Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И ДОГОВОРОВ О ПЕРЕДАЧЕ СМЕЖНЫХ ПРАВ





 

§ 1. Обязательства из авторских договоров

 

1. Понятие договора авторского заказа

 

Авторский договор заказа - это разновидность авторского договора <1>, по которому одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (п. 1 ст. 1288 ГК).

--------------------------------

<1> В науке существует дискуссия о том, можно ли считать договор заказа только видом авторского договора, либо его следует отнести к договору подряда, либо к разновидности предварительных договоров, либо считать его договором особого рода (sui generis) (см.: Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М., 2005; Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003; Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ об авторском праве и смежных правах. М., 2006).

 

Главная особенность договора заказа состоит в том, что стороны приобретают права и принимают на себя обязанности еще до появления результата творческого труда - произведения, но так как одновременно устанавливается, в каком объеме автор разрешает контрагенту пользоваться будущим произведением, то и такой договор является авторским договором <1>. В литературе анализировался и договор сценического заказа как разновидность постановочного договора, согласно которому автор предоставляет зрелищному предприятию или учреждению право публично исполнять свое произведение, которое он обязуется создать, а постановщик обязуется осуществить публичное исполнение в определенный срок и выплатить автору единовременное вознаграждение <2>. Иначе говоря, авторский договор заказа заключается в тот момент, когда произведение еще не создано автором.

--------------------------------

<1> Иоффе О.С. Основы авторского права. Авторское, изобретательское право, право на открытие. М., 1969. С. 41; Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 183.



<2> Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. М., 1960. С. 48.

 

По договору авторского заказа материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Предметом авторского договора заказа выступает обязанность автора создать произведение и передать исключительные (имущественные) права на него заказчику. По данному договору автор обязуется создать не какое-то абстрактное произведение в необозримом и неопределенном будущем, но конкретное и максимально точно определенное сочинение, пьесу, программу и т.п. в соответствии с условиями (объем, вид, жанр, название, содержание-оглавление), оговоренными сторонами в договоре.

Вместе с тем договор, ограничивающий автора в создании им в будущем произведений на определенную тему или в определенной области (п. 4 ст. 1233 ГК), считается недействительным (ничтожным).

Автор обязан лично выполнить заказанную ему работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, замена одного автора другим, изменение состава соавторов возможны только с согласия заказчика. Без такого согласия автор может использовать помощь других лиц только для выполнения работ технического характера (сбор материала, набор текста и др.). Кроме того, автор обязан дорабатывать и вносить исправления в создаваемое произведение с учетом замечаний и пожеланий заказчика. Требуемые исправления должны быть мотивированы и носить конкретный характер, так, чтобы они не выходили за пределы условий договора.

Договор авторского заказа считается возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное (абз. 3 п. 1 ст. 1288 ГК). Важнейшим правом автора является его право на получение вознаграждения, в том числе аванса, выплачиваемого заказчиком при заключении договора либо сразу после его заключения <1>.

--------------------------------

<1> Стороны могут договориться о том, что аванс составляет определенный процент от причитающегося автору вознаграждения или что выплата аванса происходит по истечении определенного в договоре срока либо осуществляется не единовременно, а по частям (периодические платежи).

 

В договоре авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. В первом случае к договору соответственно применяются положения ст. 1285 ГК о договоре об отчуждении исключительного права; во втором - положения о лицензионном договоре (ст. ст. 1286 и 1287 ГК).

Основным правом заказчика является право на использование произведения, в том числе его воспроизведение, распространение, импорт, перевод и иную переделку на обусловленной законом территории. Таким образом, к заказчику могут перейти только исключительные имущественные права, в то время как личные неимущественные права автора по договору не переходят <1>.



--------------------------------

<1> Проблема правовой природы личных неимущественных прав автора и возможности их отчуждения составляет основную причину разногласий между сторонниками монистической и дуалистической теорий авторского права. Подробнее об этом см.: Кашанин А.В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве // Вестник гражданского права. 2007. N 2.

 

Срок является существенным условием договора авторского заказа. Произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. По смыслу закона автор может представить произведение досрочно, если только иное не предусмотрено договором. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным (абз. 2 п. 1 ст. 1289 ГК).

После наступления срока исполнения договора авторского заказа при необходимости и наличии уважительных причин для завершения создания произведения автору предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок. По истечении указанного льготного срока заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа.

Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен (исполнителем допущена просрочка), а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору (абз. 2 п. 3 ст. 1289 ГК).

Ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, он обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику (п. 2 ст. 1290 ГК). Автор освобождается от ответственности за неисполнение авторского договора заказа, если докажет, что нарушение договора вызвано "творческой неудачей" <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебное пособие "Интеллектуальная собственность" С.П. Гришаева включено в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.

 

<1> "Творческая неудача" возникает в процессе создания заказанного произведения в силу субъективных причин: например, автор впал в затяжную депрессию, что-то не сложилось в личной жизни, в результате композитор вместо симфонии для большого симфонического оркестра создает лишь нечто отдаленно напоминающее заказанное ему сочинение (см.: Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность. М., 2003. С. 61; Павлова Е.А. Новое в разделе об авторских правах // ЭЖ-Юрист. 2006. N 19).

 

В отличие от ограниченной ответственности автора ответственность заказчика не является ограниченной; кроме того, она наступает независимо от вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору (п. 1 ст. 401 ГК).

 

2. Государственный или муниципальный контракт на создание

произведения для государственных или муниципальных нужд

 

Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю (в том числе автору), если таким контрактом не предусмотрено, что данное право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию либо совместно исполнителю и соответствующему публично-правовому образованию (п. 1 ст. 1298 ГК).

Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом исключительное право на произведение принадлежит публично-правовому образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для последующей передачи публично-правовому образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

Если исключительное право на произведение, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, не принадлежит публично-правовому образованию, правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения для государственных или муниципальных нужд.

Если исключительное право на такое произведение принадлежит совместно исполнителю и публично-правовому образованию, государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

В том случае, когда исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, работник сохраняет право на вознаграждение (абз. 3 п. 2 ст. 1295 ГК).

Аналогичный правовой режим применяется к программам для ЭВМ и базам данных, создание которых не было предусмотрено государственным или муниципальным контрактом для государственных или муниципальных нужд, но которые были созданы при выполнении такого контракта.

 

3. Договор об отчуждении исключительного права

на произведение

 

Долгое время в литературе велась дискуссия о природе авторского договора. Сторонники одной концепции - "теории разрешения" - доказывали, что автор, разрешая пользователю использование своего произведения определенным в договоре способом, сохраняет за собой весь комплекс принадлежащих ему имущественных и личных неимущественных прав на произведение <1>. Сторонники другой концепции - "теории передачи" - утверждали, что по авторскому договору автор передает свои имущественные права на произведение своему контрагенту, т.е. отчуждает их <2>. В.А. Дозорцев считал возможным применять "теорию передачи" только к договорам о передаче права на произведение другому лицу (по которым права одного обладателя в полном объеме прекращаются, возникая у нового правообладателя), тогда как в отношении лицензионных договоров (по которым правообладатель остается прежним, но разрешает использование произведения в тех или иных пределах другому лицу - контрагенту по обязательству) применяется "теория разрешения" <3>.

--------------------------------

<1> См.: Антимонов Б.С., Флейшищ Е.А. Авторское право. М., 1957. С. 164; Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1972. С. 94; Юрченко А.К. Издательский договор. Л., 1988. С. 13.

<2> См.: Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891. С. 243; Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 176; Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984. С. 202.

<3> Дозорцев В.А. Авторский договор и его типы // Сов. государство и право. 1977. N 2. С. 43 - 50.

 

Действующее законодательство четко разграничивает лицензионный договор (об ограниченном использовании авторского права) и договор об отчуждении исключительного права автора. При этом в интересах автора установлена презумпция лицензионного характера авторского договора: если в нем прямо не указано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности передается в полном объеме (отчуждается), то он считается лицензионным (п. 3 ст. 1233 ГК).

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК).

Следовательно, предметом договора об отчуждении исключительного права на произведение является совершение действий по передаче принадлежащих автору или иному правообладателю исключительных прав на произведение в полном объеме (исключительные права могут вернуться к первоначальному правообладателю только в результате заключения и исполнения такого же договора отчуждения) <1>. Приобретатель исключительного права не только сам использует произведение, но и запрещает его использование без своего согласия любому другому лицу (в том числе и автору). Тем самым по своему предмету договор об отчуждении исключительного права четко отделяется от лицензионного договора.

--------------------------------

<1> Договор, предусматривающий отчуждение права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, но в то же время вводящий ограничения по способам использования соответствующего результата или средства либо устанавливающий срок действия этого договора, с учетом положений ст. 431 ГК может быть квалифицирован судом как лицензионный договор. При отсутствии такой возможности договор подлежит признанию недействительным (см. п. 13.1 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

 

Договор об отчуждении исключительного права может быть как реальным, так и консенсуальным. Исключительное право на произведение переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения данного договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Если договор об отчуждении исключительного права на произведение подлежит государственной регистрации, исключительное право переходит от правообладателя к приобретателю в момент государственной регистрации этого договора.

Договор об отчуждении исключительного права на произведение может быть как возмездным, так и безвозмездным. Приобретатель по договору обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если соглашением сторон не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права на произведение условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Общее правило определения цены возмездного договора (п. 3 ст. 424 ГК) здесь не применяется, поскольку цена является его существенным условием, которое стороны обязаны согласовать <1>. Вместе с тем закон допускает различные формы такого вознаграждения: разовые (паушальные) или периодические (роялти) платежи, отчисления (проценты), например, от тиража издания и т.п. Обычно используется сочетание этих способов, состоящее в единовременной выплате после заключения договора и в периодических выплатах оговоренной части прибыли (отчислений от выручки).

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" // САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 994.

 

При существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором срок вознаграждение прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право уже перешло к приобретателю. Если же оно еще не перешло к приобретателю, то при нарушении им указанной обязанности правообладатель может в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

Субъектами договора являются правообладатель и приобретатель исключительного права. В качестве правообладателей могут выступать авторы (соавторы <1>) произведений, переводчики, составители, а также наследники (если наследников несколько, то для заключения договора необходимо их общее согласие) и иные правопреемники автора.

--------------------------------

<1> Договор по поводу использования коллективного произведения заключается со всеми соавторами. При этом все они могут принимать участие в согласовании условий и подписании договора либо это может сделать по их поручению (соглашению) любой из соавторов (Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2001. С. 276).

 

Приобретателями чаще всего являются специализированные организации, основной функцией которых является осуществление издательской, театральной и иной аналогичной деятельности. Если договором прямо предусмотрена возможность полной или частичной передачи другим организациям-пользователям приобретенных исключительных прав, допустима замена приобретателя <1>.

--------------------------------

<1> Чернышева С.А. Авторское право: основные положения: Учебное пособие. М., 2001. С. 82.

 

Лицо, организовавшее создание (продюсер) сложного объекта (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта), приобретает право использования произведения, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект. При этом соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если только иное прямо не предусмотрено соглашением сторон (абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК).

Договор об отчуждении исключительного права на произведение должен быть заключен в письменной форме. В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1232 ГК, он также подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет недействительность договора.

 

4. Лицензионный договор о предоставлении права

использования произведения

 

По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (п. 1 ст. 1286 ГК).

Предметом лицензионного договора являются действия лицензиара по передаче исключительных (имущественных) прав лицензиату только в пределах, установленных договором. Это означает необходимость определения в таком договоре не только конкретного вида передаваемого права, но и срока, на который данное право передается. Передача исключительных прав по лицензионному договору производится на время (а не навсегда и бесповоротно, как в договоре об отчуждении исключительного права), что позволяет лицензиару сохранять за собой право "получить обратно" переданные им лицензиату права.

По лицензионному договору не могут передаваться права на еще не созданные произведения. В противном случае речь идет не о лицензионном договоре, а о договоре заказа (ст. 1288 ГК).

Лицензионный договор, предусматривающий использование произведения в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное. Условия лицензионного договора, ограничивающие использование того или иного произведения в составе сложного объекта, недействительны (п. 2 ст. 1240 ГК).

К числу существенных условий лицензионного договора относятся:

- предмет договора;

- способы использования произведения, например воспроизведение, распространение, перевод, импорт, экспорт и др. В соответствии со ст. 1270 ГК перечень возможных способов использования произведения является открытым, единственное ограничение заключается в допустимости использования произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

- другие условия, которые стороны сочтут необходимыми для данного договора.

В возмездном лицензионном договоре существенным является условие о его цене (размере вознаграждения лицензиара).

В лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование произведения. Автор может разрешить использование произведения по всему миру (мировые права), иногда - выборочно, в нескольких странах. Если территория, на которой допускается использование произведения, в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять использование на всей территории Российской Федерации.

Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на произведение. Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет. В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается (абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК). Следовательно, срок не относится к числу существенных условий данного договора.

Лицензионный договор считается возмездным, если в нем не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным.

Переход исключительного права на произведение к новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем (право следования).

Лицензионные договоры имеют две разновидности:

- договор о предоставлении лицензиату права использования произведения с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам - простая (неисключительная) лицензия;

- договор о предоставлении лицензиату права использования произведения без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам - исключительная лицензия.

При этом лицензия предполагается простой (неисключительной), если лицензионным договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1236 ГК). Вместе с тем в одном конкретном лицензионном договоре в отношении различных способов использования произведения могут содержаться условия, характерные для лицензионных договоров разных видов.

В случае письменного согласия лицензиара допускается заключение лицензиатом сублицензионного договора на предоставление права использования произведения. В такой ситуации появляются три субъекта, имеющие возможность использовать одно и то же произведение в различных вариантах: лицензиар, лицензиат и сублицензиат.

При предоставлении лицензиату простой (неисключительной) лицензии с правом выдачи сублицензии произведение могут одновременно использовать и лицензиар, и лицензиат, и сублицензиат, хотя объем принадлежащих этим субъектам прав может быть различным, в частности, по способам, срокам, территории использования и т.д. При неисключительной лицензии без права выдачи сублицензии одновременно использовать произведение могут только лицензиар и лицензиат.

Если право выдачи сублицензии предоставлено лицензиату по исключительной лицензии, правом использования произведения наделяются только лицензиат и сублицензиат. В том случае, если у лицензиата по исключительной лицензии отсутствует право выдачи сублицензии, право использования произведения принадлежит только самому лицензиату <1>.

--------------------------------

<1> Другая точка зрения приведена в работе Э.П. Гаврилова: "Исключительное право на использование, предоставляемое лицензиату по исключительной лицензии, означает, что лицензиат не только имеет право использовать охраняемый объект; он имеет также право запрещать использование этого объекта любым другим лицам. Под этими другими лицами имеются в виду не только все третьи лица, но и сам лицензиат. Получив это право на использование, лицензиат вправе исключить всех других лиц из круга пользователей. Полученное им право становится не относительным, действующим только в рамках лицензионного договора; оно становится абсолютным и исключительным, подобным праву собственности" (Гаврилов Э.П. Комментарий к главам 69, 70, 71, 76 части четвертой Гражданского кодекса РФ. М., 2008).

 

Ответственность за действия сублицензиата перед лицензиаром в любом случае несет лицензиат, если лицензионным договором не предусмотрено иное (п. 4 ст. 1238 ГК).

Содержание лицензионного договора составляют взаимные права и обязанности лицензиара и лицензиата. Лицензиат вправе использовать произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором; он также вправе осуществлять использование результата интеллектуальной деятельности на всей территории Российской Федерации, в случае если конкретная территория не указана в тексте договора (п. 3 ст. 1235 ГК). Одновременно лицензиат обязан уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если самим договором не предусмотрено иное (п. 5 ст. 1235 ГК). Вознаграждение по возмездному лицензионному договору уплачивается за предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности. В связи с этим лицензиару не может быть отказано в требовании о взыскании вознаграждения по мотиву неиспользования лицензиатом соответствующего результата. При этом закон допускает различные формы выплаты вознаграждения: в виде фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме (п. 4 ст. 1286 ГК РФ). Кроме того, лицензиат обязан представлять лицензиару отчеты об использовании произведения, если лицензионным договором не предусмотрено иное. Если в лицензионном договоре предусмотрена обязанность представления отчетов, но отсутствуют условия о сроке и порядке их представления, лицензиат обязан представлять их лицензиару по его требованию (п. 1 ст. 1237 ГК).

Лицензиар обязан в течение срока действия лицензионного договора воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленного ему права использования произведения в установленных договором пределах (п. 2 ст. 1237 ГК РФ).

По соглашению сторон на контрагентов могут быть возложены и иные обязанности.

Лицензионный договор заключается в письменной форме (п. 2 ст. 1286 ГК), несоблюдение которой влечет за собой его недействительность. В той сфере, где требуется быстрое и оперативное использование произведений, а сами произведения используются в больших количествах, закон отказывается от письменного оформления договоров <1>. Поэтому договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. Если договор заключен в устной форме, следует считать, что автор передал издателю свое исключительное право на условиях простой (неисключительной) лицензии на разовое использование произведения, т.е. именно в этом издании и в этой форме, без предоставления издателю возможности в дальнейшем использовать данное произведение в своем издании либо передавать право на его использование другим лицам (которое сохраняется за автором). В случае желания издателя получить более широкий круг правомочий ему необходимо заключить лицензионный договор о предоставлении права использования произведения в письменной форме <2>.

--------------------------------

<1> Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М., 2005. С. 217 - 218.

<2> По сложившейся в редакциях периодических печатных изданий практике редакция либо обращается к автору или иному правообладателю с просьбой об указании на передаваемом для публикации материале допускаемые способы использования произведения (право на переработку произведения, право на размещение статьи в Интернете и т.п.), либо заключает с ним лицензионный договор о предоставлении права использования произведения, имеющий характер договора присоединения (ст. 428 ГК).

 

Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре такой программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра (оберточные лицензии). Начало использования такой программы или базы данных, как оно определяется этими условиями, означает согласие пользователя на заключение договора. Получая экземпляр материального носителя программы для ЭВМ или базы данных, пользователь считается подписавшим договор, существо которого изложено на этом экземпляре <1>.

--------------------------------

<1> Обычно "оберточная" лицензия предоставляет право использования программы для ЭВМ или базы данных любому лицу, правомерно владеющему экземпляром данного объекта. В то же время для фонограмм и аудиовизуальных произведений, согласно ст. ст. 1272 и 1325 ГК, установлен так называемый принцип "исчерпания прав", в соответствии с которым экземпляры правомерно введенного в гражданский оборот объекта могут распространяться их приобретателями без согласия обладателя исключительного права.

 

Использование произведения способом, не предусмотренным лицензионным договором, либо после прекращения действия такого договора, либо иным образом за пределами прав, предоставленных лицензиату по договору, влечет его ответственность за нарушение исключительного права на произведение, установленную законом <1> или договором (п. 3 ст. 1237 ГК).

--------------------------------

<1> Здесь наряду с ГК могут применяться нормы иных федеральных законов (см., например, Закон о коммерческой тайне, который действует с изменениями, предусмотренными ст. 34 Закона о введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

При нарушении лицензиатом обязанности уплатить лицензиару в установленный договором срок вознаграждение за предоставление права использования произведения либо объекта смежных прав лицензиар может в одностороннем порядке отказаться от лицензионного договора и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением такого договора (п. 4 ст. 1237 ГК).

 

5. Отдельные разновидности лицензионных договоров и иных

договоров о передаче исключительных прав

 

Издательский лицензионный договор - это договор о предоставлении права использования произведения, заключенный автором или иным правообладателем с издателем, т.е. с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать <1> произведение (п. 1 ст. 1287 ГК).

--------------------------------

<1> Издание - это создание графического издания, заключающееся в воспроизведении и размножении определенного числа экземпляров произведения, независимо от используемого технологического процесса (типографский, линотипный, фотокопии, офсетная печать и т.д.), которое охватывает также осязаемый результат издания (Липцик Д. Авторское право и смежные права. М., 2002. С. 250).

 

Целью издательского договора является размножение и распространение произведения, которые осуществляются за счет издателя, принимающего на себя риск издания. В силу договора издатель приобретает право распространения лишь на время, определяемое известным сроком или распродажей одного или нескольких изданий <1>.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1914. С. 34.

 

Издательский лицензионный договор должен содержать ряд специфических условий, которые улучшают положение автора:

- лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре;

- при неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков;

- в случае расторжения такого договора по указанным основаниям лицензиар вправе требовать выплаты ему вознаграждения, предусмотренного данным договором, в полном размере (п. 2 ст. 1287 ГК).

При отсутствии в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор может быть расторгнут лицензиаром по общим основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 450 ГК.

Таким образом, к числу существенных условий издательского лицензионного договора следует отнести условия о вознаграждении и о сроке использования произведения.

Особую разновидность лицензионного договора составляет договор на использование произведения, удостоенного награды на публичном конкурсе. По общему правилу лицо, объявившее публичный конкурс, приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного объявленной награды, договора на использование созданного им произведения. При этом во всех случаях автору должно быть выплачено соответствующее вознаграждение (ст. 1060 ГК). Рассматриваемый договор заключается между тем, кто объявил конкурс (организатор), и тем, кто в нем участвовал (победитель).

Помимо договоров об отчуждении исключительного права на произведение и лицензионных договоров в зависимости от способа использования произведений можно также выделить:

- договоры на воспроизведение и распространение экземпляров музыкальных произведений на материальных носителях;

- договоры на воспроизведение и распространение экземпляров фонограмм;

- договоры на осуществление аранжировки или иной переработки произведения;

- договор заказа на создание видеоклипа;

- договоры с исполнителями на производство фонограммы;

- договоры о публичном (сценическом) исполнении;

- договоры о представительстве артистов-исполнителей ("продюсерские" договоры) и др.

 

§ 2. Обязательства из договоров о передаче смежных прав

 

Договорные отношения в сфере смежных прав в отличие от авторских правоотношений носят более сложный характер. Они органически связаны с авторскими правоотношениями и производны от них; например, согласно п. 2 ст. 1323 ГК изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей. Поэтому в данной сфере по договорам должны одновременно передаваться права на использование как постановок, исполнений и передач, так и самих охраняемых авторским правом (исполняемых, записываемых, передаваемых) произведений. Изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных осуществляют свои смежные права лишь в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором произведения, записанного на фонограмме или передаваемого в эфир либо по кабелю. Точно так же передача по договору разрешения на использование постановки не отменяет необходимости получения договорного разрешения у других участвующих в ней исполнителей, а также у автора исполняемого произведения.

Договор об отчуждении исключительного права и лицензионный (сублицензионный) договор являются разновидностями гражданско-правовых договоров, и к ним применяются общие положения об обязательствах (ст. ст. 307 - 419 ГК) и о договоре (ст. ст. 420 - 453 ГК), поскольку иное не установлено правилами части четвертой ГК и не вытекает из содержания или характера исключительных прав. Эти договоры включены в общую систему гражданско-правовых договоров и подчиняются общему принципу свободы договора (ст. 421 ГК), т.е. участники гражданских правоотношений могут по своему усмотрению определять условия этих договоров и включать элементы договоров о распоряжении исключительным правом в договоры других видов, например в договор коммерческой концессии (франчайзинга), доверительного управления, договор на выполнение НИР и ОКР, передачу научно-технической продукции, на продажу или аренду предприятия и др.

 

1. Договоры об отчуждении исключительного права

на объект смежных прав

 

По договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона - исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель - передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права (ст. 1307 ГК).

При передаче по такому договору другим лицам (пользователям) исключительных прав исполнителя предметом договора согласно п. 2 ст. 1317 ГК служит передача пользователю исключительного права исполнителя в полном объеме, включая передачу прав:

- на сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции);

- на сообщение по кабелю посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

- на запись исполнения с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

- на воспроизведение записи исполнения, т.е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части;

- на распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

- на доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору;

- на публичное исполнение записи исполнения;

- на прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Договор заключается исполнителем, а при исполнении произведения коллективом исполнителей - руководителем такого коллектива (п. 2 ст. 1314 ГК) в письменной форме. При заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения его согласие на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Согласие же исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре (п. 4 ст. 1317 ГК).

При передаче по договору об отчуждении исключительного права на фонограмму от изготовителя фонограммы другим лицам (пользователям) предметом договора, как и в договоре с исполнителем, в соответствии с п. 2 ст. 1324 ГК является передача пользователю в полном объеме следующих прав на фонограмму:

- права на ее публичное исполнение;

- права на сообщение фонограммы в эфир, для всеобщего сведения, посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции);

- права на сообщение фонограммы по кабелю;

- права на доведение фонограммы до всеобщего сведения;

- права на воспроизведение фонограммы, т.е. на изготовление одного и более экземпляра фонограммы или ее части;

- права на распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;

- права на импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;

- права на прокат оригинала и экземпляров фонограммы;

- права на переработку фонограммы.

Организация эфирного и кабельного вещания по договору передает в полном объеме пользователю свое исключительное право на радио- или телепередачу (п. 2 ст. 1330 ГК), включая права:

- на запись сообщения радио- или телепередачи;

- на воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, т.е. на изготовление одного и более экземпляра такой записи либо ее части;

- на распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров такой записи;

- на ретрансляцию сообщения передачи;

- на доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;

- на публичное исполнение.

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях - обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач.

Изготовитель базы данных передает по договору исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом, например право осуществлять перенос всего содержания базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме (абз. 2 п. 1 ст. 1334 ГК).

Публикатор произведения науки, литературы, искусства передает по договору исключительное право на использование произведения в соответствии со ст. 1229 ГК любым способом, не противоречащим закону и существу такого исключительного права.

По договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если иное не предусмотрено договором. При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права на произведение условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Общие правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК (вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно уплачивается за передачу аналогичных прав), здесь не применяются.

 

2. Лицензионный договор о предоставлении права

использования объекта смежных прав

 

По данному лицензионному договору одна сторона - исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения либо иной правообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах (ст. 1308 ГК).

В отличие от договора об отчуждении исключительного права на объект смежных прав лицензионный договор не влечет переход исключительного права к лицензиату (абз. 2 п. 1 ст. 1233 ГК). Обладатель права остается прежним, он лишь вступает в обязательственные отношения с другим лицом, которому разрешает в тех или иных пределах использовать объект своего смежного права.

Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав должен содержать существенные условия, характеризующие:

- предмет договора;

- способы использования объектов смежных прав (перечень возможных способов использования является открытым, единственное ограничение - использование в любой форме и любым не противоречащим закону способом);

- другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

В лицензионном договоре должна быть также указана территория, на которой допускается использование объекта смежных прав. При отсутствии такого указания лицензиат вправе осуществлять его использование на всей территории Российской Федерации.

Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на объект смежных прав. Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет. В случае прекращения исключительного права лицензионный договор также прекращается (абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК).

Лицензионный договор считается возмездным, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения он считается незаключенным. Вместе с тем закон не устанавливает максимального размера исполнительского вознаграждения, а определяет лишь его минимальные размеры <1>. Плательщиками авторского вознаграждения за публичное исполнение произведения являются юридические и физические лица, осуществляющие или организующие публичное исполнение произведений <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)" // СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2529.

<2> См.: п. 20 разд. III Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" // САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 994.

 

Переход исключительного права на произведение к новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем.

В течение срока действия лицензионного договора лицензиар обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленного ему права использования того или иного объекта смежных прав (п. 2 ст. 1237 ГК).

Использование объектов смежных прав способом, не предусмотренным лицензионным договором, либо по прекращении действия такого договора, либо иным образом за пределами прав, предоставленных лицензиату по договору, влечет его ответственность за нарушение исключительного права, установленную ГК (ст. ст. 1250, 1252 и 1253), другими законами или договором. Обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности вправе по своему выбору требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

- в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб.;

- в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

 

3. Договоры об использовании авторских и смежных прав

с участием организаций по управлению правами

на коллективной основе

 

Организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе осуществляют свою деятельность путем заключения договоров с правообладателями и пользователями. Договоры с правообладателями - это важнейший элемент, на котором строится коллективное управление. ГК (п. 3 ст. 1242) называет этот вид договоров "договоры о передаче полномочий по управлению правами". Действующее законодательство прямо исключает возможность применения норм о лицензионных договорах или договорах об отчуждении исключительных прав к договору о передаче полномочий <1>. Договор о передаче полномочий является публичным договором, так как согласно п. 3 ст. 1242 ГК организация по коллективному управлению обязана принять на себя управление правами, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Далее, это договор присоединения. Как правило, правообладатель может определить только объем полномочий и перечень произведений, передаваемых организацией по коллективному управлению, остальные условия договора уже сформулированы <2>. Часть четвертая ГК прямо не называет существенных условий договора о передаче полномочий, более того, во многом регулирует отношения между автором и обществом по управлению правами на коллективной основе императивными нормами, обеспечивая защиту прав авторов и устанавливая основные механизмы исполнения организациями по управлению правами своих обязанностей.

--------------------------------

<1> В литературе, с учетом особенностей договоров о передаче полномочий, отмечают, что это договоры sui generis, которым свойственны черты представительства, за счет чего они приобретают некоторое сходство с договорами доверительного управления, поручения и агентирования. В то же время ни с одним из этих договоров договоры о передаче полномочий отождествлять нельзя. См.: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ / Под ред. А.Л. Маковского. М., 2008.

<2> На сайтах большинства российских управляющих обществ можно найти стандартные договоры, которые правообладателю предлагается заключить с обществом.

 

Второй составляющей деятельности организаций по управлению правами является взаимодействие с пользователями, которое осуществляется исключительно на основании договоров.

На стороне лицензиара может выступать организация по управлению правами на коллективной основе, которая заключает лицензионные договоры с пользователями о предоставлении им прав на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав, переданных ей в управление правообладателями, на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов (п. 1 ст. 1243 ГК).

В случаях, когда объекты авторских и смежных прав могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели. Если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором.

Организации по коллективному управлению предоставляют пользователю лицензии на использование прав, управлением которых занимается такая организация <1>. Организация по управлению правами на коллективной основе не вправе отказать пользователю в заключении договора без достаточных оснований. Разрешение, полученное от управляющей организации по лицензионному договору, не может быть уступлено третьим лицам. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории, что отвечает признакам публичного договора (ст. 426 ГК).

--------------------------------

<1> "Лицензионные договоры, заключаемые организацией по коллективному управлению, во многих странах мира представляют собой разрешения, т.е. по данным лицензионным договорам пользователи не получают права, а лишь получают разрешение осуществлять использование оговоренным в лицензионном договоре способом любого произведения (произведений) из репертуара организации" (Моргунова Е.А. Коллективное управление авторскими правами на современном этапе. М., 2005. С. 121 - 122).

 

Пользователи обязаны по требованию организации по управлению правами на коллективной основе представлять ей отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, перечень и сроки представления которых определяются в договоре.

Управляющая организация на основании заключаемых с пользователями договоров производит распределение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а также осуществляет выплату им указанного вознаграждения. Распределение и выплата вознаграждения должны производиться регулярно в сроки, предусмотренные уставом организации по управлению правами на коллективной основе, и пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и смежных прав, определяемому на основе сведений и документов, получаемых от пользователей, а также других данных об использовании объектов авторских и смежных прав, в том числе сведений статистического характера.

При этом организация по управлению правами на коллективной основе вправе удерживать из вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей, в размерах и в порядке, которые предусмотрены уставом организации.

Одновременно с выплатой вознаграждения организация по управлению правами на коллективной основе обязана представить правообладателю отчет, содержащий сведения об использовании его прав, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах (абз. 4 п. 4 ст. 1243 ГК).

 

Дополнительная литература

 

Барышев С.А. Авторский договор в гражданском праве России и зарубежных стран. Казань, 2004.

Ваксберг А.И. Издательство и автор. М., 1957.

Дозорцев В.А. Авторский договор и его типы // Социалистическая законность. 1984. N 5.

Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987.

Макагонова Н.В. Авторский договор на телевидении: диалектика становления и развития // Юридический мир. 1997. N 11.

Мусияка В.Л. Авторские договоры. Киев, 1988.

Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996.

Юрченко А.К. Издательский договор. Л., 1988.

 






Date: 2015-09-24; view: 279; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.043 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию