Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общение и речь
Современная психология трактует общение как синоним понятия «взаимодействие». В словаре С. И. Ожегова «взаимодействие» определено как взаимная связь двух явлений; философский словарь рассматривает «взаимодействие» как «процесс взаимного влияния», «всякая связь и отношение между материальны ми объектами и явлениями». В психологии, по выражению В. А. Петровского, «в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими людьми». Следовательно, в содержание взаимодействия входят связь, обмен (действиями, предметами, информацией и т. д.) и взаимное влияние. Сущность понятия «общение» в контексте взаимодействия заключается в установлении и развитии контактов между людьми, возникающих под влиянием потребности в совместной деятельности. Общение состоит из нескольких элементов. Первый из них – это обмен информацией между субъектами деятельности (сотрудниками в производственных коллективах, между группами). Второй элемент – выработка совместной стратегии деятельности с включенными субъектами общения. Без третьего элемента – восприятия и понимания людьми друг друга в процессе решения совместных задач – процесс общения никак не осуществим. Некоторые исследователи отождествляют понятие «общение» с понятиями «социальные отношения» и «межличностные отношения». Следует заметить, что, несмотря на взаимосвязанность этих понятий, их тождественность невозможна в силу присущей им специфики. Понятие «общение» является наиболее широким. Общение возникает вследствие совместной жизнедеятельности людей в условиях их взаимодействии с социальной средой и внутри групп. Понятие же «социальные отношения» включает, прежде всего, безличностность. В данном случае люди общаются не как личности, а в качестве представителей социальных классов, экономических структур, формальных групп и т. п. В основе межличностных отношений лежат деловые и эмоциональные оценки и личностные предпочтения людей. Подводя итоги рассуждениям по вопросу соотношения понятий «общение», «социальные отношения» и «межличностное общение», подчеркнем, что безличностные социальные отношения и межличностные отношения включены в общение и тесно в нем переплетены. Благодаря общению в обществе происходит объединение индивидов. Оно способствует формированию и развитию личности во всех сферах ее жизнедеятельности (учебной, профессиональной и т. д.). Необходимость общения состоит в его универсальности – оно обнаруживает себя во всех проявлениях социальных и межличностных отношений, как в положительных, так и в отрицательных, и в радости, и в печали, и в празднике, и в трауре (будучи облечено в символические, соответствующие ситуации разворачивания коммуникации, формы). Человек отличается от животного прежде всего наличием речи, возникшей, как утверждал Ф. Энгельс, благодаря «труду». Развитию этого отличительного признака человека способствовала и жизнь в обществе. Речь является высшей функцией центральной нервной системы, важнейшим механизмом интеллектуальной деятельности (поскольку мысль формируется вербально), формой общения людей. Мышление неразрывно связано с обществом. Более того, на основе речи у человека образуется большое количество связей. Слово не всегда облекается в символическую форму, но в то же время предстает как обобщающее или отвлеченное понятие. Можно выделить три типа речи: видимую (письменную), слышимую (устную) и произносимую (вслух или про себя) речь. Л. С. Выготский, исследуя проблемы мышления и речи, объяснил механизмы преобразования общения в сознание личности, раскрыл культурно‑исторический смысл трансформации общения как аспекта культуры в сознание личности. Механизмы преобразования общения в индивидуальный мир личности и другие связанные с этим процессы (преобразование общения в индивидуальный мир личности, порождение в процессе развития личности мира общения) изучает культурно‑историческая психология на основе данных языкознания. Язык – это система знаков, которая служит средством человеческого общения, мышления и выражения отраженной в сознании действительности. Язык помогает человеку познавать мир, в языке объективируется самосознание личности. Язык, будучи уникальным социальным средством хранения и передачи информации, позволяет управлять человеческим поведением. С его помощью сохраняются и передаются от поколения к поколению социальный опыт, культурные нормы и традиции, что способствует обеспечению преемственности исторических эпох. Язык развивается вместе с народом в процессе его исторического становления, преобразуясь по мере слияния племен и образования народностей в язык народностей, затем, с образованием наций, – в национальный язык. Важнейшими функциями языка являются: 1. Коммуникативная (функция общения), которая состоит в том, чтобы язык служил средством общения между людьми. Имеющиеся в арсенале языка единицы и правила необходимы для построения сообщений и их организации, благодаря чему обеспечивается формирование сходных образов в сознании участников общения. Коммуникативная функция языка, если рассматривать ее с позиций культуры речи, позволяет сделать установку участникам речевой коммуникации на плодотворность и полезность общения, на адекватность понимания речи. 2. Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли) позволяет языку служить средством оформления и выражения мысли, поскольку языковые структуры тесно связаны с категориями мышления. С помощью слова не только выделяется и оформляется понятие, но и устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Речь образованного человека всегда легко отличить от речи человека с более низким уровнем образования и культуры. Ее характеризуют ясность изложения собственной мысли, точность пересказа чужих мыслей, а также последовательность и информативность. 3. Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего) позволяет языку не только проявлять внутреннее состояние говорящего (и / или сообщать информацию), но и делать понятным его отношение к содержанию сказанного или к собеседнику, к ситуации общения. С помощью языка выражаются также и эмоции человека. Эта функция заключается также в придании речи эмоциональной яркости в рамках принятого в обществе этикета. Отметим, что искусственные языки не обладают экспрессивной функцией. 4. Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка) – установка на удовлетворение эстетического чувства адресата единством формы и содержания сообщения. Как правило, эта функция проявляется в поэтической речи (фольклор, художественная литература). Однако эстетически совершенными могут быть и речь публициста, ученого и даже обыденный разговор. Речь должна быть богатой, выразительной, соответствующей вкусам образованной части общества. В различных науках существуют искусственные, специально разрабатываемые языки, которые отличаются от естественной системы знаков тем, что последняя состоит из неразрывно связанных звукового языка и языка тела. Язык всегда служил инструментом определения уровня жизни и развития народа, выполняя, таким образом, знаковую функцию (запрет на употребление некоторых слов для отдельных сословий, некоторых телодвижений). Естественные языки общения отличаются также от искусственных наличием в той или иной форме правил грамматики. В принятых в них письменных формах речи имеют место также закрепленные в сводах и справочниках правила орфографии и пунктуации. В искусственных языках правила грамматики и правила смысла и употребления содержатся в явной форме в описаниях этих языков. Психологией доказано, что общество (как и человек), пытаясь «маскироваться», может заявлять в открытой форме о себе отнюдь не то, что соответствует истинному положению дел (феномен поверхностной и глубинной языковых структур). На поверхности сказанного, возможно, мы «видим» благополучного человека. Однако при анализе глубинных знаковых структур, облеченных в речь, перед нами предстает слабый, беззащитный, несчастный, закомплексованный индивид, не способный найти решение возникшей проблемы. Благодаря социальной коммуникации (от лат. сommunico – «делаю общим») происходит формирование культуры и общественного сознания. Современная психология, как и социология, и философия, рассматривает коммуникацию как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников. Смежные области знания о языке (этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика, социопсихолингвистика и др.) рассматривают его как систему знаков, формирующих основу речи, единый принцип, диктующий ей свои правила. Современная наука не ограничивается односторонним изучением языка как системы знаков. Философские, психологические, социологические исследования всегда подразумевают изучение такого аспекта, как язык коммуникации. С точки зрения теории сознательно‑намеренного изобретения языка он был создан человеком благодаря разуму и воле, вследствие чего язык и слово могут «выражать понятия членораздельными звуками». С одной стороны, собственно «даром слова» человек обладает естественно и необходимо. С другой стороны, язык создается искусственно и произвольно, целиком и полностью зависит людей, является собранием «всех тех членораздельных звуков, которые какой‑либо народ, по общему согласию, употребляет для взаимного сообщения, понятий… для сохранения общего единогласия». Теория о непосредственном создании языка Богом появилась, по мнению А. А. Потебни, до теории намеренного изобретения языка. Ее приверженцы утверждают, что Бог в образе человека мог быть учителем первых людей «или же язык открылся первым людям посредством собственной их природы». Независимо от того, как произошел язык, ясно одно, что он может развиваться только в обществе, поскольку человек, будучи частью целого, всегда принадлежит племени, народу, человечеству. Наряду со звуковой речью важнейшим средством общения людей является невербальная речь, которая именуется паралингвистической, или экстралингвистической. Здесь уместно говорить о невербальной коммуникации, которая заключается в выразительных движениях, жестах, использовании предметов (например, «язык» веера у дам). Веками люди выработали и системы специальных знаков‑символов: дорожные знаки, форменная одежда, знаки отличия и др. Благодаря средствам невербальной коммуникации возможности общения людей существенно расширяются. Средства этого вида коммуникации, будучи лаконичными и зачастую более выразительными, являются значительно более действенными, чем вербальные. Формальные (производственные коллективы) и неформальные группы для обозначения вида деятельности, социального статуса и т. п. выбирают соответствующую символику. Например, неформальные группы стараются разработать понятные только им знаки, которые могут быть представлены тату, прическами, цветом или кроем одежды и т. д. Каждый человек обладает системой вербальной и невербальной коммуникации, используемой в общении и сформированной в процессе воспитания, обучения и профессионального развития. Позиция собеседника становится более понятной, если человек умеет расшифровывать язык жестов, взглядов, мимики. Соответственно, умение использовать этот язык в общении определяет целостность процесса взаимодействия личностей. Благодаря расшифровке невербальных элементов коммуникации мы понимаем, одобрительно или враждебно относится собеседник к сказанному, замкнут он или открыт для общения. В мире существуют универсальные, понятные всем коммуникационные жесты (улыбка, приветственный или прощальный жест руки и т. п.). Но некоторые «слова» языка тела, достаточно красноречиво передающие то или иное внутреннее состояние человека, понятны только тем, кто принадлежит к определенной культуре или субкультуре.
Date: 2015-09-24; view: 359; Нарушение авторских прав |