Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политическая система общества: понятие, компонентный состав. Модель Д. Истона
Политическая система (ПС) об-ва – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, полит. ролей, отношений, принципов полит. организации об-ва, подчиненных кодексу полит., соц., юридич., идеологич., культурных норм, историческим традициям и установка полит. режима конкретного об-ва. Она обеспечивает интеграцию всех элементов об-ва и само существование его как единого, централизовано управляемого полит. властью организма, сердцевину к-рого составляет гос-во. ПС – целостная, динамическая, интегрированная совокупность полит. субъектов, структур и отношений, выражающих интересы широкого спектра соц. общностей и сил, посредством к-рой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного об-ва, осуществляется его полит. руководство. Полит. система об-ва состоит из ряда структурных элементов (подсистем: институциональной, нормативно-регулятивной, коммуникативной, идеологической (полит. сознание), политико-культурной, полит. участия) Структура: Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы: - организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации. - культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии). - нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы. - коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом. - функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти. При рассм. ПС в ином разрезе можно выделить властно-управляющую подсистему и подсистему полит. участия. Также Политическая система общества понимается как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны. (или конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики и организации отношений между ними, властно упорядочивающую, оформляющую и заключающую в определенные границы политическую деятельность в обществе). Компоненты: 1) Государство, политические партии, политические движения (отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей). Эти организации напрямую связаны с политикой, они участвуют в формировании и реализации внутренней и внешней политики, в политическом и идеологическом воздействии на слои общества. 2) Организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. Это профсоюзы, кооперативные и иные организации. Модель Д.Истона. Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности (материальные и духовные) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Он выделяет две основные функции политической системы: 1) политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; 2) политическая система должна убедить своих граждан принять это распределение как обязательное. Полит система рассматривается как относительно обособленное, устойчивое, целостное образование, кибернетический «черный ящик», погруженный в изменяющуюся социальную среду и взаимодействующий с ней посредством своих входов и выходов. При таком подходе ключевым аспектом исследования становится проблема устойчивости политических систем, как в стабильном, так и меняющемся мире. Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Система сохраняет устойчивость, если найден определенный баланс между "входящими" импульсами, идущими из среды, и "выходящими" импульсами, которые представляют собой реакцию системы на полученную информацию. "Вход" представлен двумя видами импульсов: требования общественности (повышение заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (выплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органам власти, к государственной символике, активного участия в политической жизни. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения (законы, указы) и производит действия по их реализации ("выход"). "Вход" и "выход" составляют непрерывный цикл, который называют "петлей обратной связи". Если "исходящие" импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности. Истон выделяет два вида легитимности: диффузная (эмоциональная) легитимность является более устойчивой и может проявляться в поддержке системы даже в условиях кризисов; инструментальная (специфическая) легитимность более кратковременна и ориентирована на результат и поощрение. И наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые либо в силу слишком слабых импульсов (система не имеет достаточной информации для принятия оптимальных решений), либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией. Date: 2015-09-24; view: 1133; Нарушение авторских прав |