Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия;Стр 1 из 5Следующая ⇒ План 1. Традиционные формы занятий. а) в классно-урочной системе: - урок; - экскурсия; - лабораторная работа; - факультатив; - практикум. б) в лекционно-практической системе: - лекция; - семинар; - конференция; - консультация. 2. Инновационные формы занятий: - урок-диспут; - проектирование; - моделирование; - драматизация; - дидактическая игра; - занятие "любования".
1. Организационный момент. 2. Постановка цели и задач. 3. Изложение лекционного материала.
«1». Традиционные формы занятий существуют в классно-урочной и лекционно-практической системе обучения. а) Классно-урочная система обучения возникла в ХVII в. и развивается уже более трёх столетий. Эту форму организации обучения отличают следующие особенности: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию – дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определённые часы дня; каждый урок посвящается только одному учебному предмету (монизм); работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учёбы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы. Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами. Она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создаёт благоприятные предпосылки для коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих её эффективность, главной среди которых – ориентация на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися. Классно-урочная форма обучения является главной (основной). Кроме неё, в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному: вспомогательными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т.п. В классно-урочную систему обучения входит: урок, экскурсия, лабораторная работа, факультатив, практикум. 1) Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок - систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определённый отрезок времени. Т.е. это форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) с учётом методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний. Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по установленному расписанию и с единой для всех программой обучения. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Урок многогранен и многопланов. В нём, как в целостном отрезке процесса обучения взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса – его общие педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, материальное оснащение. Урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает своё место в системе учебного предмета, темы программы, решает обозначенные в нём на данный момент времени цели и задачи. Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся. Рождение любого урока начинается с осознания и чёткого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Урок – это сложный и ответственный этап учебного процесса, так как от качества отдельных занятий в итоге зависит общее качество школьной подготовки. Каждый урок имеет обучающие, воспитывающие и развивающие цели и включает в себя в разных вариантах такие компоненты как, опрос, объяснение, закрепление, задание на дом. Дать хороший (качественный) урок – дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются, личными потребностями, и целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. На каждом уроке органически должны сочетаться изучение нового материала, повторение в виде актуализации прежних опорных знаний, умений и навыков, формирование новых понятий и способов деятельности и контроль усвоения изучаемого материала при постоянном решении на уроке практических и учебных задач. В процессе теоретического обучения, кроме уроков, используются практикумы, экскурсии, занятия семинарского типа, учебные конференции и т.д. 2 ) Экскурсия – одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и даёт возможность учащимся через их непосредственное наблюдение обеспечивать знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении (природа, исторические места, предприятия, учреждения, музеи, выставки и т.д.). Экскурсии – такая форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Экскурсия может быть использована на любом этапе: с целью введения в тему и как способ получения новой информации, для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. Любая экскурсия должна быть хорошо подготовлена. Учитель определяет в соответствии с учебной программой и календарным планом тему, цель, время и место проведения, составляет план проведения, продумывая способы максимального включения в работу всех учащихся. Учащиеся должны либо на уроке под руководством педагога или по его заданию самостоятельно познакомиться с необходимой предварительной информацией. До проведения экскурсии проводится беседа по правилам уличного движения или по технике безопасности. Учитель должен обращать особое внимание на то, чтобы в ходе экскурсии дети усвоили сущность наблюдаемых вещей явлений. По ходу они делают записи, зарисовки, могут вести съёмку, педагог показывает, дополняет, отвечает на вопросы и сам задаёт вопросы. После экскурсии, либо сразу же на месте, проводится обобщающая беседа с целью выяснения, что и как поняли ученики, что необходимо уточнить, на что ещё раз обратить внимание. Экскурсия выполняет ряд важнейших функций: - реализуется принцип наглядности обучения ( т.е. учащиеся могут проводить наблюдение различных вещей и явлений); - повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой; - расширяется кругозор учащихся. В зависимости от цели экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала, сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного. По своему предметному содержанию они разделяются на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др. когда одна экскурсия сочетает в себе одновременно несколько учебных предметов, она называется комплексной. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности. Например, можно одновременно проводить экскурсию, связанную с изучением физики, химии и математики на стеклозаводе. Во время такой экскурсии физик знакомит ребят с применением электроэнергии при производстве стекла, химик – со способами получения химических смесей веществ, математик касается использования на предприятиях научных знаний по своему предмету и т.д. В проведении экскурсии выделяют три блока: а) подготовку экскурсии; ( в содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, место её проведения; определение цели и задач экскурсии; имеет значение готовность самих учащихся – поставленные цели должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и при обработке собранного материала) б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия; в) обработку материалов экскурсии и подведение её итогов. Экскурсии являются средством развития эстетического восприятия, обогащения душевных впечатлений, средством активизации учебной деятельности. Главное в экскурсиях – это познание мира. Смысл познания – это развитие эстетической сферы, воспитание личности, её приобщение к культуре. Экскурсанты соприкасаются с целым комплексом понятий, представлений и объектов. Эффективное средство активизации внимания на экскурсии – создание ассоциативных связей. Человек особенно хорошо запоминает то, что в его сознании ассоциировалось с чем-либо другим, раннее известным. Излагая важный материал, нужно остановиться на чём-то, что уже известно учащимся и будет ассоциироваться с излагаемыми сведениями.
|