Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Австралия. Австралийский материк был открыт в 1606 г
Австралийский материк был открыт в 1606 г. голландцем В. Янсзоном, который назвал его Новой Голландией. Только в XIX в. за этими землями закрепилось современное название «Австралия», что в переводе с латыни означает «Южная Зем- ля». После кругосветного путешествия 1768-1771 гг. во главе с английским мореплавателем Джеймсом Куком было вновь от- крыто для европейцев восточное побережье Австралии. Бри- танское правительство приняло решение использовать эти зем- ли для высылки преступников, и в 1788 г. там было основано первое поселение каторжников под названием Сидней. Однако вскоре в Австралию потянулись и первые вольные британские поселенцы и иммигранты из Европы.
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| Важность австралийских земель для империи в значитель- ной мере определялась их выгодным географическим поло- жением между Индийским и Тихим океанами, что позволяло контролировать морские подходы к Британской Индии с юго- востока. Многочисленные экспедиции отправлялись вглубь ма- терика, пытаясь обнаружить земли, подходящие для развития сельского хозяйства, однако они показали, что центральные районы Австралии непригодны для решения этих задач, и но- н ые европейские поселения продолжали возникать в основном на побережье. Продвижение белых фермеров на новые террито- рии сопровождалось оттеснением аборигенов вглубь материка и физическим истреблением коренного населения как самой Авс- тралии, так и близлежащих островов (на острове Тасмания оно было полностью уничтожено).
В первой половине XIX в. основную массу жителей Нового Южного Уэльса — так называлась первая британская колония на материке — составляли заключенные и охранявшие их сол- даты, а также небольшая по численности колониальная адми- нистрация. Жизнь и условия труда первых поселенцев были крайне трудными. Сначала преступники использовались на работах, проводившихся непосредственно колониальной адми- нистрацией, которая обеспечивала их минимальным питанием и одеждой, позднее заключенных разрешено было передавать для работы в хозяйства свободных поселенцев. В 1804 г. впер- вые было введено регулирование труда ссыльных, а с 1816 г. им начали платить ежегодное жалование, составлявшее 10 фун- тов стерлингов для мужчин и 7 фунтов стерлингов для жен- щин. Однако отсутствие какого-либо контроля над использо- ванием труда заключенных приводило к произволу фермеров. Это обстоятельство, а также отсутствие личной заинтересован- ности в результатах труда в конечном итоге делало использова- ние подобной подневольной рабочей силы малоэффективным. Немногим лучше было и положение свободных рабочих, полу- чавших зарплату продуктами, а чаще всего спиртом.
§ 11. Английские переселенческие колонии в XVIII-XIX вв.
| Первые 30 лет существования Нового Южного Уэльса его управление носило военно-полицейский характер. Губернатор обладал поистине диктаторскими полномочиями: он назна- чал всех чиновников местной администрации, ведал юстицией (ему подчинялись местные гражданские и уголовные суды) и фактически полностью руководил экономической жизнью ко- лонии. Военные в этот период пользовались привилегирован- ным положением, что выражалось прежде всего в создании благоприятных условий для развития их частных хозяйств: офицерам предоставлялись участки размером в 100 акров, сол- датам — в 50, в течение 10 лет им бесплатно выдавались средс- тва для обработки земли, семена и продукты питания. Свобод- ные иммигранты и отбывшие свой срок заключенные также
получали поддержку от государства и земельный надел в ви- де дара, не превышавший размера 100 акров. Но система эти просуществовала недолго. В августе 1824 г. была окончатель- но установлена практика продажи коронных земель, которая положила начало массовому притоку свободных иммигрантом в Австралию и череде земельных спекуляций.
Уже в начале XIX в. среди населения колонии появились требования демократизации управления, и в 1823 г. правитель- ство метрополии частично ограничило власть губернатора, со здав Законодательный Совет из 5-7 членов, назначавшихся министерством колоний и имевший исключительно совеща тельные функции. Дополнительная инструкция к акту 1823 г., изданная двумя годами спустя, распространяла власть губер- натора Нового Южного Уэльса на Землю Ван Димена, где его представлял особый помощник. В обеих колониях создавались Исполнительные советы, также в некоторой степени ограни чивавшие губернаторскую власть. Акт реформировал сущест вующую в колониях судебную систему: учреждались высшие суды, главы которых назначались указом короля. Была пре- дусмотрена и возможность пересмотра любого местного закона британским парламентом в течение трех лет. По мере возник- новения новых колоний на территории Австралии на них рас- пространялась аналогичная с Новым Южным Уэльсом систе ма управления.
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| В 30-40-е гг. XIX в. политическая жизнь австралийских колоний заметно активизировалась благодаря притоку сво- бодных иммигрантов. Ради привлечения новых переселенцев колонисты в 1835 г. создали специальный денежный фонд по финансированию их переезда из Англии, просуществовавший до 1856 г. В результате с 1820 по 1850 гг. в Австралию прибы- ло свыше 200 тыс. свободных иммигрантов, и к началу 50-х гг. XIX в. все население переселенческих колоний Британии там превысило 400 ты. человек. В результате уже к 40-м гг. в соци- альной структуре австралийского общества значительно по- высился удельный вес собственников, поэтому, если раньше группировки местных «тори» и «вигов» поддерживали про- тивоположные установки — первые настаивали на введении олигархического строя и недопущении бывших преступников к политической жизни, а вторые активно выступали за само- управление колоний и создание системы представительства с участием отбывших свой срок заключенных — то к началу
И) х гг. их требования унифицируются, и они поддерживают
... дую идею реформы управления и защиты интересов собс-
i нонников. Все активнее раздавались требования к правитель- (гну метрополии изменить отношение к Австралии как к месту ссилки преступников, и расширить возможности для свобод- ного освоения этих территорий.
В новых условиях британское правительство вынуждено ныло пойти на определенные уступки. Серия парламентских актов (1842, 1850, 1855 гг.) последовательно расширяла состав и полномочия законодательных советов, отныне на 2/3 изби- раемых на основе имущественного ценза, реорганизовала сис- тему местного управления, вводила пост генерал-губернато- ра и т.п. Однако новое законодательство было не в состоянии удовлетворить важнейшие требования колонистов, заинтере- сованных в расширении свободы экономической деятельнос- ти и подлинной самостоятельности в принятии внутриполи- тических решений.
Ведущей отраслью экономики британских колоний в Авс- тралии с момента возникновения и практически на протяже- нии всей их истории являлось сельское хозяйство, специфи- ка развития которого определила место континента в системе международного разделения труда. В XIX столетии в условиях промышленного переворота экономика метрополии испыты- вала растущую потребность в источниках сырья для развития фабричной системы. Поэтому территория Австралии, по-пре- жнему продолжавшая оставаться преимущественно местом ссылки преступников, начинает рассматриваться также как гигантское пастбище по производству шерсти для английской текстильной промышленности. Это обстоятельство подталки- вало жителей «белых» кoлoниq к занятию овцеводством. Пер- вые овцеводческие фермы были созданы Дж. Маккартуром и С. Мерсденом еще в 1797 г., и с этого времени разведение овец начинает завоевывать ведущее место в хозяйстве Австралии. В погоне за растущей прибылью австралийские фермеры де- монстрировали упорное стремление к расширению пастбищ- ных площадей.
§ 11. Английские переселенческие колонии в XVIII-XIX вв.
| Британское правительство пыталось ограничить процесс стихийного захвата земель. Поселенцам запрещалось селить- ся и пасти свой скот за пределами 19 округов, на которые была поделена территория колоний в начале 30-х гг. XIX в. Однако в условиях слабого контроля эта мера была малоэффективной,
и колониальному правительству пришлось принять серию ком- промиссных решений, упорядочивавших процесс временного пользования коронными землями на условиях арендной пла- ты. В 1847 г. все пастбища были поделены на 3 категории: за- селенные, промежуточные и незаселенные, в которых право пользования землей составляло соответственно 1, 8 и 14 лет на условиях ренты. Размер ее устанавливался в зависимости от качества участка, кроме того, поселенец имел право приоб- рести в собственность 160 акров и более земли по цене 20 шил- лингов за акр.
В середине XIX в. Австралию охватила «золотая лихорад- ка». Открытие многочисленных месторождений золота поч- ти во всех колониях континента, за исключением Тасмании и Южной Австралии, вызвало стремительный приток свобод- ных иммигрантов, преимущественно с Британских островов. В числе переселенцев были также американцы, немцы, фран- цузы, однако подавляющую массу приезжих составляли ки- тайцы. Парламент метрополии даже вынужден был принять ряд законов, препятствовавших притоку дешевой рабочей си- лы из Азии. На общеавстралийской конференции в Сиднее в июне 1888 г. все колонии приняли единые правила, ограничив- шие въезд китайских иммигрантов.
В первые годы «золотой лихорадки» произошел резкий от- ток трудоспособного населения из сельского хозяйства и про- мышленности. В ряде колоний обнаружился устойчивый де- фицит рабочих рук и сокращение объема капиталов. В 50-е гг. XIX в. золотодобыча почти полностью определяла экономи- ческое положение таких колоний, как Новый Южный Уэльс и Виктория, где выросло число внешнеторговых операций, но земледелие начало заметно хиреть. В то же время в Южной Австралии и Тасмании площади обрабатываемых земель зна- чительно увеличились благодаря грамотной политике прави- тельства этих колоний, скупавших золотой песок и слитки по демпинговым ценам. В результате оттуда начался экспорт про- довольствия в другие австралийские колонии.
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| В декабре 1854 г. на золотых приисках Виктории вспыхнуло восстание, в ходе которого выдвигались требования всеобщего избирательного права и отмены особых разрешений на добы- чу золота. Движение потерпело поражение, однако этот факт проявления открытого недовольства подтолкнул правительс- тво метрополии к решению вопроса о предоставлении колони- ям внутреннего самоуправления: в 1855 г. новый статус полу- чили Новый Южный Уэльс, Южная Австралия, Виктория и Тасмания, в 1859 г. Квинсленд, а в 1890 г. — и Западная Авс- тралия.
К концу 50-х гг. «золотая лихорадка» пошла на убыль, и к началу следующего десятилетия XIX в. овцеводство возврати- ло себе утраченные позиции. Главным овцеводческим райо- ном стал Новый Южный Уэльс, а Австралия в целом укрепи- ла свой статус главного поставщика шерсти для английской текстильной промышленности. Развитие скотоводства обост- рило земельный вопрос в колониях. Попытки правительства урегулировать его путем издания аграрных законов, регламен- тировавших процесс продажи земли в рассрочку относитель- но мелкими участками, не увенчались успехом, и скотоводы при поддержке банков и торговых компаний скупили большую часть коронных земель.
Во второй половине XIX в. важной статьей австралийского экспорта наряду с шерстью становится продукция мясо-молоч- ной отрасли и сахар. На сахарных плантациях в основном ис- пользовался полурабский труд представителей местных племен континента и жителей прибрежных островов. Белые хозяева обращались с ними жестоко, что приводило к многочисленным и бессмысленным смертям подневольных аборигенов.
Среди отраслей австралийской промышленности, во вто- рой половине XIX в. наибольший вес приобрела горнодобы- вающая, ориентированная не только на получение золота, но также на разработку месторождений каменного угля и железа. Производство последнего напрямую было связано с прогрессом железнодорожного строительства, активно развернувшегося в 80-е гг. XIX в. и являвшегося главным объектом приложе- ния иностранного капитала, преимущественно британского. Не случайно значительное развитие в этот период получила банковская сфера. К концу века в Австралии имелось порядка 17 крупных банков с отделениями в разных городах.
§ 11. Английские переселенческие колонии в XVIII—XIX вв.
| Динамичное развитие австралийской экономики было пре- рвано кризисом начала 90-х гг., когда цены на сельскохозяйс- твенную продукцию, в том числе на шерсть, резко упали. Начал- ся стремительный отток иностранный капиталов из Австралии. Положение несколько стабилизировалось в самом конце XIX в., когда были открыты новые золотые копи в Квинследне и Запад- ной Австралии, оживившие уже было замерший процесс золо-
тодобычи. Впрочем сельское хозяйство сыграло в поддержании экономического роста не менее значительную роль, при этом ос- новной толчок к развитию на указанном этапе получило не тра- диционное овцеводство, а земледелие и разведении пород круп- ного рогатого скота.
В связи с экономическим кризисом 90-х гг. XIX в. активизи- ровалась деятельность рабочих и профсоюзных организаций, которая стала важным фактором ускорения процесса поли- тического объединения колоний в единой государство. В этот период практически все население Австралии уже поддержи- вало идею создания федерации. Девизом сторонников объеди- нения стал лозунг: «Один континент — одна нация». Однако путь реализации поставленной цели оказался непрост, пос- кольку между колониями существовали серьезные экономи- ческие противоречия. Одни из них поддерживали протекцио- низм, другие связывали судьбу единой Австралии со свободой экономической конкуренции. В результате длительных пере- говоров правительства колоний в 1897 г. пришли к соглаше- нию о создании федерации. Решение это было одобрено как большинством «белого» населения Австралии, так и прави- тельством метрополии, надеявшимся обрести нового союзника в борьбе с растущей конкуренцией США и Германской импе- рии. В 1900 г. шесть колоний — Новый Южный Уэльс, Юж- ная Австралия, Западная Австралия, Квинсленд, Виктория и Тасмания — вошли в состав Австралийского Союза, который в 1901 г. получил статус доминиона Британской империи.
Date: 2015-09-24; view: 459; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|