Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просвещенный абсолютизм» в Испании и Португалии
Переход испанского престола к Бурбонам грозил нарушить хрупкое европейское равновесие сил и вызвал резкое обостре- ние противоречий между Австрийской империей и Францией, которое переросло в общеевропейскую Войну за испанское на- следство (1701-1714). Против испанской армии, которую подде- рживали присланные Людовиком XIV французские контин- генты, действовали австрийские, английские и нидерландские войска, а также силы некоторых других малых европейских государств.
Территория самой Испании надолго стала ареной военных действий соперничавших держав. Каталония, Арагон и Вален- сия приняли сторону австрийского эрцгерцога, надеясь с его помощью сохранить свои древние привилегии. Но Кастилия и другие провинции поддержали Филиппа в противовес дру- гим претендентам, насаждавшимся иностранными захватчи- ками. По Утрехтскому миру (1713) Филипп V был признан ко- ролем Испании при условии отказа от прав на французский престол. Единство страны было восстановлено, но Испания по- теряла значительную часть своих владений в Европе — Неапо- литанское королевство, остров Сардинию, Тоскану, Миланское герцогство и Бельгию пришлось уступить Австрии, Менорка и Гибралтар были захвачены Англией, герцог Савойский полу- чил Сицилию. Только после того как союзники отступились от каталонцев, Филипп V смог после упорной осады взять Бар- селону (сентябрь 1714 г.) и вернуть Балеарские острова (июль 1715 г.).
Победа над сепаратистами в Каталонии, Арагоне и Вален- сии сделала возможной окончательную централизацию стра- ны. Еще в 1707 г. были отменены старинные привилегии — «фуэросы» в Арагоне и Валенсии. Эти провинции утратили свою политическую и судебную автономию. Арагонский совет,
кортесы и трибунал юстиции упразднялись навсегда. Вместо них в Сарагосе и Валенсии были учреждены королевские Ау- диенции, члены которых назначались королем. Городами и се- лениями стали управлять, так же как в Кастилии, коррехидо- ры, вводились кастильские налоги. В 1714 г. лишились своей автономии Каталония и Балеарские острова. В 1716 г. были упразднены барселонские кортесы и введены единые для всей страны налоги. Неприкосновенными остались только «фуэро- сы» баскских провинций и Наварры. Благодаря отмене нало- говых привилегий северных провинций и развитию системы интендантств значительно увеличились поступления в казну, что позволило королю сформировать более или менее боеспо- собную армию и возродить флот. Многими современниками отход нидерландских и итальянских владений воспринимал- ся как освобождение от тяжкого бремени, что открывало путь к внутренним реформам. Но, в целом, положение страны оста- валось тяжелым. Ремесла, земледелие, торговля по-прежнему находились в упадке, подорванные долгой войной.
В это непростое время умерла королева Мария Луиза, имев- шая сильное влияние на короля. Филипп вступил во второй брак с Елизаветой Фарнезе, дочерью герцога Пармского. Верх при дворе взяла итальянская партия во главе с Джулио Аль- берони. Этот предприимчивый и даровитый министр, вско- ре сделавшийся кардиналом, сосредоточил в своих руках все нити управления. В 1717 г. он попытался вернуть Сицилию и южную Италию. Испанский флот неожиданно появился у ита- льянских берегов. Испанцы легко овладели Сицилией и Сарди- нией, но в августе 1718 г. их эскадра была уничтожена англи- чанами у мыса Пассаро. В декабре Филипп уволил Альберони и согласился очистить захваченные острова.
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| Вскоре после военных неудач, в январе 1724 г., Филипп V в припадке меланхолии отрекся от престола в пользу своего шес- тнадцатилетнего сына Людовика и поселился вместе с женой в замке Сент-Ильдефонсо. Но через восемь месяцев Людовик неожиданно умер от оспы, и под давлением своего окружения Филипп с большой неохотой согласился вернуться к управле- нию государством. Около 1730 г., король, который во время Войны за испанское наследство продемонстрировал личную храбрость, энергичность и решительность, чем заслужил про- звище «el Aminoso» (отважный), окончательно впал в состоя- ние меланхолии и непреодолимой лености. С той поры от него нелегко было добиться даже простого слова. Он не стриг волос и ногтей, оставался по целым дням в постели, вставал лишь ночью на несколько минут, чтобы поесть; нельзя было угово- рить его подписать какие-либо документы. Только под действи- ем пения он на короткий срок пробуждался к жизни. Короле- ва Елизавета в 1737 г. специально пригласила в Мадрид певца Фаринелли, славившегося тогда по всей Европе своим удиви- тельным голосом. Этот человек вскоре сделался совершенно не- обходимым для управления государством: послушав его, Фи- липп покорно шел к столу и ставил свои подписи в тех местах, где ему указывали.
В 1746 г. на испанский престол взошел сын Филиппа V и Ма- рии Луизы Савойской Фердинанд VI (1746-1759). Несмотря на вялость, набожность и ипохондрический характер, он стяжал любовь народа своими приветливыми манерами, тактичным поведением, миролюбием, бережливостью и верностью данно- му слову. Он получил прозвище «el prudente» (Благоразумный). Длительный мир, строгая экономия, сокращение вдвое расхо- дов двора позволили Фердинанду поправить финансы и восста- новить военный флот. Отмена системы налоговых откупщиков привела к повышению государственных доходов на 50%. Мра- кобесию также был нанесен сильный удар. Инквизиция, кото- рая в предыдущее царствование отправила на костер около 800 человек, в эти годы добилась утверждения всего 10 смертных приговоров. Под конец жизни Фердинанд впал в безумие, со- провождавшееся эпилептическими припадками. Время прав- ления его брата, Карла III (1759-1788), вошло в историю Испа- нии как период реформ «просвещенного абсолютизма» и стало высшим пиком в развитии испанской монархии.
§ 12. Испания и Португалия в XVI-XIX вв.
| В 1731 г., после смерти последнего герцога Фарнезе и соглас- но договору с Францией и Англией, Карл III был провозглашен герцогом Пармским. Во время Войны за польское наследство, в 1733 г., Филипп V вступил в союз с Францией при условии, что Карлу III позволено будет овладеть Неаполитанским ко- ролевством и Сицилией. В начале 1734 г. 20-тысячная испан- ская армия выступила из Пармы на юг Италии. Неаполитан- цы немедленно восстали против австрийцев и повсюду как освободителя приветствовали Карла III, который с большой пышностью короновался в Неаполе. Вскоре у Битонто в Апу- лии австрийская армия была разбита. Гаэта и Капуя открыли перед испанцами ворота. В ноябре победители переправились
в Сицилию, которая так же легко покорилась власти Бурбо нов. По мирному договору 1738 г. император Карл VII признал Карла III королем Неаполя и Сицилии, взяв себе в качестве компенсации герцогство Пармское. Во время Войны за авс- трийское наследство (1743-1748) Карлу III пришлось опять за щищать свои владения от австрийцев. В августе 1744 г. у ворот Валлетри и на улицах этого города произошло ожесточенное сражение. Нападение австрийцев было отбито.
Карл III проводил в Неаполитанском королевстве актив- ную протекционистскую политику. Он украсил Неаполь пре- красными постройками, при нем был сооружен великолепный дворец в Казерте. По всей стране строились дороги и мосты. С помощью известного юриста Тануччи король провел важные законодательные реформы. Он существенно ограничил приви- легии духовенства и дворянства, обложив их податями. Круп- ную аристократию он заставил переселиться из своих владе- ний в столицу, благодаря чему королевская власть заметно окрепла. Когда в 1759 г. умер, не оставив потомства, его стар- ший брат, испанский король Фердинанд, Карл III отказался от неаполитанской короны в пользу сына и вступил на испан- ский престол. В Испании он продолжал вести простой и воз- держанный образ жизни итальянского горожанина. Его весе- лый нрав, доброта и обходительность очаровывали всякого, кто имел с ним дело. Отличаясь педантичной честностью и непоко- лебимой справедливостью, Карл III всегда с большой аккурат- ностью исполнял свои королевские обязанности. При глубокой набожности он обладал исключительной свободой духа и яс- ностью ума. Царствование его оказалось очень благотворным для страны, а сам он снискал славу «доброго короля».
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| Главной целью реформ Карла III была централизация госу- дарства. Все феодальные свободы провинций были отменены, только Наварра сохранила остатки автономии. Была проведе- на реформа органов исполнительной власти и местного само- управления, кортесы перестали созываться. Власть сосредото- чилась в руках королевских министров из числа приверженцев идей Просвещения. Гранды окончательно потеряли свое бы- лое значение. Добиваясь ограничения разросшихся привиле- гий клира, его вмешательства в политику и даже самой чис- ленности, особенно членов монашеских орденов, реформаторы неизбежно вызывали недовольство церкви, которая настра- ивала прихожан против нововведений. Не только часть дво- рянства, духовенство, но и большая часть простого народа не- приязненно относились к реформам, не всегда понимая суть производимых перемен. Реформаторы столкнулись даже с от- крытым сопротивлением иезуитов, и в 1767 г. Карл III запре- тил их деятельность и изгнал из страны. Могущество церкви было ограниченно, и она должна была подчиняться всем ука- зам короля. Церковные имущества были обложены податями. Карл, однако, не решился упразднить инквизицию, но за вре- мя его царствования на костер отправили всего четырех чело- век. Были проведены улучшения в административной системе, армии, основан целый ряд новых учебных заведений, постро- ены военные мануфактуры. Продолжали строиться корабли и была основана Морская академия, так что Испания могла под- держивать свой престиж морской державы (однако участие в Семилетней войне 1756-1763 гг. стоило Испании потери Флори- ды.) Создание новой, более сбалансированной налоговой систе- мы позволило увеличить ежегодный государственный доход в четыре раза. Был принят закон о свободе передвижения, ввоза и вывоза зерна, уменьшены пошлины — все это оживило тор- говлю. Король всячески поощрял промышленность и земледе- лие. Столица королевства была благоустроена, а города были соединены прекрасными шоссейными дорогами. Много было сделано для народного просвещения и оживления деловой и предпринимательской активности испанцев, в этот период на- чинается духовное возрождение нации.
§ 12. Испания и Португалия в XVI-XIX вв.
| Политическая стабилизация стала необходимым условием для экономического возрождения Испании. Уже в первые де- сятилетия XVIII в. длительный упадок постепенно сменяется подъемом. Этому прежде всего способствовало то, что с 1713 по 1808 г. Испания не вела войн на своей территории. Значитель- но возросло население страны — с 7,5 млн в 1700 г. до 10,4 млн в 1787 г. и 12 млн в 1808 г. С середины XVIII в. шло постепен- ное восстановление испанской промышленности, происходил рост городского населения (хотя в целом оно не достигало да- же 10%): к началу XIX в. Мадрид насчитывал 160 тыс. жите- лей, Барселона, Валенсия и Севилья — по 100 тыс. Остальные города были невелики, не более 10—20 тыс. жителей. Подъ- ем в промышленности проявился прежде всего в восстановле- нии мануфактурного производства. Особенно быстро развива- лось производство хлопчатобумажных тканей в экономически наиболее развитой области — Каталонии. За 30 лет население
Барселоны выросло в 3 раза (1759-1789). Отмечался подъем металлургии в Астурии, число занятых в ней рабочих вырос ло почти в два раза. Однако в большинстве городов еще пре обладало цеховое ремесло. Его наиболее развитыми центрам и были Галисия, Валенсия и Кастилия. В стране продолжал» сохраняться значительная хозяйственная обособленность от дельных провинций, формирование внутреннего рынка шло крайне медленно.
В XVIII в. Испания продолжала оставаться аграрной стря ной. В деревне преобладали феодальные отношения. Более по- ловины всех земель принадлежало светским феодалам и цер кви. Аграрные отношения в различных областях отличались большим своеобразием. На севере, в Галисии, Бискайе и Стра- не Басков, преобладало мелкое хозяйство крестьян-цензитари- ев (эредад). В Кастилии наряду с этой формой аграрных отно- шений была распространена аренда на основе половничества и отработок в хозяйстве помещика. На юге в Андалусии преоб- ладало плантационное хозяйство с использованием сезонных батраков-поденщиков. В XVIII в. во многих районах натураль- ные и отработочные повинности были заменены денежной рен- той. Крестьянин уплачивал денежный ценз сеньору, налоги го- сударству (в том числе алькабалу) и баналитеты.
Большую часть дворянских владений составляли неотчуж- даемые майоратные земли. Майораты передавались по наследс- тву старшему сыну, не могли дробиться, их нельзя было прода- вать и закладывать. Сохранение системы майоратов пагубно отражалось на экономическом развитии страны, препятство- вало развитию капитализма. Значительная часть земель изы- малась из хозяйственного использования; в Кастилии, где было особенно много майоратов, обрабатывалась всего 1/3 пригодных для сельского хозяйства земель. Большой урон земледелию по- прежнему наносили ежегодные перегоны стад Месты (привиле- гированной организации крупных скотоводов-дворян). Как и в XVI в., стада мериносов двигались через засеянные поля, виног- радники, оливковые рощи.
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| Социальная структура страны оставалась архаичной. По- прежнему главенствующее положение принадлежало дворянс- тву, которое сохраняло многочисленные привилегии. В отличие от других стран Европы в Испании в XVII-XVIII вв. возросла численно и укрепила свои экономические позиции титулован- ная знать. Это было результатом эксплуатации колоний, дохо- ды от которой шли главным образом в руки высшего дворянс- тва, скапливаясь в форме сокровищ. К высшему дворянству принадлежали владельцы майоратов; большинство их не зани- малось никакой хозяйственной деятельностью. Только на юге, в Андалусии и Эстремадуре, крупные земельные собственни- ки — дворяне вели предпринимательское хозяйство и исполь- зовали наемный труд. Многие из них участвовали в колониаль- ной торговле через посредников.
На другом полюсе находилась огромная масса полунищих идальго, ничего не имевших, кроме дворянского титула и «чис- тоты крови». Многие из них жили в городах, где пользовались до середины XVIII в. привилегией занимать половину муници- пальных должностей, которые часто были для них единствен- ным источником дохода. Сильны были и экономические пози- ции церкви: она владела до 1/3 всех земель, заметную часть населения составляли монахи и служители церкви.
К третьему сословию (95% населения) принадлежали пред- ставители различных слоев — от бедных крестьян и поденщи- ков до купцов и финансистов. Его особенностью в Испании был низкий удельный вес буржуазии, что было связано с длитель- ным экономическим упадком страны. Разбогатевшие выходцы из третьего сословия стремились купить идальгию (дворянс- кое звание), чтобы не платить налогов. Получив дворянство, они, как правило, прекращали экономическую деятельность, так как она считалась несовместимой с идальгией.
Date: 2015-09-24; view: 1586; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|