Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая система общества: понятие, компонентный состав. Модель Д. Истона





Политическая система (ПС) об-ва – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, полит. ролей, отношений, принципов полит. организации об-ва, подчиненных кодексу полит., соц., юридич., идеологич., культурных норм, историческим традициям и установка полит. режима конкретного об-ва. Она обеспечивает интеграцию всех элементов об-ва и само существование его как единого, централизовано управляемого полит. властью организма, сердцевину к-рого составляет гос-во.

ПС – целостная, динамическая, интегрированная совокупность полит. субъектов, структур и отношений, выражающих интересы широкого спектра соц. общностей и сил, посредством к-рой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного об-ва, осуществляется его полит. руководство.

Полит. система об-ва состоит из ряда структурных элементов (подсистем: институциональной, нормативно-регулятивной, коммуникативной, идеологической (полит. сознание), политико-культурной, полит. участия)

Структура:

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

- организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

- культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

- нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

- коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

- функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти. При рассм. ПС в ином разрезе можно выделить властно-управляющую подсистему и подсистему полит. участия.

Также Политическая система общества понимается как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны. (или конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики и организации отношений между ними, властно упорядочивающую, оформляющую и заключающую в определенные границы политическую деятельность в обществе).

Компоненты:

1) Государство, политические партии, политические движения (отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей). Эти организации напрямую связаны с политикой, они участвуют в формировании и реализации внутренней и внешней политики, в политическом и идеологическом воздействии на слои общества.

2) Организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. Это профсоюзы, кооперативные и иные организации.

Модель Д.Истона.

Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности (материальные и духовные) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Он выделяет две основные функции политической системы: 1) политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; 2) политическая система должна убедить своих граждан принять это распределение как обязательное.

Полит система рассматривается как относительно обособленное, устойчивое, целостное образование, кибернетический «черный ящик», погруженный в изменяющуюся социальную среду и взаимодействующий с ней посредством своих входов и выходов. При таком подходе ключевым аспектом исследования становится проблема устойчивости политических систем, как в стабильном, так и меняющемся мире. Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Система сохраняет устойчивость, если найден определенный баланс между "входящими" импульсами, идущими из среды, и "выходящими" импульсами, которые представляют собой реакцию системы на полученную информацию.


"Вход" представлен двумя видами импульсов: требования общественности (повышение заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (выплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органам власти, к государственной символике, активного участия в политической жизни. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения (законы, указы) и производит действия по их реализации ("выход"). "Вход" и "выход" составляют непрерывный цикл, который называют "петлей обратной связи".

Если "исходящие" импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности.

Истон выделяет два вида легитимности:

диффузная (эмоциональная) легитимность является более устойчивой и может проявляться в поддержке системы даже в условиях кризисов;

инструментальная (специфическая) легитимность более кратковременна и ориентирована на результат и поощрение.

И наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые либо в силу слишком слабых импульсов (система не имеет достаточной информации для принятия оптимальных решений), либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией.







Date: 2015-09-24; view: 1133; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию