Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Теория потребностей





№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1. Потребность: основные стратегии определения и систематизации ОК-15 Знать позитивно-научные и философские трактовки природы потребностей; уметь объяснять формы натурализации, социологизации и психологизации потребностей; владеть пониманием структуры потребности. Лекция
2. Социальные механизмы формирования потребностей ПК-2 Знать социальные механизмы формирования потребностей; уметь объяснять социальную определенность системы человеческих потребностей; владеть пониманием ритуала, статусных предписаний, пайдейи, сословных кодексов, права и потребления как социальных механизмов организации потребностей человека Лекция; семинар-дискуссия
3. Экономическое моделирование потребностей ПК-2 Знать каким образом влияют различные типы экономики на систему человеческих потребностей; уметь объяснять специфические потребности человека, сформировавшиеся в рамках архаической, капиталистической и либерально-капиталистической экономики; владеть пониманием экономической обусловленности потребности в обмене услугами, в накоплении, в эффективной деятельности и объема потребления. Лекция
4. Повседневность и возможность индивидуализации человеческого существования ОК-15; ПК-2 Знать структурирующие механизмы сферы повседневности и человеческой индивидуальности; уметь раскрывать выводы о человеческой повседневности, сформулированные в контексте социальной феноменологии; владеть пониманием отличительных признаков повседневного действия, основных этапов развития потребностей в индивидуальной истории и моделей их индивидуализации. Проблемная лекция; семинар-дискуссия

 

Тема 3.1. Потребность: основные стратегии определения и систематизации

Социокультурные обстоятельства возникновения и цели позитивно-научных методов изучения человека; специфика изучения человеческих потребностей позитивных наук; натурализация человеческих потребностей в биологически-ориенированном рассмотрении (Эмпедокл, К. Элиан, Ж.-Л. Л. де Бюффон, Ж.-О. Ламетри, П.Ж.Ж. Кабанис, К. Фохт, Я. Малешотт, Л. Бюхнер, Ч. Дарвин, феномен современных биотехнологий); социологические теории человеческих потребностей (потребность в подчинении социальным институтам в теории О. Конта, институциональная определенность потребностей в социологии Э. Дюркгейма, потребности, в т.ч. девиантные, как опора социальной системы в функциональной социологии Т. Парсонса и Р. Мертона, естественность социальной потребности в теориях Ф. Тённиса и М. Хальбвакса, эфемерность современных сценариев социализации); психологические теории человеческих потребностей (материалистические трактовки психики в классической психологии (теория психофизики Э. Вебера и Г. Фехнера, структурная психология Э. Титченера) и потребность в нормализации удовольствий и страданий как их практическое следствие; потребности в контексте «психологии народов» Г. Штейнталя и М. Лацаруса; возможность манипуляции потребностями в бихевиоризме Б.Ф. Скиннера; психоанализ З. Фрейда о либидозных и деструктивных началах человеческих потребностей); влияние выводов позитивных наук на характер потребностей современного человека; отличие философских и позитивно-научных трактовок человеческих потребностей; структура потребности (мотив, интерес, стимул, эмоция); проблема человеческой индивидуальности (психофизиологических особенностей человека) как основы его запросов и потребностей;

Проблематичность классификации потребностей; интенциональные классификации базовых потребностей; целевые классификации потребностей; ценностные классификации потребностей; гуманистическая классификация потребностей А. Маслоу; систематизация потребностей; практическое использование систематического описания потребностей.

Литература:

Бережной, Н.М. Человек и его потребности. – М.: Форум, 2006.

Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Ершов, П. М. Потребности человека. – М.: Канон, 1990.

Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. / 5-е изд. – М.:Изд-во МГУ., 2004.

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004.

История социологии: учебник для вузов / М.В. Горностаева, В.И. Добреньков, Л.Г. Ионин // Отв. ред. акад. РАН Г.В. Осипов, проф. В.П. Култыгин. – М.: Норма, 2009.

Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: Прогресс, 1971.

Лихи, Т. История новой психологии. – СПб. и др.: Питер, 2003.

Маслоу, А. Мотивация и личность. – СПб. и др.: Питер, 2008.

Маслоу, А. Психология бытия. – М.: «Рефл-бук», 1997.

Немировский, В. Г., Невирко, Д. Д. Социология человека: от классических к постнеклассическим подходам. 2-е изд., перераб. и доп. – М. «УРСС», 2008.

Обуховский, К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. – СПб.: Речь, 2003.

Туев, В. А. Развитие человеческих потребностей в социальной деятельности: (теоретико-методологический аспект). – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.

Узнадзе, Д. Н. Общая психология. / Отв. ред. И.В. Имедадзе. – М.: Смысл; СПб. и др.: Питер, 2004.

Шиповская, Л.П. Человек и его потребности: курс лекций. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2008.

 

Тема 3.2. Социальные механизмы формирования потребностей

Социальные механизмы потребностей: содержание понятия; роль общеколлективных принципов совместной жизни (культурной традиции) в организации потребностей; значение социальных институтов в организации потребностей; социокультурная обусловленность техник тела (М. Мосс); система статусов как социальный механизм организации потребностей в архаических культурах; социальные механизмы организации потребностей в античности (пайдейя) и средневековье (сословные кодексы и промессивные клятвы); право как новоевропейский механизм социального управления потребностями; процесс «цивилизации» человеческих потребностей (М. Фуко, Н. Элиас); современные следствия цивилизованности человеческих потребностей.

Литература:

Бодрийяр, Ж.К критике политической экономии знака. – М.: Академический проект, 2007.

Мосс, М. Техники тела // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. – М.: «Восточная литература» РАН, 1996.

Мосс, М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. – М.: «Восточная литература» РАН, 1996.

Пигров, К. С. Социальная философия: учебник для вузов. – СПб.: ИД СПбГУ, 2005.

Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. – М.: Ad Marginem, 1999.

Хальбвакс, М. Выражение эмоций и общество // Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. – СПб.: Алетейя, 2000.

Элиас, Н. О процессе цивилизации. Т.1. – М.-СПб.: Университетская книга, 2001.

 

Тема 3.3. Экономическое моделирование потребностей

Экономика как сфера обмена; экономика «примитивных»: общества первоначального изобилия (М. Саллинз, Ж. Бодрийяр); дарообмен как ключевой механизм архаической экономики (М. Мосс, Б. Малиновский, К. Дюбуа); «дарить, принимать, отдаривать» и потлач как значимые потребности архаического человека; туземные деньги и многоуровневость архаической экономики; капиталистическая экономика: принципы, потребности в эффективной деятельности, профессиональной реализации и бесконечном обогащении как результат (М. Вебер, В. Зомбарт); либерально-капиталистическая экономика: обоснование свободного рынка и легитимация потребности в конкуренции (Ф. А. фон Хайек, М. Фридман, Д. Стиглиц, К. Эрроу, Д. Дебру); специфика современных экономических отношений: потребность в бесконечном потреблении как механизм социальной идентификации (Ж. Бодрийяр).

Литература:

Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Республика, Культурная революция, 2006.

Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

Веблен, Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1996.

Зомбарт, В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека // Зомбарт В. Собрание сочинений в 3 томах. Т.1. – СПб.: Владимир Даль, 2005.

Мосс, М. Очерк о даре // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.

Саллинс, М. Экономика каменного века. – М.: Аспект Пресс, 1999.

Хайек, Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. – М.: Изограф, 2000.

Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.2. – М.: Мысль, 1998.

Экономическая повседневность в жизни россиян (1917-2007 гг.): учебное пособие / под ред. В.В. Фортунатова. – СПб.: СПбГУПС, 2008.

 

Тема 3.4. Повседневность и возможность индивидуализации человеческого существования

Концептуализация сферы повседневности в социальной феноменологии; параметры повседневного действия: автоматизм, ритуальность; содержание сферы повседневности: социальная очевидность (А. Щютц), институциональные нормы (Г. Р. Горфункель, А. Сиккурель), фреймы (И. Гофман), система статусных предписаний (М.К. Петров, М. Мид); повседневность как самопотеря (М. Хайдеггер); стратегии сопротивления повседневности: экспрессия индивидуальности (немецкий романтизм), творчество (Ф. Ницше, А. Камю), персональный поступок (М. Бахтин, М. Хайдеггер).

Романтический контекст постановки проблема индивидуальности и ее следствия; индивидуальные психологические физиологические особенности человека как основа его запросов и потребностей; этапы формирования индивидуальности (социально-психологические теории); основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека и их связь с социальной активностью.

Литература:

Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 1995.

Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии. – СПб. [и др.]: Питер, 2007.

Касавин, И. Т., Щавелев, С. П. Анализ повседневности. – М.: Канон+, ОИ «Реабилитация», 2004.

Лотман, Ю. М. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) // Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). – СПб.: Искусство, 1997.

Майерс, Д. Социальная психология. – СПб. и др.: Питер, 2001.

Марков, Б. В. Культура повседневности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031401.65 «Культурология». – СПб. и др.: Питер, 2008.

Российская повседневность в условиях кризиса / под ред. М.К. Горшкова [и др.]; Инс-т социологии РАН. – М.: Альфа-М, 2009.

Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Свенцицицкий А.Л. – СПб.: Питер, 2002.

Социальная психология. Хрестоматия / сост. Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008.

Туев, В. А. Развитие человеческих потребностей в социальной деятельности: (теоретико-методологический аспект). – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.

Щютц, А. Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменологической социологии. – М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003.

Щютц, А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования, 1988. № 2.

 

Раздел 4. Сервисная деятельность и современные формы потребностей

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1. Сфера сервиса: основные понятия и механизмы функционирования ПК-2 Знать содержание и механизмы сферы сервиса, модели организации сервисной деятельности и сервисной сферы; Уметь раскрывать понятие «услуга» и характеризовать услугу как существенный социокультурный механизм; владеть понятием о моделях организации сервисной деятельности, факторов формирования и управления поведением потребителя. Лекция; семинар-дискуссия
2. Человеческие потребности в контексте современной цивилизации ОК-15 Знать специфические потребности современного человека, теоретические подходы к проблематике человеческого желания, разработанные в контексте постмодерна; Уметь объяснять причины их формирования; владеть пониманием их влияния на повседневность и самосознание человека. Лекция; семинар-дискуссия
3. Возможности воспитания потребностей современного человека и проблемы сервиса как преимущественной сферы их удовлетворения ОК-15; ПК-9 Знать современные модели воспитания потребностей; уметь характеризовать их конкретные цели и интенсивность их использования в РФ; владеть пониманием проблем сервиса как значимой сферы современного социокультурного пространства. Проблемная лекция; исследоват. семинар

 

Тема 4.1. Сфера сервиса: основные понятия и механизмы функционирования

Содержание сферы сервиса; понятие услуги; услуга как культурный феномен: культурно-историческое многообразие видов услуг; социоэкономическая обусловленность форм обслуживания; сервисная деятельность: понятие и основные механизмы функционирования; подходы к организации сервисной деятельности (утилитаристский, экологический); классификация услуг; структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов; обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов; механизмы управления поведением потребителя; личностные факторы влияния на поведения потребителя; комплексный характер принятия решения потребителя; удовольствие как критерий эффективности сервисной деятельности.

Литература:

Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент / 2-ое. изд. – М.: Аспект-Пресс, 2006.

Блэкуэлл, Д., Миниард, П., Энджел, Дж. Поведение потребителей / 9-ое изд. – СПб. и др.: Питер, 2002.

Васильев, Г.А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2004.

Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

Монбриаль, Т. Действие и система мира. – М. РОССПЭН, 2005.

Песоцкий, Е. А. Реклама и мотивация потребителей. – М.: Дашков и Кш, 2008.

Садохин, А.П. Сервисология: человек и его потребности. Учебное пособие. – М.: Омега-Л. 2010.

Сервисная деятельность: учебное пособие / Под ред. В.К. Романович // 3-е изд. – СПб. и др.: Питер, 2006.

Смирнова, Е.Т. Сервисная деятельность (введение в сервисологию). Учебное пособие. – М.: МГУС, 2004.

Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Т. 2: Экономика предприятий сферы услуг (Под ред. Акад. Свириденко Ю.П.). – М.: Кандид, 2001.

Федцов, В.Г. Культура сервиса. – М.: ПРИОР, 2000.

Хаксевер, К. и др. Управление и организация в сфере услуг (под ред. Кулибановой В.В.). – СПб.: Питер, 2002.

 

Тема 4.2. Человеческие потребности в контексте современной цивилизации

Концептуализация современного социального порядка: «общество спектакля» (Г. Дебор), «дисциплинарное общество» (М. Фуко), «общество потребления» (Ж. Бодрийяр); товарный фетишизм и потребность в зрелищном овеществлении как гарант устойчивости современной сервисной системы; современные дисциплинарные механизмы и триумф потребности в нормализации; нормализующий характер современного сервиса; потребление как социальный институт и беспредельность потребительства; натурализация человеческой сущности современными биотехнологиями и потребность человека в преодоление своей конечности (смерти / боли / анатомической и репродуктивной ограниченности); возникновения новых форм сервиса в связи с развитием биотехнологий; техническая оккупация телесности и сужение многообразия телесных навыков; информационная эпоха: потребность в расширении уровня информированности и ее фатальные последствия (П. Вирилио); использование информационных технологий в сервисной сфере; времясберегающие технологии и проблематичность их эффективности в перспективе социального времени; проблема экономии времени за счет оказания сервисной деятельности; преобразование системы потребностей в условиях современного урбанизма; неизбежность сервиса для жителя мегаполиса; тенденция глобализма: потребность в универсализации культурного опыта и формы сопротивления ей.

«Постмодерн»: культурный и смысловой статус; опыт тайны и агональности как содержание потребности в любви (Ж. Бодрийяр); становление как стратегия эмансипации желания (Ж. Делез); практики «себя» (М. Фуко); преобразование потребностей как ступень «заботы о себе» (М. Фуко).

Литература:

Бек, У. Что такое глобализация? – М.: Прогресс-Традиция, 2001.

Бодрийяр, Ж. Америка. – СПб.: Владимир Даль, 2000.

Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Республика, Культурная революция, 2006.

Бодрийяр, Ж. Соблазн. – М.: Ad Marginem, 2000.

Вирилио, П. Информационная бомба. – М.: Гнозис, Прагматика культуры, 2002.

Дебор, Г. Общество спектакля. – М. Логос, 2000.

Делез, Ж., Гваттари, Ф. Капитализм и шизофрения. Тысяча плато. – Екатеринбург: У-Фактория, Астрель, 2010.

Задохин, А.Г. Глобализация и глобальные проблемы человечества. – М.: Московский философский фонд, 2003.

Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУВШЭ, 2000.

Козловски, П. Культура постмодерна. – М. Республика, 1997.

Сюриа, М. Деньги. Крушение политики. – СПб. Наука, 2001.

Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.

 

Тема 4.3. Возможности воспитания потребностей современного человека и проблемы сервиса как преимущественной сферы их удовлетворения

Либеральный сценарий: «просвещение» потребностей (Ю. Хабермас, Р. Рорти), усиление аффективных коллективных практик (Г. Дебор, Р. Ванежем); консервативный сценарий: воспитание новых сословий с определенными кодексами запросов (Ф. Юнгер, Х. Ортега-и-Гассет); «принуждение к счастью» (Ж. Бодрийяр) и сервис как преимущественный механизм его исполнения; экзистенциальное безразличие современного сервиса; симуляция антропогенных механизмов выбора и признания в сфере современного сервиса.

Литература:

Барт, Р. Мифологии. – М.: Академический Проект, 2008.

Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Республика, Культурная революция, 2006.

Ванежем, Р. Революция повседневности. – М.: Гилея, 2010.

Рорти, Р. Случайность, ирония и солидарность. – М.: Русское феноменологическое общество, 1996.

Хабермас, Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории. – М.: Наука, 2001.

Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб.: Наука, 2000.

Date: 2015-09-24; view: 274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию