Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Форма государственного устройства: понятие, сущность
Форма государственного устройства является одной из составляющих формы государства. Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частям, она раскрывает способы его административно-территориального строения, особенности взаимодействия центральных, региональных и местных органов власти. На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:
Различие между фгу наглядно проиллюстрировал американский политолог Д.Найс. На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др. Унитарное государство представляет собой политически однородную организацию, обладающую следующими признаками: · единой конституцией, · единой системой высших органов государственной власти, функциональная, предметная и территориальная компетенция которых, а также подчиненной им центральной администрации ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов; · единым гражданством; · единой системой права; · единой судебной системой. Унитарная форма получила распространение прежде всего в мононациональных государствах и небольших по размеру государствах, например, во Франции, Швеции, Норвегии, Финляндии, Греции, Португалии, Японии, а также в большинстве государств Африки и Латинской Америки. Федеративное государство выступает как союз относительно самостоятельных в юридическом плане государственных образований: республик, штатов, земель, кантонов и др., обычно называемых субъектами федерации, которые не обладают полным суверенитетом, лишены права самостоятельного участия в международных соглашениях, но, тем не менее, наделяются учредительной властью, что позволяет им иметь собственные конституции, не противоречащие или полностью соответствующие основному общефедеральному закону. Для федерации характерно следующее: · двухуровневая система органов государственной власти: а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции; б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; · компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором; · существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона; · двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации; · суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц; · после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной; · у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). · государства такого типа нередко обладают институтом двойного гражданства, когда каждый гражданин является одновременно гражданином федерации и соответствующего государственного образования, входящего в ее состав, а также предоставляют субъектам федерации право иметь свою судебную систему Существуют некоторые виды федерации: · Федерация может быть -административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа - США, Мексика, ФРГ) -национально-государственной (образованной по национальному принципу - Индия, Югославия, Чехословакия). · Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) - Австрия, Бразилия, Германия, США, Швейцария асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов - РФ. · Федерация может быть -договорной (в основу федерации положен договор субъектов, прописаны условия -входа и выхода субъектов - США) - конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны, не имеют право выхода из состава федерации - РФ). В современном мире федеративная форма государственного устройства существует, в частности, в США, Канаде, Мексике, ФРГ, Индии, а также в России, насчитывающей в своем составе 83 субъектов федерации. Конфедерация представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, ит.д., но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях. Конфедерация · создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических); · создание конфедерации закрепляется, как правило, договором; · каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется; · члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; · неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное; · у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации. Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению к образующим ее государствам и в большинстве случаев принимают свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств. Единой правовой, а также налоговой системой конфедерация, как правило, не обладает, однако может создавать единое экономическое пространство, вводить единую валюту и институт единого гражданства. Практика показывает, что эта форма государственного объединения неустойчива и либо распадается, как это произошло, например, с конфедерацией Сенегала и Гамбии, существовавшей с 1981 по 1989 год, либо эволюционирует в сторону федерации. В современном мире определенными чертами конфедеративных образований обладают Содружество Независимых Государств, которое объединяет 11 республик, прежде входивших в состав СССР, но пока что не имеет четкой правовой конфигурации, а также Европейский союз, созданный на базе Европейского экономического сообщества в соответствии с Маастрихтским договором, подписанным 7 февраля 1992 года.
Date: 2015-09-24; view: 698; Нарушение авторских прав |