Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль метапотребностей в выходе из кризиса





В целом разрешение мотивационного кризиса зависит от способности человека признать собственные заблуждения относительно сложившихся потребностей и установок, привести к адекватному соотношению свои воз­можности и желания, найти иные пути достижения поставленных целей.

Нежелание признаться самому себе в истинных причинах сложившейся ситуации приводит к появлению «защитных механизмов», ложно мотиви­рующих, то есть рационально объясняющих действия человека. На рито­рический вопрос «Почему люди обманывают себя, одобряя в мотиве лож­ные цели?» К. Обуховский (1971) отвечал, что человек только тогда охотно смотрит правде в глаза, когда она ему приятна, а именно это и позволяет делать цель ложной, оправдывая действия в собственных глазах, снижая эмоциональный дискомфорт между желаемым и действительным.

Примерами таких мотивировок могут быть защитные механизмы, кото­рые были выявлены в психологических исследованиях (Васильев В. К., Филимоненко Ю. И., 1996) среди крупных политических деятелей и госу­дарственных служащих высокого ранга:

1. «Яисключительный». Достижения по служебной лестнице позво­ляют человеку воспринимать себя как неординарную личность. Он переста­ет прислушиваться к советам «снизу» и принимает решения, полностью


ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 509

Защитные механизмы — физиологические и психологические способы саморегуляции, снимающие избыточное психическое напряжение, защищающие человека от неприятных эмоций, искажающие или скрывающие импульсы, которые угрожают целостности личнос­ти.

Ложные цели — рационально объясненные самому себе причины того или иного действия или поступка, оправдывающие поведения человека в его собственных глазах, а также в глазах общества.

Мотиваторы (мотивационные детерминанты) — факторы, которые участвуют в мотива-ционном процессе и обусловливают принятие решений.

Самоуважение — это предпочитаемость своего образа, в повседневной речи определяе­мая как чувство собственного достоинства. Уровень самоуважения отражается в предпочи­таемой мотивации.

Самоактуализация — реализация человеком своего потенциала, то есть его стремление стать тем, кем он может стать, а значит — жить осмысленно и совершенно.

■ полагаясь на свой личный опыт и достижения. Мотивировка такого поведе­ния заключена в рассогласовании между огромной трудностью достижения высокого социального статуса и реальной возможностью его одномоментно потерять.

2. «У вас все плохо». Мотивировкой использования этого защитного ме­ханизма является желание создать для себя более комфортные условия де­ятельности путем усиления, нагнетания, а отчасти и провоцирования не­рвно-психической напряженности у окружающих.

3. «Жизньигра». В данном случае мотивировкой выступает отноше­ние к своей деятельности как к специфической игре со своими правилами и условиями, победами и поражениями, затрагивающими интересы человека.

Не устраняя основные причины, приведшие к кризису, защитные меха­низмы помогают человеку лучше адаптироваться к изменяющейся жизнен­ной ситуации, снижают уровень напряженности, помогают поддерживать приемлемый для личности уровень самоуважения.

Самоуважение является центральным звеном и мотивом Я-концепции человека. Именно в зрелые годы потребность в самоуважении достигает максимального уровня и перестает расти (Маслоу, 1998). Это происходит по двум причинам.

Во-первых, в этом возрасте уже сформирована реалистичная оценка сво­ей действительной значимости и ценности. Теперь она мало зависит от вне­шних факторов. Например, таких, как степень уважения других людей.

Во-вторых, самоуважение в значительной мере формируется на основе признания, репутации, социального статуса, общего приятия людьми и т. д. Все это большинство людей уже испытали к среднему возрасту и, следова­тельно, могут двигаться дальше к более высокому уровню растущей моти­вации — потребности в самоактуализации, встречающейся, по мнению Маслоу, как раз после достижения человеком зрелого возраста.


Психологические исследования, изучающие наиболее типичные установки (мотиваторы), показывающие, ради чего человек может стремиться к самосовершенствованию, выявили три сферы их мотивационного влияния (Ильин, 2000).

Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его.


510 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни:


— материальное благополучие — «чтобы иметь материальные блага»;

— облегченное существование — «чтобы легче было жить»;

— лучшая жизнь — «чтобы лучше было жить»;

— желание избежать неприятности.

Мотиваторы, затрагивающие отношение к людям:

— хорошее взаимоотношение с людьми — «чтобы хорошо относиться к людям»;

— альтруизм, возможность помогать другим.

Мотиваторы, затрагивающие отношение к себе:

— положительное отношение к себе людей — «чтобы ко мне относились с уважением»;

— совершенствование — «чтобы совершенствовать себя»;

— самореализация.

Интересен тот факт, что установки, связанные с отношением к жизни, встречаются у людей несколько чаще, чем мотиваторы, характеризующие отношение к себе.

Побуждение к реализации потенциалов для человека естественно и необ­ходимо. Однако многие люди просто не видят своего потенциала. Они не только не замечают его существования, но часто и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже боять­ся своих способностей, особенно если первичный опыт их проявления был неудачным, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации.

Боязнь человека воплотить собственное желание стать тем, кем он может стать, является значительным препятствием на пути к самореализации. Что стоит за страхом человека потерять то, что имеешь, даже ценой отказа от более высокого уровня достижений? Маслоу дает следующий ответ: на пути мотивации роста стоит потребность в безопасности.

Процесс роста требует от человека постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. А следовательно, и муже­ства на пути движения к новому. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску бе­зопасности и защиты. Очевидно, что большинство людей среднего возраста склонны сохранять специфические привычки, тем более что для этого воз­раста характерна сложившаяся система взглядов и ценностей, старый, ус­тоявшийся стиль поведения, с трудом поддающийся корректировке. Реали­зация же потребности в самоактуализации требует от человека открытости новым идеям и опыту. В результате складывается ситуация, которую мож­но было бы охарактеризовать как внутренний мотивационный конфликт по ткну «стремление — избегание» (Ильин Е. П., 2000). Это приводит к неудовлетворению мотивации роста или, по-другому, метапотребностей человека и формированию у него специфических состояний, связанных с этой неудовлетворенностью: апатии, отчуждения, депрессии и цинизма (Маслоу, 1998). Человек становится обывателем, живущим сегодняшним днем, «просто реагирующим на стимулы, на поощрения и наказания, на чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требования других лю­дей, на рутинные каждодневные события» (Maslow, 1968, р. 61).

Мотивация роста (метапотребности) — потребности высшего уровня, связанные с врожденным стремлением человека актуализировать свой потенциал. Возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены.

Внутренний мотивационный конфликт — противоречие, возникающее в результате
борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовмести­
мых мотивов.


ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 511


Таким образом, многие люди среднего возраста, отказываясь от дальней­шего роста и предпочитая защищенность и безопасность, сами сознательно ограничивают свою мотивационную структуру, сужая жизненное простран­ство, мобильность поведения и обрекая себя на инертность бытия и застой.







Date: 2015-09-24; view: 281; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию