Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 3. ИКТ глобальной телематической сети Интернет. Интернет (Internet) – это глобальная телекоммуникационная информационно-компьютерная (телематическая) сеть («межсеть»Интернет (Internet) – это глобальная телекоммуникационная информационно-компьютерная (телематическая) сеть («межсеть», метасеть, «Всемирная информационная магистраль»), обеспечивающая обмен многоаспектной компьютерной информацией во всём мире между любыми подключёнными к ней средствами электронно-вычислительной техники и связи. Сеть Интернет объединяет множество разных сетей, расположенных по всему миру, включая 15 других глобальных сетей («Релком», «Ситек», «Sedab», «Remart» и др.). Являясь результатом развития созданной в 1969 г. крупномасштабной сети ARPAnet Министерства обороны США, современная сеть Интернет стала своеобразной единой информационной средой мирового сообщества, базирующейся (начиная с 1983 г.) на сети научно-исследовательских центров США и объединяющей с помощью семейства универсальных протоколов TCP/IP (TransmissionControlProtocol / InternetProtocol [4])национальные компьютерные сети различных стран. Главным координатором в Интернете, занимающимся распределением и управлением айпи-адресов (IP -адресов) компьютеров и соответствующих им так называемых доменных имён (доменов), является некоммерческая организация InternetAssignedNumbersAuthority (IANA). Региональные координаторы – RegionalInternetRegistries (RIR) располагаются на втором уровне иерархии управления сетью. В частности, «европейская» организация ReseauxIPEuropeensNetworkCoordinationCentre (RIPENCC) занимается распределением айпи-адресов и доменов на территории ста девяти стран мира, расположенных в Европе, на Среднем Востоке, в Центральной Азии и в Северной Африке. Адреса и имена компьютеров в сети. Айпи-адрес каждого компьютера представляет собой четыре числа из диапазона от 0 до 255, разделённых точками, например: 209.155.82.19.Айпи-адресам соответствуют несколько доменов, которые более удобны для пользователей сети, поскольку представляются в буквенном виде. Например, компьютер с айпи-адресом 209.155.82.19 имеет доменное имя www.cdrom.com (служит маркетинговым целям) и доменное имя webl.cdrom.com (используется для внутренних целей). Доменные имена включают домены различных уровней, например, в доменном имени www.cdrom.com доменом первого уровня является com (Commercialorganizations), второго уровня – cdrom, третьего уровня – www. Домены первого уровня определяются в IANA, продаже не подлежат, а выделяются разным странам для использования. В частности, России выделен[5] домен первого уровня – ru. В качестве домена первого уровня часто используются обозначения компьютерных сетей: int – InternationalOrganizations (сеть международных организаций); gov – Governmentinstitutions (сеть правительственных организаций); com – Commercialorganizations (сеть коммерческих организаций); edu – Educationalinstitutions (сеть высших учебных заведений); net – Networkingorganizations (сеть обслуживающих организаций); org – Organization, miscellaneous (сеть разнородных организаций); mil – Militarysite (сеть Министерства обороны США) и др. Домены второго уровня во многих странах продаются или же на них передается право администрирования на коммерческой основе («делегирование» домена). В некоторых странах (Великобритания и др.) объектами коммерции являются домены только третьего уровня. Владелец домена определённого уровня может создавать сколько угодно доменов более низких уровней. Для того чтобы установить, на чьё имя зарегистрирован определённый Интернет-домен, можно обратиться к информационному ресурсу checkdomain.com. Компьютер в сети Интернет имеет также огромное количество так называемых портов, воспринимающих определённые протоколы, т. е. язык. Каждый протокол обслуживается отдельной программой. Например, если в так называемом браузере (browser – программа просмотра) набрать строку http://www.ipform.ru, это будет означать желание пообщаться с компьютером www.ipform.ru, используя протокол (язык) http (HyperTextTransferProtocol [6]). Протокол http воспринимает компьютерный порт 80 для обслуживания соответствующей программой. Или, например, для отправки электронной почты специальная почтовая программа использует другой протокол – SMTP, который воспринимает порт 25, а при получении – протокол РОРЗ по порту 110. Для простоты порты и протоколы называют сервисами; компьютеры, ожидающие прихода запросов на используемых протоколах – серверами; компьютеры, обращающиеся к серверам – клиентами. Компьютер одновременно может быть и клиентом и сервером или выполнять только одну из функций. ИКТ «Всемирная Паутина». Одним из сервисов (видов информационного обслуживания или ИКТ) сети Интернет является www – WorldWideWeb («Всемирная Паутина», действует с 1991 г.), использующая протокол http для передачи гипертекстовых документов и других файлов от www- сервера к клиентам, т. е. для получения из сети Интернет различной информации, расположенной по всему миру (её «страницы», содержащие тексто-графическую информацию, звуковые и видеообъекты, «переплетены» подобно нитям паутины). Принцип работы сервиса www состоит в следующем. Пользователь запускает у себя программу browser – программу просмотра страницы html (HyperTextMarkupLanguage [7]), понимающую протокол http и специальный язык, на котором создается содержимое www. Далее пользователь набирает адрес www- сервера. Браузер обращается к серверу с просьбой выдать документ, расположенный по этому адресу. Сервер выдает документ. Браузер получает документ, обрабатывает его и, если в нём есть изображения, также просит сервер выдать ему их, как и другие материалы документа. Этот документ называется страницей или web -страницей (веб-страницей), или html -страницей (эйчтиэмэл-страницей). После этого браузер обрабатывает все пришедшие данные и показывает готовую страницу на экране компьютера. Некоторые элементы страницы (тест, изображения, кнопки) могут быть ссылками. Если их актуализировать (нажать), то браузер пошлет запрос серверу, указанному в ссылке, чтобы запросить у него документ, который в ней же и обозначен. Таким образом, можно «двигаться» от документа к документу, от сервера к серверу, что превращает весь Интернет в одну гигантскую сеть, как бы связывающую документы и серверы друг с другом «нитями» гиперссылок. На странице, кроме того, могут быть места для ввода какой-либо информации и ссылки на программу на сервере, которая должна обрабатывать эту информацию. Например, можно ввести фамилию, имя и отчество и адрес человека и нажать кнопку «Получить телефон». Тогда браузер отправит эти данные программе на сервере, которая обработает их (в данном случае найдёт соответствующий телефон) и вернет html- страницы с результатом обработки. На этом принципе построено подавляющее большинство интерактивных (т.е. способных общаться с пользователем) web -страниц и сайтов. Сайт – это множество страниц, объединённых под одним доменным именем. Например: www.ipform.ru – это сайт, а www.ipform.ru/index.html – это html -страница на сайте www.ipform.ru. Сам по себе сервис www имеет не много возможностей, но использование программ, обрабатывающих запросы пользователей, в огромной степени их увеличивает. В написании таких программ, а также в создании красивых, легко используемых страниц состоит, в частности, труд web- разработчиков. ИКТ «Хостинг». Под хостингом понимается сервис, который предоставляет возможность пользователям размещать свою информацию на серверах в сети Интернет и предоставлять к ней доступ посредством использования сервиса www. Хостинг-провайдеры – это компании, предоставляющие услуги хостинга, в частности, место на своем сервере для его использования клиентами и соединение этого сервера с сетью Интернет. Хостинг-провайдеры могут также предоставить свои центры данных (data -центры) для размещения серверов клиентов и обеспечить их подключение к сети Интернет. Кроме предоставления места на web -сервере набор услуг, составляющих хостинг, может включать возможность организации почтовых ящиков клиентов, организацию баз данных, доступ к ним, видеотрансляции и др. ИКТ «Электронная почта». Сервис «Электронная почта» (e-mail, electronicmail) – способ обмена информацией в компьютерных сетях. Электронная почта не использует географическую адресацию. Для того чтобы электронное письмо (сообщение) дошло до своего адресата необходимо, чтобы оно было оформлено в соответствии с международным стандартом[8] и имело стандартный почтовый электронный адрес, заголовок, «тело», «конверт». Заголовок сообщения (MessageHeader) – совокупность специальных полей, основными из которых являются поля From: («От кого») и То: («Кому»), создаваемых при подготовке сообщения для отправки, совместно с такими полями как Subject: («Тема») и Date: («Дата»). Тело сообщения (MessageBody) – текст письма, предназначенный для отправки пользователем (он не воспринимается почтовыми протоколами и серверами). «Конверт» сообщения (MessageEnvelope) – служебная информация, добавленная почтовой программой во время транспортировки сообщения (она обычно скрывается от пользователя, но в современных программах-клиентах предусмотрена возможность её отображения). Аналог штампов на конвертах «бумажной почты». Почтовый электронный адрес может иметь разные форматы. Наиболее широко в сети Интернет распространена система формирования адреса DNS – DomainNameSystem (система доменных имён). Дешифрацию адреса и перевод его в необходимый формат осуществляют встроенные программные средства, применяемые в конкретной сети электронной почты. Для информативности почтовый электронный адрес должен содержать: идентификатор абонента (по аналогии – строка «Кому:» на почтовом конверте); почтовые координаты, определяющие его местонахождение (по аналогии – дом, улица, город, страна на почтовом конверте). Для разделения идентификатора абонента и его почтовых координат используется значок-разделитель @[9]. Почтовый электронный адрес в формате сети Интернет имеет вид: имя_пользователя @ имя_домена, например, lovtsov_da @ ipmce.ru, где lovtsov_da – идентификатор абонента (составляется обычно из фамилии, инициалов, имени, отчества, псевдонима и др.). То, что стоит справа от знака @, называется доменом электронной почты и однозначно описывает местонахождение абонента. Составные части домена разделяются точками. ИКТ «Информационный поиск». Поиск нужной информации является одной из наиболее распространённых и одновременно наиболее сложных задач, с которыми сталкивается в сети Интернет любой пользователь. Умение быстро ориентироваться в ресурсах сети Интернет и находить требуемые информационные источники относится к числу базовых квалификационных навыков. Причина сложности продуктивного информационного поиска в сети Интернет, напоминающего «поиск иголки в стоге сена», определяется, главным образом, двумя основными факторами. Во-первых, число источников информации в сети чрезвычайно велико (на начало 2006 г. насчитывалось около 20 млрд. документов на серверах, расположенных по всему миру). Во-вторых, общий массив информации в сети не только колоссален по объёму, но ещё и крайне динамичен. Ежеминутно в сети появляются сотни новых (модифицированных) документов, десятки перемещаются на новые адреса или прекращают свое существование. Данные обстоятельства крайне усложняют также учёт имеющихся документов. Регулярно обновляемые в печатных руководствах по работе в сети Интернет списки серверов устаревают уже в момент публикации, а поддерживать их в актуальном состоянии становится принципиально невозможно из-за стремительного роста количества серверов. Необходимость и важность проблемы продуктивного(результативного) информационного поиска привела к образованию в сети Интернет специальных поисковых систем (служб, сервисов, каталогов, машин), предназначенных для оказания помощи пользователям в их «перемещении» в виртуальном инфопространстве. Основная задача поисковых систем – обеспечить детальное отыскание информации в электронной вселенной, что можно достичь только путём индексирования (учёта) всего содержания огромного числа web -страниц. В отличие от справочников, все они функционируют в автоматизированном режиме, имеют одинаковый принцип действия и включают два базовых компонента: - программу-робот, задача которого путешествовать с сервера на сервер, находить там новые или изменившиеся документы и скачивать их на хост-компьютер (главный компьютер) системы (При этом программа-робот, просматривая содержимое документа, находит новые ссылки как на другие документы данного сервера, так и на внешние сайты. Программа самостоятельно направляется по указанным ссылкам, находит новые документы и ссылки в них, после чего процесс повторяется вновь, напоминая хорошо известный в библиографии «метод снежного кома»); - программу-индексатор, задача которого обработать (проиндексировать) выявленные документы (При этом, как правило, учитывается всё содержание страницы, включая текст, иллюстрации, аудио и видеофайлы и др. Индексации подвергаются все слова в документе, что как раз и даёт возможность использовать поисковые системы для детального поиска по самой узкой тематике. Образуемые гигантские индексные файлы, хранящие информацию о том, какое слово, на каком сервере, в каком документе и сколько раз употребляется, составляют базу данных, к которой происходит обращение пользователей, вводящих в строку запроса сочетания ключевых слов). Выдача результатов поиска осуществляется с помощью специального модуля, который производит интеллектуальное ранжирование результатов. При этом берется в расчёт местоположение термина в документе (название, заголовок, основной текст), частота его повторения, процентное соотношение искомого термина к остальному тексту страницы, а также число и авторитетность внешних ссылок на данную страницу с других сайтов. К основным характеристикам поисковых систем относятся: объём индексных файлов (число проиндексированных серверов и документов – для лидеров мирового сетевого поиска оно колеблется в пределах 2 – 4млрд); оперативность обновления базы данных за счёт включения сведений о новых материалах и удаления устаревших (в настоящее время – от двух недель до полутора месяцев); возможности для составления запросов (простота интерфейса, и др.); интеллектуальность системы ранжирования результатов поиска (перечень факторов, принимаемых во внимание при определении места документа в перечне ссылок, необычайно широк: от местоположения слова на странице до рейтинга-авторитета страниц, имеющих ссылки на найденный документ); наличие дополнительных сервисных функций, облегчающих работу пользователя (например, возможность перевода текста документа на иностранный язык, способность выделять все документы с определённого сайта, сужение критериев в ходе поиска, нахождение документов «по образцу» и др.). По данным параметрам выделяются следующие глобальные поисковые системы, позволяющие выявлять релевантную информацию с высокой степенью полноты и надёжности: Google ("Google" Corp.) – www.google.com; AlltheWeb ("Yahoo! Inc.") – www.alltheweb.com; Alta Vista ("Overture Services, Inc.") – www.altavista.com; MSN Search ("Microsoft" Corp.)– www.search.msn.com. В России широко используются следующие поисковые системы этого класса: Яндекс (Компания «Яндекс»)– www.yandex.ru; Рамблер (ООО «Рамблер Интернет Холдинг») – www.rambler.ru; Апорт("Golden Telecom")– www.aport.ru. Поисковая система Google [10](действует с 1998 г.) является единоличным лидером среди поисковых систем всемирного масштаба по всем значимым параметрам. Главное достоинство Google – объём его индексного файла, составляющий более 4,3 миллиардов web -страниц и статей из групп новостей по интересам. В сутки программы-роботы системы индексируют около трех миллионов новых и обновленных страниц, причём актуализация базы производится каждые 28 дней. Втopoe преимущество Google – способность индексировать документы не только в виде html -файлов, но также документы в форматах pdf, rtf, ps, doc, xls, ppt, wp 5 и др. При этом Google позволяет моментально конвертировать страницы в указанных форматах в обычный html -файл, что освобождает пользователя от необходимости иметь специальное программное обеспечение для доступа к файлу. Методика поиска с помощью Google проста. В поисковую строку водится запрос на любом естественном языке (русском, английском или др.) с использованием множества имеющихся опций для максимальной его конкретизации (при этом язык запросов не допускает усечения терминов знаком «*» – «звёздочка»). Все опции доступны через меню AdvancedSearch – «Расширенный поиск». Выдаваемые в результате поиска ссылки на документы, помимо традиционных сведений о заглавии документа, контексте искомых слов и данных о размере, содержат функцию Cached («Сохранено»), позволяющую полностью восстановить весь документ, если по каким-либо причинам сайт, на котором он расположен, недоступен. Помимо поиска текстовых материалов, Google обладает лучшими на сегодня возможностями поиска изображений с помощью режима Images («Изображения»). Вместе с тем при использовании Google следует помнить, что при работе с файлами большого объёма он индексирует не весь источник, а лишь его первые 101 Кбайт (для pdf -файлов лимит ограничен 120 Кбайтами), поэтому индексация документа пока не всегда гарантирует возможность его нахождении по любому фрагменту текста. ИКТ поиска социально-правовой информации. В многочисленных поисковых системах (каталогах) обычно есть соответствующие разделы правовой тематики. Многие сайты юридической тематики содержат собственные подборки ссылок. Например, сайты http://www.garant.ru НПО «Гарант-Сервис», http://www.e-pravo.ru каталога «Право России», http://antitax.ru известного каталога юриста и бухгалтера и др. На сайте http://www.gov.ru государственных органов Российской Федерации представлены все ветви государственной власти РФ, а также региональные органы государственной власти. Сайт http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента Российской Федерации. Сайт содержит разделы, посвящённые статусу Президента, его биографии, выступлениям и рабочему графику. На сайте http://www.government.gov.ru Правительства РФ можно ознакомиться с информацией о Председателе Правительства РФ, его заместителях и членах Правительства РФ, с информацией о правовых основах деятельности Правительства РФ. Многие из российских организаций-разработчиков справочно-правовых систем («КонсультантПлюс», «Кодекс», «Гарант», «Референт», «АРБТ», АРМ «Юрист» и др.) имеют свои сайты в сети Интернет. Кроме информации о самих справочно-правовых системах и условиях их приобретения, расположенной на сайте, некоторые из них предоставляют онлайновый (сетевой) доступ к своим базам правовой информации. Поставщики Интернет-услуг. Пользователи сети Интернет подключаются к ней через сети специализированных организаций, которые называются поставщиками услуг сети Интернет или Интернет-сервис-провайдерами (ISP). Провайдеры обеспечивают подключение пользователей с помощью различных линий связи. Возможны различные варианты – с использованием модема и обычной телефонной линии, выделенной линии связи, ADSL, и др. Обеспечивается подключение как отдельных компьютеров, так и локальных вычислительных сетей. Сети провайдеров связаны высокоскоростными каналами с сетями других провайдеров, обеспечивая так называемый «пиринг»[11]. Всех провайдеров сети Интернет можно разделить на две основные группы: первичные (крупные) провайдеры, обеспечивающие подключение пользователей к сети Интернет в масштабах региона (за счёт соединения сетей провайдеров информация по цепочке может дойти до любого пользователя); вторичные (местные) провайдеры, обеспечивающие подключение пользователей к сети Интернет в масштабах области или города. Для обсуждения проблем правового регулирования отношений, возникающих по поводу использования сети Интернет, в сети создан отдельный специальный развёрнутый сервер http://www.russianlaw.net.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ Самостоятельная работа магистрантов по дисциплине «Информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности» является основным видом деятельности по изучению учебного материала дисциплины и более глубокого усвоения пройденного во время аудиторных занятий материала, изучения основных элементов информационно-компьютерных технологий, конспектирования рекомендованных тем и вопросов и выполнения персональных домашних контрольных заданий (ДКЗ). В отведённое для самостоятельной работы учебное время следует внимательно ознакомиться с содержанием данного Учебно-методического комплекса, получить в библиотеке основную литературу, найти с её помощью вопросы, рекомендуемые для самостоятельного изучения и конспектирования. Самостоятельное изучение содержания учебных разделов дисциплины целесообразно в ходе семестра сразу после соответствующих аудиторных занятий и в строгом соответствии с учебными вопросами учебной программы. Во время экзаменационной сессии конспекты представляются преподавателю для контроля. Персональные ДКЗ выполняются магистрантом в виде рефератов[12] (по принятой в академии форме для письменных контрольных работ[13]) с представлением преподавателю для контроля до начала экзаменационной сессии. Представляется целесообразным в ходе самостоятельной работы подготовить научную статью для апробации на научной конференции магистрантов и студентов Российской академии правосудия (традиционно проводятся в апреле месяце) на заседании секции «Информационное право». Лучшие работы могут быть рекомендованы для публикации в сборнике конференции, а авторы могут рассчитывать на освобождение от зачёта.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ПОД КОНТРОЛЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
|