Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура философского знания





 

Отношения между подсистемами «мир» – «человек» могут быть сведены к онтологическому, гносеологическому, аксиологическому и праксиологическому аспектам. Именно они и предопределяют структуру философского знания, которая раскрывается через следующие дисциплины.

Онтология – это учение о бытии, принципах его строения, законах и формах. Часто в истории философии онтологию называют «первой философией», или метафизикой, т. е. учением о бытии вообще, независимо от частных видов последнего. В классической философии XVIII–XIX вв. онтология сопоставлялась с гносеологией (теорией познания), логикой, антропологией и определялась через противопоставление последним. К середине XIX в. выявилась ограниченность подобного толкования онтологии, поскольку обозначилась ее связь с иными сферами развертывания человеческой жизни.

Гносеология – учение о познании – исследует «проблемы человеческого познания, вопросы о его возможностях и границах, о путях и средствах достижения истинного знания, о роли познания в бытии человека». К числу основных проблем, над решением которых работает гносеология, относятся вопросы о месте познавательной деятельности в жизни общества и человека, о ее сущности, формах и видах. Большое место в исследовательской базе занимает вопрос об истине, ее критериях, путях и средствах достижения, а также перспективах познавательной деятельности человечества. Современная гносеология трактует познание как проблему человеческого бытия.

Логика изучает законы, формы, приемы и операции мышления, которые помогают человеку познавать окружающий его мир. Она относится к философским дисциплинам, поскольку не только рассматривает проблемы, связанные с познанием действительности, но и исследует всеобщие формы и законы рассудочной деятельности. В то же время логика представляет собой разветвленную систему знаний, включающую формальную, математическую, диалектическую, классическую, неклассическую логику и т. д.

Философской антропологией называют философию человека, которая призвана осмысливать проблемы его бытия и природы, его роли как уникального проявления жизни вообще, как творца культуры и истории. Философская антропология в качестве самостоятельного направления начала формироваться в философии Фейербаха и получила дальнейшее развитие в концепциях Шелера, Плеснера, Бубера и др.

Социальная философия исследует проблемы, связанные с изучением структуры общества, его природой, детерминантами существования, функционирования и развития, а также условиями, механизмами и формами его реального исторического бытия. Социальная философия исследует макросоциологические закономерности бытия общества, а также причинно‑следственные связи, свойственные группам обществ, родственных в социокультурном, цивилизационном или ином отношении. Одна часть знаний составляет макросоциологию общества, а другая касается изучения социологических закономерностей развития общества и философских проблем самой истории как науки (историософия).

Возникшая в конце XIX – начале XX вв. в западной философии аксиология исследует природу различных систем ценностных ориентаций человека. Иногда в системе аксиологии рассматриваются этика, эстетика, философия религии (хотя они могут выступать и в качестве самостоятельных философских дисциплин). Все эти частные дисциплины затрагивают вопросы тех или иных ценностей человеческого бытия. Понятие «ценность» может толковаться как человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Говоря о наполняющих аксиологию дисциплинах, следует рассмотреть их более подробно. Так, этика как философская дисциплина изучает мораль. В ней формируются представления о должном, добре и зле в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Иногда в качестве этических рассматриваются проблемы о назначении и смысле жизни человека. В то же время некоторые авторы называют самостоятельной философской дисциплиной и экзистенциальную философию, раскрывающую ту же самую тематику.

Еще один частный раздел аксиологии – эстетика изучает закономерности эстетического освоения мира человеком, сущность и формы творчества в соответствии с законами красоты. В центре внимания эстетики находятся эстетическое отношение человека к действительности, сущность эстетического сознания и природа искусства.

Философия религии исследует сущностные свойства религии, ее элементы, структуру, функции и роль в культуре и обществе. Она связана также с изучением различных школ и направлений в философии религии, которая исследует также вопросы свободомыслия и атеизма как феноменов духовной культуры как определенный тип мировоззрения.

Кроме вышеперечисленных сформировались такие частные философские течения, как философия науки, политическая философия, философия собственности, философия культуры, философия техники, философия образования. Разрабатываются и другие направления, например, философия права или философия политики.

В структуре философского знания некоторые авторы выделяют так называемую прикладную философию, которая призвана решать отдельные проблемы конкретной жизненной практики. Также в структуру философского знания входит и история философии, которая призвана проанализировать историю становления философской мысли для понимания ее современного содержания, места и роли в жизни общества, остроты исторической полемики. Изучение всей истории философской мысли необходимо для постижения сути философской проблематики, логики развития философии как науки. Выдающиеся философские произведения, создававшиеся веками, живут за пределами своего времени насыщенной жизнью, обогащаются новыми значениями и смыслами, играя различными гранями в разных контекстах настоящих и будущих культур и эпох.

 

Date: 2015-09-22; view: 368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию