Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка управленческих кадров: зарубежный и отечественный опыт





Особое значение в плане повышения социальной роли управления имеет профессионализм и мастерство менеджера, особенно в экономической сфере. О том, насколько значима фигура менеджера в управлении производством, отдельным предприятием и его персоналом, государством в целом, свидетельствует западный опыт финансового обеспечения подготовки и совершенствования менеджеров. Это первый фактор. Капиталовложения в подготовку управленцев здесь постоянно увеличиваются. Основную часть затрат берут на себя корпорации, банки, а также университеты и другие учебные заведения, финансируемые этими ТНК, банками и различными частными фондами. Большинство крупных фирм тратят на подготовку менеджеров более 1% оборотных средств. В целом в США ежегодно на эти цели компании расходуют 13 млрд. долларов.

Во Франции в соответствии с законом любая организация с числом служащих более 10 человек обязана тратить не менее 1,6% общей суммы заработной платы на обучение и повышение квалификации управляющих. Если эти средства не использованы по назначению, то их изымают в государственный бюджет. Крупные корпорации, в которых занято свыше 2 тыс. служащих, тратят на эти цели более 3% фонда заработной платы. Кроме того, во Франции все фирмы ежегодно отчисляют установленную часть прибыли в фонд образования, а органы власти предоставляют учебным заведениям некоторые льготы.

Второй фактор. Подготовке менеджеров западные страны уже давно уделяют первостепенное значение. И это объяснимо, так как менеджмент является ключевым звеном при решении многих проблем социально-экономического развития, особенно в сложных условиях. Грамотный менеджмент смягчает кризисные явления, способствует финансовой стабилизации, служит повышению конкурентоспособности, осознанно влияет на обновление технологий, мотивирует инвестиции и инновации. Так, в США менеджеры еще в 1930-е годы превратились во влиятельную общественную силу. Управленческая деятельность стала профессией, а менеджмент как область знаний – самостоятельной учебной дисциплиной.

В каждой стране сформировалась своя система подготовки управленческих кадров. Однако везде подготовка менеджеров осуществляется как на первой, так и второй ступени образования. На второй ступени – это, как правило, магистратура в сфере администрирования (МВА), которые реализуют школы бизнеса. Для поступления в магистратуру МВА необходим опыт работы, сдается тест GMAT (Graduate Management Admission Test), посредством которого проверяется наличие способностей к управленческой деятельности. Он содержит несколько групп заданий разного уровня и направленности: от математических задач до тестов на сообразительность.

Так, в США помимо университетов, которые готовят управленцев, функционирует свыше 1300 школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления, из них 600 – это школы бизнеса, самостоятельно действующие в рамках многопрофильных университетов (Гарвард, Стэнфорд и др.). Ежегодно степень Master of Bisiness Administration – МВА (магистр администрирования) получают около 72 тыс. студентов, что составляет четвертую часть всех магистров, выпускаемых американскими университетами по всем специальностям. В стране действует свыше 10 тыс. консультационных фирм, не считая десятков тысяч независимых консультантов, выходит более 60 периодических изданий, свыше десятка издательств специализируются на литературе по управлению и бизнесу.

Профессиональная подготовка менеджеров получила широкое развитие в странах Западной Европы: Франции, Великобритании, Германии, Испании, Италии. Во Франции функционирует около 600 государственных и частных центров по подготовке профессионалов в области управления и организации. Практически во всех 22 ведущих университетах Франции ведется подготовка экономистов-менеджеров широкого профиля.

Разнообразием отличается система подготовки менеджеров в Великобритании, где работает ряд специализированных школ по подготовке специалистов для компаний разного уровня. Значительное место в системе бизнес-образования Великобритании занимают школы бизнеса, задача которых – переподготовка и повышение квалификации руководящего состава компаний, а также руководителей государственных, региональных и муниципальных органов управления.

Что касается Японии, то их система подготовки менеджеров весьма специфична. Как и в любой другой стране, в Японии имеется ряд университетов, которые готовят управленцев. Так, университет Васеда знаменит тем, что готовит специалистов для государственного управления и политики, университет Кейо готовит экономистов. Для тех, кто желает совершенствовать свои управленческие способности, есть школы бизнеса, но чаще идут в Институт политики и управления, созданный К. Мацуситой. Сначала это была Школа политики и управления при корпорации «Мацусита Электрик», затем с ростом популярности и значимости в системе подготовки управленческих кадров в 1980 г. она была переименована в Институт, где сегодня обучаются талантливые студенты со всей страны. Из этого института вышло более 100 депутатов парламента и деятелей местного самоуправления.

Однако основной акцент сделан на внутрифирменную подготовку кадров. Их здесь, как правило, готовят сами фирмы, особенно крупные. Почему именно компании? У них есть средства и возможности, а также четкие представления, какие компетенции нужны для управления производством и персоналом. Они организуют курсы, на которых их сотрудники не просто приобретают определенные функции менеджера, а через обучение проходят процесс воспитания.

Поскольку каждый человек проводит бо́льшую часть своей жизни в трудовом коллективе, основная роль принадлежит компании. Японцы давно осознали, что организация может служить действенным инструментом и средой социализации персонала, который должен не только обладать необходимыми профессиональными навыками, но и следовать нужным администрации фирмы ценностям, идеалам, нормам и моделям поведения. Иными словами, японская фирма формирует такую кадровую политику, которая должна способствовать выработке и закреплению таких моделей поведения работников, которые касаются исполнения ими социальной роли сотрудников фирмы. Такими моделями являются трудолюбие, преданность и лояльность по отношению к своей компании, стремление работать с максимальной отдачей и производительностью, постоянно повышать квалификацию и т.д.

Все эти аспекты находят свое отражение в философии компании, которая представляет собой совокупность взглядов и идей, выражающих цели и интересы японского управления. Как и любая другая философия, она формируется на основе исторических, экономических, политических, нравственных и иных ценностей народа, т.е. отражает исторические, социально-экономические особенности страны, ее культуру, общественную психологию и идеологию государства.

Как правило, японские менеджеры прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности. Это осуществляется в процессе социальной адаптации работника в трудовом коллективе. Но нередко социализация будущих японских работников начинается еще в рамках университетов, которые имеют тесный контакт с ведущими корпорациями страны. На основании стратегии развития персонала фирмы формируют в университетах факультативные группы из числа студентов первого-второго курса, куда тщательно отбираются будущие работники. В этих группах изучают прикладные науки, так как японская высшая школа грешит увлечением теорией, а на приобретение практических навыков времени не остается. Навыкам, которые понадобятся на конкретном производстве, обучают специалисты фирмы. Занятия в группах проводятся 1-2 раза в неделю по 2-4 часа. Производственную практику студенты проходят на своей фирме, где они также могут подрабатывать во внеурочное время.

Второй аспект обучения в этих группах – это направленная профессиональная социализация. Она осуществляется как во время занятий, которые проводят специалисты компании, так и непосредственно в трудовом коллективе. Поскольку японцы считают фирму аналогом семьи, именно профессиональная социализация способствует созданию системы социальных отношений, напоминающих семейные. В процессе социализации студенты – будущие работники – изучают историю компании, сведения об основателях и руководителях, начиная с мастера и заканчивая президентом компании. Их также вовлекают в социальную жизнь трудового коллектива: участие в спортивных состязаниях, культурных мероприятиях и т.д. Поэтому когда молодые специалисты приходят на работу, они уже знают систему взаимоотношений и модели поведения в компании, т.е. в достаточной мере подготовлены профессионально в своей области и являются членами социальной группы, членами фирмы-семьи.

Управленцев в Беларуси готовят еще со времен Советского Союза, когда Высшая партийная школа принимала людей с высшим образованием и опытом работы, которые после обучения работали в разных сферах государственного управления. И сегодня вузы Беларуси продолжают готовить специалистов по специальностям «Государственное управление» (ранее «Государственное и муниципальное управление»), «Государственное управление и экономика» (квалификация «экономист-менеджер»), и «Государственное управление и право» (квалификация «юрист»). Самой многочисленной остается специальность «Экономика и управление на предприятии» с квалификацией «экономист-менеджер», которых готовят не только в БГЭУ, ведущем вузе в области экономического образования, но и других вузах Беларуси, в том числе и технических – БНТУ, БГАТУ и др.

Опыт подготовки специалистов с квалификацией «менеджер-экономист» в республике пока небольшой – с конца 1990-х годов, когда ряд ведущих вузов открыли подготовку менеджеров по заказу отечественного бизнес-сообщества и государства в целом. В 1997 году БГУ первым начал готовить менеджеров-экономистов в сфере международного туризма; в середине нулевых к нему присоединились другие вузы, осуществив первые наборы абитуриентов на специальность «Менеджмент». Сегодня 14 вузов республики (12 государственных и 2 частных) осуществляют подготовку менеджеров на первой ступени в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации» (ОКРБ 011-2009), который включает 8 направлений специальности «Менеджмент» со специализациями производственный, финансовый и инвестиционный, социально-административный, в сфере международного туризма, информационный и инновационный, управление персоналом и т.д. с квалификацией «менеджер-экономист». Сегодня в них обучается не одна тысяча студентов. Прежде чем стать абитуриентами, они проходят профессионально-психологическое собеседование, что должно исключить возможность попадания случайных людей в категорию управленцев.

Перечень вузов Республики Беларусь, в которых ведется подготовка специалистов в области менеджмента на первой ступени (табл. 1).

 

№ п/п Высшие учебные заведения Наименование специальности / специализации (направления)
1. Академия управления при Президенте Республики Беларусь 1-26 02 02-07 Менеджмент (информационный)
2. Белорусский государственный университет 1-26 02 02-03 Менеджмент (производственный) 1-26 02 02-08 Менеджмент (инновационный)
Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ 1-26 02 02-07 Менеджмент (информационный)
Государственный институт управления и социальных технологий БГУ 1-26 02 02-01 Менеджмент (финансовый и инвестиционный) 1-26 02 02-02 02 Управление персоналом 1-26 02 02-04 Менеджмент (недвижимости)
3. Белорусский государственный экономический университет 1-26 02 02-08 Менеджмент (инновационный)
4. Белорусский национальный технический университет 1-26 02 02-08 Менеджмент (инновационный)
5. Белорусский государственный технологический университет 1-26 02 02-03 01 Менеджмент в химической промышленности 1-26 02 02-03 03 Менеджмент в лесном комплексе 1-26 02 02-04 Менеджмент (недвижимости)
6. Белорусский государственный аграрный технический университет 1-26 02-02 Менеджмент
7. Витебский государственный технологический университет 1-26 02-02 Менеджмент
8. Полоцкий государственный университет 1-26 02-02 Менеджмент
9. Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (принадлежность Белкоопсоюза) 1-26 02 02-02 02 Управление персоналом 1-26 02 02-08 Менеджмент (инновационный) 1-26 02 02-07 Менеджмент (информационный)
10. Гомельский государственный университет им. П.О. Сухого 1-26 02 02-01 Менеджмент (финансовый и инвестиционный) 1-26 02 02-03 06 Менеджмент в машино- и приборостроении
11. Гродненский государственный университет им. Я Купалы 1-26 02-02 Менеджмент
12. Международный институт «МИТСО» (Международный институт трудовых и социальных отношений) 1-26 02 02-01 Менеджмент (финансовый и инвестиционный) 1-26 02 02-02 02 Управление персоналом 1-26 02 02-03 Менеджмент (производственный)
13. Минский институт управления 1-26 02 02-07 Менеджмент (информационный)
14. Частный институт управления и предпринимательства 1-26 02 02-02 02 Управление персоналом  

 

В Беларуси имеется устойчивый интерес к программам МВА. Сегодня многие специалисты, работающие в сфере реальной экономики, прошли обучение в зарубежных бизнес-школах, Институте бизнес-технологий БГУ (на английском языке) и получили диплом магистра бизнес-администрирования. Более того, некоторые отечественные компании и банки (Банк «Технобанк» и др.) одним из условий карьерного продвижения своих сотрудников определяют наличие степени магистра экономических наук.

В 2012 году начат набор в практико-ориентированную магистратуру по различным программам экономического профиля с квалификацией «магистр экономики», но до сих пор нет магистерской программы по госуправлению, открытие которой зависит от Академии управления.

В Беларуси также осуществляется переподготовка и повышение квалификации специалистов в области менеджмента. В частности, в Институте непрерывного образования БГУ открыта переподготовка специалистов по специальности «Управление инновационными процессами», в ряде учреждений образования организованы краткосрочные курсы повышения квалификации в области инновационного менеджмента.

Несмотря на то, что вузы Беларуси могут готовить квалифицированных менеджеров-экономистов, последний экономический кризис показал, что подготовка специалистов в области управления экономикой не лишена недостатков. Кризис не только ударил по экономике, но и выявил проблемы подготовки управляющих нового типа, главной из которых является отрыв образования от реальной жизни. В частности, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей В. Карягин отмечает, что бизнес-образование в Беларуси очень далеко от практики. Будущие менеджеры-экономисты в течение 4-5 лет изучают в основном теорию, поэтому компании не хотят брать выпускников на работу, так как им нужно потратить много усилий, чтобы доучить или переучить их. В качестве подтверждения теоретизации подготовки он приводит следующий факт: летом 2011 года более десятка студентов проходили практику в МССПиР, которые не владели элементарными навыками коммуникации, не знали структуры предпринимательства, не читали экономическую прессу.

Третий фактор: В западных системах подготовки управленческих кадров различных профилей особое место отводится профессиональному отбору студентов и четвертый фактор – их психологической подготовке. Объем психологических дисциплин в учебных программах достигает 40–60%.

Date: 2015-09-24; view: 1367; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию