Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование ассортимента товаров в магазинеОбеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торгового предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в магазинах. Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли. Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли. Основные факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров в магазине: - спрос; - производство (включая поступление по импорту); - ассортиментный профиль магазина; - зона деятельности магазина; - состояние его материально-технической базы (МТБ). Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности его деятельности. В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов: 1) Обеспечение соответствия ассортимента товаров характеру обслуживаемых контингентов покупателей. Это важнейший принцип формирования ассортимента товаров, так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой рыночной ниши. 2) Обеспечение комплектности удовлетворения спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок». 3) Обеспечение достаточной широты и глубины ассортимента реализуемых товаров. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Широта и глубина ассортимента товаров в магазине зависят от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма его товарной специализации, размер торговой площади, а также состояние предложения на потребительском рынке. 4) Обеспечение устойчивости ассортимента реализуемых товаров. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обеспечивает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции и организовать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. 5) Обеспечение рентабельности реализации формируемого ассортимента товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является необходимым условием формирования любого торгового предприятия. В связи с этим при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы. Процесс формирования ассортимента товаров в магазине с учетом рассмотренных принципов осуществляется по следующим четырем этапам: 1) определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине; 2) осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов; 3) определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов (в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров); 4) разрабатывается конкретный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингентам покупателей. Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей. Связь между этими показателями рассматривается в процессе обеспечения рационального размещения отдельных групп товаров на площади торгового зала. В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1кв.м площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров. Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, является размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся (или планируемую) структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы. Результаты проведенного специализированного исследования по этому вопросу позволяют рекомендовать следующую примерную номенклатуру потребительских комплексов для универмагов: товары для детей; товары для женщин; товары для мужчин; товары для дома; культура в быту и организация досуга; товары для шитья и вязания. Приведенная номенклатура потребительских комплексов является примерной – ее можно уточнять с учетом конкретных условий. В рамках потребительских комплексов выделяются микрокомплексы, которые могут быть организованы как постоянные, так и сезонные. Особое внимание следует уделять организации постоянных микрокомплексов. Ниже приводится примерная номенклатура постоянных микрокомплексов в рамках организации отдельных потребительских комплексов: 1. Товары для детей: Товары для новорожденных и детей ясельного возраста; Товары для девочек; Товары для мальчиков; Детская мебель и коляски; Игрушки; Юный умелец. 2. Товары для женщин: Верхняя демисезонная и зимняя одежда; Блузы и кофты; Костюмы и юбки; Платья; Домашняя и спортивная одежда; Обувь; Предметы женского туалета; Товары для невесты; Подарочные комплекты для женщин. 3. Товары для мужчин: Верхняя демисезонная и зимняя одежда; Костюмы и брюки; Сорочки и пуловеры; Домашняя и спортивная одежда; Обувь; Предметы мужского туалета; Подарочные комплекты для мужчин. 4. Товары для дома: Товары для приготовления и хранения пищи и сервировки стола; Предметы убранства квартиры; Предметы для ухода за квартирой и стирки; Умелые руки; Столовое и постельное белье; Подарочные наборы к свадьбе и новоселью. 5. И другие. Наряду с постоянными в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов. В отдельных случаях в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов. Комплексный принцип построения ассортимента товаров применяется не только в универсальных непродовольственных магазинах. В магазинах типа «Товары для женщин», «Товары для мужчин», «Товары для детей», «Товары для дома» («Хозтовары»), «Культура в быту», «Спорт и туризм» ассортимент товаров может быть сгруппирован в полной номенклатуре микрокомплексов, соответствующих специализации магазина. В специализированных магазинах типа «Одежда», «Обувь», «Галантерея-парфюмерия» и других ассортимент товаров может быть скомплектован в виде отдельных микрокомплексов. Следующим этапом формирования ассортимента является определение количества реализуемых разновидностей товаров по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка определенного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутригруппового анализа оборачиваемости товарных запасов. Ассортиментный перечень товаров разрабатывается по форме, приведенной в табл.1. Таблица 1. Форма составления ассортиментного перечня товаров, реализуемых в магазине
Наряду с правильным формированием ассортимента товаров важной задачей является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине (используемых при оценке уровня обслуживания покупателей), является коэффициент устойчивости, определяемый по формуле: Оп Кy= 1 - ———, п • а
где Кy - коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде; О1, О2, … On – количество разновидности товаров, отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров); а – количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем; n - количество проверок. При расчете коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключать товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются. Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже: - для универсамов и гастрономов – 0,90; - для универмагов – 0,80; - для магазинов обуви и одежды – 0,75; - для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров – 0,85. Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.
|