Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический режим как категория современной политической науки. Особенности политических режимов тоталитарного, авторитарного и демократического типов





Полит. режим – совокупность методов и средств осуществления полит. власти. Он означает соответствие деят-ти гос. институтов официально принятым нормам полит. жизни.

Политический режим - способ функционирования политической системы. Эта категория охватывает совокупность методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни. П.Р. – динамическая категория. Политический режим – совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры.

Общепринятыми основаниями типологии политических режимов является типология основанная на учете особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, обычно выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов.

Тоталитарный: государство фактически полностью “поглощает” гражданское общество, беспредельно вмешиваясь не только в другие области социальной действительности, но и в частную жизнь граждан. Понятие “тоталитаризм” было впервые использовано в 1920-е г.г. итальянскими либералами Дж.Амендолой и П.Габетти для характеристики диктатуры Б.Муссолини.

Тоталитаризм – полит. режим, хар-ся всеобъемлющим контролем со стороны гос. власти над об-вом и личностью, подчинением всего об-ва коллективным целям и официальной идеологии и опирающийся на систематическое применение силы или угрозу его применения.

С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур – армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, широко используется система внеэкономического принуждения к труду. Для тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система, деятельность оппозиционных партий запрещена. Государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии или военной хунте. Главой государства и правительства – как правило, пожизненно – становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством. Т. навязывает единую идеологию (Гитлеровская Германия – идея реванша за унизительные для германии итоги WWI).

Наиб. распр: коммунистический, фашизм, национал-социализм(1933). Может сформироваться при любой форме правления.

Авторитарный - хар-ся неогранич. властью 1 чел-ка или группы лиц, это режим –не допускающий полит. оппозиции, но сохраняющий автономию личности и об-ва во внеполитических сферах.(опирается на армию)

Хар-ка: Сильная власть, сосредоточенная в руках узкого круга лиц или одного верховного правителя. Такие режимы обычно не прибегают к массовому насилию, однако не скрывают своих возможностей принудить граждан в случае необходимости к повиновению. Авторитарное правление нередко сочетается с ограниченным политическим плюрализмом, не допуская оппозиционной политической деятельности. Авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во внеполитических сферах. Вмешательство в экономику носит ограниченный характер.

Возможность об-ва влиять на власть ограничена, но сущ. эл-ты демокр.: выборы, парламентская борьба.

Наиболее существенными чертами авторитаризма как политического режима являются три черты: 1) концентрация власти в руках одного лица или одной – чаще всего исполнительной – ветви власти и ее институтов; 2) существенное сужение роли представительной ветви власти и ее органов; 3) сведение к минимуму оппозиции и автономии различных политических систем (ассоциаций, партий, союзов, учреждений), резкое свертывание демократических политических процедур (политических дебатов, массовых митингов и демонстраций, ограничения печати и т.п.). Авторитаризм большинством (или значительной частью) населения воспринимается как нелегитимный режим, в то время как легитимность тоталитаризма большинством не оспаривается. Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства, или, по крайней мере, без его поддержки и согласия; тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс. Именно вследствие массовой поддержки тоталитаризм в научной литературе иногда называют “диктатурой массовых движений”. Другими словами, при авторитаризме, т.е. при власти “железной руки” между полит лидером и народными массами существует непреодолимая дистанция; этот лидер отнюдь не всегда пытается “заигрывать” с народом, а, наоборот, часто всячески подчеркивает свое превосходство. Народ, его значительная часть, отвечая взаимностью, рассматривает лидера как узурпатора и совсем не стремится к близости с ним. Тоталитарный же вождь и народ образуют неразрывную органическую целостность. При этом вождь постоянно подчеркивает свою близость, свое единство с народом, воспринимает себя как его часть. Да и народ воспринимает его как своего. Что особенно важно, враг авторитарного вождя воспринимается только как его враг, а враг тоталитарного вождя воспринимается как враг народа.

Демократический: 1) признание народного суверенитета, воли большинства народа в качестве источника государственной власти; 2) установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни; 3) выборность основных органов государства; 4) верховенство закона. В настоящее время концепция демократии обычно дополняется такими принципами либерализма, как приоритет прав человека над правами государства и ограничение власти большинства над меньшинством, предполагающее уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его.

Также для демократического режима хар-ны: гласность деят-ти властей, разделение властей, плюрализм полит. системы.

Безусловно, современная представительная демократия далека от идеала. В частности, она не исключает возможности использования правящими кругами в той или иной “экстремальной” ситуации авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки. Политический и идеологический плюрализм, который при демократическом режиме реализуется через легальную, закрепленную в законодательном порядке многопартийную систему, гарантирует, что правящая партия или коалиция постоянно будет находиться в поле конструктивной критики со стороны альтернативных подходов и мировоззрений, и в случае соответствующего волеизъявления народа по итогам голосования на очередных выборах властные полномочия “мягко” перейдут к готовым для их исполнения оппозиционным силам.

Всенародные выборы на основе тайного и альтернативного голосования, по итогам которых осуществляется формирование органов законодательной и исполнительной власти, выступают в качестве основного инструмента воздействия граждан на институты демократического государства.

Важнейшим принципом демократии принято считать конституционное и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих, политических и социально-экономических прав и свобод граждан. Вместе с тем законом предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение демократических свобод во вседозволенность..

Следует также иметь в виду, что в современных демократических государствах законодательство только лишь закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не предопределяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того, чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты.

 

Date: 2015-09-24; view: 775; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию