Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охрана лесных ресурсов





Лесное законодательство, Лесной кодекс РБ (2000), направлено на обеспечение рац использ лесов, за­щиту и воспроизводство лесных экосистем, повышение экологиче­ского и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение общества в лесных ресурсах.

Особо охраняемые природные терри­тории- это участки земли и части водного пространства, природные комплексы, имеющие особое экологи­ческое, научное, культурное, Все объекты, подлежащие охране, объеди­нены в единую систему:

Заповедники природоохр научно-исследовательскими учреждения государственного значения: 1)сохранение в натуральном состоянии природного комплекса, 2)проведение научных исследований; 3)организация мониторинга окружающей среды; 4)содействие в подготовке научных кадров и специалистов, 5)популяризация..природоохр..взгля­дов, (Березинский биосферный и Полесский радиационно-экологич заповедники, S — 297,3 тыс. га.)

Нац парки — это комплексные при­родо-охранно-хозяйственные и на­учно-исследовательские учреждения, задачами которых являются:

1)сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов природы; 2)организация экологиче­ского просвещения и воспитания населения; 3)проведение научных исследований; 4)организация рекреа­ционной деятельности; 5)ведение комплексного хозяйства и некоторые др.(Беловежская пуща, Припятский, Нарочанский и Браславские озера; S — 337,5 тыс. га.)

Заказники территории, выделенные с целью сохр и восстановления одного или нескольких видов прир рес под­разделяются: 1)на ландшафтные, или комплексные, определенные для сохранения и восстановления особо ценных природных ландшафтов и комплексов; 2)биологические (бота­ничкие,зоологические);3)палеонтоло­гические (их назначение — сохране­ние отдельных ископаемых объектов и их комплек­сов);4)гидрологические..(болотные,..озерные,..лесные).
Вопрос 25.

Мин ресурсы РБ и их оценка.

Выявлено и разведано 5 тыс. месторо­ждений(30 видов мин. сырья). Важ­нейшими пол/иск явл калийные и каменные соли, нефть, торф, строймат и сырье для их произ-ва, подземные пресные и минеральные воды.

1)Топливные мин ресурсы РБ(нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы).58 месторождений нефти, 30 эксплуатируются, остальн разведываются,рес нефти-338,3млн. т,рес торфа-3 млрд т,бурые угли-Полесье,запасы-1350,8 млн т.Житковичи,Бриневск,Тонежск-150,0 млн т, горючие сланцы(юг РБ бассейн-20 тыс. км2. Любанское и Туровское месторождения, для развития энерге­тики, хим пром, произв строймат.

2)Горно-химическое сырье(калийные, каменные соли, фосфоритами). Калий­ные соли (Старобин и Петриков) - 6,9 млрд т, ПО "Беларускалий". Каменная соль(неисчерпаемые), Мозырь, Давыдовск и Старобинском - 22 млрд т. Два фосфоритоносных бассейна: Сожский, Припятский (Мстиславль и Лобковичи - 30 млн т), Брестский фосфоритоносный район - 52,9 млн т). Руды черных и цветных метал­лов(Околовское и Новоселковское месторожд.- 340 млн.), болотные железные руды повсеместно (300 месторождений) - сырьем для произ­водства минеральных красок. При­пятский прогиб - давсанитовые руды (сырье для производства глинозема и кальцинированной соды).

Строительные материалов(цементное сырье, доломит, мел, строит и облицо­вочн камень, глина для керамики, силикатные и строи-тельные пески и др. Исследование и вовлечение в экс плуатацию минеральных подзем­ных вод.(58 источников мин вод, 14 320,8 м3 в сутки, разрабатывается 50). Для санаторно-курортного лечения, реализуются в кач лечебных и сто­лвых вод. Минеральные рассолы(Припятский прогиб, 1830 км3, содержат 680-109 т мин вещ-ва.
Вопрос 24.

Роль минеральных ресурсов в воспро­изводственном процессе

Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещ-ва минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.

Используются в сфере производства товаров, промышленности, являются материальной основой и активным элементом роста производства.

Минеральное топливо (уголь, нефть, природный газ) — основной источ­ник энергии и важнейшее промыш­ленное сырье. Переработка минераль­ного топлива является базой формиро­вания промышленных ком­плексов(нефтехимических, газохи­мических, углехимических).Развитие тяжелой индустрии, черной и цветной металлургии, хим пром, применяются в виде лекарств и радиоактивных веществ для лечебных це­лей,развитие строительного ком­плекса, для производства цемента, кирпича, извести, стекла и керамиче­ских изделий.

Для минерально-сырьевых ресурсов характерны: 1)резкая неравномерность размещения; 2)невозобновляемость конкретных видов ресурсов; 3)возмож-ть восполн. разведкой, освоения новых объектов; 4)разнообразие горнотехнич. и природно-экономич. условий эксплуатации;

5)ограниченность крупных и благо­приятных месторождений, (Среднегод. мировая добыча пол/иск к к. XX в достигла 8-10 млрд т).

Общая классификация полезных ископаемых.

Пол/иск-природное минеральное образование земной коры неорганич и органич происхождения, кот может быть использовано в нар хоз-ве.

Залежи горных пород, которые обога­щены одним или несколькими мине­ралами наз. минеральн месторожде­ниями.ол/иск, по колич, кач и усл залегания пригодные для пром и хоз использования, наз. месторо­ждениями пол/иск.

Пол/иск, в завис от обл хоз примене­ния, разделяются на группы:

1)топливно-энергетическую (нефть, природный газ, ископаемый уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды);

2)рудную (железная и марганцевая руды, хромиты, медные, свинцово-цинковые, никелевые, вольфрамовые, оловянные, руды благородных метал­лов);

3)горно-химического сырья (фосфо­риты, апатиты, поваренная, калийные соли, сера, бром и йодсодержащие растворы);

4)природных (минеральных) строи­тельных материалов и нерудных пол/иск, к кот примыкают технические и драгоценные камни (мрамор, гранит, горный хрусталь, алмаз и др.);

5)гидроминеральные (подземные пресные и минерализованные воды).

Действует классификация с разделе­нием на четыре категории: А, В, С, и С2.

1)категория. А(наиболее разведанные, точно опред границы залегания и подготовл для добычи)2)категория. В (предварительно разведанные запасы пол/иск с примерно определ границ залегания. 3)категория С(разведанные в общих чертах месторождения). 4)категории С2 (перспективные запасы, выявленные за пределами разведанных частей место­рождений) А и В использ при разра­ботке текущих планов и прогнозов. С, и С2 при обосновании долгосрочных прогнозов, планировании геологораз­ведочных работ.

Пол/иск по пригодности для ис­польз.1)балансовые (целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики; 2) забалансовые - запасы, кот при имею­щейся технике не могут быть эффект использованы. 3)категория прогноз­ных - оцениваемые в качестве возмож­ных.


Вопрос 26.

Основные пути рационального ис­пользования и охраны недр

Кодекс РБ о недрах (1997) определяет требования по рациональному исполь­зованию и охране недр:

1)соблюдение установл законодат порядка предоставл недр в пользова­ние и недопущение самовольного пользования недрами;

2)полное и комплексное геологическое изучение недр, обеспечивающее достоверную оценку запасов пол/иск;

3)недопущение порчи разрабатывае­мых месторождений пол/иск в ре­зультате пользования недрами;

4)обеспечение полного извлечения из запасов пол/иск и попутных компо­нентов;

5)рациональное использование вскрышных пород;

6)охрана месторождений пол/иск от затопления, пожаров и др бедствий, снижающих кач и ценность пол/иск.

Направления геологоразведочных работ: 1)поиск и разведка месторож­дений нефти и газа; 2)поиск и подго­товка к пром освоению бурых углей; 3)оценка перспектив алмазоносности; 4)разведка запасов железных руд; 5)подготовка к промышленному освоению минерализованных рассо­лов; 6)поиск и разведка новых место­рождений полезных ископаемых.

Планы и прогнозы включают разра­ботку экологобезопасных и эконом эфф технологий добычи, переработки и использ мин сырья, повышения коэфф извлечения пол/иск (добыча нефти -не превышает 40 %, внедрение технологий при разработке калийных солей -Старобинское месторождение, сокращ отходов произ-ва до 10 %).

Составлены схемы охраны природы (оценка современного состояния природной среды, прогноз при­родных процессов в условиях антро­погенного воздействия).


Вопрос 27.

Эколого-экономическое прогнозиро­вание и планирование

1)Территориальное прогнозир и планир на гос уровне -обеспечить экологич обоснован развитие и размещение производит сил страны с учетом экологической емкости территории, разрабат территориаль­ными исполнительными органами управления с участием обществ экологич организаций. (областные, городские, районные программы рацион использ природных рес и охр окруж среды) Разработка схем охраны окр среды.: Речицы и Гомеля, Жлобина, Могилева и др городов с неблагополучной экологией.

2)Отраслевое природоохранное плани­рование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и пред­приятиями,связано с проблемами рац использ природных рес.(Гос про­грамма охраны и рац использ земель, торфяных ресурсов РБ 2010 г.). Разра­ботка программ — "Экология и энер­гетика", "Экология и транспорт", "Экологизация с/х и др.)

На крупных и средних предприятиях разрабатываются планы мероприятий по охране окр среды: 1)совершенствование технологич процессов;

2)строительство, реконструкция и оборудование природоохр объектов; 3)эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок;

4)разработка экологического паспорта предприятия; 5)контроль за работой природоохранных объектов, эко­логический аудит и др.

Прогнозиров и планиров рац использ прир рес и охр прир сред: 1)по охране атмосферного воздуха (снижение общего колич выбросов; улавливание и обезвреживание вредных веществ из отходящих газов); 2)по использова­нию и охране водных ресурсов.3) по охране земельных ресурсов (охрану и рациональное использование земельных ресурсов, переработка отходов; 4)по охране лесных ресурсов (защиты лесов от вредителей и болез­ней, пожаров); 5)по минерально-сырьевым ресурсам (лимит добычи пол/иск); 5)по охране др биологич ресурсов(оптимальная числ видов животных, гос заповедники и нац парки); 6)реабилитация терр, постра­давших в результате катастрофы на ЧАЭС (финансирования природоохр мероприятий).


Вопрос28.

Управление природопользованием: сущность, методы, функции

Управление природопользованием — это деят-ть гос-ва по организации рац использ и воспроизводства прир рес, охр окр среды, обеспечение режима законности в эколого-экономич отношениях.

Методы управления — это способы воздействия на поведение и деят-ть управляемых объектов с целью обеспечения рац природопользования и охраны окружающей среды:

1)административные (возможность гос принуждения);

2)экономические (материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий);

3)социально-психологические (моральное стимулирования -поощрения, благодарности или, выговоры).

Функции управления природопользованием:

1)нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окр среды;

2)учет природных объектов и ведение природных кадастров;

3)осуществление мониторинга окружающей среды;

4)экологический контроль, экспертиза и аудит;

5)эколого-экономическое прогнозирование и планирование;

6)экономическое стимулирование природоохранной деятельности;

7)разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение законодательства и др.


Вопрос 30.

Административное управление природопользованием

Функции административного управления включают виды деятельности: 1)планирование, формирование целей, задач, определение ресурсов для их выполнения (мат, финансовых, кадровых), прогнозирование результатов; 2)выполнением детальной классиф предстоящих работ; 3)подбор кадров; 4)нормирование хоз деятельности, кач выпускаемой продукции и окружающей среды; 5)контрольные и учетные функции, лицензирование, мониторинг окр среды, нормативно-правовые акты..

Экологические стандарты:

1)стандарты качества окружающей среды(допустимое сост воздушного, водного бассейнов, почв и др природных сред. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природной и техногенной средах). 2)стандарты воздействия на окр среду(уровень выбросов (сбросов) из данного точечного источника применения очистного оборудования). 3)технологические стандарты(требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии). 4)стандарты качества продукции(содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде).

Помимо экологич стандартов, запреты, ограничения, лицензии и пр.

Запреты(на произв продукции, использование первичных рес). Пр: хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой. Л и м и т ы, квоты(ограничивают использ).Сертификаты(на использ земли, воды и т.п., дает право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса). Разрешения и лицензии(для желающих легально осуществлять выбросы).

Главный принцип администр управления в РБ — разрешительно-запретительный.(устанавливаются лимиты на пользование природными ресурсами, выбросы, размещение отходов и т.д. выдача разреш. на природопол.).
Вопрос 29.

Организац структуры — сист органов власти и управл природопользованием. Организационное управл-е природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.Территориальный(с одной стороны, целостность природы, с другой — ее региональное своеобразие). Реализуется через декреты, указы, распоряжения, директивы президента, контроль за соблюдением природоохранного законодат-ва). На местах реализуется областными, городскими, районн, поселковыми, сельскими Советами депутатов, ответственны за сост окр среды на подведомственных территориях, выполнение)

Отраслевой(осуществление гос контроля за состоянием природных рес и принятии мер по их охране и рац использ), органам специальной компетенции, Мин прир рес и охр окр среды (Минприроды РБ), функции: 1)разработка и проведение гос политики в области охр окр среды и рац использования прир рес; 2)комплексное управление природоохранной деятельностью в республике; 3)гос контроль за использованием и охраной природных ресурсов; 4)разработка предложений по совершенствованию экологических нормативов и правил; 5)проведение гос экологической экспертизы; 6)обеспечение населения экологической инф, экологич образование и воспитание; 7)международного сотрудничества и др.

Подведомственными Минприроды РБ органами упр природопольз на местах являются 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окр среды, применяют и меры административного воздействия, налагают штрафы, направляют представления в суд.

В систему Минприроды входят: Комитет рыбоохраны, "Белгеология", (мониторинг сост подземных вод и), центр диагностики природной среды "Экомир", научно-исследовательский центр "Экология". Специально уполномоченными гос органами области охраны окр среды явл: 1)Гос комитет по земельным ресурсам, 2)Министерство здравоохранения РБ, 3)Министерство по ЧС РБ, 4)Министерство лесного хоз-ва РБ, 5)Гос комитет по гидрометеорологии РБ, 6) МВД эколог. милиция; 7)Гос таможенный комитет РБ (предотвращения вывоза животных и растений, занесенных в Красн. книгу), 8) Управление делами администрации Презид. РБ. 8) общественные организации: Бел общ-во охраны природы, Бел об-во охотников и рыболовов, Бел партия "зеленых". Организация управления природопользованием по отраслевому принципу содержит недостатки: 1)не учитывает взаимосвязи компонентов природной среды; 2)контроль за рац использован. прир рес малоэффективен; 3)управле. эксплуатацией одного ресурса несколькими ведомствами приводит к истощению ресурса (земель, Минсельхозпрод); 4)контрол. органы не несут отв-ности за обеспечение нормативного уровня прир среды; 5)предприятия, не заинтересованы в ресурсосбер, снижении отходов производства (рост затрат).
Вопрос31

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯ-ТИ И РАЦ. ПРИРОД-Я

1273г –«О запрете исп-я каменного угля в Лондоне»

Статут ВКЛ 1588г(раздел 10) «О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озёрах и лугах»

Основу современного законодательства в области охраны ОС и природоп-я составляют:

• Конституция РБ(ст. 34, 46, 55) от 15,03,1994г. с дополн. и изменениями от 24 ноября 1998г и 17 ноября 2004г

Кодексы РБ:

• Гражданский(1998)

• О недрах

• Лесной

• Водный

• О землях

Общий з-н – з-н «об охране окр. среды от 31 12 2005»

З-н «об охране атмосферного воздуха»

З-н «О налоге за использ-е прир. рес-в» от 31 12 2005

З-н «Об отходах» 2004г

З-н «О платежах за землю» 21 12 2005

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства:

1. административная(вплоть до закрытия предпр-я, запрет на польз-е прир. рес-ми)

2. дисциплинарная(выговоры, лишение премий) причина: невыполнение своих обязательств

3. уголовная ответственность(конфискация имущ-ва, лишение свободы)


Date: 2015-09-22; view: 512; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию