Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие общения, виды и функции общения в группе





Общение и отношение занимают центральное место в отечественной социальной психологии, где предметом изучения являются отношения человека к другим людям (межличностные отношения) и к самому себе.

Отношения человека – в разной степени осознаваемая, избирательная, основанная на опыте, психологическая связь с различными сторонами объективной действительности, выражающаяся в действиях человека, его реакциях и переживаниях(В.Н.Мясищев).

Отношения человека в первую очередь связаны в его социальными потребностями (В.Шутц: все межличностные отношения опосредованы тремя базовыми социальными потребностями: во включении в различные социальные группы; во власти, в контроле себя и других; в любви, установлении близких, значимых отношений).

В основе отношений лежит 2 явления: 1) образ, который возникает при встрече с другим человеком; 2) социальные потребности, которые наш партнер может удовлетворить.

ОБРАЗ – ОТНОШЕНИЕ – ОБРАЩЕНИЕ

В.Н.Мясищев: «порочный круг отношений» - система постоянно воспроизводимых отношений и взаимоотношений, влияющих негативно на общение и развитие личности. Отношения всегда реализуются в общении.

Основной вопрос: как теоретически описать общение? Как объяснить значение общения в жизни человека? Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.

В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание,вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в котором можно выделить отдельные стороны, т. е. описать его структуру. При характеристике структуры общения в ней выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Эти стороны общения определяются в качестве функций, которые общение реализует в совместной жизнедеятельности людей.

В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, используется описательное определение Б. Д. Парыгина, указывающее на основные стороны (функции) общения: «Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между двумя индивидами. Специфика этого процесса в том, что, в отличие от информационного процесса в кибернетике, здесь решающее значение имеет ориентация партнеров друг на друга, т.е. на установки, ценности, мотивы каждого из них как активного субъекта общения. Поэтому имеет место не простое движение информации, а ее уточнение, обогащение, переосмысливание и т.д. Суть коммуникационного процесса – не простое информирование, а совместное постижение предмета, поэтому в нем даны в единстве – деятельность, общение и познание. В процессе коммуникаций могут возникать коммуникативные барьеры– политические, социальные, религиозные различия между партнерами или индивидуальные психологические особенности общающихся (открытость или закрытость, например).Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, необходимое условие этого – не просто разговор на одном языке, а еще и одинаковое понимание ситуации. Средствами коммуникации являются различные знаковые системы: прежде всего, речь вербальная коммуникация ») и другие системы знаков, составляющие «невербальную коммуникацию».К невербальной коммуникации относят: жесты, мимика, вкрапление в речь пауз, «торможений», покашливаний и т.д., организацию пространства общения (насколько близко/далеко, разворот туловища, головы и т.д., контакт глаз (визуальное общение) и т.д.


Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Это предполагает согласование планов действий партнеров и анализ вкладов каждого участника. В психологии есть такое очень известное направление – трансактный анализ – стили взаимодействия между людьми (родитель, ребенок, взрослый) (например, жена прищемила дверью палец. Возможные реакции мужа: о боже, что же теперь делать??? я не могу на это смотреть!!! (ребенок); я же тебе говорил: не лезь, куда не нужно! вечно ты все сделаешь не так! (родитель); наверное, нужно приложить лед? (взрослый). С этой точки зрения условиями эффективности взаимодействия являются: согласование позиций, занимаемых партнерами, ситуаций и стиля взаимодействия, адекватного для каждой ситуации.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди).

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других и выделение их возможно лишь при анализе. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются и проявляются в случаях организации общения в малых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

Выделяют следующие виды общения:

- "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.

- Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

- Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

- Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

- Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

- Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

- Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.







Date: 2015-09-24; view: 349; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию