Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды контроля за охраной труда
Основными видами контроля за охраной труда являются: 1) контроль, осуществляемый органами государственного надзора и контроля; 2) административно-общественный контроль; 3) общественный контроль профсоюзов; 4) ведомственный контроль, осуществляемый вышестоящими органами в порядке подчинённости; 5) контроль, осуществляемый службой охраны труда; 6) самоконтроль работающих. Высшим органом государственного контроля за охраной труда является Прокуратура Республики Беларусь в лице Генерального прокурора РБ и подчинённых ему прокуроров. Государственное управление охраной труда осуществляется Советом Министров Республики Беларусь через Министерство труда, на которое возложены эти функции. Надзор и контроль за охраной труда в системе государственного управления в рамках компетенции, определённой в положениях об этих органах, осуществляют: 1) Отдел охраны труда Министерства труда Республики Беларусь; 2) Комитет по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь; 3) Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Проматомнадзор); 4) Межобластная инспекция по котлонадзору и общепромышленной безопасности (Котлонадзор) Проматомнадзора Республики Беларусь; 5) Межобластная инспекция по надзору за перевозками опасных грузов автомобильным транспортом Проматомнадзора Республики Беларусь; 6) Межобластная инспекция по ядерной и радиационной безопасности; 7) Межобластная инспекция по надзору за перевозкой опасных грузов железнодорожным транспортом; 8) Межобластная газотехническая инспекция; 9) Межобластная горнотехническая инспекция; 10) Межобластная инспекция по надзору за предприятиями химических отраслей и хлебопродуктов; 11)Межобластная инспекция по контролю за использованием и охраной недр; 12) Минская областная инспекция по котлонадзору и подъёмным сооружениям; 13) Главное управление гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства здравоохранения Республики Беларусь; 14) Республиканский центр гигиены и эпидемиологии; 15) Комитет по энергосбережению и энергетическому надзору концерна “Белэнерго” Республики Беларусь; 16) Главное управление пожарной службы МЧС Республики Беларусь; 17) Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования (Главгостехнадзор); 18) Государственная инспекция по охране труда, транспортной и пожарной безопасности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь; 19) Комитет по надзору за ведением работ в строительстве (Госстройнадзор); 20) Управление государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Комитет по инспекции труда при Министерстве труда является государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда. Он осуществляет контроль по всему комплексу вопросов организации работы по охране труда, на всех стадиях производственного процесса, всех предприятиях независимо от форм собственности, видов хозяйствования и ведомственной подчинённости. Комитет по инспекции труда проверяет организацию работы по охране труда, осуществляет в установленном порядке специальное расследование несчастных случаев на производстве, выборочную экспертизу проектов строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых объектов производственного назначения, даёт заключения по проектам технических условий, стандартов, проводит предварительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов производственного назначения, участвует в приёмке законченных строительством и реконструкцией производств, а также в приёмочных испытаниях опытных образцов продукции производственного назначения и т.д. Государственным инспекторам труда предоставляется право: 1) беспрепятственно посещать предприятия; 2) знакомиться с любыми документами и снимать с них копии, если на это отсутствуют законодательные ограничения; 3) получать от руководителей должностных лиц и работников объяснения по вопросам, входящим в их компетенцию; 4) изымать и брать с собой для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом нанимателя и отсутствии на это законодательных ограничений. В случае выявления нарушений: 1) выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания; 2) приостанавливать работу цехов, участков, оборудования; 3) налагать на должностных лиц и нанимателей штрафы; 4) запрещать выдачу работникам спецодежды, спецобуви и других СИЗ, не отвечающих условиям труда и требованиям нормативно-технической документации; 5) ставить вопрос перед соответствующими органами о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.05.2000 г. № государственным инспекторам труда предоставлено право применять к должностным лицам и нанимателям следующие санкции: 1) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда – предупреждение или штраф в размере от 2 до 6 минимальных заработных плат; 2) за нарушение правил по охране труда, повлекшее причинение работнику телесных повреждений, инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом, - штраф от 6 до 300 минимальных заработных плат; 3) за незаконное расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, женщиной, имеющей детей в возрасте до трёх лет, одинокой матерью, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет, а также за нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы – штраф в размере от 20 до 50 минимальных заработных плат; 4) за односторонний отказ нанимателя от ведения коллективных переговоров, массовое (более пяти работников) расторжение трудового договора по инициативе нанимателя без законных оснований либо неисполнение решения суда о восстановлении на работе – штраф в размере от 50 до 100 минимальных заработных плат; 5) за противодействие со стороны нанимателя работе инспекторов осуществляющих проверку, а также неисполнение предписаний инспекторов - штраф в размере от 5 до 50 минимальных заработных плат; 6) за другие нарушения законодательства о труде – предупреждение или штраф в размере от 1 до 5 минимальных заработных плат. Административно-общественный контроль за охраной труда Административно-общественный контроль по охране труда (АОК) является основной формой контроля администрации Комитета лесного хозяйства, Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, акционерных обществ, арендных предприятий, производственных объединений на базе головного предприятия, леспромхозов, лесхозов, химлесхозов, комбинатов, фабрик, заводов, организаций и Республиканского, областных комитетов профсоюза работников леса, комитетов профсоюза предприятий за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований законодательства о труде, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда. АОК не заменяет проведение контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно- технических работников, а также контроля, проводимого согласно Положению о комиссии по охране труда профсоюзного комитета и Положения об общественном инспекторе по охране труда. Общественный контроль за охраной труда Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, правил и норм по охране труда осуществляют профсоюзы. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 утверждён Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде. Согласно указанному Порядку представители профсоюза при осуществлении общественного контроля имеют право: 1) осуществлять проверки соблюдения законодательства о труде по вопросам заключения, изменения и прекращения трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, охраны труда, выполнения коллективных договоров, соглашений, а также по другим вопросам социально-трудовой сферы в организациях, в которых работают члены данного профсоюза; 2) запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты; 3) осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда; 4) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 5) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда; 6) требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления; 7) выдавать представления об устранении выявленных нарушений по охране труда; 8) обращаться в органы государственного надзора и контроля для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям; 9) подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав; 10) ходатайствовать перед соответствующими органами о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде; 11) на другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами и соглашениями. В случае выявления в ходе проверки нарушений представители профсоюза вправе требовать их устранения, указав выявленные нарушения в представлении, которое вручается нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления и обязательно для исполнения ими. При необходимости представление направляется в органы государственного надзора и контроля. Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление представителя профсоюза об устранении нарушений и в месячный срок со дня его получения письменно уведомить профсоюз о результатах этого рассмотрения. Представление о допущенных нарушениях при прекращении трудового договора с работником – членом профсоюза должно быть рассмотрено в 5-дневный срок со дня его получения. При осуществлении общественного контроля профсоюзы взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля. Координация деятельности осуществляется соответствующим республиканским органом государственного управления. Органы государственного надзора и контроля при необходимости извещают профсоюз, действующий у нанимателя, о проведении плановой проверки не позже чем за 7 дней до её начала. Представители профсоюза при участии в проверках, проводимых органами государственного надзора и контроля, вправе излагать своё мнение в составляемых при этом документах. За нарушение требований настоящего Порядка виновные уполномоченные должностные лица нанимателя несут ответственность в соответствии с законодательством. Ведомственный контроль за охраной труда Ведомственный контроль за охраной труда осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления в отношении подчиненных им предприятий и организаций и включает в себя проверку выполнения требований безопасности и гигиены труда (отдел охраны труда министерства, управления). На предприятии контроль за охраной труда осуществляется (в соответствии с должностными обязанностями) в порядке подчинённости руководителем, главным инженером, главным механиком, главным энергетиком, другими главными специалистами, руководителями структурных подразделений, мастерами – каждым на своём участке работы. Основными задачами по охране труда соответствующих руководителей и специалистов предприятия являются обеспечение безопасного и надлежащего санитарного состояния оборудования и инструмента, производственных и вспомогательных помещений и рабочих мест, проведение инструктажа и обучения правилам охраны труда, организация контроля за осуществлением всех этих мероприятий. Основным содержанием деятельности службы охраны труда предприятия является осуществление контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, на предприятии в целом. Одним из важнейших условий в обеспечении безопасности труда является самоконтроль работающих. Инструкции по охране труда для работников всех профессий и на все виды выполняемых работ предусматривают обязанность работника перед началом работы проверить исправность оборудования, защитных и блокировочных приспособлений, средств контроля и сигнализации, средств индивидуальной защиты, оценить состояние своего здоровья и готовности выполнять порученную работу. Невыполнение работником этих требований рассматривается как нарушение им трудовой дисциплины, за что работник может быть привлечён к дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Date: 2015-09-24; view: 1044; Нарушение авторских прав |