Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерные сенситивные (чувствительные) периоды изменения ростовесовых показателей и развития физических качеств детей школьного возраста





Ростовесовые показатели и физические качества   Возраст, лет  
                     
Рост                       +   +   +   +          
Вес                       +   +   +   +          
Сила максимальная                           +   +       +   +  
Быстрота       +   +   +                   +   +   +  
Скоростно-силовые качества           +   +   +   +   +   +   +          
Выносливость (аэробные возможности)       +   +                       +   +   +  
Скоростная выносливость                                   +   +   +  
Анаэробные возможности (гликолитические)                                   +   +   +  
Гибкость   +   +   +   '+       +   +                  
Координационные способности           +   +   +   +                      
Равновесие   +   +   +   +   +   +   +   +              

 


Преимущественная направленность тренировочного процесса и этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических ка­честв, которые в данном возрасте активно не развиваются. Осо­бенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей вынос­ливости и скоростных способностей, в развитии общей вынесливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.

Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4—6 лет, а высших достижений — через 7—9 лет специализированной подготовки.

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делит­ся на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортив­ной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования (табл. 32).

Продолжительность этапов многолетней подготовки обуслов­лена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготов­ленности занимающихся. Четкой границы между этапами не су­ществует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготов­ки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спорт­смена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировоч­ных и соревновательных нагрузок.

Примерные возрастные границы этапов подготовки в процессе многолетней тренировки в различных видах спорта представлены таблице 33.

Этап предварительной подготовки охватывает младший школь­ный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях ре­шаются следующие задачи:

1) освоение занимающимися доступных знаний в области фи­зической культуры и спорта;

2) формирование необходимого основного фонда двигатель­ных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

3) содействие гармоничному формированию растущего орга­низма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физи­ческих качеств, преимущественно скоростных, скоростно-сило-вых способностей, общей выносливости.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, мето­дов и организационных форм, широким использованием элементов

Таблица 32 Модель-схема построения многолетней подготовки спортсменов

Этап   Длитель-   Преимущественная на правлен ность тренировки   Группа    
многолетней   ность       обучения    
подготовки   этапа       в спортивной    
            школе    
Этап   Згода   Укрепление здоровья и улучшение физического развития. Овладение основами   Группа    
предваритель­-       техники выполнения физических упражнений. Приобретение разносторонней   начальной    
ной подготовки       физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта.   подготовки    
        Привитие интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств. Определение        
        вида спорта для последующих занятий        
Этап   2 года   Достижение всесторонней физической подготовленности. Овладение основами   Учебно-тре­    
начальной       техники избранного вида спорта и других физических упражнений. Воспитание   нировочная    
спортивной       основных физических качеств. Приобретение соревновательного опыта путем участия   группа,    
специализации       в соревнованиях в различных видах спорта (на основе многоборной подготовки).   первый—    
        Определение спортивных задатков и способностей (спортивная ориентация). Уточ-­   второй годы    
        нение спортивной специализации   обучения    
Этап   2—3 года   Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических   Учебно-тре­    
углубленной       качеств. Повышение уровня подготовленности. Накопление соревновательного опыта   нировочная    
специализации       в избранном виде спорта. Совершенствование волевых качеств   группа,    
в избранном           третий—    
виде спорта           пятый годы    
            обучения    
Этап   2—3 года   Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических   Группа    
спортивного       качеств. Повышение тактической подготовленности. Освоение должных   спортивного    
совершенство­       тренировочных нагрузок. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны   Совершенст-­    
вания       первых больших успехов в данной специализации (норматива мастера спорта).   вования    
        Совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности        
Вид спорта   Этап   Этап   Этап углубленной   Этап  
    предварительной подготовки (лет)   начальной спортивной специализации (лет)   специализации в избранном виде спорта (лет)   Спортивного совершенствования (лет)  
Гимнастика спортивная   7-9 (м)   10-11   12-13   14 и старше  
    6-8 (д)   9-10   11-12   13 и старше  
Плавание   7-9   10-11   12-13   14 и старше  
Баскетбол   8-10   11-12   13-15   16 и старше  
футбол   8-10   11-12   13-15   16 и старше  
Волейбол   9-10   12-13   14-16   17 и старше  
Скоростной бег на коньках   9-11   12-13   14-15   16 и старше  
Легкая атлетика   9-11   12-13   14-15   16 и старше  
Лыжные гонки   9-11   12-13   14-15   16 и старше  
Хоккей с шайбой   9-11   12-13   14-16   17 и старше  
Бокс   10-12   13-14   15-16   17 и старше.  
Борьба   10-12   13-14   15-16   17 и старше  
Велоспорт   10-12   13-14   15-16   17 и старше  
Гребля академическая   10-12   13-14   15-16   17 и старше  
Гребля на байдарках и каноэ   10-12   13-14   15-16   17 и старше  
Стрельба пуле пая   10-12   13-14   15-16   17 и старше  
Современное пятиборье   10-12   13-14   15-16   17 и старше  
Тяжелая атлетика   10-12   13-14   15-16   17 и старше  
Фехтование   10-12   13-14   15-16   17 и старше •»  
Конный спорт   11-13   14-15   16-17   18 и старше  
                 

 

различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с боль­шими физическими и психическими нагрузками, предполагающи­ми применение однообразного, монотонного учебного материала.

Этап начальной спортивной специализации. Основными задача­ми на этом этапе являются обеспечение всесторонней физичес­кой подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

Специализация имеет «многоборный», отнюдь не узконаправ­ленный характер. Наряду с овладением основами техники избран­ного вида спорта и других физических упражнений особое внима­ние уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для ус­пешной специализации в избранном виде спорта.

Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объе­ме специальных упражнений более перспективна для последую­щего спортивного совершенствования, чем узкоспециализирован­ная тренировка.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы началь­ной специализации должно быть увеличение объема при незначи­тельном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интен­сивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нуж­но нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагру­зок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энер­гетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.

Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представ­лен как бы в свернутом виде.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта прихо­дится на период жизни спортсмена, когда в основном завершает­ся формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентностъ организма по отно­шению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процес­се напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный про­цесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличе­ния времени, отводимого на выполнение специально под­готовительных и соревновательных упражнений.

Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система трени­ровки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответству­ют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспе­чить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физи­ческие и волевые качества, которые способствуют совершенство­ванию технического и тактического мастерства спортсмена.

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соре­внованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специ­ализированную направленность. Спортсмен использует весь ком­плекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревно­ваниях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достига­ют высокого уровня. Все чаще используются тренировочные заня­тия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10—15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.

Date: 2015-09-24; view: 516; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию