![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Охрана лесных ресурсов
Лесное законодательство, Лесной кодекс РБ (2000), направлено на обеспечение рац использ лесов, защиту и воспроизводство лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение общества в лесных ресурсах. Особо охраняемые природные территории- это участки земли и части водного пространства, природные комплексы, имеющие особое экологическое, научное, культурное, Все объекты, подлежащие охране, объединены в единую систему: Заповедники природоохр научно-исследовательскими учреждения государственного значения: 1)сохранение в натуральном состоянии природного комплекса, 2)проведение научных исследований; 3)организация мониторинга окружающей среды; 4)содействие в подготовке научных кадров и специалистов, 5)популяризация..природоохр..взглядов, (Березинский биосферный и Полесский радиационно-экологич заповедники, S — 297,3 тыс. га.) Нац парки — это комплексные природо-охранно-хозяйственные и научно-исследовательские учреждения, задачами которых являются: 1)сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов природы; 2)организация экологического просвещения и воспитания населения; 3)проведение научных исследований; 4)организация рекреационной деятельности; 5)ведение комплексного хозяйства и некоторые др.(Беловежская пуща, Припятский, Нарочанский и Браславские озера; S — 337,5 тыс. га.) Заказники территории, выделенные с целью сохр и восстановления одного или нескольких видов прир рес подразделяются: 1)на ландшафтные, или комплексные, определенные для сохранения и восстановления особо ценных природных ландшафтов и комплексов; 2)биологические (ботаничкие,зоологические);3)палеонтологические (их назначение — сохранение отдельных ископаемых объектов и их комплексов);4)гидрологические..(болотные,..озерные,..лесные). Мин ресурсы РБ и их оценка. Выявлено и разведано 5 тыс. месторождений(30 видов мин. сырья). Важнейшими пол/иск явл калийные и каменные соли, нефть, торф, строймат и сырье для их произ-ва, подземные пресные и минеральные воды. 1)Топливные мин ресурсы РБ(нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы).58 месторождений нефти, 30 эксплуатируются, остальн разведываются,рес нефти-338,3млн. т,рес торфа-3 млрд т,бурые угли-Полесье,запасы-1350,8 млн т.Житковичи,Бриневск,Тонежск-150,0 млн т, горючие сланцы(юг РБ бассейн-20 тыс. км2. Любанское и Туровское месторождения, для развития энергетики, хим пром, произв строймат. 2)Горно-химическое сырье(калийные, каменные соли, фосфоритами). Калийные соли (Старобин и Петриков) - 6,9 млрд т, ПО "Беларускалий". Каменная соль(неисчерпаемые), Мозырь, Давыдовск и Старобинском - 22 млрд т. Два фосфоритоносных бассейна: Сожский, Припятский (Мстиславль и Лобковичи - 30 млн т), Брестский фосфоритоносный район - 52,9 млн т). Руды черных и цветных металлов(Околовское и Новоселковское месторожд.- 340 млн.), болотные железные руды повсеместно (300 месторождений) - сырьем для производства минеральных красок. Припятский прогиб - давсанитовые руды (сырье для производства глинозема и кальцинированной соды). Строительные материалов(цементное сырье, доломит, мел, строит и облицовочн камень, глина для керамики, силикатные и строи-тельные пески и др. Исследование и вовлечение в экс плуатацию минеральных подземных вод.(58 источников мин вод, 14 320,8 м3 в сутки, разрабатывается 50). Для санаторно-курортного лечения, реализуются в кач лечебных и столвых вод. Минеральные рассолы(Припятский прогиб, 1830 км3, содержат 680-109 т мин вещ-ва. Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещ-ва минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Используются в сфере производства товаров, промышленности, являются материальной основой и активным элементом роста производства. Минеральное топливо (уголь, нефть, природный газ) — основной источник энергии и важнейшее промышленное сырье. Переработка минерального топлива является базой формирования промышленных комплексов(нефтехимических, газохимических, углехимических).Развитие тяжелой индустрии, черной и цветной металлургии, хим пром, применяются в виде лекарств и радиоактивных веществ для лечебных целей,развитие строительного комплекса, для производства цемента, кирпича, извести, стекла и керамических изделий. Для минерально-сырьевых ресурсов характерны: 1)резкая неравномерность размещения; 2)невозобновляемость конкретных видов ресурсов; 3)возмож-ть восполн. разведкой, освоения новых объектов; 4)разнообразие горнотехнич. и природно-экономич. условий эксплуатации; 5)ограниченность крупных и благоприятных месторождений, (Среднегод. мировая добыча пол/иск к к. XX в достигла 8-10 млрд т). Общая классификация полезных ископаемых. Пол/иск-природное минеральное образование земной коры неорганич и органич происхождения, кот может быть использовано в нар хоз-ве. Залежи горных пород, которые обогащены одним или несколькими минералами наз. минеральн месторождениями.ол/иск, по колич, кач и усл залегания пригодные для пром и хоз использования, наз. месторождениями пол/иск. Пол/иск, в завис от обл хоз применения, разделяются на группы: 1)топливно-энергетическую (нефть, природный газ, ископаемый уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды); 2)рудную (железная и марганцевая руды, хромиты, медные, свинцово-цинковые, никелевые, вольфрамовые, оловянные, руды благородных металлов); 3)горно-химического сырья (фосфориты, апатиты, поваренная, калийные соли, сера, бром и йодсодержащие растворы); 4)природных (минеральных) строительных материалов и нерудных пол/иск, к кот примыкают технические и драгоценные камни (мрамор, гранит, горный хрусталь, алмаз и др.); 5)гидроминеральные (подземные пресные и минерализованные воды). Действует классификация с разделением на четыре категории: А, В, С, и С2. 1)категория. А(наиболее разведанные, точно опред границы залегания и подготовл для добычи)2)категория. В (предварительно разведанные запасы пол/иск с примерно определ границ залегания. 3)категория С(разведанные в общих чертах месторождения). 4)категории С2 (перспективные запасы, выявленные за пределами разведанных частей месторождений) А и В использ при разработке текущих планов и прогнозов. С, и С2 при обосновании долгосрочных прогнозов, планировании геологоразведочных работ. Пол/иск по пригодности для использ.1)балансовые (целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики; 2) забалансовые - запасы, кот при имеющейся технике не могут быть эффект использованы. 3)категория прогнозных - оцениваемые в качестве возможных. Вопрос 26. Основные пути рационального использования и охраны недр Кодекс РБ о недрах (1997) определяет требования по рациональному использованию и охране недр: 1)соблюдение установл законодат порядка предоставл недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2)полное и комплексное геологическое изучение недр, обеспечивающее достоверную оценку запасов пол/иск; 3)недопущение порчи разрабатываемых месторождений пол/иск в результате пользования недрами; 4)обеспечение полного извлечения из запасов пол/иск и попутных компонентов; 5)рациональное использование вскрышных пород; 6)охрана месторождений пол/иск от затопления, пожаров и др бедствий, снижающих кач и ценность пол/иск. Направления геологоразведочных работ: 1)поиск и разведка месторождений нефти и газа; 2)поиск и подготовка к пром освоению бурых углей; 3)оценка перспектив алмазоносности; 4)разведка запасов железных руд; 5)подготовка к промышленному освоению минерализованных рассолов; 6)поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Планы и прогнозы включают разработку экологобезопасных и эконом эфф технологий добычи, переработки и использ мин сырья, повышения коэфф извлечения пол/иск (добыча нефти -не превышает 40 %, внедрение технологий при разработке калийных солей -Старобинское месторождение, сокращ отходов произ-ва до 10 %). Составлены схемы охраны природы (оценка современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия). Вопрос 27. Эколого-экономическое прогнозирование и планирование 1)Территориальное прогнозир и планир на гос уровне -обеспечить экологич обоснован развитие и размещение производит сил страны с учетом экологической емкости территории, разрабат территориальными исполнительными органами управления с участием обществ экологич организаций. (областные, городские, районные программы рацион использ природных рес и охр окруж среды) Разработка схем охраны окр среды.: Речицы и Гомеля, Жлобина, Могилева и др городов с неблагополучной экологией. 2)Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями,связано с проблемами рац использ природных рес.(Гос программа охраны и рац использ земель, торфяных ресурсов РБ 2010 г.). Разработка программ — "Экология и энергетика", "Экология и транспорт", "Экологизация с/х и др.) На крупных и средних предприятиях разрабатываются планы мероприятий по охране окр среды: 1)совершенствование технологич процессов; 2)строительство, реконструкция и оборудование природоохр объектов; 3)эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок; 4)разработка экологического паспорта предприятия; 5)контроль за работой природоохранных объектов, экологический аудит и др. Прогнозиров и планиров рац использ прир рес и охр прир сред: 1)по охране атмосферного воздуха (снижение общего колич выбросов; улавливание и обезвреживание вредных веществ из отходящих газов); 2)по использованию и охране водных ресурсов.3) по охране земельных ресурсов (охрану и рациональное использование земельных ресурсов, переработка отходов; 4)по охране лесных ресурсов (защиты лесов от вредителей и болезней, пожаров); 5)по минерально-сырьевым ресурсам (лимит добычи пол/иск); 5)по охране др биологич ресурсов(оптимальная числ видов животных, гос заповедники и нац парки); 6)реабилитация терр, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС (финансирования природоохр мероприятий). Вопрос28. Управление природопользованием: сущность, методы, функции Управление природопользованием — это деят-ть гос-ва по организации рац использ и воспроизводства прир рес, охр окр среды, обеспечение режима законности в эколого-экономич отношениях. Методы управления — это способы воздействия на поведение и деят-ть управляемых объектов с целью обеспечения рац природопользования и охраны окружающей среды: 1)административные (возможность гос принуждения); 2)экономические (материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий); 3)социально-психологические (моральное стимулирования -поощрения, благодарности или, выговоры). Функции управления природопользованием: 1)нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окр среды; 2)учет природных объектов и ведение природных кадастров; 3)осуществление мониторинга окружающей среды; 4)экологический контроль, экспертиза и аудит; 5)эколого-экономическое прогнозирование и планирование; 6)экономическое стимулирование природоохранной деятельности; 7)разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение законодательства и др. Вопрос 30. Административное управление природопользованием Функции административного управления включают виды деятельности: 1)планирование, формирование целей, задач, определение ресурсов для их выполнения (мат, финансовых, кадровых), прогнозирование результатов; 2)выполнением детальной классиф предстоящих работ; 3)подбор кадров; 4)нормирование хоз деятельности, кач выпускаемой продукции и окружающей среды; 5)контрольные и учетные функции, лицензирование, мониторинг окр среды, нормативно-правовые акты.. Экологические стандарты: 1)стандарты качества окружающей среды(допустимое сост воздушного, водного бассейнов, почв и др природных сред. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природной и техногенной средах). 2)стандарты воздействия на окр среду(уровень выбросов (сбросов) из данного точечного источника применения очистного оборудования). 3)технологические стандарты(требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии). 4)стандарты качества продукции(содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде). Помимо экологич стандартов, запреты, ограничения, лицензии и пр. Запреты(на произв продукции, использование первичных рес). Пр: хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой. Л и м и т ы, квоты(ограничивают использ).Сертификаты(на использ земли, воды и т.п., дает право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса). Разрешения и лицензии(для желающих легально осуществлять выбросы). Главный принцип администр управления в РБ — разрешительно-запретительный.(устанавливаются лимиты на пользование природными ресурсами, выбросы, размещение отходов и т.д. выдача разреш. на природопол.). Организац структуры — сист органов власти и управл природопользованием. Организационное управл-е природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.Территориальный(с одной стороны, целостность природы, с другой — ее региональное своеобразие). Реализуется через декреты, указы, распоряжения, директивы президента, контроль за соблюдением природоохранного законодат-ва). На местах реализуется областными, городскими, районн, поселковыми, сельскими Советами депутатов, ответственны за сост окр среды на подведомственных территориях, выполнение) Отраслевой(осуществление гос контроля за состоянием природных рес и принятии мер по их охране и рац использ), органам специальной компетенции, Мин прир рес и охр окр среды (Минприроды РБ), функции: 1)разработка и проведение гос политики в области охр окр среды и рац использования прир рес; 2)комплексное управление природоохранной деятельностью в республике; 3)гос контроль за использованием и охраной природных ресурсов; 4)разработка предложений по совершенствованию экологических нормативов и правил; 5)проведение гос экологической экспертизы; 6)обеспечение населения экологической инф, экологич образование и воспитание; 7)международного сотрудничества и др. Подведомственными Минприроды РБ органами упр природопольз на местах являются 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окр среды, применяют и меры административного воздействия, налагают штрафы, направляют представления в суд. В систему Минприроды входят: Комитет рыбоохраны, "Белгеология", (мониторинг сост подземных вод и), центр диагностики природной среды "Экомир", научно-исследовательский центр "Экология". Специально уполномоченными гос органами области охраны окр среды явл: 1)Гос комитет по земельным ресурсам, 2)Министерство здравоохранения РБ, 3)Министерство по ЧС РБ, 4)Министерство лесного хоз-ва РБ, 5)Гос комитет по гидрометеорологии РБ, 6) МВД эколог. милиция; 7)Гос таможенный комитет РБ (предотвращения вывоза животных и растений, занесенных в Красн. книгу), 8) Управление делами администрации Презид. РБ. 8) общественные организации: Бел общ-во охраны природы, Бел об-во охотников и рыболовов, Бел партия "зеленых". Организация управления природопользованием по отраслевому принципу содержит недостатки: 1)не учитывает взаимосвязи компонентов природной среды; 2)контроль за рац использован. прир рес малоэффективен; 3)управле. эксплуатацией одного ресурса несколькими ведомствами приводит к истощению ресурса (земель, Минсельхозпрод); 4)контрол. органы не несут отв-ности за обеспечение нормативного уровня прир среды; 5)предприятия, не заинтересованы в ресурсосбер, снижении отходов производства (рост затрат). ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯ-ТИ И РАЦ. ПРИРОД-Я 1273г –«О запрете исп-я каменного угля в Лондоне» Статут ВКЛ 1588г(раздел 10) «О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озёрах и лугах» Основу современного законодательства в области охраны ОС и природоп-я составляют: • Конституция РБ(ст. 34, 46, 55) от 15,03,1994г. с дополн. и изменениями от 24 ноября 1998г и 17 ноября 2004г Кодексы РБ: • Гражданский(1998) • О недрах • Лесной • Водный • О землях Общий з-н – з-н «об охране окр. среды от 31 12 2005» З-н «об охране атмосферного воздуха» З-н «О налоге за использ-е прир. рес-в» от 31 12 2005 З-н «Об отходах» 2004г З-н «О платежах за землю» 21 12 2005 Ответственность за нарушение природоохранного законодательства: 1. административная(вплоть до закрытия предпр-я, запрет на польз-е прир. рес-ми) 2. дисциплинарная(выговоры, лишение премий) причина: невыполнение своих обязательств 3. уголовная ответственность(конфискация имущ-ва, лишение свободы) Date: 2015-09-22; view: 574; Нарушение авторских прав |