции (регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную, оценочную). Функции теории государства и права – это направления теоретической деятельности, отражающие общее и специфическое значение данной науки. Функциями теории государства и права являются: Теоретико-познавательная (гносеологическая), методологическая, политико-управленческая, идеологическая, прогностическая. Юридическая обязанность – это предусмотренная в норме права мера необходимого поведения обязанного лица в интересах управомоченной стороны, обеспеченная возможностью государственного принуждения. Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание применяемых к обязанному лицу мер государственно-принудительного воздействия. Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм. Основаниями юридической ответственности являются норма права, правонарушение и правоприменительный акт. Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Юридические гарантии законности – совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод. Это прежде всего юридически опосредованная деятельность специальных правоохранительных органов и органов правосудия. Среди юридических гарантий различают средства выявления (обнаружения) правонарушений; средства предупреждения правонарушений; меры пресечения правонарушений; меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений; юридическую ответственность; процессуальные юридические гарантии. К организационным средствам относятся различные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению законности. Это кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образование в их структуре специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков) и др. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридический процесс – урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.
[1]Теория государства и права. Учебник под ред. Корельского В.М. и Перевалова В.Д. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000. [2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.23. - С.517. [3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.26 - Ч.1. - С.138. [4] Там же. - С.422. [5] Большая советская энциклопедия. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия., 1977. - С.33-34. [6]См.: Политологический словарь. Ч.11.М.:1994. – С.68-69. [7]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 21, с302. [8] Гегель Г. Философия права. Соч. М., 1934. Т.8, с.211-212. [9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3, с.35. [10] Ильин М.В. Гражданское общество. // Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997, с.161. [11] Российская газета 2008, 24 января. [12] Соколов А.Н. Идея правового государства в Германии и механизм ее реализации: автореферат доктора юридических наук. Харьков, 1992, с.20, 25. [13] Ш. Монтескье. Избранные произведения. М., 1955, с.290. [14] И. Кант. Соч. М., 1962, т.4, ч.2, с.140. [15] Гегель. Философия права. Соч. М, Л., 1934, т.8, с.31. [16] Новгородцев П.И. Государство и право. // вопросы философии и психологии. 1904. Т.74, с.397-398. [17] Коркунов Н.М. Лекции по общему государственному праву. СПб, 1914, с.267-268. [18] Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916, с.654. [19] Ершов Ю.Г. О единстве гражданского общества и правового государства // Материалы XI Урал.социол.чтений «Уральский регион как социум». Челябинск. 1988 с. 13. [20] Российская газета 2008, 24 января. [21] Тарасов Н.Н. Правовое государство и юридическое образование. // Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития. Екатеринбург, 1949, с. 330 [22] См. Кризис российской интеллигенции // Герой нашего времени. 2005, апрель; Комсомольская правда 2004, 5 ноября. [23] См. Московские новости 09-22 марта 2007. № 8 – 10. [24] Советская Россия 2005, 10 февраля. [25] В Конституции РФ наряду со ст. 7, определяющей социальный статус государства, предусмотрено предоставление гражданам важнейших гарантий и прав социального характера: на труд и его оплату (ст. 37, п. 1-4); на отдых (ст. 37, п. 5); на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38); на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40); на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на экологическую безопасность (ст. 42); на образование (ст. 43); на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44). [26] 'Принцип гендерного равенства мужчин и женщин во всех областях общественной жизнедеятельности неразрывно связан с формированием гражданского общества, демократизацией общественной жизни, созданием правового и социального государства. Этот принцип должен стать своеобразным идеологическим критерием с точки зрения обеспечения всей совокупности прав человека как системы ценностей, поскольку именно его реализация делает право, в том числе и на достойную жизнь, конкретным и обоснованным, независимым от возможностей власти и усмотрения чиновников. Особенно важно выделить гендерное равенство при обосновании перспектив развития сферы занятости, рынка труда и политики доходов. [27] Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. –М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. –С.5. [28] См. Российская газета 2008, 6 ноября. [29] Опубликован Основной Закон с внесенными в него поправками. Конституция России. // Российская газета №7, 21.01.2009. [30]Муромцев С.А. Указ. Соч. С.40. [31] Алексеев С.С..С.С.Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования М.: «Статут», 1999. Стр. 250. [32] Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М., 2000. С.14. [33] Областная газета 17 января 2009 года. [34] См. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. -М., 1998. –С.120-132. [35] См. Рабочая газета, 2008, 15 апреля № 209. [36] См.: ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» [37] См.: Уваров А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина // Гос. И право. 2005. № 7.С. 82. [38] Скуратов Ю.И. Щелчок из Европы. Правда / 10-13.3.2007 [39] Гражданское общество, правовое государство и право. "Круглый стол" журналов "Государство и право" и "Вопросы философии" // Гос. и право. 2002. № 1. С. 23. См.: Федеральный закон "Об уполномоченном по правам • человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. // \ Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011 [40] См.: ст. 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14 марта 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. №11. Ст. 1022 [41] См.: Федеральный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. //Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011. [42] Собрание законодательства РФ. 2004. № 46. Ст. 4511 [43] Гудков Г. «Коррупция – следствие системных ошибок». // Созвездие вече, 7-13 августа 2008. -№32(220). [44] Государство и право. -1997. -№2. –С.113. [45]Маркс К,Энгельс Ф. Соч.Т.37,С.418 [46] Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.С.73. [47] Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,1988.С.50-51 [48] Сюкияйнен Р.Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.,1986.С.84 [49] /РБК/ январь,2009. –С.89. [50] НГ–Содружество, 2001. № 3. [51] За сильную и процветающую Беларусь! Доклад Президента республики Беларусь А.Г. Лукашенко 18 мая 2001 г. Посольство республики Беларусь в РФ. Минск, 2001. С. 4–13 [52] Путь в XXI век / Под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика. 1999. [53] http://www.e1.ru/news/spool/news_id-297907.html 31/01/2009 [54] Об экономическом кризисе в России и задачах КПРФ по защите интересов трудящихся. Постановление президиума ЦК КПРФ // Правда №140, 19-22 декабря 2008г. [55] См. Примаков Е.М. 2007 год: Примечание с псевдолибералами // Российская газета 2008, 15 января, №5. [56]Lam asa resource of public policy (Roser, 1986) Parliamentary Affaivs 1986. Vol. 39. p 297-314 [57] Токвиль (Tocquel ille A.de 1946. p 206-207 [58]Шугуров М.В. Моральный фактор в современной международной правовой политике в области прав человека. // Современное право №3. 2006. С. 10. [59]Российская газета 2008, 24 января. [60] КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Обсуждена и принята на заседании круглого стола 19 ноября 2002 г. г.Москва [61] Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено установление государственных образовательных стандартов, определяющих общие контуры единого образовательного пространства. В соответствии с указанным Законом утвержден государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, которым установлены структура высшего образования, общие требования к содержанию высшего образования, к основным профессиональным образовательным программам, включающим федеральные и региональные компоненты, и условиям их реализации, обязательные дисциплины по каждому направлению и каждой специальности, нормативы учебной нагрузки, порядок разработки и утверждения государственных требований к уровню подготовки выпускников. В настоящее время проводится работа по подготовке государственных образовательных стандартов среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального образования. [62] Красная звезда. 1994. 5 мая. [63] См.: Военная политология. М., 1993; Бельков О. А. Концептуальная ломка или шельмование прошлого // Военно-исторический журнал. 1994. № 3; Беляков Н. Функции армии // Армия. 1993. № 24. С. 27; Гольц А. Армия и политика. Дискуссия о «терминах» или спор о роли Вооруженных Сил в обществе // Красная звезда. 1993. 12 ноября; Власов Ю. Трудно выходить из тупика // Советская Россия. 1993. 23 декабря; Столяров Н. Философия действия // Военный вестник. 1990. № 12. С. 5. [64] Эйзенхауэр Д. Солдат и президент. М., 1993. С. 35. [65] Примаков В. Л. Социализация офицера в условиях военной службы. Автореф. дис. д. соц. наук. М., 2000. [66] Гомеров И. Н. Электоральная культура: политический анализ. Автореф. дис. д. полит. наук. М., 1995. [67] Дилигенский Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. 1976. № 9; 1977. № [68] Фаттон Р. А. Военное руководство и моральные ценности // Армия. 1992. № 2. С. 35. [69] Абрамов К. Система воспитательной работы в вооруженных силах ФРГ // Информационно-методический сборник ЦВСППИ. 1993. № 3 (6). С. 66-67. [70] Особенности воспитательной работы в Вооруженных Силах Англии // Там же. С. 72. [71] Миронов В. Государственность, духовность, патриотизм // Армия. 1994. № 11-12. С. 14-18; См. также: Лутовинов. Патриотизм и его формирование в обществе и в Вооруженных Силах // Военная мысль. 1999. [72] Семенов Ю. И. Воинский труд как фактор формирования личности воина социалистической армии. Дис. к. филос. наук. М., 1989. [73] Драгомиров М. И. Офицерская памятка. СПб., 1892. С. 3-4; Леер Г. А. Прикладная тактика. СПб., 1877; Нахимов П. С. Документы и материалы. М., 1954. С. 613; Военная педагогика и психология. М., 1985. С. 202. [74] Кон И. С. В поисках себя. М., 1984. С. 238. [75] Фромм Э. Человек для себя. С. 107. [76] Там же. С. 110-115. [77] Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. М., 1965. С. 270. [78] Бердяев Н. А. О назначении человека. С. 63. [79] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 113. [80] Личный состав – строй личностей // Армия. 1993. № 10. С. 38. [81] О долге и чести воинской… С. 177. [82] Там же. С. 194. См. также: Парский Д.П. Поддерживать традиции, которые укрепляют дух армии // Ориентир. 1998. № 8. [83] Макаренко А. С. Педагогические сочинения. М., 1948. С. 38. [84] Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971. С. 20. [85] О долге и чести воинской… С. 215. [86] Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 250. [87] Приказ МО РФ № 250 от 8. 05. 93; Информационно-аналитический обзор ГУ РЛС «О состоянии общественно-гуманитарной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации в 1992 г.» // Информационный бюллетень. 1993. [88] См. также: Об организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных силах РФ. Приказ МО РФ № 170 от 12 мая 2005 г. [89] Воспитание патриота, воина, гражданина – сегодня это главная задача для школы // Красная звезда. 20 октября 1994 г.; О государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан РФ 2001-2005 гг. Постановление правительства РФ от 16.02.2001. [90] Малюков С., Чупров С. Информационная работа в иностранных армиях: обзор опыта // Информационно-методический сборник ЦВСППИ. 1993. № 2(5). С. 3-4; Сторожев В. Возможности и проблемы информационной работы // Информационно-методический сборник ЦВСППИ. 1993. № 3(6). С. 14-16. [91] Точковой Г. Военно-служебные отношения: мнения, состояние, проблемы // Информационно-методический сборник ЦВСППИ. 1993. № 3(6). С. 22. [92] Галченко С. П. Военно-профессиональные ориентации военных кадров (социально-философский анализ). Автореф. дисс. к. филос. наук. М., 1994. [93] Шкробан Б.Н. Противоречия социального самочувствия воинского коллектива и пути их разрешения (социально-философский анализ) / Автореф. дис… к. философ. наук. М., 1995; Крепов Ю.А. Особенности взаимоотношений в воинских коллективах и пути их оптимизации в современных условиях / Автореф. дис… к. соц. наук. М., 1995. [94] Меркулов И. В. Происхождение и сущность «дедовщины» в армии // Социологические исследования. 1990. № 12; Марченко Н. И. К вопросу о генезисе и сущности неуставных взаимоотношений // Социологические исследования. 1990. № 12. [95] Миронов В. Основные направления совершенствования и подготовки офицерских кадров для Российских Вооруженных Сил и пути их реализации в ходе проведения реформ и военного образования // Красная звезда. 29 декабря 1992 г. [96] Перевалов В., Печень Н., Чернобылов В. Офицерские собрания: опыт, традиции, современность // Информационно-методический сборник. 1993. № 2 (5). С. 40-46. [97] Лаптев Д., Волковицкий Г. Проблемы профессионализма: мотивация совершенствования и компетентность военного руководителя // Информационно-методический сборник. 1994. № 1 (8). С. 40-50; Семикина М. Психологические аспекты общения командира с подчиненными // Там же. С. 26-28; Коупленд Н. Психология и солдат. М., 1991; Федченко Н. Ф. Социальная и военная психология. М., 1990; Анцупов А. Я., Федотов В. В. Психология взаимоотношений в воинском коллективе. М., 1992. [98] Богданов К. Актуальные проблемы воспитательной деятельности органов по работе с личным составом Вооруженных сил Российской Федерации / Материалы научно-практической конференции «Воспитательная работа в Вооруженных Силах: состояние и перспективы развития» // Сын Отечества. 1993. № 4. С. 2. [99] Информационный бюллетень ГУ РЛС МО РФ. 1993. № 3-4. С. 24-25; 69-79; Кучер А. Система работы войскового психолога // Информационно-методический сборник. М., 1993. № 2 (5). С. 47-55. Положение об рганах воспитательной работы Вооруж. Сил РФ, основные обязанности должностных лиц органов воспитательной работы воинской части. Приложение к приказу Министра обороны РФ № 70, 2004. [100] Защитит ли закон человека с ружьем? // Армия. 1991. № 14; Лаптев П. Психологические факторы, определяющие бдительность во время несения караульной и внутренней службы. Приемы саморегуляции // Методические материалы по общественно-государственной подготовке солдат, матросов, сержантов и старшин Вооруженных Сил РФ. Вып. 5. М., 1994. С. 59. [101] Неуставные отношения: что будет завтра? // Армия. 1991. № 1; Социальная защищенность военнослужащего: что в перспективе? // Армия. 1991. № 15.; Пойдут ли на убыль гибель и травматизм?// Армия. 1993. № 24. С. 36. [102] Распутин В. Нет, не кончено с Россией // Правда. 1993. 29 декабря. [103] Маслюк С., Лутовинов А. Психологический портрет призывника и военнослужащего срочной службы // Информационно-методический сборник ЦВСППИ. М., 1993. № 2 (5). С. 57-58. [104] Лизичев А. Д. Защита Отечества: человеческий фактор. М., 1986. С. 28-29. [105] Речь Президента РФ на торжественном приеме в честь выпускников военных академий и университетов. 25 июня 2003 г. // Красная звезда. 2003. 26 июня. 1 См. Решетников С.В. Политология. Минск: Тетра системс. 2001; Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности// Государство и право. 1995. № 5; Игнатенко Г.В., Старушенко. Г.Б., Чиркин В.Е., Юдин Ю.А., Энтин Л.М. Политические системы развивающихся стран.- М., 1978.- 267 с, Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы (1917- 1923 гг.).- М, 1995.- 232 с.Марченко М.Н. Полтитические системы общества. Политология. Курс лекций. М. Изд-во МГУ. 1993. Шабров О.Ф. Политическая система: структура: типология, устойчивость. М. РАУ, 1993. Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества. Спб., 1996. - 42 с. 1 Лукашенко А. Россия для нас — люди родные. // Российская газета. 2006, 29 августа. [106] Барсамов В.А. «Цветные революции»: теоретические и прикладные аспекты // Социс. 2006. № 8; Кара-Мурза С.Г. Экспорт революции. Ющенко, Саакашвили… М., 2005; Махаматов Т.М., Яковлева Л. Е. Что угрожает демократии в эпоху массового общества // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2006. № 5. [107] Политические институты и процессы. М., 1986; Политический процесс в России: современные тенденции и исторический контекст. М., 1995; Политология и современный политический процесс. М., 1991; Салмин А.М. Политический процесс и демократия // Социально-политические науки. 1991. № 6; Цыганков П.А. Мировой политический процесс: содержание и особенности // Социально-политический журнал. 1995. № 4. [108] Aron R. Democracy and totalitarism. L., 1968; Lefort C. Democracy and Political Theory. Minneapolis, 1988; Colren J., Arato A. Civil Society and Political Theory. Cambridge, Mass, 1992; Lijphart A. Democracy in Plural Societies. New Haven, 1977. P. 25-44. [109] Sen A. Democracy as universal valne // J. of democracy. Wash. 1999. V. № 3. P. 1-17.
[110] Dahl R. Democracy and it’s Critics. N.Y., 1989. P. 120-128. Aron R. Democracy and totalitarism. L., 1968. Lefort C. Democracy and Political Theory. Minneapolis, 1988. Доннел Г.О. Делегативная демократия // Проблемы власти. 1994. № 2-3. [111] Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М., 1985; Schumpeter J.A Date: 2015-09-24; view: 296; Нарушение авторских прав |