Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология знания Лумана





Принципиальный вопрос социологии для Лумана звучит так: что есть общество? Это стало отправной точкой для его попытки разработать теорию системы (1987). Социология как наука об обществе возможна только при условии четко опреде­ленного понятия общества. Системная теория Лумана определяет общество как •«всеобъемлющую социальную систему, включающую все прочие социетальные системы» (Luhmann, 1997, р. 78; перевод одного из авторов). Это значит, что поня­тие общества идентично понятию мирового общества; т. е. общество может быть лишь одно. Социальная система — это каждая система, которая в качестве своего базового элемента для еамовоспроизводства порождает коммуникацию. Социе-тальная система есть функциональная система, например экономика, наука и за­конодательство, в пределах всеобъемлющей системы общества.Всеобъемлющее мировое общество не имеет границ во времени и пространстве; в определенном смысле мировое общество не имеет «адреса», а во внешней среде нет других обществ. Как тогда можно наблюдать общество? Есть лишь один ответ: общество можно наблюдать только изнутри общества, т. е. через функциональную систему общества. Однако ни одна функциональная система не обладает «правиль­ной» позицией для наблюдения общества. Законна каждая позиция. Как в таком случае мы можем прийти к единому способу получения информации о социальном мире? Фактически нет пути для создания такой простой позиции. Ни одна точка зрения не имеет главенства над любой другой. Поэтому никогда нельзя достичь широко принятой точкц зрения, поскольку невозможно оценить соперничающие взгляды. Например, если мы как социологи хотим что-либо узнать об обществе, для нас привычен поиск социологического знания. Согласно Луману, столь же возмож­но было бы читать газету, книгу, смотреть телевизор или разговаривать с другом. Любой из приведенных способов т это имеющий право на существование путь по­лучения информации 6)6 обществе. Ни наука, ни любая другая система не имеют привилегированного положения. Если ни одна функциональная система не зани­мает главенствующей позиции для наблюдения и, таким образом, описания обще­ства как системы, тогда мы сталкиваемся с проблемой безграничного разнообра­зия одинакрво законных способов наблюдения общества.

Луман попытался выработать подход, который позволит нам несмотря ни на что достичь знания об обществе. Общество описывает себя посредством легенд и мифов в древности и через научное знание в современную эпоху. Тем не менее со­циологи способны в качестве наблюдателей второго порядка отслеживать первич­ные наблюдения общества, они могут делать выводы об отношениях между об­ществом и его семантикой, т. е. самоописанием общества. Это ключ к знанию об обществе — наблюдать семантику общества, т. е. «коммуникацию о коммуникаци­ях», составляющих систему общества.

Луман предпринял попытку показать, что наблюдение общества не носит про­извольный характер, так как «существуют структурные условиядля прочности
представления; и в эволюции семантики существуют исторические тенденции,сильно ограничивающие диапазон вариантов. Социологическая теория способна
различить связи по типу корреляций между социальными структурами и семан­
тикой» (1997, р. 89; перевод одного из авторов). Принимая семантику за выраже­ние интерпретации социальных структур, исследования Лумана возрождают ис­торически принятую практику использования терминов и их значение относительно
изменения социальных структур. Таким образом, надлежащим.способом социологи­ческого.наблюдения общества является исследование меняющейся семантики отно­
сительно модифицирующихся социальных структур^1 Луман (Luhmann) проделалогромнре количество работы, описывая развитие семантики морали, личности,законодательства, знания (198Q/1981/1989/1995) и любви (1982/1986). Данный
метод составляет часть социологии знания и может применяться в вопросе разви­тия теорий общества., •Это утверждение указывает на непоследовательность лумановской Идеи,которую мы рассматриваемв заключительном параграфе.;







Date: 2015-09-24; view: 374; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию