Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая работа в системе службы занятости





Ситуация на рынке труда усложняется. Высвобождение большого числа работников, конверсия военно-промышленного комплекса, незащищенность выпускников учебных заведений на первый план выдвигают следующие задачи: оказание этим категориям населения социально-психологической помощи, с одной стороны, и их профессиональную ориентацию, с другой.

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости Российской Федерации — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо участие в Клубе поиска работы или занятия на курсах «Новый старт», в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска рабо-

ты, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Психологическая поддержка приобретает особенное значение в тех регионах, где очень мало или практически отсутствуют женские вакансии. Она позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сфере деятельности, направлению профессионального обучения.

Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомленности у человека складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач — обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек—природа», «человек—техника», «человек—художественный образ», «человек—человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое. Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40—60 минут. Иногда одной встречи бывает недостаточно и работа может быть продолжена.

В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.

Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель — дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.


Личностная консультация проводится, если психолог чувствует — что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

Это трудоемкое, сложное обследование требует большого объема времени, высокого уровня квалификации специалистов. Проводится оно обычно по заявкам работодателей на договорной основе и является дополнительной услугой, оказываемой центрами занятости населения. В качестве основной услуги проводится профотбор лиц, направляемых на обучение по различным специальностям. Такой отбор преследует цель сократить отсев в процессе обучения (более эффективно используются средства фонда занятости, выделенные на обучение безработного). Для осуществления достоверной диагностики возможностей человека, параметров его внимания, памяти, мышления, моторно-двигательной реакции, его стрессоус-тойчивости, способности длительно выполнять монотонную работу имеются такие приборы, как «Фильтр», «Фотон», «Мультипси-хомер».

Существует определенный перечень проблем, с которыми клиент центра занятости может быть направлен к психологу:

1. Неприятие статуса безработного («Почему я?»).

2. Потребность в поддержке, сочувствии.

3. Неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах.

4. Запрос на снятие напряжения и саморегуляцию.

5. Конфликтное поведение во время приема.

6. Профессиональное самоопределение.

7. Расхождение запрашиваемой профессии со специальностью по диплому.

8. Выбор профиля переобучения.

9. Вопросы профессионального становления, карьеры.

В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ. °~ На ярмарках, бывают представленЯянформация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения и размере стипендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, 1ьаходая1 ответы на интересующие их вопросы^ юристов, экономистов, других специалистов. Кажд^школу на ярмарке обеспечивают индивидуальным пакетом информации на тему: «Куда пойти учиться».» ^ ^Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.


°/ /?.с"з/й0 ао i.'9' '"1"

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Раскройте содержание основных социально-экономических проблем занятости в России на современном этапе.

2. Что такое безработица и каковы ее основные формы? Охарактеризуйте каждую из них.

3. Каковы основные направления государственной политики в области занятости населения?

4. Раскройте содержание Закона «О занятости населения в Российской Федерации». Каковы, на ваш взгляд, его достоинства и недостатки?

5. Что предпринимают местные органы власти, руководители предприятий ц учреждений для сдерживания роста безработицы? Что вам известно о такой деятельности по месту вашего жительства?

6. Какова структура и основные задачи службы занятости?

7. Покажите роль социально-психологической работы в системе службы занятости.

8. В чем вы видите специфику служб занятости по месту вашего жительства?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы /Под общей ред. Ж.Т. Тощенко.— М.: РАУ, 1993.

2. Дановский С.Л. Социальная и психологическая характеристика безработных // Социологические исследования. — 1994. — № 5.

3. Еремин Б.А. Рынок труда и занятость в современной России. — СПб., 1993.

4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. — 20-е изд., доп.и пере-раб.— М.: Просвещение, 1990.

5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориен-тации / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов.— Петрозаводск: Петроком, 1992.

6. Организация, содержание и методика профориентационной работы в службе занятости: Сб. инструктивно-методических материалов.- М.: РУЦ ФСЗ, 1994.

7. Саруханов Э.Р. Проблемы занятости в период перехода к рынку. - СПб., 1993.

8. Теория и методика социальной работы /Под рук. И. Г. Зайны-шева. — М.: Союз, 1994. — Ч. 1.

9. Технологии профессионального консультирования: Сб.— М.:

РУЦ ФСЗ, 1995.

10. Технология работы профконсультантов (Опыт работы Московского областного центра занятости): В 2 ч.— М.: Профцентр, 1995.

11. ЧижовЛ.С., Богомолов Ю.П. Занятость и экономическая реформа. - М.: НИЭИ, 1992.

12. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.— М.:

Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994.







Date: 2015-09-24; view: 1179; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию