Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Различия современных и классических теоретических исследований в научно-технических дисциплинах
Структурные и поточные схемы современной технической теории являются более общими и формируются, с одной стороны, как конкретизация "универсальной" теоретической схемы, например системной онтологии, принципы построения которой развиваются в широкой методологической сфере, а с другой — как обобщение соответствующих теоретических схем классических технических теорий. Ситуация, сложившаяся в современных научно-технических дисциплинах во многом напоминает изменения в экспериментально-измерительной деятельности, характерные для неклассической физики и связанные с так называемым парадоксом неизмеримости.В классической физике предполагается, что измерительный прибор не влияет на состояние измеряемого объекта, с которым он взаимодействует, и всегда можно подобрать такие условия эксперимента, что этим возмущением можно пренебречь либо учесть его и внести соответствующие поправки в результаты измерений. Однако для микросистем достичь этого не удается. Поэтому, во-первых, результаты уже проведенного измерения не всегда с точностью воспроизводимы (их можно только предсказать с определенной степенью вероятности) и, во-вторых, возмущающим действием экспериментально-измерительной деятельности нельзя пренебречь. Объект измерения не может рассматриваться отдельно от этой деятельности: он не является тождественным до, во время и после эксперимента.Аналогичная ситуация наблюдается и в современной инженерной деятельности, направленной на создание сложных человеко-машинных систем и имеющей следующие особенности:ключевым в ней становится эволюционное системное проектирование, то есть проектирование не прекращается тогда, когда система уже создана, а поскольку система может устареть еще до того, как она создана, в проекте должны быть предусмотрены ее возможные будущие модификации; Одной из наиболее важных, с точки зрения философии, особенностей современных научно-технических дисциплин служит их явно выраженная методологическая ориентация. В рамках этих дисциплин осуществляются конкретно-методологические исследования (часто с выходом на практику через методические разработки и проектирование). Более того, методологические знания вплетены в саму техническую теорию. Иногда они даже замещают теорию (т.е. методология в современных научно-технических дисциплинах может выступать в функции теории) в виду неразработанности общих теоретических средств особенно на первых этапах развития этих дисциплин, поскольку не существует образцов или прецедентов такого комплексного исследования. Отметим еще одну важную черту, общую для всех комплексных научно-технических дисциплин. Поскольку они имеют дело с деятельностным объектом исследования и проектирования, то возникает проблема совмещения системных и деятельностных представлений. В системотехнике, например, это выражается в необходимости совмещения структурной и алгоритмической схем одной и той же системы в едином описании. В отличие от классических технических наук, которые предметно-ориентированы на определенный класс технических систем (механизмов, машин, радиотехнических устройств, радиолокационных станций и т.д.), комплексные научно-технические дисциплины проблемно-ориентированы на решение комплексных научно-технических задач определенного типа: системотехнических, эргономических, градостроительных, дизайнерских и т.п. (хотя объект исследования в них может частично совпадать). Это разграничение на классические и неклассические научно-технические дисциплины коренится в развитии самой инженерной деятельности и проектирования 21. Проблема «техника и нравственность» в русской философии. Техника – средство для достижения целей, известная человеческая деятельность. Техника (греч. – искусство, мастерство, умение) – общее название механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для процессов производства и обслуживания потребностей общества. Осмысление нравственных аспектов техники – дать нравственную оценку использования техники, последствий использования, справедливость распределения предоставляемых техникой благ и отрицательных последствий, о моральной оправданности приложения человеческих усилий и использования природных ресурсов для развития техники, каким образом должно идти развитие техники, чтобы быть достойным положительной этической оценки. При этом существует противоречие между должным и сущим и ряд оригинальных идей относительно нравственно оправданного развития и применения техники был выдвинут русскими философами. Федоров Н.Ф. (1828–1903) – противоречие между сущим (тем, чем является техника в нравственном отношении) и должным (тем, чем она должна быть в данном отношении). Создал социально-философское учение, где ключевая роль в преобразовании общества согласно нравственным идеалам отводилась технике. Оценивает технику как благо или зло, в зависимости от того, каким целям она служит. Технические достижения используются для удовлетворения пустых прихотей, истощая природные ресурсы; техника усиливает рознь между людьми, военная техника служит самоистреблению человечества. Техника, используемая в мирных целях, также небезопасна для людей. Отрицательно оцениваемые отношения между людьми и людей к природе должны быть заменены нравственно положительными отношениями с помощью науки и техники, поставленных на службу «общему делу», которое соединит все человечество в борьбе с основным злом (смерть уже умерших, кто умрет потом и смерть природы). Нравственное (морально оправданное) развитие техники – подчинение задачам обеспечения людей продовольствием, т.е. развития с/х. В связи с этим он выдвигает идею «регуляции» природы, которая, в противоположность «эксплуатации и расхищению, приводящему к истощению и смерти», ведет к «восстановлению жизни». Для задач регуляции могут быть использованы и достижения военной техники. Необходим план «всеобщего объединения всех народов в деле регуляции слепой силы». Требуется солидарность между всеми живыми и умершими, конечная цель – выполнением нравственного долга по отношению к отцам и природе – всеобщее воскрешение (результат не чуда, а знания и общего труда), затем рост населения Земли за счет воскресших, исследование и заселение космоса. Федоров считал проект христианским и православным (идея воскрешения, связь с душ умерших и частиц их тел), но богословы его критиковали (недооценка свободы личности, «личность подчиняется проекту»). Булгаков С.Н. (1871–1944) – сосредоточение внимания на изначально положительном характере техники как моменте труда и хозяйства. Иногда развитие техники идет в отрицательном с моральной точки зрения направлении. Субъект технической деятельности Булгакова, как и у Федорова: человечество в целом. Технология – способность проектирования и моделирования, система объективных действий, совокупность всевозможных способов воздействия человека на природу в определенных, наперед намеченных целей. Технологическая деятельность – хозяйственная, связывается с деятельностью научной, в конечном счете, деятельность некого «трансцендентального субъекта» (историческое человечество, Божественная София). Нравственный смысл деятельности индивида в сфере техники определяется ее «софийностью» – соответствием Софии, идеальной основы мира, органической совокупностью предвечных идей. Нравственное измерение хозяйственной деятельности – соответствие этой деятельности «предвечным идеям», образующих Софию, что обусловливает положительную нравственную оценку хозяйственной/технической деятельности. Булгаков: нет единственного нравственно оправданного направления развития техники, противопоставляемого другим вариантам ее развития, связываемым со злом нравственным и физическим. Промышленный капитализм, процессы индустриализации и урбанизации – неотъемлемые в их хозяйственной неизбежности, надо по-христиански осмыслить и облагородить их. Боровой А.А. (1875–1935) – отводил технике значительную роль в реализации центральной идеи анархизма – освобождения человеческой личности, т.е. независимость индивида от других людей. Социально-нравственное значение техники – не увеличение могущества человечества в целом, а в увеличении могущества индивида. Высокоразвитая техника позволит сменить процесс дифференциации трудовых функций процессом их интеграции и тогда человек будет в состоянии один, собственными силами произвести целиком тот продукт, в котором он нуждается. Он станет самостоятельной хозяйственной единицей. Техническое бессилие отдельных личностей сменится полным техническим могуществом; необходимый продукт уже не будет пробегать через тысячи человеческих рук, чтобы достичь того, кто в нем нуждается; это создаст предпосылки для «уничтожения всяких внешних организаций, всяких принудительных учреждений». Date: 2015-09-24; view: 1451; Нарушение авторских прав |