Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятийВрачебно-педагогические наблюдения (ВПН) - исследования, проводимые совместно врачом и преподавателем физического воспитания (тренером), с целью оценки влияния на организм занимающегося физических нагрузок, установления уровня адаптации к возрастающим тренировочным нагрузкам. На основании данных ВПН врач должен оценить степень соответствия процесса тренировочных занятий принятым гигиеническим и физиологическим нормам. Для этого врачу необходимо знать содержание, организацию, методику и условия проведения занятий, состояние занимающихся и их реакцию на физическую нагрузку. Задачи ВПН: • изучение соответствия условий занятий гигиеническим и физиологическим нормам; • определение воздействия занятия или соревнования на организм; • анализ уровня общей подготовленности и специальной тренированности; • помощь преподавателю (тренеру) в правильном планировании занятий в процессе физического воспитания и в спортивной тренировке. При выборе методов исследования для проведения ВПН необходимо учитывать контингент спортсменов и особенности данного вида спорта с тем, чтобы определить состояние наиболее нагружаемых функциональных систем. Например, ВПН за спортсменами, тренирующимися преимущественно на выносливость, должны обеспечить объективную оценку изменений сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В скоростно-силовых видах спорта подбирают методы исследования, фиксирующие состояние анализаторов и нервно-мышечного аппарата. Одной из основных задач ВПН является изучение воздействия на организм спортсмена тренировочных нагрузок. Ориентировочное представление о характере реакции организма спортсмена на тренировочную нагрузку дает подсчет пульса после выполнения отдельных упражнений или после тренировочного занятия. При этом принято считать, что ЧСС, равная 180-200 уд/мин и более, наблюдается при применении нагрузок максимальной и субмакси- мальной интенсивности. Однако, если у спортсмена при выполнении заведомо малой нагрузки отмечаются указанные показатели пульса, это свидетельствует либо о недостаточной его подготовленности, либо о наличии утомления. Диапазон ЧСС в пределах 140-170 уд/мин характеризует нагрузку средней интенсивности, а 100-130 уд/мин - слабую нагрузку. Результаты измерения пульса и артериального давления в различных временных интервалах тренировочного занятия можно выразить графически в виде «физиологической кривой», которая отражает степень напряжения спортсмена и уровень нагрузки в различных частях занятия. Более точную информацию о воздействии тренировочного занятия на организм можно получить при использовании метода дополнительных нагрузок. Этот метод применяют для определения способности спортсмена переносить максимальные усилия на трени- ровочных занятиях. В качестве дополнительных нагрузок используются функциональные пробы с дозированной величиной мышечной работы или специфичес- кие для каждого вида спорта пробы-тесты, например для спринтера - бег с максимальной скоростью на 50 м, для пловца - проплывание дистанции 25-50 м на скорость и т.д. Различают три основных варианта реакции организма спортсмена на дополнительную нагрузку в начале и в конце занятия (А.К. Зубенко и др.). • Первый вариант характеризуется незначительными количественными отличиями в ответных реакциях на нагрузку, выполняемую до и после тренировочного занятия. Этот вариант наблюдается при хорошем функциональном состоянии спортсменов, обеспечивающем выполнение тренировочных нагрузок высокой интенсивности. • Второй вариант связан с появлением качественных различий в функциональном состоянии изучаемых систем до и после занятия, свидетельствующих об ухудшении адаптационных возможностей спортсмена. Это ухудшение может быть связано с недостаточной подготовленностью спортсмена или чрезмерной интенсивностью нагрузки, вызвавшей стойкое утомление. • Третий вариант отражает дальнейшее ухудшение адаптации к дополнительной нагрузке, проявляющееся в атипических реакциях сердечно-сосудистой системы и удлинении периода восстановления. Причинами возникновения этого варианта реакции могут быть недостаточная подготовленность спортсмена, чрезмерная нагрузка на занятии, переутомление и т.д. Наряду с использованием дополнительных нагрузок в практике спортивной медицины получила распространение методика испы- таний с применением повторных нагрузок. Эта методика позволяет определить степень специальной подготовленности спортсмена на основании оценки функциональных сдвигов и показателей физической работоспособности в коротких интервалах отдыха между нагрузками. Врач и тренер подбирают величину повторных нагрузок с учетом индивидуального уровня подготовленности спортсмена и этапа тренировочного процесса. Однако характер нагрузки (интенсивность в пределах 90-95% максимальной) и продолжительность интервалов отдыха между ними должны оставаться неизменными на протяжении всего этапа подготовки (сбора), что позволяет выявить динамику развития специальной подготовленности у данного спортсмена. Выделены четыре варианта адаптации организма спортсменов к повторным нагрузкам. • Первый вариант - хорошая адаптация, при которой после каждого повторения нагрузки наблюдается стабильная или несколько снижающаяся реакция ЧСС и АД на фоне сохранения высоких спортивных показателей в течение всего периода исследований. • Второй вариант сопровождается незначительным снижением функциональных показателей и вариабельностью спортивного результата, что обусловлено высокой подготовленностью спортсмена. • Третий вариант характеризуется неустойчивыми показателями ЧСС и АД (обычно ухудшающимися после 2-го или последующего повторения нагрузки), снижением спортивных результатов. Все это свидетельствует о недостаточной специальной подготовленности спортсмена. • Четвертый вариант отражает дисфункцию нервной системы, неспособной поддерживать высокий уровень функционирования в течение необходимого времени. У спортсмена на фоне выраженной тахикардии определяется снижение максимального АД или его ступенчатость, диастолическое давление повышается или падает до 0 (феномен «бесконечного тона»). Спортивные показатели могут или снижаться от нагрузки к нагрузке, или сохраняться на одном уровне. Эффективность тренировочного процесса зависит от того, насколько правильно выбраны средства тренировки и их дозировка в одном занятии, микроили мезоцикле. С целью выяснения этих воздействий принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочный эффект. • Срочный тренировочный эффект - изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения физических упражнений и в ближайший период отдыха. • Отставленный тренировочный эффект - изменения, отмеченные в поздних фазах восстановления (например, на другой день после занятий или через несколько дней). • Кумулятивный тренировочный эффект - изменения в организме, происходящие на протяжении длительного периода тренировки, в результате суммирования срочных и отставленных эффектов общего числа отдельных тренировочных занятий. ВПН проводятся во время этапных, текущих и оперативных исследований. • В этапных комплексных исследованиях, когда оценивается кумулятивный тренировочный эффект за определенный период, принимают участие педагоги, врачи и психологи. Задача врача - оценить изменения в функциональном состоянии отдельных систем организма, общую работоспособность организма. Этапные исследования проводят каждые 2-3 мес: в покое, во время и после выполнения физических нагрузок (с помощью велоэргометра, тредбана и др.). • В текущих обследованиях оценивают отставленный тренировочный эффект. Формы организации этих наблюдений могут быть различными: а) ежедневно утром в условиях тренировочного сбора или перед тренировочными занятиями; б) ежедневно утром и вечером; в) в начале и конце одного или двух микроциклов (утром или в любое время перед занятиями); г) на другой день после занятия (утром или перед следующей тренировкой). Для проведения текущего контроля используют простейшие методы клинико-функционального исследования - одномоментные фун- кциональные пробы (20 приседаний, задержку дыхания и др.). Таблица 13.1. Типы реакции на нагрузку при проведении оперативного контроля • В оперативных исследованиях оценивают срочный тренировочный эффект, т.е. изменения, происходящие в организме во время выполнения физических упражнений и в ближайший восстановительный период. Используют следующие формы оперативных исследований: - непосредственно на занятии (в течение всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия); - до тренировочного занятия и через 20-30 мин после него (в покое или с применением дополнительной нагрузки); - в день тренировки утром и вечером. При проведении оперативного экспресс-контроля с учетом субъективных ощущений различают три типа реакции на тренировочную нагрузку: физиологический, «пограничный» и патологический (табл. 13.1). Таким образом, ВПН позволяют комплексно в динамике изучать характер воздействия физических нагрузок на организм спортсмена и в порядке экспресс-информации вносить необходимые коррективы в учебно-тренировочные планы, способствуя росту спортивного мастерства.
|