Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение о бытии
В центре внимания ученых, изучающих онтологию, стоят проблемы, связанные с философским изучением бытия – одной из основных категорий философии, которая выступает в качестве предпосылки последующих размышлений о мире. В философии параллельно категории «бытие» употребляются и другие понятия, являющиеся однопорядковыми с данным понятием, можно сказать синонимичные, среди них такие, как «действительность», «реальность» и пр. Относительно определения категории «бытие» нет единого мнения, существуют различные трактовки. Наиболее популярное сводится к следующему, где признается только один признак – существование, а характерные особенности тех или иных конкретных вещей не учитываются: «…бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование». Отметим, однако, что категория «бытие» в современной философской литературе может использоваться в двух смыслах: узком и широком. В первом случае ученые имеют ввиду все существующее, куда входят материя, сознание, чувства, переживания людей, а во втором – объективную реальность, которая, как известно, существует независимо от сознания. Все многообразие проявлений мира входит в бытие, только на разных его уровнях. Во‑первых, собственно объективная реальность, взятая в ракурсе чистой потенциальности, называется бытие в себе. На этом уровне говоря о возможности, можно говорить о потенциальном бытии. Во‑вторых, совокупность реально существующих явлений, процессов и предметов выступает как бытие для себя, а действительность предстает в качестве актуального бытия. Третий уровень бытия, так называемое бытие для другого, толкуется как существующая независимо от субъекта вещь, которая будучи вовлеченной в реальное взаимодействие с объектом, становится им самим. Кроме того, давая характеристику категории «бытие», философия исходит из способов существования, вследствие чего бытие делят на три вида реальности: объективную (материальный, природный мир), субъективную (внутренний мир человека) и субъективно‑объективную (пересечение двух первых миров в установленных группах явлений). Таким образом, говоря о бытии самого человека, можно заметить, что его бытие расположено и в объективном, и в субъективном мире. Поскольку бытие относится к группе абстрактных понятий, оно является весьма бедным в содержательном плане как понятие, в связи с чем необходимо сказать о том, что оно может конкретизироваться в других понятиях, например, таком как, «материя». Материя, являясь объективной реальностью, существует независимо от человеческого сознания и отображается им. Известно несколько подходов к трактовке понятия «материя». Приведенное определение дает материи абстрактную характеристику, в то время как другие могут связывать ее с конкретно‑чувственными вещами. Понимание «материи», ее толкование складывались долго, на протяжении нескольких этапов развития философии. История философии хранит все попытки найти точное определение понятию «материя» еще со времен античности, когда философы понимали под материей наглядно‑чувственные проявления (вода, воздух, огонь и т. д.). Французским материалистам XVIII в. принадлежит вещественно‑субстратное представление о материи. В определении материи как объективной реальности, независящей от сознания, присутствует ее противопоставление, с философско‑гносеологической точки зрения, сознанию. Ряд авторов предпринимают попытку трактовать материю с субстанционально‑аксиологической позиции, перечисляя ее атрибуты и свойства, подчеркивая отсутствие противоположности материи и сознания в онтологическом аспекте. Такой подход позволяет интерпретировать сознание как свойство высокоорганизованной материи, появляющееся на конкретных этапах ее исторического развития. С философско‑онтологической точки зрения материя выступает в качестве субстанции, как базис изменяющихся явлений. Таким образом, материю можно считать самодостаточной и причиной самой себя. Отсюда вытекают ее самодвижение, самопроизводящий характер, бесконечность в пространстве и во времени (вечность). Все, что существует в мире, является свойством или формой движения материи, которая существует в виде бесконечного разнообразия определенных формирований. Что касается материальных объектов, они наделены не только внутренней упорядоченностью, но и системной организацией. Пространство и время, будучи всеобщими формами бытия материи, которые выражают конкретные формы координации материальных объектов, не могут существовать вне ее. Материя, являясь субстанцией, не может быть сотворимой и уничтожимой. С точки зрения ее субстанциональности, она генетически связана с сознанием, которое является ее порождением. Не говоря о том, что сознание связано с материей благодаря вещественной основе индивидуального сознания, поскольку последнее неразделимо с мозгом – органом и его функциями. Дать определение материи можно через отношение к сознанию, всеобщие признаки которого стремится выявить философия. А. Г. Спиркин дает следующее определение: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно‑творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека». Сознание отражает окружающий мир, формирует его определенный образ, что позволяет человеку получить представление об окружающем мире. Поэтому сознание зачастую предстает как «субъективный образ объективного мира». В тоже время, следует учитывать, что сознание является психической формой деятельности, цель которое состоит в том, чтобы отразить, преобразовать и оценить действительность. Кроме категории «сознание» в научном аппарате часто используются такие понятия, как «дух» и «мышление». Исходя из этого меняется подход к формулировке основного вопроса философии (на место соотношения «материи и сознания» приходят соотношения «материи и духа», «материи и мышления»). Отметим, что понятия «мышление» и «сознание» не являются тождественными, поскольку индивидуальное сознание человека не ограничивается выполнением мыслительных операций. Оно подразумевает наличие в себе чувственного отражения действительности, эмоций и переживаний. Говоря о понятии «дух», можно привести следующее определение А. Лосева: «… совокупность и средоточение всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействий на нее и в конце концов для ее переделывания». Выделим различия материи и сознания. С гносеологической точки зрения, образы мира не содержат материальности, или они не вещественны, самостоятельны от отражаемого мира и от нейродинамических кодов, содержащихся в структуре головного мозга. Кроме того, творческо‑конструктивная функция сознания позволяет ему создавать образы без опоры на реальные прототипы и способные воплотиться материально. Таким образом, гносеология противопоставляет материю и сознание, что исключено в онтологическом смысле, где материя определена в качестве субстанции: «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, то есть то, что представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться» (Б. Спиноза). Оба подхода, гносеологический и субстанциональный, неразделимы друг с другом. Взаимодополняя друг друга, они позволяют получить целостное представление о сущности одной из основных философских категорий «материи». Кроме понимания материи как субстанции, в философии существует и другой, не менее значимый принцип осмысления бытия, – детерминизм, который подчеркивает взаимную обусловленность явлений и выявляет ее характер. Детерминизм является учением о всеобщей обусловленности объективных явлений. Понятие детерминизма раскрывается через ряд положений, в т. ч. о всеобщей взаимосвязи материальных систем и процессов, о принципе причинности, о многообразии типов детерминации, о регулярности отношений обусловливания и о функциональных связях, или вероятностной детерминации. В то же время в основе философского детерминизма лежит учение о причинной обусловленности всех явлений, где в качестве базовых категорий детерминизма выступают «связи» (всеобщая взаимосвязь всех явлений) и «взаимодействия» (причина выступает в качестве взаимодействия, а следствие является его результатом). В философии существуют различные концепции детерминизма. Но во всех концепциях главное место принадлежит понятиям «необходимость», которая выделяется как основная характеристика причинно‑следственных связей, и «случайность». С точки зрения детерминизма, необходимость проистекает из сути конкретного материального явления, а случайность зарождается во внешнем явлении, в побочных связях. Возможность ее проявления равновелика – как в сторону того, что может произойти, а может и не произойти. Г. Гегель в своих трудах раскрыл взаимосвязь необходимости и случайности, указав на то, что они не существуют друг без друга, что необходимость неизменно осуществляется через случайности, что в процессе эволюции необходимость и случайность взаимопревращаются. Детерминизм уделяет много внимания взаимосвязи возможности и действительности. Поскольку действительность предстает в качестве объективно существующего мира, как актуальное бытие, она может быть сопоставлена с возможностью, которая «фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению» (Философский словарь Под ред. И. Т. Фролова). Детерминизм считает, что возможность есть не что иное, как потенциальное бытие, безусловное будущее, присутствующее в настоящем. Следовательно, действительность может трактоваться как реализованная возможность. Отсюда можно говорить о существовании диалектической взаимосвязи возможности и действительности, содержащей в себе возможность своей дальнейшей эволюции, возникшей как результат реализации существовавших прежде возможностей. Последний важный аспект детерминизма обнаруживается в соотношении свободы (способности «человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости» – П. В. Алексеев, А. В. Панин) и необходимости. Характеризуя свободу, нельзя говорить о ней только с точки зрения гносеологического подхода, где она определяется как «осознанная необходимость». Свободу необходимо рассматривать и с онтологических позиций, где она предстает как деятельность людей не только относительно практического освоения необходимости, но и в овладении средствами жизни и в индивидуальном развитии. Таким образом, с позиций детерминизма свобода невозможна без ответственности человека перед обществом и самим собой за содеянный поступок на основе собственного нравственного долга и правовых норм, принятых в обществе. В противоположность детерминизму философское учение индетерминизм с методологических позиций отрицает как объективность причинной связи (так называемый онтологический индетерминизм), так и познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). С позиций индетерминизма, воля представляется в качестве автономной силы. По мнению сторонников индетерминизма, принципы причинности не могут объяснить человеческий выбор и поведение. Среди последователей идей детерминизма можно выделить баденскую школу неокантианства, ограничивавшую принцип детерминизма науками о природе (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Последовательно отрицали детерминизм неопозитивисты, прагматики и персоналисты, которые считали, что детерминизм ограничивается логической сферой. Современная квантовая физика обострила противоречия между детерминизмом и индетерминизмом, установив непригодность принципов классического детерминизма для описания процессов, происходящих в микромире. Были предприняты попытки применить к толкованию основных законов квантовой физики методологические основы, принятых в индетерминизме и агностицизме. Например, Б. Рассел, Х. Рейхенбах и Ф. Франк отрицали научную ценность детерминизма. По их мнению, бесспорность причинности не относится к области классической физики, поскольку результаты измерения распределяются вероятностно, а для объяснения единичных микроявлений были привлечены даже телеологические силы.
Date: 2015-09-22; view: 441; Нарушение авторских прав |