Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциация





С точки зрения теории систем Лумана, (Luhmann) основное свойство современ­ного общества — возросший процесс системной дифференциации как способ вза­имодействия со сложностью его внешней среды. Дифференциация есть «репли­кация в пределах системы различия между системой и ее внешней средой» (1982b, p. 230).1 Это означает, что в дифференцированной системе наличествует два вида среды: одна, общая для всех подсистем, и другая, отличающаяся от первой внут­ренняя среда каждой подсистемы. Например, такая фирма-производитель автомо­билей, как «Форд», рассматривает других производителей, к примеру «Дженерал Моторс» и «Даймлер-Крайслер», как часть своей внешней среды. Отдел междуна­родных отношений (подсистема) в фирме «Форд» также видит «Дженерал Мо­торс» и «Крайслер» частью его внешней среды. Однако отдел международных от­ношений также видит другие подсистемы в рамках фирмы «Форд» (как, например, отдел управления персоналом [подсистема]) внешними по отношению к подсисте­ме международных отношений и поэтому элементом ее внешней среды. Другие под­системы, такие как отдел управления персоналом, имеют внутренний характер по отношению к организационной системе в целом, но входят во внешнюю среду подсистемы международных отношений, следовательно, во внутреннюю среду. Аналогично, подсистема управления персоналом рассматривает других произ-

По поводу целостного рассмотрения дифференциации и границ этого понятия см. Wagner, 1998. водителей как часть внешней среды, но, кроме того, другие подсистемы (на этот раз, включая подсистему международных отношений) рассматривает как часть своего окружения. Следовательно, каждая из подсистем обладает различным ви­дением внутренней среды системы. Это порождает крайне сложную и динамич­ную внутреннюю среду.

Дифференциация в системе есть способ действия в отношении изменений во внешней среде. Как мы видели, каждая система должна поддерживать свои гра­ницы с внешней средой, иначе бы ее поглотила сложность внешней среды, она бы разрушилась и прекратила свое существование. Для того чтобы выжить, система должна быть способна справиться с изменениями внешней среды. Например, хо­рошо известно, что любая крупная организация как система медленно приспосаб­ливается к переменам во внешней среде (например, конкретным общественным требованиям, политическим изменениям или даже технологическим изменениям, таким как доступность персональных компьютеров). Однако организации не сто­ят на месте; они развиваются, порождая внутрисистемную дифференциацию. То есть внешнее изменение будет «транслировано» в структуру организации. При­мером может служить создание производителем автомобилей нового отдела для того, чтобы он занимался вновь сложившейся ситуацией, как, например, наличи­ем на рабочем месте персональных компьютеров. Будут наняты новые работни­ки; их обучат работать с новой технологией; будет избран менеджер, и т. д.

Процесс дифференциации представляет собой средство повышения сложно­сти системы, поскольку каждая подсистема может устанавливать с другими подси­стемами различные связи. Это предусматривает большее внутрисистемное разно­образие для реагирования на разнообразие среды. В вышеприведенном примере новый отдел, как любой другой отдел бюрократической системы, оказывается для других отделов внешней средой, но новый отдел повышает сложность организа­ции, поскольку возникает возможность новых и дополнительных отношений меж­ду отделами. Новый отдел, созданный для обслуживания компьютеров, на кото­рых работают сотрудники, будет лучше реагировать на дальнейшие изменения в компьютерных технологиях и помогать всей организации применить эти новые воз­можности. Кроме того, он может способствовать созданию новых связей между су­ществующими отделами и, например, централизовать общую бухгалтерию или обеспечить прямой доступ продавцов к складу.

Вызываемое дифференциацией большее разнообразие не только предусматри­вает лучшую реакцию на внешнюю среду, оно предусматривает и более быструю эволюцию. Мы помним, что эволюция есть процесс выбора из разнообразия. Чем больше доступное разнообразие, тем лучше выбор. Тем не менее Луман утверж­дает, что в процессе эволюции появилось лишь несколько форм внутренней диф­ференциации. Он называет их сегментарной, стратификационной, центрально-пе­риферийной и функциональной дифференциацией. Эти виды дифференциации повышают сложность системы путем воспроизведения дифференциации между системой и внешней средой в пределах системы. С точки зрения их эволюцион­ного потенциала эти формы дифференциации обладают различной способностью к производству вариативности и, следовательно, обеспечивают большую избира-

тельность эволюционных процессов. Поэтому более сложные формы дифферен­циации обладают потенциалом ускорения эволюции системы.







Date: 2015-09-24; view: 355; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию