Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные проблемы конституционализма и его модели
На заре XX века под Конституцией понимались “совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида к государственной власти”. Под конституцией понимается основной закон государства, закрепляющий основы общественного и государственного строя, принципы взаимоотношений государства и личности, совокупность прав, свобод и обязанностей граждан, национально-государственное и административно-территориальное устройство, а также принципы формирования и функционирования системы государственных органов. Гражданскому обществу соответствует конституционализм, или конституционный режим функционирования государства. Суть его заключается в определенных конституцией мере и масштабе допустимого вторжения политической власти в какую-либо сферу жизни. Государство функционирует на основе конституции и в рамках, определенных ею. Главное в конституционализме не конституция, а принцип исключения полновластия кого-либо. Великобритания является примером страны конституционализма, но без конституции. Конституционализм – это наиболее рациональная базовая модель для обществ индустриальных и постиндустриальных; именно он в наибольшей степени отвечает потребности человека в самостоятельности, самоопределении, автономии. Все более осознается, что при конституционализме создаются наиболее благоприятные условия для экономического развития, роста благосостояния. Англо-амерканские модели конституционализма. К началу - середине XIX в. в Англии оформляется классический либеральный тип гражданского общества и соответствующий ему режим отношений общества и государства – режим конституционализма. Исторически первый вариант конституционализма можно назвать негативно-либеральным. Основные его понятия - свобода человека, реализуемая в гражданских правах, и принцип невмешательства государства в пространство свободы человека. Такая модель была основана на менталитете, который воспроизводился протестантской этикой, по преимуществу распространенной в США и Англии, англоязычных странах Северной и Центральной Европы. Идеал общества виделся в обеспечении свободы человека, умеренных налогах и защите государством общего порядка и внешней безопасности. На протяжении двухсотлетней истории США не стоял вопрос об отношении к монархии и роли монарха в развитии конституционализма. Хотя еще Аристотель описал конституционное правление в очень ясных и четких категориях, практическое воплощение данного идеала относится лишь к новому времени. При конституционном строе налагается двоякое ограничение: некоторые виды вмешательства власти в общественную и частную жизнь запрещаются, а процедуры четко предписываются. С одной стороны, правительству запрещены некоторые виды деятельности, а государству непозволительно вмешиваться в дела частных лиц. В США власть ограничена, первые десять поправок к конституции ограничивают власть как федерального, так и местного правительства. С другой стороны, исполнительная, законодательная и судебная власти должны действовать в соответствии с процедурами, предписанными конституцией, или подзаконными актами. Таким образом, конституционное правление связано с обеспечением прав и свобод граждан и ограничением власти правительства. В своей работе “Анализ политической системы” А. Верни показал,что теоретики конституционного строя разработали три модели конституционного правления: 1) система правления может считаться конституционной в том случае, если электорат принимает участие в выборе правителей; 2) постулат относительно разделения власти на законодательную и исполнительную, выведенный из теории Локка и Монтескье, не означает непременно обособленное существование каждого вида власти; 3) система не может быть признана конституционной, если значение законодательной власти не равно и не превышает значения власти исполнительной. Т.Джефферсон (1743-1809), автор проекта Декларации независимости США 1776 г., вышел за пределы локковской "либеральной концепции" ограниченного правления. Локковская триада о правах человека - “жизнь, свобода, собственность”- заменена в Декларации другой триадой - “жизнь, свобода, стремление к счастью”. Если государственное правление противоречит этим целям, то, как считал Джефферсон, народ имеет право изменить, уничтожить существующую форму правления, свергнуть деспотическое правительство. Замена слова "собственности" на "стремление к счастью" означало не игнорирование и тем более не отрицание собственности, но признание необходимости чего-то более существенного для человека, чем собственность. Для достижения счастья собственность - важнейшее условие, средство, но не самоцель. Широко распространено мнение о многовековой стабильности Конституции США 1787 г., в которую за все время ее существования было внесено всего 26 поправок. Однако не надо забывать, что эта конституция постоянно меняется в решениях Верховного Суда США. Обширный и разнообразный опыт организации и реализации принципа разделения властей (первый такой опыт, как известно, был принят в Конституции США в 1787 г.) дал основания для различных суждений и оценок действенности этого принципа. Принципы существования Федерации достаточно четко изложены в Конституции США 1787 года - родоначальнице федерализма. Прежде всего в ней закреплено главное правило жизнедеятельности любого общества, любой системы - разделение труда. Субъекты Федерации наделили центр точно оговоренным перечнем полномочий, установили его компетенцию. Все остальное априори осталось за субъектами Федерации, естественно,в равной степени. При этом отпала необходимость оговаривать полномочия самих субъектов и декларировать их равенство между собой и по отношению к центру: в США штаты наделили федеральный центр полномочиями, т. е. был создан приоритет законодательной воли субъектов федерации в конституционном процессе. Собственно, речь идет о том, что основной закон Федерации вступает в действие на территории субъекта только после ратификации его соответствующим законодательным собранием. Конституции США определяет только одно основание вмешательства центра во внутренние дела субъекта без его просьбы о таком вмешательстве. Евроконтинентальная модель конституционализма. В Центральной и Восточной Европе к конституционализму шли принципиально иным путем. Концепция и практика правового государства стала национальным историческим примером принципа невмешательства и одновременно национальной моделью соединения идеи конституционализма с этатизмом, с учетом немецкой традиции полицейского государства. Конституционализм принимался при обязательности правового порядка, сведения функций государства до минимума, который определялся нормами справедливости. Идея об особой роли государства в жизни общества выразилась в принципиально новом направлении в понимании сущности конституционализма. Судьбы конституционализма ставились в зависимость от самого государства, его способности расширять свободу граждан. Практика XIX в. развеяла миф о рациональности и оправданности негативно-либеральной модели. В ответ на противоречие первичной модели конституционализма реалиям индустриализированного и урбанизированного общества сформировалась позитивно-либертарная модель конституционализма. Основой англо-американского варианта этой модели явилась идея регулирующего государства. В Германии, а в последующем и во всей Центральной и Восточной Европе позитивно-либеральная модель выражалась в концепции правового государства. Идея регулирующего государства была сформулирована в книге В.Вильсона” Конституционное государство” (1902). Смысл регулирования - в предоставлении всем необходимых условий и возможностей для саморазвития. От такой функции выигрывают справедливость и общество в целом. Наличие конституции само по себе еще не гарантирует конституционную форму правления. В западной истории было много примеров, когда правительства тех или иных стран считались конституционными, в то время как в формальном смысле основной закон в этих странах отсутствовал. В Великобритании - источнике многих современных конституционных традиций - до настоящего времени не установлено подчинение правительственной деятельности какому-либо единому конституционному документу. С другой стороны, и в XX веке имелось немало случаев, когда самые жестокие тирании действовали под маской должным образом составленной конституции. Великобритания до сих пор не имеет писанной конституции, хотя в течение нескольких лет (1653-1660) все-таки действовала писанная конституция “Орудие управления” О.Кромвеля, не оказавшая сколько-нибудь заметного влияния на развитие британского конституционализма. В традиции западной цивилизации конституционализм занимает почетное место, он определяет политическую схему, верховное положение в которой занимает закон, а не индивидуализм. Современные тенденции. 1.Одна из наиболее характерных черт современного политического развития обусловлена тем, что конституции были направлены на расширение индивидуальных прав, независимо от классовой или конфессиональной принадлежности. Конституции коммунистических государств делали большой упор на экономические права. Конституции Германии, Италии трактуют экономические права не только как индивидуальные, но и как социальные и экономические в своих вариациях. 2. Конституционные суды считаются наиболее авторитетными институтами (ФРГ, Италия). Важной чертой американского конституционализма, оказывшей значительное влияние на теоретиков континентальной Европы, стала идея превращения суда скорее в хранителя конституции, чем в авторитет законодательной или исполнительной власти. 3. Наиболее поразительной и новаторской чертой всех этих конституций является отход от идеи национального суверенитета как центральной предпосылки политической теории. Преамбула французской конституции устанавливает, что на “условиях взаимного согласия Франция допускает ограничения своего суверенитета, необходимые для достижения и защиты мира”. Подобные положения содержатся и в итальянской конституции. 4. Верховная власть, утверждает иранская конституция, - это Бог, а люди могут лишь толковать и исполнять божественные предназначения. В исламе выполнять волю Бога означает действовать в соответствии с мусульманским правом, которое представляет собой не некий законченный свод правил поведения на все случаи жизни (как нередко считают), а весьма гибкую законодательную систему. Эта система имеет четыре источника: священное писание (Коран); священное предание (рассказы о жизни пророка и его двоюродного брата - зятя Али у шиитов); мнение мусульманской общины. В исламе нет замкнутого и строго иерархически организованного духовенства. Каждый мусульманин, имеющий минимум богословских знаний, может выступать в качестве муллы. Сочетание особых прав духовенства (играющего у шиитов традиционно более важную роль, чем у суннитов) и принципов выборности создали в Иране очень прочную, гибкую систему власти, в сущности, гораздо более демократическую, чем во многих странах Ближнего и Среднего Востока. Широкие права парламента в Иране не идут ни в какое сравнение с ролью представительных учреждений в Ираке, Сирии, Египте, арабских монастырях Персидского залива. Если на Западе идеи конституционализма развивались и реализовывались в результате корректировки устоявшихся христианских максим и национальных традиций, поиска основ мира в обществе, то в России идея конституционализма возникла как попытка выйти из тупика, застоя, как обоснование условий ускорения развития, приобщения России к прогрессивным просветительским идеям. Имеющийся англо–американский и евроконтинентальный поучительный опыт говорит о том, что нет единой универсальной модели отношений общества и государства. Различное понимание конституционного строя мы находим у Ю.П.Еременко, В.Т.Кабышева, О.Е.Кутарина, Н.А.Богданова. О.Г.Румян-цев в работе “Основы конституционного строя России“ проводит сравнение с конституционными моделями зарубежных стран. Многие политологи и юристы, прежде всего М.Баглай, В.Туманов, Б.Топорнин, внесли большой вклад в подготовку Конституции 1993 года, отстаивая демократические принципы организации власти в России. Активно изучают конституционализм Е.Б.Евдокимов, А.Н.Кокотов, М.И. Кукушкин, С.С.Алексеев, В.Д. Перевалов, В.М.Корельский и другие ученые. Однако проблема конституционализма, по сути, еще не стала предметом целостного системного исследования. На эту тему в литературе нет единства, что говорит о слабой теоретической проработке проблем Конституции РФ. Немаловажную роль здесь сыграло и то, что обсуждаемая проблема рассматривалась скоротечно, что сужало возможность ее всестороннего анализа, придавало классово-идеологическое звучание. Конституция 1993 года была подготовлена на основе недолгих политико-правовых дискуссий по поводу новой концепции государственного строя. При характеристике конституционного строя образца 1993 года следует выделить противоположные тенденции: демократическую и авторитарную. Впервые в российской истории человек на конституционно-правовом уровне признается высшей ценностью государства. Содержащийся в главе 2 Конституции “Права и свободы человека и гражданина” каталог прав и свобод человека и гражданина выводит Россию в конституционно-правовом плане в разряд передовых демократических государств, что неоднократно признавалось зарубежными правоведами Верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России - одна из важнейших конституционных основ. Существенную угрозу конституционному строю и политической стабильности в стране представляет издание субъектами Федерации нормативных актов, противоречащих конституции страны. Органы законодательной власти некоторых регионов ставят под сомнение правомочность юридической экспертизы правовых актов субъектов, проводимой Минюстом, считая, что он тем самым посягает на их право законотворческой деятельности. В механизме установления конституционного правления можно отметить следующее: 1) власть закона. Формами закона могут быть: обычное право, правовые прецеденты, подзаконные акты, т.е. различные статусы; 2) процедурные гарантии, справедливые и общеизвестные процедуры, связанные с применением закона и деятельностью властей; 3) теория контроля и противовесов. Это общепризнанный механизм, однако он не является необходимой принадлежностью конституционного правления; 4) правление конституционных органов, а не индивидуумов. Только после становления исполнительной, законодательной и судебной властей система приобретает форму подлинно конституционного правления. Общая специфика основ конституционного строя может быть выражена в следующих чертах: основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение; политико-правовой характер; нормативность и общеобязательнось; юридическое верховенство по отношению к остальным положениям конституции, всем нормативным актам государства; определенность и категоричность; сжатость и концентрированность положений; постоянность действия; общеприемлемость, свобода от идеологических установок; целостность; устойчивость и особый порядок изменения. Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивно стабилизирующую роль в развитии общества и государства. Вместе с тем рядом авторов признается, что «демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований. Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйти на уровень нормативных требований Основного закона».[27] В России вступили в новый этап конституционного процесса, который либо подтвердит с теми или иными изменениями устойчивость нового порядка, либо приведет к его обновлению и пересмотру Основного закона.[28] К 15-летию Конституции в нее внесли смысловую правку. Президентские полномочия продлены с четырех лет до шести, а срок работы Госдумы увеличен с четырех до пяти.[29] По мысли властей четырех лет слишком мало, чтобы руководитель государства успел «реализовать задуманное». Но, во-первых, одно и тоже лицо может оставаться у власти не четыре, а восемь лет, если электорат сочтет, что избранный им курс отвечает его интересам. А во-вторых, какая-то странная логика – увязывать успешность проводимой политики с персоной и ее планами, а не с нормальной деятельностью всех институтов власти.
Date: 2015-09-24; view: 680; Нарушение авторских прав |