Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды контроля за охраной труда





Основными видами контроля за охраной труда являются:

1) контроль, осуществляемый органами государственного надзора

и контроля;

2) административно-общественный контроль;

3) общественный контроль профсоюзов;

4) ведомственный контроль, осуществляемый вышестоящими

органами в порядке подчинённости;

5) контроль, осуществляемый службой охраны труда;

6) самоконтроль работающих.

Высшим органом государственного контроля за охраной труда

является Прокуратура Республики Беларусь в лице Генерального

прокурора РБ и подчинённых ему прокуроров.

Государственное управление охраной труда осуществляется

Советом Министров Республики Беларусь через Министерство труда,

на которое возложены эти функции.

Надзор

и

контроль

за

охраной

труда

в

системе

государственного управления в рамках компетенции, определённой в

положениях об этих органах, осуществляют:

1) Отдел охраны труда Министерства труда Республики Беларусь;

2) Комитет по инспекции труда при Министерстве труда

Республики Беларусь;

3) Комитет по надзору за безопасным ведением работ в

промышленности и атомной энергетике Министерства по

чрезвычайным

ситуациям

Республики

Беларусь

(Проматомнадзор);

4) Межобластная

инспекция

по

котлонадзору

и

общепромышленной

безопасности

(Котлонадзор)

Проматомнадзора Республики Беларусь;

5) Межобластная инспекция по надзору за перевозками опасных

грузов

автомобильным

транспортом

Проматомнадзора

Республики Беларусь;

6) Межобластная

инспекция

по

ядерной

и

радиационной

безопасности;

7) Межобластная инспекция по надзору за перевозкой опасных

грузов железнодорожным транспортом;

8) Межобластная газотехническая инспекция;

9) Межобластная горнотехническая инспекция;

10) Межобластная инспекция по надзору за предприятиями

химических отраслей и хлебопродуктов;

11)Межобластная инспекция по контролю за использованием и

охраной недр;

12)

Минская областная инспекция по котлонадзору

и

подъёмным сооружениям;

13)

Главное

управление

гигиены,

эпидемиологии

и

профилактики Министерства здравоохранения Республики

Беларусь;

14)

Республиканский центр гигиены и эпидемиологии;

15)

Комитет по энергосбережению и энергетическому надзору

концерна “Белэнерго” Республики Беларусь;

16)

Главное управление пожарной службы МЧС Республики

Беларусь;

17)

Главная государственная инспекция по надзору за

техническим

состоянием

машин

и

оборудования

(Главгостехнадзор);

18)

Государственная

инспекция

по

охране

труда,

транспортной

и

пожарной

безопасности

Министерства

сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

19)

Комитет по надзору за ведением работ в строительстве

(Госстройнадзор);

20)

Управление государственной автомобильной инспекции

Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Комитет по инспекции труда при Министерстве труда является

государственным органом надзора и контроля за соблюдением

законодательства о труде и правил по охране труда. Он осуществляет

контроль по всему комплексу вопросов организации работы по охране

труда,

на

всех

стадиях

производственного

процесса,

всех

предприятиях

независимо

от

форм

собственности,

видов

хозяйствования и ведомственной подчинённости.

Комитет по инспекции труда проверяет организацию работы по

охране труда, осуществляет в установленном порядке специальное

расследование несчастных случаев на производстве, выборочную

экспертизу

проектов

строящихся,

реконструируемых

и

эксплуатируемых объектов производственного назначения, даёт

заключения по проектам технических условий, стандартов, проводит

предварительный надзор за ходом строительства, реконструкции и

технического

перевооружения

объектов

производственного

назначения, участвует в приёмке законченных строительством и

реконструкцией производств, а также в приёмочных испытаниях

опытных образцов продукции производственного назначения и т.д.

Государственным инспекторам труда предоставляется право:

1) беспрепятственно посещать предприятия;

2) знакомиться с любыми документами и снимать с них копии,

если на это отсутствуют законодательные ограничения;

3) получать от руководителей должностных лиц и работников

объяснения по вопросам, входящим в их компетенцию;

4) изымать и брать с собой для анализа образцы используемых и

обрабатываемых


материалов

и

веществ

при

условии

уведомления об этом нанимателя и отсутствии на это

законодательных ограничений.

В случае выявления нарушений:

1) выдавать

нанимателю

обязательные

для

исполнения

предписания;

2) приостанавливать работу цехов, участков, оборудования;

3) налагать на должностных лиц и нанимателей штрафы;

4) запрещать выдачу работникам спецодежды, спецобуви и других

СИЗ, не отвечающих условиям труда и требованиям

нормативно-технической документации;

5) ставить

вопрос

перед

соответствующими

органами

о

привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения

законодательства о труде и правил по охране труда

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от

18.05.2000

г.

государственным

инспекторам

труда

предоставлено право применять к должностным лицам и нанимателям

следующие санкции:

1) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей

по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда

– предупреждение или штраф в размере от 2 до 6 минимальных

заработных плат;

2) за нарушение правил по охране труда, повлекшее причинение

работнику телесных повреждений, инвалидность работника или

несчастные случаи со смертельным исходом, - штраф от 6 до

300 минимальных заработных плат;

3) за незаконное расторжение трудового договора по инициативе

нанимателя с беременной женщиной, женщиной, имеющей

детей в возрасте до трёх лет, одинокой матерью, имеющей

детей в возрасте от 3 до 14 лет, а также за нарушение без

уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной

платы – штраф в размере от 20 до 50 минимальных заработных

плат;

4) за односторонний отказ нанимателя от ведения коллективных

переговоров, массовое (более пяти работников) расторжение

трудового договора по инициативе нанимателя без законных

оснований либо неисполнение решения суда о восстановлении

на работе – штраф в размере от 50 до 100 минимальных

заработных плат;

5) за противодействие со стороны нанимателя работе инспекторов

осуществляющих проверку, а также неисполнение предписаний

инспекторов - штраф в размере от 5 до 50 минимальных

заработных плат;

6) за

другие

нарушения

законодательства

о

труде

предупреждение или штраф в размере от 1 до 5 минимальных

заработных плат.

Административно-общественный контроль за охраной труда

Административно-общественный контроль по охране труда

(АОК) является основной формой контроля администрации Комитета

лесного

хозяйства,

Белорусского

производственно-торгового

концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной

промышленности, акционерных обществ, арендных предприятий,

производственных объединений на базе головного предприятия,

леспромхозов, лесхозов, химлесхозов, комбинатов, фабрик, заводов,

организаций и Республиканского, областных комитетов профсоюза

работников леса, комитетов профсоюза предприятий за соблюдением

всеми службами, должностными лицами и работающими требований

законодательства о труде, стандартов безопасности труда, правил,

норм, инструкций и других нормативно-технических документов по

охране труда.

АОК не заменяет проведение контроля в соответствии с


должностными

обязанностями

руководителей

и

инженерно-

технических работников, а также контроля, проводимого согласно

Положению о комиссии по охране труда профсоюзного комитета и

Положения об общественном инспекторе по охране труда.

Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за соблюдением законодательства о

труде, правил и норм по охране труда осуществляют профсоюзы.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23

октября 2000 г. № 1630 утверждён

Порядок осуществления

профсоюзами

общественного

контроля

за

соблюдением

законодательства Республики Беларусь о труде.

Согласно указанному Порядку представители профсоюза при

осуществлении общественного контроля имеют право:

1) осуществлять проверки соблюдения законодательства о труде

по вопросам заключения, изменения и прекращения трудового

договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда,

гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, охраны труда,

выполнения коллективных договоров, соглашений, а также по

другим вопросам социально-трудовой сферы в организациях, в

которых работают члены данного профсоюза;

2) запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц

нанимателя,

органов

государственного

управления

информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и

профессиональных

заболеваниях,

документы,

локальные

нормативные акты;

3) осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу

обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

4) принимать участие в расследовании несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний;

5) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приёмке

в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда

проектируемых,

строящихся

и

эксплуатируемых

производственных объектов, а также проектируемых и

эксплуатируемых механизмов и инструментов, в проведении

аттестации рабочих мест по условиям труда;

6) требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений

по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а

в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью

приостановления

работ

до

принятия

решения

соответствующими органами государственного управления;

7) выдавать представления об устранении выявленных нарушений

по охране труда;

8) обращаться в органы государственного надзора и контроля для

принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом

нарушениям;

9) подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в

защиту их трудовых и социально-экономических прав;

10)

ходатайствовать перед соответствующими органами о

привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении

законодательства о труде;

11)

на другие действия, предусмотренные законодательством,


коллективными договорами и соглашениями.

В случае выявления в ходе проверки нарушений представители

профсоюза вправе требовать их устранения, указав выявленные

нарушения в представлении, которое вручается нанимателю,

собственнику или уполномоченному им органу управления и

обязательно для исполнения ими. При необходимости представление

направляется в органы государственного надзора и контроля.

Наниматель, собственник или уполномоченный им орган

управления обязаны рассмотреть представление представителя

профсоюза об устранении нарушений и в месячный срок со дня его

получения письменно уведомить профсоюз о результатах этого

рассмотрения.

Представление о допущенных нарушениях при прекращении

трудового договора с работником – членом профсоюза должно быть

рассмотрено в 5-дневный срок со дня его получения.

При осуществлении общественного контроля профсоюзы

взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля.

Координация

деятельности

осуществляется

соответствующим

республиканским органом государственного управления.

Органы

государственного

надзора

и

контроля

при

необходимости извещают профсоюз, действующий у нанимателя, о

проведении плановой проверки не позже чем за 7 дней до её начала.

Представители профсоюза при участии в проверках, проводимых

органами государственного надзора и контроля, вправе излагать своё

мнение в составляемых при этом документах.

За нарушение требований настоящего Порядка виновные

уполномоченные

должностные

лица

нанимателя

несут

ответственность в соответствии с законодательством.

Ведомственный контроль за охраной труда

Ведомственный контроль за охраной труда осуществляется

вышестоящими органами хозяйственного управления в отношении

подчиненных им предприятий и организаций и включает в себя

проверку выполнения требований безопасности и гигиены труда

(отдел охраны труда министерства, управления).

На предприятии контроль за охраной труда осуществляется (в

соответствии

с

должностными

обязанностями)

в

порядке

подчинённости

руководителем,

главным

инженером,

главным

механиком, главным энергетиком, другими главными специалистами,

руководителями структурных подразделений, мастерами – каждым

на своём участке работы.

Основными задачами по охране труда соответствующих

руководителей и специалистов предприятия являются обеспечение

безопасного и надлежащего санитарного состояния оборудования и

инструмента, производственных и вспомогательных помещений и

рабочих мест, проведение инструктажа и обучения правилам охраны

труда, организация контроля за осуществлением всех этих

мероприятий.

Основным содержанием деятельности службы охраны

труда предприятия является осуществление контроля за состоянием

охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах,

на предприятии в целом.

Одним из важнейших условий в обеспечении безопасности

труда является самоконтроль работающих.

Инструкции по охране труда для работников всех профессий и

на все виды выполняемых работ предусматривают обязанность

работника

перед

началом

работы

проверить

исправность

оборудования, защитных и блокировочных приспособлений, средств

контроля и сигнализации, средств индивидуальной защиты, оценить

состояние своего здоровья и готовности выполнять порученную

работу. Невыполнение работником этих требований рассматривается

как нарушение им трудовой дисциплины, за что работник может быть

привлечён к дисциплинарной и иной ответственности в соответствии

с действующим законодательством.







Date: 2015-09-24; view: 1044; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.053 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию