Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апокалиптическое воображение





 

Чтобы понять сегодняшнюю власть апокалиптической мысли, необходимо обратиться к истории, в частности, к истории Соединенных Штатов а аспекте значимости такого рода образов для политической и культурной традиции США. Апокалиптическая традиция стойко сохранялась в течение многих тысячелетий среди маргинализованных групп, оппозиционных классов и народов, особенно в контексте жесткого противостояния политической элите. Она сыграла важную роль в эпоху Ренессанса и Реформации и оказала чрезвычайное влияние на американских христиан. Пуритане видели себя в свете Апокалипсиса, отстраняясь, как им казалось, от демонических сил католических и государственных церквей. Новый Свет предоставил им шанс воздвигнуть тысячелетнее царство на «девственной» земле, создать Новый Иерусалим – город на холме, который был бы маяком всем людям, ищущим Божьей благодати.

 

Со временем идея о том, что Америка являет собой Новый Иерусалим, на которой строилась американская гражданская религия, трансформировалась в более общее представление об Америке, играющей роль искупительной жертвы в мировой истории (Bellah 1991). Эта тенденция была подкреплена религиозным возрождением, известным в истории как Великое пробуждение 1730-60 годов, которое под влиянием пуританского богослова Джонатана Эдвардса c оптимизмом смотрела на перспективу конец света. В ходе Апокалипсиса верующим Америки отводилась важнейшая роль в улучшении состояния мира, пока все ожидают второго пришествия Иисуса. Эта точка зрения стала известна как постмилленаризм, так как второе пришествие Христа должно было произойти после тысячелетия, которое рассматривается как время широкого распространения христианства, прогресса, социальной справедливости и равенства. Эта точка зрения нашла поддержку в секулярном утверждении Просвещения и победе американской революции, которая породила новое государство, выступающее за достижении прогресса и высоких идеалов. Этот оптимистический настрой радикально отличается от пессимизма позднего премилленаризма, который в настоящее время является доминирующей доктриной, как мы это увидим ниже.

 

Второе Великое пробуждение (1800-30-х гг.) на волне развития постмилленаристских идей способствовало социальным реформ и морального возрождения, сосредоточив внимание на зле рабства, нищеты, алкоголизма и сексуального разврата, которые необходимо было устранить до предстоящего возвращения Господа. В «Хижине дяди Тома» (1851) написано: «Читайте знамения времен... Но кто может пережить Его пришествие? В тот день будет гореть, как печь». В течение десятилетия американский народ, борясь с рабством, был погружен в гражданскую войну, которая уносила огромное число жизней американцев, как ни одна другая война, в которой участвовала Америка. Боевой гимн республики потрясающе отражает особое мессианское видение того периода:

 

Mine eyes have seen the glory

of the coming of the Lord

He is trampling out the vintage

Where the grapes of wrath are stored,

He hath loosed the fateful lightening

of His terrible swift sword

His truth is marching on

 

Роберт Белла подчеркивает, что гражданская война привнесла новые темы такие как смерть, самопожертвование и возрождение, после чего памятники жертвам становятся символами священной роли Америки в мире (Bellah 1991, 177). В течение следующих 50-ти лет Америка продолжала добиваться прогресса и придерживаться морального идеализма, одновременно поощряя непрерывный поток новых милленаристских движений и наблюдая за консервативной реакцией на либеральное христианское богословие, в конечном итоге приведшее к появлению фундаментализма и новых форм милленаризма (Abanes 1998, 209-54).

 

Первая Мировая Война 1914-18 гг. в значительной степени разрушила уверенность и энтузиазм западных обществ. Она существенно ослабила оптимизм либерального богословия и многие христиане обратились к неоортодоксальной традиции, напрямую связанной с Карлом Бартом, в то время как другие обратились к милленаризму. Один из историков так описывает последние дни мира в августе 1914 года: «Большинство западных обществ были рады жить в предвкушении конца света, который, в свою очередь, будет означать время, когда человеческий род, во главе с наукой и техникой, станет прекрасным... Взрыв Первой Мировой войны разрушил этот настрой и предоставил новые возможности премилленаристским пророкам. Благодаря милленаризму мы все еще слышим грохот орудий августа» (Baumgartner 1999, 194).


 

Доселе невообразимые ужасы Первой мировой войны спровоцировали фундаментальное изменение апокалиптической традиции от ее «прометеевской» версии – к «августинианской». Возросли мрачные и пессимистические представления. Утопии превратились в дистопии. Премилленаризм стремительно занимал центральное положение, предрекая массовое насилие в глобальном масштабе, предшествующие второму пришествию Иисуса, открывающего тысячелетнее царство. Премилленаризм синтезировался с новой теологической схемой истории, названной диспенсационализмом, чтобы сформировать то, что является в настоящее время главной апокалиптической моделью в США и некоторых других странах. Ключевыми фигурами в этой новой апокалиптической теории премилленаризма-диспенсационализма были ее разработчик Джон Нельсон Дарби (1800-1882) и Кир Скофилд (1843-1921). Последний распространял предлагаемую доктрину через популярное издание Библии с комментариями «The Scofield Reference Bible», продажи которой составили 12 миллионов копий начиная с 1907 года и которая стала самым важным источником современных милленаристских идей (Poythress 1987). Удобная система ссылок Библии с комментариями охватывала весь материал таким образом, чтобы читатель мог от отрывка к отрывку, двигаясь через всю Книгу Откровения, найти «правильный смысл».

 

Премилленаристический диспенсационализм предлагает целостное и непротиворечивое видение истории, которое его сторонники могут примерять на современные события общества, что неизменно подтверждает их апокалиптические ожидания. Согласно данной традиции, история делится на периоды (диспенсации) – обычно семь, – пять из которых зафиксированы в Библии, еще один период протекает в настоящем времени, и еще один – в будущем. Согласно этой схеме, текущая эпоха это время благодати и включает в себя всю историю, начиная с Христа, основавшего Свою церковь. Конечным периодом будет Царство Божие, тысячелетие, которое будет ознаменовано Вторым пришествием Иисуса Христа.

 

Решающее значение для политической и культурной роли данной модели имеет уникальное место, которое занимает Израиль, евреи как люди, избранные Богом. Они отвергли Иисуса как Мессию, нарушили божественный План Спасения, поэтому Бог утвердил Церковь в качестве посредника для своих небесных людей, христианских верующих. Диспенсационалисты верят, что Бог уделит особое внимание этим двум типам людей, и что христианские верующие будут вознесены перед тем, как Бог осуществит свой последний план по отношению к Израилю во время великих апокалиптический неистовств, названых в пророчестве великой скорбью, и тогда антихрист восстанет, чтобы править миром.

 

Самое главное для современного милленаризма это то, что новая система позволяет избежать установления сроков Апокалипсиса (которые прежде всегда оказывались ошибочными), а вместо этого подчеркивается необходимость фиксировать отдельные «знаки», которые могут свидетельствовать о втором пришествии Христа. Апокалиптическая идеология, таким образом, ищет подтверждение своего учения в фактических событиях, происходящих в мире. Как и все обобщающие идеологические системы, она закрыта для критики и опровержений (Poythress 1987, 52-65).

 







Date: 2015-09-24; view: 287; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию