Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие признания
С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Как отмечал Ф.Ф. Мартене, международное право «не может признать, что данное общество существует, если оно не признано государственным законом, или принять его за самостоятельный политический механизм, если оно не является таковым по началам государственного права». Следовательно, отмечал он, в международных отношениях каждому законному обществу принадлежит право на признание со стороны всех цивилизованных государств законности своего существования. Признание — это односторонний добровольный акт государства, в котором оно: а) прямо или косвенно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо б) о том, что считает власть, утвердившуюся не конституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях в качестве пред- ставителя этого государства или населения соответствующей территории. Следует иметь в виду, что обязанности признания не существует, это право государства. Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и/или международной правосубъектности. Признание, в частности, свидетельствует о выходе на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и при1 знаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание на практике означает, что государство признает другое новое государство как юридическое лицо, т.е. со всеми его правами и обязанностями, вытекающими из международного права. Таким образом, право и дееспособность каждого субъекта реализуются во взаимоотношениях с другими и зависят от их желания принять его в международное сообщество. Проблема признания государства возникала в случае его образования на бывшей зависимой территории в результате деколонизации. В настоящее время она возникает чаще всего при территориальных изменениях: при объединении двух и более государств либо при их распаде (разделении, выделении). Особо актуально признание при обретении независимости, при социальных революциях, а также при нелигитимных способах изменения политического режима (в результате военного переворота, установлении диктатуры или возникновении нового государства в результате вооруженной интервенции другого государства — например, «Турецкой Республики Северного Кипра»). Признание нового государства является политическим актом и не регламентируется международным правом. Оно осуществляется обычно посредством заявления признающего государства, адресованного признаваемому государству, о намерении вступить с ним во взаимоотношения как с суверенным государством,
в частности, установить с ним дипломатические отношения. Некоторые ученые, в частности П.Н. Бирюков, считают что возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признаваемым субъектом дипломатических, консульских или иных отношений. Правоотношения признания и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм международного публичного права. В то же время, признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права, и дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания. В современной доктрине международного права существует две теории признания: — конститутивная; — декларативная. Согласно конститутивной теории только признание придает дестинатору (адресату) соответствующее конституирующее (правообразующее) качество: государству — международную правосубъектность, правительству — способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права. Как представляется, наиболее уязвимая сторона этой теории заключается в следующем: во-первых, неясно, какое количество признаний необходимо для придания дестинатору упомянутого качества; во-вторых, как показывает практика, государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими государствами, а правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, эффективно представлять субъект международного права и без официального признания. Конститутивная теория была широко распространена до Второй мировой войны, ее сторонниками являлись Л. Оппенгейм, Г. Лаутерпахт, Д. Анцилотти. Затем большее распространение получила декларативная теория, которой сейчас придерживается значительное число ученых-международников. Согласно декларативной теории, признание не сообщает дестинатору соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Иными словами, признание носит декларативный (явочный) характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права. Признание предполагает внутреннюю независимость,вновь возникшего государства, но не создает его. Ф.Ф. Мартене писал, что «государство возникает и существует самостоятельно. Признанием его лишь констатируется его рождение». Декларативная теория нашла свое закрепление в международно-правовых документах: статья 9 Устава Организации американских государств, например, закреп-' ляет, что политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости. Распространено мнение, что декларативная теория в большей степени отвечает реальностям современной -международной жизни. Однако в тех случаях, когда признают субъектом международного права такие образования, которые объективно не могут быть ими (например, Мальтийский орден), признание приобретает конститутивный или, точнее, квазиконститутивный характер, придавая видимость приобретения качества, которое признающий желает видеть у дестинатора. В современных условиях усиления дезинтеграцион-ных процессов актуализируется значение конститутивной теории — в практике международной жизни отсутствие признания со стороны большинства государств- субъектов международного права, по сути, исключает новый субъект из международного сообщества (Приднепровская Молдавская Республика, Республика Ичкерия, Нагорный Карабах). Но когда субъекту в признании отказывает только часть международного сообщества, это не может исключить его из семьи народов и тогда начинает превалировать и претворяться в жизнь декларативная теория. По поводу членства нового государства в международных организациях, в частности в ООН, возникает вопрос о своеобразном коллективном признании. Практика этой международной универсальной организации по данному вопросу весьма разнообразна и не обладает едиными подходами. Так, например, когда Египет и Сирия в 1958 году объединились в Объединенной Арабской Республике /ОАР/, последняя была признана ООН без каких-либо специальных процедур, а после распада ОАР членство в ООН сохранили Египет и Сирия. После разделения Пакистана на два государства Пакистан сохранил свое членство в ООН,, а Бангладеш был принят в ООН в качестве нового члена. При создании ООН две союзные республики СССР — Украина и Белоруссия на основе политического решения стали государствами-учредителями ООН наряду с Союзом ССР, не являясь фактически суверенными государствами. А после распада СССР было принято политическое решение о членстве в ООН Российской Федерации со статусом постоянного члена Совета Безопасности, до этого вообще не являвшейся членом ООН. При этом Украина и Белоруссия сохранили свое членство в ООН уже в качестве независимых государств, а другие бывшие союзные республики были приняты в ООН в качестве ее новых членов. Уже отмечалось, что институт признания не кодифицирован и его образует, главным образом, группа обычных международно-правовых норм, регулирующих все стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания. Институт признания носит комплексный характер. Его нор- мы в основном содержатся в праве международной пра-восубъектности, но отдельные нормы имеются в праве международных договоров, праве международных организаций и т.д. Date: 2015-09-24; view: 597; Нарушение авторских прав |