Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности системы административно-политического управления в советский период
Общие черты: Большевистская партия, став правящей, первоначально ориентировалось на отказ от услуг дореволюционной («старой») бюрократии и чиновников вообще, заменив их выборными от народа. Они ликвидировали прежнюю иерархию госслужащих. Однако недостатки выборных вскоре проявились и началось становление жестко централизованной системы власти на базе аппарата партии большевиков. Партийный аппарат стал хребтом системы власти. Партия большевиков сохранила всероссийскую организацию. Кадровый корпус государственных служащих формировался прежде всего из членов РКП(б), причём принципы отбора первоначально были простыми: личные контакты, соц. происхождение и степень полит. преданности. Госаппарат разбухал с ужасающей быстротой. Бесконтрольность бюрократии при отсутствии демократических институтов, неразработанность правовой и нормативной базы для работы госорганов порождали злоупотребления властью, самоуправство, протекционизм, волокиту и другие неизбежные язвы. Вся власть же сосредотачивалась в руках вождя – лидера правящей коммунистической партии. Говорить о местном самоУпр-и в советский период вообще не приходится. Совет был сделан базовым звеном новой государственности. Советы постепенно были трансформированы из органов самоУпр-я в местные органы государственной власти и Упр-я. Со смертью Сталина произошли нек-е изменения в принципах советского Упр-я. Государственно-правовые институты подверглись нек-й демократизации и либерализации: Хрущёв также ввёл механизм борьбы группировок-кланов в верхах партийно-государственной бюрократии. Хрущёв добился обязательной ротации кадров – при каждых выборах полагалось менять треть числа членов партийных комитетов. Когда пришел Брежнев принцип ротации кадров был немедленно отменён. Роль бюрократии, борьба между группами-клнами и патронажная система возросли во всех сферах жизни, что повлияло на невиданный размах коррупции среди чиновников, а также слияния государственной бюрократии с мафиозными группировками. Другая часть: В советском правоведении обычно анализировались три ветви власти: административная, представительская и контрольная. Административная ветвь была образована государственными органами управления производством, распределением, потреблением, учетом, обороной и безопасностью страны, а также правоприменяющими органами. Представительская ветвь была образована Советами народных депутатов и их органами управления. Контрольная ветвь была сформирована государственными органами, в функцию которых входит законо- и нормоохранительная деятельность (прокуратура, народные суды, Государственный арбитраж, Комитет народного контроля, Госатомнадзор и аналогичные общегосударственные контрольные институты), а также структурными подразделениями министерств и ведомств), осуществляющими надзор за соблюдением норм и правил (санитарно-эпидемиологические станции Минздрава, охотинспекции и др.). В дополнение к названным трем ветвям власти можно ввести понятие о четвертой, политической -- Коммунистической партии Советского Союза, которая, согласно параграфу 6 Основного закона государства, отмененному только в 1990 году -- была элементом общей структуры власти. КПСС была представлена иерархизированной совокупностью должностей в партийных комитетах разных уровней макроструктуры. Должности в ветвях власти были строго фиксированы, как в служебных телефонных справочниках. Перечни должностей для функционеров системы управления выступали схемами поведения, они указывали, к кому и по какому вопросу необходимо обращаться для решения конкретных вопросов. Ветвь политического руководства возглавлялась Генеральным секретарем Центрального Комитета КПСС, которому были подчинены секретарь ЦК -- руководитель Секретариата ЦК, и секретари ЦК КПСС, курирующие отдельные сферы управления. Административная ветвь возглавлялась Председателем Совета Министров СССР, которому были подчинены первые заместители Председателя. Часть первых заместителей возглавляла рабочие органы Совета Министров -- бюро по отраслям народного хозяйства. Отдельные министры СССР в зависимости от членства в координирующем органе управления -- Политбюро ЦК КПСС -- занимали посты, эквивалентные первым заместителям Председателя Совета Министров СССР. Это -- министр иностранных дел, председатель Комитета государственной безопасности и министр обороны. Следующий уровень иерархии административной ветви составляли посты заместителей Председателя Совета Министров СССР, и т.д.. Представительская ветвь власти возглавлялась Председателем Президиума Верховного Совета СССР, которому были подчинены первый заместитель и заместители -- представители всех союзных республик. Следующий уровень иерархии в этой ветви -- председатели палат Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, которые координировали деятельность председателей постоянных комиссий палат Верховного Совета. Члены постоянных комиссий, как и все другие функционеры представительской ветви, выбирались из числа депутатов Верховного Совета. Контрольная ветвь специфична тем, что в ней отсутствовал первый руководитель. Уже на самом высшем уровне иерархии задано существование многих рядоположенных элементов, таких как Комитет народного контроля, Государственный арбитраж, Прокуратура СССР, Верховный суд СССР, специализированные государственные контрольные институты (Госатомнадзор, Госархконтроль, Государственный комитет по стандартам, Главное управление по охране государственных тайн в печати, и др.). К этой же ветви относились подразделения министерств и ведомств, осуществлявшие ведомственный контроль: санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения СССР, контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР, службы охотнадзора и рыбнадзора и др. Высшими руководителями являлись Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного суда СССР, председатель Комитета народного контроля. Высшим координирующим органом, осуществляющим стратегическое управление, являлся съезд КПСС. В функции съезда входили выборы ЦК КПСС (то есть формирование списка участников пленумов ЦК КПСС с решающими и совещательными голосами) и определение основных направлений политического н экономического развития страны на большие промежутки времени -- "пятилетки".
Date: 2015-09-24; view: 827; Нарушение авторских прав |