Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретические основы инновационного менеджментаСтр 1 из 93Следующая ⇒
Оглавление 1. Теоретические основы инновационного менеджмента. 5 1.1. Сущность и основные понятия инновационного менеджмента. 5 1.2. Теория экономических циклов. 8 1.3. Научные подходы к пониманию сущности инновации. 11 1.4. Научные подходы к определению термина «инновация». 14 1.5. Инновационный процесс. 18 1.6. Структура инновационного процесса. 20 1.7. Технология как основное понятие инновационного процесса. 24 1.8. Фундаментальные исследования. 26 1.9. Понятие жизненного цикла инноваций. 31 1.10. Инновационная деятельность. 33 1.11. Классификация инноваций. 35 1.12. Виды бизнес-инноваций. 38 1.13. Согласованность отдельных видов инноваций. 41 1.14. Организация инновационного менеджмента. 43 1.15. Современные практические приемы инновационного менеджмента. 49 Задание по главе. 50 Контрольные вопросы.. 53 Тематика докладов. 54 2. Инновации как объекты интеллектуальной собственности. 55 2.1. Понятие интеллектуальной собственности. 55 2.2. Правовая защита объектов промышленной собственности. 55 2.3. Средства индивидуализации юридического лица. 66 2.4. Авторское право. 69 2.5. Правовая защита информации. 74 2.6. Лицензирование. 78 2.7. Франчайзинг. 81 2.8. Объекты интеллектуальной собственности в составе активов предприятия. 85 2.9. Основные виды и методы оценки интеллектуальной промышленной собственности. 90 Задание по главе. 102 Контрольные вопросы.. 102 Тематика докладов. 103 3. Маркетинг инноваций. 103 3.1. Мотивация создания, продажи и покупки инноваций. 103 3.2. Оценка инновационного потенциала организации. 105 3.3. Анализ спроса на нововведения. 107 3.4. Конкуренция в области инновационной деятельности. 109 3.5. «Фронтирование» рынка в инновационном бизнесе. 112 3.6. Стратегический инновационный маркетинг. 114 3.7. Оперативный инновационный маркетинг. 116 3.8. Компоненты маркетинга. 118 3.9. Специфика в организации продаж инновационных товаров. 119 3.10. STEP- анализ. 120 3.11. SWOT-анализ. 124 3.12. Формализация проведения SWOT-анализа. 134 3.13. Инновационная стратегия предприятия. 142 3.14. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок. 153 3.15. Инновационная политика государства. 153 Задание по главе. 158 Контрольные вопросы.. 160 Тематика докладов. 160 4. Ценообразование и налогообложение инновационной деятельности. 161 4.1. Особенности формирования цен на новую продукцию.. 161 4.2. Особенности налогообложения инновационной деятельности. 165 Задание по главе. 169 Контрольные вопросы.. 169 Тематика докладов. 170 5. Финансирование инновационной деятельности. 170 5.1. Источники и формы финансирования инноваций. 170 5.2. «Портфельный подход» к финансированию инноваций. 173 5.3. Инновационная деятельность как объект инвестирования. 175 5.4. Инновационные риски. 179 5.5. Инновационные фонды.. 184 5.6. Венчурное финансирование. 185 Задание по главе. 213 Контрольные вопросы.. 214 Тематика докладов. 215 6. Анализ эффективности инновационной деятельности. 215 6.1. Показатели инновационной деятельности организации. 215 6.2. Основные приемы экспертизы инновационных проектов. 216 6.3. Методы оценки эффективности инновационного проекта. 223 6.4. Сравнение проектов по их финансово-экономической эффективности. 227 Задание по главе. 229 Контрольные вопросы.. 229 Библиографический список. 230 Словарь терминов. 232
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Сущность и основные понятия инновационного менеджмента Инновационный менеджмент – это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека. Изучение теоретических основ и практических методов инновационного менеджмента составляет содержание специальной учебной дисциплины, предусмотренной учебными планами большинства экономических специальностей. Знание основ управления инновационной деятельностью в одинаковой степени необходимо специалистам, занимающимся научными исследованиями, разработчикам новой техники, менеджерам и финансово-экономическим работникам различных сфер бизнеса. Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их объединений, связанной: - с созданием новых потребительских ценностей; - освоением их производства; - распространением и использованием; - введением в хозяйственный оборот и коммерциализацией. Задачи изучения дисциплины заключаются: · в изучении теоретических основ управления инновационной деятельностью организаций; · знакомстве с практическими методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в сфере управления инновационной деятельностью организаций; · приобретении навыков применения различных приемов и средств принятия решений в области инновационного менеджмента. Понятие «инновация» заимствовано из английского языка, является синонимом слов «нововведение» или «новшество» и часто используется наряду с ними. В некоторых случаях эти понятия используются отдельно и обозначают разные этапы в процессе формирования инновации. Так, новшеством называют новую идею, порядок или изобретение, а нововведение считается использованием новшества. Инновацией называют коммерциализованное нововведение, позволяющее извлечь прибыль из данного процесса или изделия. В некоторых источниках эти понятия разделяются более четко[1]. Инновация – это продукт (товар или услуга) научной деятельности, в результате применения которого в производстве происходят коренные изменения, влекущие за собой кардинальные организационно-распорядительные и производственно-технологические преобразования. Нововведение – совершенствование определенной части технологического или производственного процесса, не требующее остановки производства и значительных экономических затрат. Нововведение не изменяет организационные и производственно-технологические процессы. Оно направлено как на улучшение процесса изготовления, так и на совершенствование конечного продукта (товара или услуги). Новшество – творческая мысль, проявляющая себя в элементах производственно-технологической деятельности, которая может иметь дальнейшее развитие в нововведении или инновации. К новшеству можно отнести изобретение или рационализаторское предложение, которое не требует больших экономических затрат. В основном оно позволяет совершенствовать технологический процесс или организацию производственно-хозяйственной деятельности. При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями, находящимися, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, на территории страны. Субъекты инновационной деятельности – юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор – автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации). Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков, исполнителей или инвесторов инновационных проектов и программ или проектов и программ поддержки инновационной деятельности. Субъектам инновационной деятельности для ее осуществления необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления инновационной деятельности, используется понятие инновационного потенциала. Инновационный потенциал (государства, регионы, отрасли, организации) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемые для осуществления инновационной деятельности. Например, на уровне организации основными видами ресурсов, которые используются в процессе инновационной деятельности, обычно являются здания и сооружения, земельные участки, машины и оборудование; нематериальные активы (патенты, лицензии, права на «ноу-хау», торговые марки, приобретенные программные продукты); финансовые ресурсы; человеческие ресурсы (знания, умения и навыки работников). Совокупность этих ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности, и составляет инновационный потенциал организации. Научно-техническая деятельность, как правило, осуществляется в научных организациях или в инновационных предприятиях типа венчурных компаний. Научная организация – организация (учреждение, инновационное предприятие), выполняющая НИОКР в качестве основной деятельности независимо от ее принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности. Впервые к изучению создания новых продуктов и технологий как к самостоятельным экономическим процессам обратился австрийский ученый-экономист Й. Шумпетер. Базируясь на теории экономических волн Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетер сформировал концепцию преодоления кризисов в общественном производстве на основе использования инновационных процессов. Он описывает возможности развития общества на основе различного вида нововведений и формулирует основные положения теории мультицикличности волновых колебаний в экономике. Итак, основоположник инновационной теории Й. Шумпетер, исследуя экономические изменения в факторах производства, предложил схематическую картину сложной циклической модели. Толчок развитию дают не только внешние факторы, но и внутренние, которые изнутри «взрывают» равновесие рыночной системы. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике. В 1911 г. он определил перечень факторов, изменяющих состояние экономики: - создание нового продукта; - использование новой технологии производства; - использование новых источников сырья; - использование новой организации производства; - создание новых рынков сбыта. В 1930 г. Й. Шумпетер вводит понятие «инновация», кроме того, он ввел понятие деловых циклов. Деловые циклы Шумпетера – это волновые колебания, такие же как и циклы Кондратьева, имеющие иерархическую вложенность. В каждый большой цикл конъюнктуры входит несколько средних циклов, а в каждый средний – несколько коротких циклов. В длинные волны входят циклы периодом в пятьдесят пять лет (цикл Кондратьева). Со средними циклами – десять лет – связана замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и др. Короткие циклы – два года четыре месяца – распространены Шумпетером на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции. По модели Шумпетера, причиной динамических изменений является вторжение новатора, который как предприниматель энергично отвлекает факторы производства от существующих каналов, открывает начало новой динамической фазе. Благодаря активности в инновационной деятельности создаются новые ценности, происходит технический прогресс в средствах производства. Появилась возможность преодоления кризисов и спада в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала через научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие нововведения. Date: 2015-09-24; view: 735; Нарушение авторских прав |