Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ведущих партий в Великобритании в конце XIX в
Необходимость изменения государственного курса в услови- ях новой международной ситуации и сложной экономической конъюнктуры вызвала не только активную полемику между представителями двух ведущих политических партий Вели- кобритании, но и формирование многочисленных внутрипар- тийных группировок, а также «неформальных» общественных движений, противостоящих двухпартийному парламентскому механизму.
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| В начале 80-х гг. большинство в парламенте представляли либералы. В этот период их партия окончательно оформилась в организационном плане. В 1877 г. была учреждена Националь- ная федерация либеральных ассоциаций, состоявшая из пред- ставителей местных либеральных организаций, выполнявшая в основном пропагандистские функции и действовавшая не только во время выборов, но и в период между ними. Признан- ным лидером партии оставался У. Гладстон, которого подде- рживали «правые» и «умеренные» либералы. Но постепенно все больший политический вес приобретал один из создателей Национальной федерации Джозеф Чемберлен, промышленник из Бирмингема, прославившийся своими социальными экспе- риментами на посту лорда-мэра родного города.
С конца 70-х гг. Дж. Чемберлен стал лидером группировки радикалов в составе либеральной партии (по названию «Ради- кальной программы» социально-политических преобразова- ний, разработанной под руководством Чемберлена). Его сторон- ники выдвигали требования всеобщего избирательного права для мужчин, равенства избирательных округов, предоставле- ния жалования депутатам, ликвидации палаты лордов, отде- ления церкви от государства, расширения функций местного самоуправления, свободы во внутренних делах для националь- ных областей. Социальная часть их программы исходила из признания новой роли государства, всячески подчеркивала его патерналистскую сущность: государство призвано действовать «на стороне слабых против сильных, в интересах труда против капитала». Группировка Чемберлена предлагала также ввести прогрессивно-подоходный налог, осуществить аграрные преоб- разования (выкуп части земли у лендлордов, сдача ее мелкими участками в аренду батракам и городским рабочим), активизи- ровать жилищное строительство для бедноты.
§ 10. Англия в XVIII-XIX вв.
| Завершался и процесс организационной перестройки кон- сервативной партии. Уже с 60-х гг. консерваторы стали созда- вать в графствах регистрационные общества, ставшие впос- ледствии ячейками Национального союза консервативных и конституционных ассоциаций (так официально стала име- новаться партия). После смерти Дизраэли в 1881 г. лидером консерваторов стал маркиз Солсбери, блестящий интеллекту- ал, любимец королевы Виктории, олицетворявший респекта- бельность политической элиты поздневикторианской Англии. Внутри партии обозначилось два противоборствующих тече- ния. Представители группировки «старые тори» выступали с традиционными лозунгами укрепления трона, палаты лор- дов и англиканской церкви. «Молодые тори» — Р. Черчилль, А. Бальфур и др. — настаивали на необходимости развития идей Дизраэли о «народном торизме», активном проведении реформаторского курса, расширении электората консервато- ров. Развернувший активную пропагандистскую кампанию Рэндолф Черчилль провозгласил в борьбе за «широчайший на- родный базис» целую «программу социального прогресса» — в сфере здравоохранения, жилья, страхования и т.д. Вскоре «мо- лодые тори» создали в палате общин даже собственную фрак- цию под названием «четвертой партии» (после «третьей» — де- путатов парламента от Ирландии).
Современники отмечали, что особого различия между по- литическими программами либералов и консерваторов уже не существовало. С показательной регулярностью происходи- ла и смена правительственных кабинетов — консервативных (Б. Дизраэли: 1874-1880; лорда Солсбери: 1885-1886, 1886- 1892,1895-1902) и либеральных (кабинеты У. Гладстона: 1868- 1874, 1880-1885, 1886, 1892-1894; лорда Розбери: 1894-1895). При этом идеологическую основу правительственного курса неизменно составляли идеи либерализма — незыблемость час- тной собственности, свободное развитие рыночной экономики, конституционно-правовая модель государственности. Но в то же время все более очевидным становился внутренний раскол британской политической элиты, связанный не с партийной принадлежностью, а с пониманием роли государства в разви- тии общества. Образ «старой викторианской Англии» сплотил самые разнородные в социальном и политическом отношении силы, выступавшие против реформаторского курса. Их пуб- личной трибуной стала внепартийная «Лига защиты свобо- ды и собственности» (1883), объединившая в своем составе и представителей патриархальной аристократии, и сторонни- ков фритредерской политики из кругов крупной буржуазии, и либерально настроенную интеллигенцию. Отстаиваемые ими принципы ортодоксального либерализма постепенно стали ас- социироваться с консервативной политической программой.
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| В противовес ультро-либеральной идеологии часть британс- кой политической элиты пыталась выдвигать идеи социально- го реформизма. Возникло движение за «справедливую торгов- лю», которая была призвана заменить «свободную торговлю». Его представители выступали за введение протекционизма по примеру других стран. Один из лидеров «молодых тори» Р. Чер- чилль заявлял: «Свободный импорт убивает нашу промышлен- ность». Многие представители «молодого поколения» консерва- торов считали основой социальных реформ последовательную имперскую политику. Схожие настроения были распростране- ны в обеих партиях. От расширения империи, как доказывали консерваторы, «должен выиграть каждый англичанин». Либе- рально настроенные общественные деятели также были увле- чены идеей «цивилизаторской имперской миссии» Британии. Даже У. Гладстон считал, что «имперская миссия Англии со- стоит в распространении во всем мире конституционализма как лучшей опоры свободы и справедливости». Под эгидой им- перских идей в 90-е гг. сформировалась группировка либерал- империалистов во главе с лордом Розбери. Их активно подде- рживал и Дж. Чемберлен.
На особых политических позициях стояла «третья пар- тия» — парламентская фракция депутатов от Ирландии. Пос- ле выборов 1874 г. в палате общин заседало 103 ирландских депутата, крайне разобщенные и не представлявшие никакой политической силы. Из них 36 были тори, почти все избран- ные от Ольстера, северо-западной части острова с преимущес- твенно протестантским населением, и 67 — ирландские наци- оналисты, преимущественно католики. Своим объединением ирландские депутаты были обязаны Чарльзу Парнелу. Он ро- дился в семье лендлорда, англичанина по крови и протестанта по вероисповеданию, но горячо преданного идее национально- го возрождения Ирландии. Избранный в парламент в 1875 г., Парнел, холодный и предельно корректный как истинный ан- глийский джентльмен, являл собой резкий контраст с шум- ными, небрежно одетыми ирландскими депутатами. Своим старанием не шокировать палату и действовать в рамках пар- ламентских традиций Парнел внушил уважение даже своим противникам, а благодаря своему ораторскому таланту и ис- кусной тактике он сумел сплотить ирландских депутатов в ав- торитетную фракцию.
Сторонники Парнела развернули активную политическую деятельность и в самой Ирландии. Они выступали за аграр- ную реформу, предоставление крестьянам право на землю за «справедливую» ренту. Заручившись помощью членов загра- ничных ирландских националистических организаций и со- здав Национальную земельную лигу Ирландии, Парнел пере- шел к агитации в пользу идеи «гомруля», т.е. самоуправления Ирландии (Home rule). Вскоре Парнел получил признание как «некоронованный король Ирландии». Размах националисти- ческого движения был так велик, что правительство Гладсто- на было вынуждено отказаться от репрессивных мер. К тому же решение ирландского вопроса оказалось тесно связано с ак- тивной общественной дискуссией вокруг проекта новой парла- ментской реформы.
§ 10. Англия в XVIII-XIX вв.
| Гладстон предлагал изменить избирательное право в двух направлениях. Во-первых, право избирать депутатов в палату общин, предоставленное в 1867 г. старым городам (boroughs), должно было быть распространено и на графства (сельские ок-
руга и новые города). Избирателем становился каждый, кто по найму или в качестве собственника занимал дом, внесенный н податные списки (household franchise), или платил за наемную квартиру не 10 десяти фунтов в год (lodger franchise). Во-вто рых, предполагалось отменить мандаты старых городов — бур гов, — которые в среднем посылали в парламент одного депу тата от каждых 40 ООО жителей, и передать их графствам, где один депутат приходился на 78 ООО жителей.
Изменение избирательной системы вызвало жаркие споры. Радикалы из либеральной партии требовали, чтобы округа бы ли выровнены и установлены сообразно численности населе ния, а консерваторы считали, что столь радикальная реформа вообще нецелесообразна. Палата лордов задержала законопро ект на год, пока Гладстон не обнародовал свой план «перерас- пределения» избирательного права и не начал апеллировать к общественности. В окончательном виде «Акт о народном пред ставительстве» 1885 г. оставил за 34 наиболее населенными старыми бургами прежнее число представителей, избираемых по списку; для 37 бургов с населением ниже 60 ООО человек сократил число депутатов до одного на каждый, уничтожил отдельные избирательные округа для 106 городов с населени- ем ниже 16 ООО человек и освободившиеся мандаты передал графствам, разделенным на округа по 50 000 человек в сред- нем, которые выбирали по одному депутату. В отличие от ре- форм 1832 и 1867 гг. Гладстон не удовольствовался перераспре делением мандатов: он создал двенадцать новых мест в палате, что довело число депутатов до 670.
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| В целом, по закону 1885 г. число избирателей возросло до четырех с лишним миллионов, в том числе количество изби рателей в Ирландии более чем утроилось (хотя число депута- тов осталось прежним), а для всего Соединенного королевс- тва оно возросло на 75%. В то же время 1 800 000 взрослых мужчин остались лишенными права голоса: это были сыновья, живущие при родителях, съемщики меблированных комнат, домашние слуги, часть сельскохозяйственных рабочих. Дейс- твовал и ценз оседлости — не прожив 12 месяцев в одном мес- те, нельзя было быть внесенным в избирательные списки. При этом сохранялся «множественный вотум», когда собственни- ки могли быть избирателями сразу во всех округах, где нахо- дилась их недвижимость (выборы не происходили везде в один день). Радикалы возражали против этого правила, противо- поставляя ему формулу «одному человеку — один голос» («one man — one vote»). He было реализовано требование о введении парламентского вознаграждения (существующего в британс- ких колониях).
Несмотря на агитацию феминистов и радикалов, женщи- ны не получили в 1885 г. права голоса на парламентских вы- борах. Зато они на равных правах с мужчинами голосовали на всех муниципальных выборах — в комитеты общественно- го призрения (Boards of guardians), в школьные советы (School boards, 1870), в советы графств (1888) и приходов (1894). Они и сами могли быть избираемы в благотворительные и школьные советы и, действительно, фигурируют в большинстве из них, представляя в них главным образом диссидентские секты, ра- дикализм, а иногда и социализм. Право для женщин голосо- вать на парламентских выборах было в принципе принято па- латой общин в 1886 и 1897 г., но третье чтение, окончательно решающее судьбу всякого законопроекта, так и не было произ- ведено. Гражданское равноправие было почти полностью пре- доставлено женщинам рядом таких мероприятий, относящих- ся к последним десятилетиям XIX в., как уничтожение или регламентация проституции, предоставление замужней жен- щине права свободно распоряжаться своей собственностью и доходами и пр. Движение в пользу эмансипации женщин про- исходило во всех английских странах, многие из колоний да- леко опередили на этом пути саму метрополию.
§ 10. Англия в XVIII—XIX вв.
| На фоне дискуссий об избирательной реформе обострился и вопрос о «гомруле» — о статусе Ирландии в составе британского государства. В 1885 г. истекал трехлетний срок исключитель- ных законов для Ирландии, установленный английским парла- ментом. Зная о намерении Гладстона внести билль о продлении исключительного положения, Парнел и 39 ирландцев вошли в соглашение с консерваторами и провалили правительствен- ный законопроект об увеличении акциза на спиртные напит- ки. Гладстон подал в отставку, и в июне 1885 г. власть перешла к консервативному кабинету Солсбери. В дальнейшем за корот- кий период (15 месяцев) в Великобритании сменилось четыре правительственных кабинета. Новое министерство вплоть до января 1886 г. правило без большинства, однако либералы не свергали его — они ждали близкого роспуска и новых выборов по обновленной избирательной системе. Солсбери, в свою оче- редь, сделал попытку привлечь гомрулеров на свою сторону и
ний при разделе Африки. Общественное мнение Великобрита- нии отнеслось одобрительно к этой стороне деятельности ми нистерства и выказало сильное раздражение против действии Франции в вопросе о землях по течению реки Нигера и верх него Нила. Кабинет получил поддержку общественности, вы сказавшись также за образование британской имперской фе дерации. Главным выразителем имперских идей стал министр колоний Дж. Чемберлен.
Раздел ill. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| Во внутриполитической сфере важнейшей реформой, про- веденной консерваторами стала демократизация управления графств. Закон 1888 г. заменил мировых судей, управлявших делами графств и назначавшихся короной из числа местных землевладельцев, выборными коллегиями. К ним перешли все несудебные функции мировых судей: общественные работы, надзор за дорогами, здравоохранением, сбором и расходована ем налога в пользу бедных. Англия и Уэльс были разделены на 122 графства, в числе которых был Лондон, территория ко- торого до этого принадлежала к трем графствам. Закон о сове тах графств был распространен в 1889 г. на Шотландию, а при- менение его к Ирландии было отложено до восстановления там спокойствия.
Важное место в общественной жизни по-прежнему занимал ирландский вопрос. Причиной нового всплеска националис- тических настроений послужил ввод Земельного акта 1881 г. Комиссия для определения размеров арендной платы, учреж- денная этим законом, не облекала свои решения обязательной силой. Поэтому лендлорды не повиновались ее указаниям, ког- да эти указания им не нравились. Радикальные ирландские депутаты советовали фермерам объединяться и заключать со своим помещиком коллективный договор об аренде, как дела- ют тред-юнионы с работодателями. Правительство ответило се- рией арестов и назначением на пост министра по делам Ирлан- дии Бальфура, сторонника жестких репрессий. Не закрывая официально Национальной лиги, занявшей место Земельной лиги, Бальфур объявил ее «опасной». Правительство предло- жило новые исключительные меры для наведения порядка в Ирландии, дававшие право мировым судьям упрощенным способом приговаривать к принудительным работам до десяти месяцев и разрешавшие устраивать процессы обвиняемых вне Ирландии. Все эти меры были приняты палатой общин на не- ограниченный срок.
Дублинский городской совет в знак протеста отказался при- пять участие в юбилее королевы. Гомрулеры и объединившиеся с ними гладстонианцы пытались путем обструкций воспрепятс- тповать обсуждению и принятию законопроекта в парламенте. Но требованию кабинета палата стала неумолимо применять но отношению к ним постановление о прекращении прений, причем спикеру предоставлено было право приступать к голо- сованию, не давая никому слова. Оппозиция в виде протеста покинула в июне 1887 г. зал заседаний. Но вскоре лагерь сто- ронников гомруля оказался расколот из-за обвинения лидера националистов Парнела в прелюбодеянии (1890). Его женить- Пп на разведенной женщине была расценена католическим кли- ром Ирландии как «величайший ужас», расколола ирландцев. Нарнел потерял поддержку и заокеанских ирландцев, отка- лнвшихся присылать ему деньги до примирения ирландских фракций, и после многочисленных митингов в Ирландии, в хо- де которых он не смог переломить хода событий, он умер в ок- тябре 1891 г.
На выборах в июле 1892 г. либеральная коалиция, благо- даря избирателям из Уэльса, Шотландии и Ирландии, полу- чила незначительное большинство (275 либералов и 80 ирлан- дцев, из которых 71 были антипарнелистами). Консерваторы (270) и унионисты (45) прошли преимущественно в самой Ан- глии. Предвыборные декларации Гладстона и его союзников обещали, помимо гомруля для Ирландии, еще и новую изби- рательную реформу, сокращение прерогатив верхней палаты, отделение церкви от государства в Шотландии и Англии, ряд аграрных и рабочих реформ.
Вернувшись к власти, все свои силы Гладстон посвятил про- ведению гомруля. Он внес новый законопроект, очень отличав- шийся от проекта 1885 г.: предлагалось учредить в Ирландии двухпалатный парламент по образцу австралийского и с теми же названиями, сохранив в британском парламенте ирланд- скую группу депутатов в количестве уже не 103, а 80 человек. После жарких прений, длившихся 82 дня, и оживленной аги- тации в стране, проект был принят в нижней палате большинс- твом в 35 голосов. Но верхняя палата отвергла его в первом же чтении 419 голосами против 41 (сентябрь 1893 г.). Гладстон, ка- залось, был готов или прибегнуть к новым выборам, в связи с вопросом о гомруле, или сократить права палаты лордов. Ког- да верхняя палата отвергла законопроект о приходских сове-
§ 10. Англия в XVIII—XIX вв.
| 18-14359 Родригес.ч. 2 ^29
тах, Гладстон объявил в палате общин: «По нашему мнению, такое положение дел не должно более продолжаться», — и под рукоплескания либералов возвестил о готовящемся крупном событии (1 марта 1894 г.). Предполагалось, что Гладстон со бирается осуществить план радикалов — преобразовать или уничтожить (mend or end) верхнюю палату. Однако правящая партия была не согласна с таким развитием событий. В знаь протеста Гладстон вышел в отставку, и председателем совета был назначен министр иностранных дел лорд Розбери, новый лидер либеральной партии.
Лорд Розбери заявил о необходимости отсрочить реализа цию проекта гомруля до достижения в этом вопросе обществен ного согласия. Он высказался в пользу активизации внешней политики страны, в том числе в отношении колоний. В области внутренней политики важнейшими стали две мероприятия — учреждение приходских советов, подготовленное еще Гладс- тоном и отложенное из-за сопротивления лордов, и установле- ние прогрессивного налога на наследство, внесенного лидером радикалов Гаркуром в бюджет. Закон 1894 г. о местном само- управлении, распространивший демократические принципы на низшую административную единицу — приход, оттягивал- ся консерваторами, поскольку наносил удар по влиянию анг- ликанского духовенства и поземельной аристократии (ранее в церковно-приходском совете председательствовал священнос- лужитель, действовавший под влиянием местного сквайра).
Сопротивление со стороны оппозиции и лордов встречали и другие законопроекты — ввод равного голосования, отделе- ние церкви от государства в Уэльсе, ответственность предпри- нимателей за увечья рабочих, восьмичасовой рабочий день для рудокопов, закон о защите детей на фабриках. Гаркур, зани- мавший пост министра финансов, возбудил недовольство со- держателей винных лавок, внеся законопроект о предостав- лении муниципалитетам права запрещать продажу спиртных напитков. В такой обстановке частичные выборы почти неиз- менно кончались победой консерваторов. Потеряв всякую на- дежду на успех, правительство либералов воспользовалось как предлогом к отставке поражением, которое оно случайно по- терпело по одному второстепенному пункту военного бюджета, и в июне 1896 г. уступило место кабинету Солсбери.
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| Новые выборы, объявленные министерством Солсбери, да- ли ему огромное большинство: 340 консерваторов и 71 либе- рал-унионист против 177 либералов-радикалов и 82 ирландцев. 11 А иглии либералы были разбиты, в Шотландии за ними оста- лось большинство только в 6 голосов; свои позиции они сохра- нили только в населенном методистами Уэльсе, которому обе- щали отделение англиканской церкви от государства. Впервые .о времени Биконсфилда консерваторы обладали достаточным числом голосов, чтобы править без союзников; правда, либе- ралы-унионисты теперь растворились в массе торийской пар- ши. Их лидеры — герцог Девонширский (бывший лорд Гар- I ингтон) и Чемберлен — впервые вошли в торийский кабинет Солсбери.
Новый кабинет консерваторов предпринял ряд активных шагов в интересах своих избирателей. Поземельный налог был значительно снижен. В бюджет стала ежегодно вноситься сум- ма в 616 тыс. фунтов стерлингов на субсидии конфессиональ- ным школам (1897). Законом 1898 г. был ужесточен прежний шкон об ответственности хозяев за увечья рабочих 1880 г. Кон- сервативное министерство признало, что Ирландия, пережи- навшая острый экономический кризис, платит слишком мно- го налогов. Оно провело Ирландский земельный билль (Irish land bill), давший крестьянам возможность выкупить землю (L896) и даже позволило отпраздновать столетнюю годовщину ирландского восстания 1798 г.
§ 10. Англия в XVIII-XIX вв.
| Таким образом, укрепление позиций консервативной пар- тии было во многом связано с проведением курса социальных реформ. Но одновременно в английском общество рос интерес и к социалистическим идеям. Устойчивой популярностью поль- зовалась деятельность Фабианского общества. Оно образова- лось в самом начале 1884 г. и было названо но имени римского полководца Фабия Кунктатора («Медлителя»), известного сво- ей выжидательной тактикой. Среди членов Фабианского обще- ства, которые не собирались вступать в борьбу с либеральной партией, было немало видных публицистов, государственных и общественных деятелей, таких как Б. Шоу, Г. Уэллс, Сидней и Беатриса Вэбб, будущий лидер лейбористов К Эттли. Пре- доставление избирательных прав все большему числу граж- дан, расширение функций муниципалитетов и передача им отдельных отраслей хозяйства, распространение всякого рода коммунальных учреждений и в особенности мероприятий го- сударства по упорядочению отношений между трудом и капи- талом — все это фабианцы считали социализмом в действии.
Они пропагандировали принцип «малых дел», или «осиных укусов», т.е. обнажение язв современного общества с помощью обследований, памфлетов и публичных выступлений, рассчи танных на то, чтобы побуждать государство к дальнейшим ре формам.
Социалистов в подлинном смысле слова в то время в Вели- кобритании было немного, и они не оказывали никакого вли- яния на выборы. В 1881 г. в Лондоне была образована Демок- ратическая федерация. В течение трех лет она существовала как небольшой интеллигентский кружок. В 1884 г. эта орга- низация приняла название «Социал-демократической феде- рации» (СДФ). В ее программу под влиянием марксизма вош- ли требования восьмичасового рабочего дня, национализации банков и железных дорог, прогрессивного подоходного налога, государственного обеспечения безработных и т.д. СДФ возгла- вила в 1887 г. несколько крупных митингов и манифестаций. В целях пропаганды своих идей социалисты в 80-х гг. прини- мали активное участие в деятельности рабочих клубов (их на- считывалось до 200 только в Лондоне). Нередко манифестации и митинги заканчивались столкновениями с полицией. Пос- ле крупнейшей демонстрации на Трафальгар сквере 13 ноября 1887 г. рабочие клубы СДФ и фабианское общество создали Ли- гу защиты закона и свободы, пропагандировавшую идею неза- висимого рабочего представительства в парламенте.
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| Тред-юнионы относились к пропаганде социалистов равно- душно и подчас враждебно. Они поддерживали на выборах в парламент различных либеральных или консервативных поли- тиков, привлекавших своими обещаниями. Сами тред-юнионы в своей деятельности изначально ограничивались борьбой за бо- лее выгодные условия и оплату труда. Для организации взаим- ного страхования и взаимопомощи тред-юнионы облагали своих членов довольно высокими сборами (в среднем шиллинг в неде- лю). При таких условиях в них могли вступать только квалифи- цированные рабочие. Самыми значительными из тред-юнионов были союзы горняков, механиков, судостроительных рабочих, бумагопрядилыциков. Неквалифицированные рабочие в старые союзы совсем не допускались, так как не были в состоянии упла- чивать регулярные крупные взносы. Так, союз каменщиков не принимал рабочих, разводящих известь; в союз железнодорож- ных рабочих не принимались члены рабочих артелей; в союзы прядильщиков и горняков — подсобные, рабочие.
В конце XIX в. нарастающая политическая активность ра- бочего класса привела к изменению тактики тред-юнионов. 11 1868 г. был создан Конгресс тред-юнионов, призванный бо- роться за придание им легального статуса, который был введен специальным актом в 1871 г. В 1874 г. впервые двое тред-юни- онистов были избраны как депутаты от либеральной партии, иоложив начало сотрудничеству либеральной партии и депута- тов-рабочих, или лейбористов (Lib-Lab association). К началу 1890-х гг. число рабочих, объединенных в профессиональные союзы, уже превышало в Великобритании миллион. Многие союзы преобразовались в федерации, старавшиеся охватить нсех занятых в одной и той же отрасли. Делегаты от всех тред- юнионов собирались ежегодно в одном из промышленных го- родов на конгресс, который играл роль руководящего органа. Исполнительным органом был парламентский комитет конг- ресса, включавший виднейших из рабочих депутатов (labour members).
§ 10. Англия в XVIII-XIX вв.
| В парламентский комитет входили преимущественно вете- раны тред-юнионизма, привыкшие к реформистским идеям и умеренным методам борьбы. Многие молодые члены союзов, напротив, уже были затронуты пропагандой идей социализма и выступали с радикальными предложениями. Так, если на конгрессе 1875 г. дискуссия касалась преимущественно воп- роса о сдельной оплате труда, то на конгрессах 1882 и 1883 г. обсуждались введение всеобщего избирательного права, тре- бование национализации земли. В 1888 г. за национализацию земли высказалось уже большинство делегатов. Вслед за этим социалисты попытались развить свой успех. В 1889 г. после массовой стачки рабочие лондонских доков основали союз под руководством социалистов Джона Бернса и Томаса Манна. Еще раньше организовались служащие газовых обществ под руко- водством Вильяма Торна, члена Социал-демократической фе- дерации. За ними последовали докеры других портов, матросы и кочегары торговых судов и пр. Новые союзы, объединявшие людей, получающих маленькую и нерегулярную заработную плату, были не в состоянии организовывать кассы для безра- ботных и кассы взаимопомощи, которые существовали при ста- рых союзах. Они организовывали только стачечные кассы, и в результате все их усилия стали направляться на борьбу с ра- ботодателями. Все это создавало благоприятную среду для со- циалистической пропаганды.
Представители новых союзов изменили политику Конгресса тред-юнионов. В 1890 г. конгресс высказался за законодатель ное введение восьмичасового рабочего дня. Норвичский конг ресс 1894 г. принял резолюцию, требующую национализаци и земли (за нее голосовали уже в 1888 г.) и орудий производства. Но большинство парламентского комитета отказалось призна вать делегатами тех, кто фактически не работал в представля емой им профессиональной группе. В результате Кардифский конгресс 1895 г. отказался от последней части резолюции, при нятой в 1894 г. Спустя год соотношение сил вновь изменилось, и Эдинбургский конгресс 1896 г. закрепил принцип национа лизации земли, рудников и железных дорог, а для некоторых отраслей промышленности — принцип муниципального соци ализма. Конгрессы стали энергичнее высказываться за разви тие рабочего законодательства и за вмешательство государства или местных органов управления.
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| Постепенно тред-юнионы начали выражать готовность бо лее деятельное участвовать и в парламентской жизни. В 1892 г. шотландский шахтер К. Гарди и еще двое рабочих были из- браны первыми независимыми лейбористскими депутатами. Гарди, известный лидер тред-юнионизма и сторонник незави- симого рабочего представительства, стал первым председате- лем основанной в 1893 г. Независимой лейбористской партии (НЛП). Конгресс тред-юнионов в Белфасте (1893) постановил основать специальный фонд для проведения в парламент рабо- чих депутатов (labour members) из числа сторонников обобщест- вления орудий производства. После длительных дискуссий, в 1900 г. тред-юнионы, СДФ, НЛП и фабианское общество осно- вали комитет рабочего представительства (Labor Representation Committee). Вскоре он был переименован в Лейбористскую пар- тию, которая уже на выборах 1906 г. смогла провести в палату общин 29 депутатов. Этот успех стал предвестником радикаль- ной перестройки британской двухпартийной системы.
Date: 2015-09-24; view: 515; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|