Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Любовь как религиозное чувство
В молитвенных домах баптистов можно видеть надпись, которая гласит: «Бог - есть любовь». Распространена идея о том, что только христианство дает любовь, что только в сфере христианской религии можно обрести подлинную любовь человека к человеку. Главный объект любви верующего - это Бог. В Евангелии от Матфея подчеркнуто: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь». Любо вь разделяется на два вида: любовь к Богу и любовь к человеку, к ближнему, к брату своему.В силу этого любить ближнего религиозный человек может лишь в той мере, в какой эта любовь не противоречит любви к Богу.Возможно поэтому в христианстве любовь может сочетаться с враждой к людям другой веры или неверующим. 33- Некоторые понятия, исторически тесно связанные с религией, до сих пор «по инерции» употребляются преимущественно в религиозном контексте. К их числу относится и понятие «утешение». Между тем само по себе это понятие сохраняет свое значение и вне какой бы то ни было связи с религией. Существует ли объективная потребность человека в утешении, в том числе и человека, живущего в условиях социализма? На наш взгляд, положительный ответ на этот вопрос не вызывает сомнений. Эта потребность объективно присуща людям, живущим в любой социальной системе, в том числе и социалистической. Такое реальное, человеческое утешение и в условиях нашего общества — немаловажный фактор, способный предотвратить обращение человека к религии как способу утешения иллюзорного. Харви Кокс опрашивал в США членов нетрадиционных групп и сект о причинах их вступления в эти группы. Одной из основных причин, по мнению опрошенных, был недостаток дружбы и теплоты в общении между людьми, который они надеялись восполнить в религиозных общинах[5]. Аналогичные факты зафиксированы и советскими исследователями. Так, например, М.Г.Писманик пишет: «Треть обследованных нами верующих на вопрос: „Что вы особенно цените в религии?“ — ответили: „Утешение в беде“»[6]. Согласно данным белорусских социологов, почти 90% верующих баптистов в той или иной форме говорят о важности для них «утешительной» функции религии: религия, мол, помогает переносить неприятности, горе, уменьшает страх смерти и т.п.[7] Объективная психологическая потребность в утешении реализуется в нескольких направлениях. Эти направления, по сути дела, уже были обозначены выше. В частности, у каждого человека существует объективная психологическая потребность в эмоциональной разрядке (катарсисе), обостряющаяся прежде всего в ситуациях, когда в психике личности накапливаются отрицательные переживания. Эмоциональная разрядка может сыграть важную роль в снятии отрицательных эмоций. На нерелигиозной основе катарсис может быть реализован в различных социальных формах, в частности в форме безрелигиозных, социалистических обрядов. Всякий обряд представляет собой стереотип коллективных символических действий[8]. Нерелигиозные обряды, система которых уже сформировалась и продолжает совершенствоваться в социалистических странах, включают определенный динамический стереотип эмоциональных состояний, который выше был обозначен как катарсис. В ходе безрелигиозных обрядов происходит снятие отрицательных переживаний, но уже на базе социалистических идей, ценностей, норм и идеалов. Потребность в снятии отрицательных эмоциональных состояний, в эмоциональной разрядке особенно остро ощущается людьми в моменты жизненного кризиса, утраты родных или близких и т.п. Именно в этих ситуациях необходимы обряды похоронные, поминальные и др., которые, по выражению В.В.Вересаева, являются устоявшейся, привычной формой реализации коллективных переживаний. Но эмоциональная разрядка необходима для личности не только в критические моменты жизни. Спорт, наряду с искусством, является также важным способом интенсификации и обогащения эмоциональной жизни личности. Можно назвать и другие формы реализации этой потребности: туризм, занятия садоводством, техническим творчеством и изобретательством и т.п. В социалистическом обществе весьма актуальны проблемы взаимоотношения личности и коллектива, в рамках которого проходит ее трудовая и общественная деятельность. Условия социализма создают объективные основы для совпадения коренных интересов членов коллектива. Однако важное значение имеет и субъективная, социально-психологическая сторона взаимоотношений между ними. Когда речь идет о благоприятном социально-психологическом климате на том или ином предприятии или в учреждении, то имеется в виду общая атмосфера взаимного уважения, внимания, заботы о каждом члене коллектива. Только такой психологический климат способствует удовлетворению объективной потребности в сочувствии и сопереживании. Выше уже отмечалось, что желание доверительно рассказать кому-нибудь о личных трудностях, проблемах, переживаниях является также объективной психологической потребностью людей. Конечно, эта потребность, существующая у большинства людей, ощущается разными людьми далеко не одинаково. Степень осознания этой потребности и возможности ее реализации зависят и от характера и психологических особенностей той или иной личности, от обстоятельств ее жизни. Имеются ли у нас социально-санкционированные, общепризнанные и доступные каждому формы ее удовлетворения? Пока они еще не выработаны. Могут возразить, что они вообще не нужны. Однако опыт, накопленный психологическими консультациями и «телефонами доверия» (последние предполагают полную анонимность обращения к ним), доказывает обратное. Вопрос этот, конечно, непростой, многое здесь может вызывать споры. Однако проблема требует дальнейшего изучения. Еще больше вопросов возникает, когда речь заходит о нерелигиозном содержании медитации. Автор вполне сознает, что на данном уровне разработки и исследования проблемы он может ограничиться только ее общей постановкой. Для более конкретного решения необходимы специальные исследования. Однако можно высказать гипотезу, что психологические процессы и состояния, формирующие медитацию, могут играть позитивную роль в жизни человека, удовлетворяя ее потребность в сосредоточенном размышлении над той или иной жизненной или научной проблемой. Эта потребность, как нам представляется, возрастает в современную эпоху, когда динамизм технических и социальных изменений, напряженный ритм жизни создают для человека ряд новых психологических проблем. Подведем краткие итоги. Потребность в утешении является, по нашему мнению, объективной психологической потребностью, сохраняющей свое значение и в социалистическом обществе. Наше общество заинтересовано в том, чтобы данная потребность удовлетворялась на нерелигиозной основе. Существуют различные формы и способы ее удовлетворения в условиях социализма, кратко охарактеризованные нами. Чем полнее наше общество будет удовлетворять данную потребность людей, тем меньше будет в нем возможностей для воспроизводства религиозности.
2- Основные подходы (концепции) к объяснению происхождения религиозных верований и представлений у людей. Выделяют 3 подхода: 1. Богословский («душа – христианка»), т.е. генетически человек «заряжен» на то, чтобы верить.Фрейд – бессознательное управляет человеком, а в бессознательном заложена потребность в религиозных иллюзиях.Цель З. Фрейда заключалась в том, чтобы движущие человеческим поведением страсти, т. е. нечто по своей сути иррациональное, объяснить рациональным образом, чтобы помочь человеку научиться управлять своими страстями. 2. Джонсон – религия помогает человеку сохранить какие-либо ценности, т.е. религия удовлетворяет потребность человека в ценностях, значит религия была и будет всегда. 3. Потребность в религии – это не органическая потребность человека, а социально-обусловленная. ПОДХОДЫ к исследованию психологических корней религии. 2 основных подхода: 1. Исторический Ранние формы: - магия – возможность повлиять с помощью сверхъестественных сил - фетишизм- тотемизм – родственные связи между человеком и животным 2.Индивидуально-психологическийоснова: индивидуальное развитие Научное изучение религий началось после 19 в. Психологи взялись за изучение религии как психологический феномен. Уильям Джеймс американский психолог прагматик написал «Многообразие религиозного опыта» 1902 году. Считал, что происхождение религии эмоциональное, а не интеллектуальное, у каждого своя религия, первичный религиозный опыт – его значение ИИСУС. К религии относился положительно. З. Фрейд использовал свой метод для объяснения религиозности людей. Метод психоанализа иррационален и религия иррациональна. Основной источник религии находится в самом человеке. С т.з. Фрейда религия иллюзорное использование древних сильных желаний человека, тех желаний, которые недопустимы с т.з. морали. Религия способ защитить индивида от враждебному ему социального начала (Суперэго), то что сдерживает сексуальные, агрессивные желания человека. В итоге религия это общечеловеческий навязчивый невроз. ЮНГ – одним из архитипов считал религиозные символы и образы, считал, что вера в бога необходима для психического здоровья человека. Э. ФРОММ _ истинная религия должна способствовать развитию высочайших индивидуальных возможностей, но обычно на практике возвращает человека к неврозу. А. Маслоу – пиковый опыт, мистический. Эриксон – выявил положительную роль кризисов души. В. Франкал – положительно относился. Вершинная психология. Смысл жизни связывал с религией. 35- исследователей религиозно-психологических феноменов можно сделать вывод, что специфика религиозных чувств заключается не в их психологическом содержании, а в их направленности, в предметах, на которые они направлены. Что же касается предметов религиозных чувств, то ими могут быть различного рода религиозные образы, представления и идеи.В тех же случаях, когда религиозные чувства, казалось бы, направлены на реально существующий объект, например на какого-либо человека ("святой", "праведник" и т.п.) или материальный предмет ("чудотворная икона", "святой источник" и т.п.), то они в действительности всегда связаны не с самим объектом как таковым, а лишь со сверхъестественными свойствами, которыми якобы он обладает. Чувства в сфере религии играют важнейшую, первостепенную роль. Проблема специфики религиозных чувств неоднократно дискутировалась в зарубежной психологии религии. Предпринимались многочисленные попытки охарактеризовать религиозные чувства с точки зрения их специфического психологического содержания. Одни психологи, следуя за немецким протестантским теологом Ф.Шлейермахером (1768–1834), квалифицировали религиозное чувство как «чувство зависимости». Другие разделяли точку зрения немецкого теолога и философа Р.Отто на религиозное чувство как на специфическое единство «священного ужаса и восхищения» 176. Третьи (Г.Воббермин) полагали, что религии в наибольшей степени свойственны чувства «безопасности и страстных ожиданий». Даже в середине XX в. высказывались мнения, что «отличительной чертой религиозного чувства является благоговение, а не страх, любовь, скорбь или разочарование». Набор чувств и переживаний, свойственных религиозным людям в различные эпохи, исторически менялся. Общая тенденция изменений в сфере религиозных эмоций состояла в вытеснении отрицательных переживаний, прежде всего страха, которые преобладали у первобытных людей, чувствами положительными: любовью, благоговением, восхищением, благодарностью. Хотя религиозный страх остается одним из важных компонентов переживаний современных верующих
18-Типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму). Глубоко верующие — вера в основном реализуется в поведении. Верующие — вера слабо реализуется в поведении. Колеблющиеся — наличие колебаний между верой и неверием. Возможны отдельные элементы религиозного поведения. Индифферентные к религии люди — религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. Религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления. Пассивные атеисты — атеистические убеждения имеются, но не всегда являются осознанными. Религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении. Активные атеисты — наличие глубоких атеистических убеждений. Атеистические убеждения реализуются в поведении. Типология религиозных личностей: 1) мистик — тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния; 2) пророк — личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный религиозный опыт; 3) священнослужитель — посредник между человеком и божеством. Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам. Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке; 4) реформатор — личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом; 5) монах — член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований; 6) монах отшельник — человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта; 7) святой — личность, воплощающая в глазах религиозного общества идеал совершенства в той или иной его форме; 8) теолог — тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме; 9) основоположник религии — фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей. Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что он становится основой новой религии. Многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания. 57- Типология религиозных личностей:
1) мистик – тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния;
2) пророк – личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный религиозный опыт;
3) священнослужитель– посредник между человеком и божеством. Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам. Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;
4) реформатор – личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом;
5) монах– член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований;
6) монах отшельник – человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта;
7) святой – личность, воплощающая в глазах религиозного общества идеал совершенства в той или иной его форме;
8) теолог – тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме;
9) основоположник религии – фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей. Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что он становится основой новой религии. Многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания.
37- Религиозная вера в сверхъестественное имеет следующие основные особенности. Во-первых, она предполагает не просто наличие в сознании представлений о сверхъестественном (такие представления могут быть и у неверующих), а веру в реальное существование сверхъестественного. Там, где такая вера отсутствует, не может идти речь о религии. Именно здесь проходит водораздел между народной сказкой и религиозным мифом, искусством и религией. Во-вторых, религиозная вера обязательно предполагает эмоциональное отношение к сверхъестественному. Ф. Энгельс называл религию непосредственной, т. е. эмоциональной, формой отношения людей к господствующим над ними силам 3. Верующий человек не просто верит в реальность сверхъестественного, а всегда эмоционально переживает свое отношение к сверхъестественному. Вера в сверхъестественное непременно включает религиозные чувства. Теологи и философы-идеалисты пытаются обосновать существование некоего врожденного религиозного чувства как извечного тяготения человеческой души к богу. В действительности религиозными чувствами являются обычные и весьма разнообразные чувства верующего человека. Они отличаются от иных человеческих переживаний тем, что направлены на сверхъестественный объект, существующий лишь в сознании верующих 4. В-третьих, вера в сверхъестественное включает убеждение в существовании особых двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным. Верующий убежден, что сверхъестественное не просто существует, а что оно может повлиять на его жизнь, его судьбу; с другой стороны, он верит, что с помощью особых действий можно воздействовать на сверхъестественное, «задобрить» его. Таким образом, религия предполагает веру в существование особых иллюзорно-практических отношений между человеком и сверхъестественным. Эти отношения иллюзорны, поскольку их объект не существует, но в то же время это практические отношения, ибо они реализуются верующими в культовых действиях. Отличие религии от идеалистической философии состоит, в частности, в том, что первая обязательно предполагает веру в двусторонние связи между человеком и сверхъестественным, которые реализуются в религиозном культе. Религиозный человек верит не в абстрактного «философского» бога, а в бога, представленного в виде личности, которому можно помолиться, дать обет, у которого можно вымолить прощение, облегчение горестей и невзгод.
20-Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным. Индивид знает, что другие сочувствуют ему, и находит утешение в знакомых и четко установленных ритуалах. Традиционно под компенсаторной функцией религии понимается особенность религии давать людям утешение, душевное равновесие, обещая вознаграждение в следующей жизни (иногда в этой) и примирять с неизбежными жизненными реалиями. Иногда эту функцию называют психологической функцией религии, но тогда в нее включают адаптации, самоидентификацию, т.е. то чему религия способствует тоже. Упорядочение понимание мира гармонизация внутреннего мира людей понимается в качестве основной цели религии в этом контексте.Ее же определяют как иллюзорную функцию религии, это подразумевает, субъективную, оценочную характеристику религии, при этом авторы основываются на том, что, что религия создает только иллюзорный образ мира и то решение психологических проблем, которое она предлагает ложно. Кроме того, само понятие «компенсация» может иметь различную трактовку, в науках, имею в виду в психологии и социологии. А традиционное понятие компенсаторной функции обозначает скорее психологическую защиту, а это понятие еще шире чем шире понятия «компенсация». Ну теперь с определениями вроде покончили, вроде покончили. Попробуем определить, что дает нам, обществу компенсаторная функция, и что у нас отбирает.Т. определим ее плюсы и минусы.
С одной стороны, стабильность важна для общества, а примиряя человека с действительностью, и мотивируя его на апатию используя воздаяние, религия укрепляет устои государства. Человек мириться с ситуацией. Вроде бы все нормально. Но с другой стороны, когда ситуация, критическая, не происходит никаких социальных изменений. Религия «отговаривает» людей от революций, и выражений своих мыслей. Кроме того, религия отвлекает внимание человека, на бога, и все устремления его, должны быть направлены на него, и будущую жизнь, а не на эту. А среди веющих процент людей бедных и с низшим образованием, и более низким социальным статусом, более высок.Т.е если среду ученых верующих 5%, то среди всего населения, около 60%. Это говорит о том, что религия, помогает человеку приспособиться к жизни, и помочь адаптироваться. Но в то же время, он не хочет ничего предпринять, чтобы изменить ситуацию, поскольку с ней примирился. Кроме того с психологической точки зрения, верующие гораздо более приспособлены. Они периодически переходят с одного мировоззрения на другое (с научного на религиозное), что помогает, больше нервов целыми. И верующие живут дольше. Ну еще естественно, религия помогает устроиться на новом месте, быстрее адаптироваться, найти друзей и единомышленников Еще один факт в пользу религии, верующие знают, что произойдет с ними, в следующей жизни, поэтому у них уменьшается главный страх человека- страх смерти.А ведь практически все остальные страхи, опираются на него, от страха микробов, публичных выступлений (ну здесь опосредовано, через неприятие обществом), до клаустрофобии. И еще одни минус, религия возбуждает другие страхи: страх перед богом, Сатаной, адом.
Короче, компенсаторная функция, имеет свои плюсы и минусы, хотя плюсов мне видится больше. 30- Вторая важнейшая методологическая проблема — это проблема соотношения психологических и социальных корней религии. В решении этой проблемы можно выделить три основных подхода: 1. Религиозная вера индивида якобы имманентно присуща его сознанию («душе»), т.к. источником сознания («души») является бог. Это религиозно-идеалистическое решение проблемы. 2. Индивидуальная религиозность определяется внутренней психологической (или биологической) потребностью отдельного индивида в вере. Такой подход характерен для многих концепций в буржуазной психологии, в том числе и для психоанализа. 3. Научное, марксистское решение проблемы: сама по себе психика индивида религиозную веру не рождает, но под воздействием условий жизни создаются определенные психические состояния, которые благоприятствуют усвоению индивидом религиозных верований из окружающей среды. Остановимся кратко на характеристике первых двух концепций. Как уже говорилось, выведение религиозной веры из божественного источника свойственно не только богословам и церковным проповедникам, но и представителям буржуазного религиоведения. Например, по мнению немецкого философа и религиоведа Рудольфа Отто (1869–1937), в основе индивидуальной религиозности лежит встреча человека со «святым», т.е. с богом, встреча, которая происходит в глубинах психики, носит иррациональный характер и вызывает соответствующие религиозные переживания. Поэтому Р. Отто утверждает реальность божественного откровения, которое реализуется в религиозном опыте индивида. Согласно взглядам немецкого философа Макса Шелера (1874–1928), психология религии должна постулировать реальность «религиозных объектов» (т.е. сверхъестественного, бога), прежде чем она предпримет попытки исследовать их воздействие на человеческую психику. И отсюда Шелер делает вывод, вполне естественный, исходя из его посылок (хотя и противоречащий здравому смыслу, не говоря уже о науке): все те, кто не верят в реальность сверхъестественного, не имеют права исследовать психологический феномен религиозной веры, т.е. психологией религии могут заниматься только верующие. Нет необходимости доказывать, что подобные идеи закрывают дорогу всякому объективному и непредвзятому изучению психологических корней религии.
8- Религиозный культ и религиозные организации. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Религиозный культ (лат. уход и почитание) – совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются воздействовать как на сверхъестественное, так и на реально существующие объекты. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. Это могут быть растения, реки, небесные светилы, а также духовные существа. Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. К средствам культа относятся молитвенный дом, религиозное искусство, различные культовые предметы. Важнейшим из средств является культовое здание. Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать. Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания.
Религиозные организации – религиозные объединения, возникающие на основе общности верований и обрядов. В зависимости от конкретных исторических условий эти организации принимают различные формы. На основе изучения христианства выделяют три основных типа организаций: церковь, секта, деноминация. Церковь – широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором, а традицией. Характеризуется иерархическим принципом управления, строго фиксированной системой вероучения и культа. Секта – объединение верующих, противопоставляющих себя господствующему религиозному течению. Характеризуется равенством всех членов секты, принципом добровольности объединения. Деноминация занимает промежуточное положение между церковью и сектой. Ей присущи признаки одного типа религиозных организаций и другого.
25- Место в системе научного знания
Этот вопрос тесно связан с междисциплинарной природой психологии религии и заключается в том, следует ли относить ее к психологии или к религиоведению, если к психологии, то какая из областей последней — индивидуальная или социальная — должна быть преимущественно представлена в исследованиях. Вопрос усложняется еще тем, что до появления научной психологии (формально дату ее возникновения связывают с основанием В. Вундтом в 1879г. первой экспериментальной психологической лаборатории в Лейпциге) проблемы психологии религии оказывались главным образом в лоне философии или теологии. Однако уже первые попытки систематического изучения психологических проблем религии двигались в направлении эмпиризма и заключали в себе стремление приблизиться к эталонам, выработанным конкретным естественно-научным знанием. Философской методологической базой большинства исследователей был позитивизм или стихийный материализм, уже в ранних работах обнаружилась тенденция разграничения задач психологии и философии религии. Однако институционально психология религии практически не была представлена в психологических исследовательских центрах и на факультетах психологии; специалист по психологии религии чаще находил себе применение в рамках религиоведческих, философских или теологических учреждений.
Отнесение психологии религии к психологии социальной или индивидуальной осложнено трудностью проведения строгой границы между этими областями. На первый взгляд очевидно, что, будучи явлением социальным, религия более естественно вписалась бы в контекст социально-психологического исследования; и, действительно, на ранних этапах импульс со стороны социальной психологии был весьма значителен. Тем не менее как показало позднейшее развитие, большинство концепций в психологии религии обязано своим происхождением психологии индивидуальной: психологии бессознательного, психологии поведения и т. д. При этом, как правило, известные общетеоретические положения о природе индивидуальной психики экстраполировались на проблемы религии. Лишь относительно недавно последние вновь оказались в сфере внимания социальной пси хологии.
40- В принципе (т.е. безотносительно к религии) влияние какого-либо явления на жизнь людей может быть или положительным (помогающим им в деле их сохранения и развития), или отрицательным (мешающим им в деле их сохранения и развития), или противоречивым (несущим в себе как положительные, так и отрицательные последствия). Как можно оценить в обобщенном виде (в целом) влияние религии на жизнь людей? Как положительное? Как отрицательное? Или как противоречивое? Служители культа и богословы, которые делят религии на истинные, частично истинные и ложные, считают, что истинные религии играют безусловно положительную роль, ложные - безусловно отрицательную, а частично истинные - противоречивую роль. Среди атеистов есть и такие (мы называем их "крайними атеистами"), которые считают, что любая религия играет только отрицательную роль. Они, как правило, руководствуются высказыванием В.И.Ленина, назвавшего религию (религию вообще, всякую религию) "врагом культуры и прогресса". В проблеме "роль религии" существует и точка зрения так называемой "золотой середины", которой и придерживаются авторы книги. Согласно этой точке зрения религия в целом играет противоречивую роль: в ней есть тенденция, враждебная культуре и прогрессу, но есть и тенденция противоположного характера. Тенденция, враждебная культуре и прогрессу, особенно наглядно проявляется в так называемой религиозной патологии. В современном обществе роль религии противоречива. В историческом прошлом преобладали ее положительные аспекты, но в историческом будущем они сойдут на нет, что приведет к исчезновению религии. Она станет не нужна ни отдельному человеку, ни обществу. Однако, когда наступит это время, через сто или тысячу лет, сейчас сказать невозможно. Религия имеет специфическую часть (веру в сверхъестественное) и неспецифическую (идеи, включенные и в другие духовные явления: нравственные, правовые, педагогические, медицинские, экологические и др.). Положительное и отрицательное в жизнь людей вносят обе части религии. Отрицательная роль религии заключается в следующемТезисы о роли религии в обществе // http://www.humanism.su/ru.: Самый большой и опасный негативный результат приносил в прошлом и приносит сейчас фанатический элемент внутри религий. Что это такое? Фанатизм есть поведение, когда люди во имя своих мировоззренческих убеждений приносят вред себе или другим людям и даже совершают преступления. В разных религиозных организациях степень проявления фанатизма разная. Есть такая религия, в которой фанатизм отсутствует в принципе - бахаи. Вообще точно установленных фактов фанатизма мало. Есть в основном косвенные сведения и некоторые гипотезы. Самым опасным проявлением фанатизма в России сегодня является ваххабитский фанатизм. Проявлением фанатизма являются истерические обряды в некоторых общинах пятидесятников. Проявления фанатизма есть и в православии: отказ части православных служителей культа и верующих получать ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), молитвы части монахов с утра до вечера в некоторых монастырях, "ночевки" некоторых монахов в гробах, разжигание вражды и ненависти к инакомыслящим россиянам под видом борьбы с "тоталитарными сектами". Лидерами в последнем виде фанатической деятельности являются богослов Дворкин и дьякон Кураев. Им удалось получить одобрение руководства РПЦ и вовлечь в эту борьбу массы православных верующих, в том числе многих интеллигентов. Проявления отрицательной роли религии есть и вне зоны фанатизма. К ним можно отнести: пропаганду ложной картины мира (что сдерживает развитие некоторых направлений науки и их усвоение), пропаганду некоторых вредных норм морали (например, призыв "любить врагов"), сдерживание социальной активности верующих (ориентация через молитвы на мифическую помощь бога), отчуждение верующих разных конфессий друг от друга и связанные с этим нелады в семьях, отчуждение верующих от светской культуры. Если понаблюдать за жизнью, можно найти и другие признаки отрицательного влияния религии на жизнь людей. Date: 2015-09-24; view: 1481; Нарушение авторских прав |