Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды дохода и прибыли предприятия. Максимизация прибыли
В условиях совершенной конкуренции предприятие является ценополучателем. Цена на его продукцию устанавливается на рынке под влиянием соотношения спроса и предложения. Само предприятие может изменять лишь объемы производимой им продукции. Это обстоятельство заставляет предприятия соблюдать правила оптимизации производства и максимизации прибыли. В условиях коммерческого расчета предприятие интересуют не только затраты, но и результаты. Эти результаты внешне выражаются в объеме продаж, в общем доходе (выручке), прибыли и предельном доходе. Общий доход (выручка) или общая величина реализованной продукции, представляет собой произведение рыночной цены (Р) на объем продукции (Q). В западной экономической литературе понятие доход шире, чем понятие выручка в русском языке. Доход представляет интегрированное понятие, как всякие денежные средства, полученные в результате предпринимательской деятельности предприятия за определенный период времени. Выручка – это сумма, полученная предприятием от реализации продукции, она может представлять часть дохода, то есть рассматриваться как одна из форм дохода – R (revenue). Традиционно весь объем продаж, или вся валовая выручка, рассматривается как общий доход – TR (total revenue), который можно представить в виде формулы: TR = P * Q. Особое место в системе коммерческого расчета занимают показатели прибыли и предельного дохода. Прибыль – это та часть общего дохода (выручки), которая выступает как разность между общим доходом и общими издержками. В экономической литературе различают прибыль бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль – это разность между общим доходом и бухгалтерскими, или явными, издержками. Экономическая прибыль – это разность между общим доходом и экономическими издержками, которые объединяют в себе издержки явные и неявные, альтернативные. Нас интересует экономический подход в определении прибыли (далее будем говорить только в рамках экономического подхода). Прибыль есть разность между выручкой и общими издержками: Tp = TR - TC. Средняя прибыль – это частное от деления прибыли на объем продаж: Ap = Tp/Q. В западной экономической литературе особое внимание уделяется предельной прибыли – Мp (marginal profit). Предельная прибыль представляет собой прирост прибыли в расчете на одну единицу прироста дохода от продажи дополнительной единицы продукции. В процессах распределения прибыли особо выделяют чистую прибыль – доход за вычетом налогов. С точки зрения процессов образования различают прибыль среднюю, или общественно нормальную, и добавочную. Добавочная прибыль образуется при более благоприятных природных или экономических условиях, в которых действует предприятие. Добавочная прибыль, полученная на природном базисе, выступает в виде ренты. Добавочная прибыль, которая образуется на экономической основе, составляет обычную сверхприбыль предприятия. Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельности побуждает предприятие искать способы ее максимизации. Существуют два основных способа максимизации прибыли. Первый основан на увеличении массы прибыли, второй – на увеличении темпов роста прибыли. В основе первого способа лежит принцип сопоставления предельных издержек с предельным доходом, в основе второго способа – учет влияния постоянных и переменных издержек на темпы прироста прибыли. Чтобы понять первый способ максимизации прибыли, необходимо знать категорию предельного дохода, или предельной выручки. Предельная выручка (предельный доход) – MR (marginal revenue) – это дополнительный доход от продажи одной дополнительной единицы продукции. MR = TRn - TRn-1/Qn – Qn-1 или MR = ∆TR/∆Q В условиях классического рынка, при совершенной конкуренции, предельная выручка равна цене товара, т. е. MR = P. В условиях несовершенной конкуренции предельная выручка меньше цены, так как чтобы продать дополнительную единицу продукции несовершенный конкурент вынужден снижать цену и весь объем продавать по более низкой цене, то есть при продаже каждой дополнительной единицы теряет часть дохода. При каких условиях предприятие получит максимальную прибыль? При первом способе максимальную прибыль фирма получит при достижении равенства предельного дохода, предельных издержек и средних издержек, т. е. при условии: P = MR = MC = AC. Это равенство одновременно свидетельствует об экономическом равновесии предприятия на рынке, экономическая прибыль при этом равна нулю. Это условие максимизации нормальной прибыли, равной альтернативным издержкам производства. В краткосрочном периоде определение объемов производства осуществляется на основе сопоставления цен на готовую продукцию (Р) с предельной выручкой (MR), средними общими издержками (АС) и средними переменными издержками (AVC) (рис. 12). Равновесие предприятия обеспечивается при условии: Pe = MRe = MCe = ACe. Критической точкой для конкурентного предприятия будет рыночная ситуация, при которой цена на готовую продукцию Pa будет возмещать только средние переменные издержки AVC при объеме Qa, убытки в этом случае будут равны постоянным издержкам FC: Pa = MRa = MCa =AVCa Рис. 13. Равновесие предприятия в краткосрочном периоде.
Второй способ максимизации прибыли основан на сопоставлении выручки (TR), полученной от реализации продукции с валовыми издержками (TC), то есть общими издержками, включающими общие переменные и общие постоянные издержки: Tp = TR – TC. Суть второго способа в том, что любое изменение объема продаж порождает еще большие изменения прибыли. Из этого следует, что предприятие весьма экономно и расчетливо должно относиться к уровню и динамике постоянных и переменных издержек. Данное обстоятельство также влияет на поведение предприятия в рыночной экономике, побуждая его увеличивать объемы продаж. Эти общие характеристики применяются для более конкретного анализа деятельности предприятия в двух временных интервалах: краткосрочного, где главное внимание уделяется определению оптимальных объемов производства. Поскольку предприятие в условиях совершенной конкуренции, являясь ценополучателем, только и может контролировать объем продаж. А также долгосрочного, где основное внимание обращается на выбор альтернативных ресурсов, позволяющих обеспечить в перспективном развитии производства получение максимальной прибыли. В долгосрочном (планируемом) периоде оптимальный выбор ресурсов определяется сопоставлением предельной производительности факторов производства с их ценами. Принцип определения наименьших затрат обеспечивается, когда предельные продукты факторов производства на денежную единицу затрат (на 1 руб. затрат) будут равны. Причем определение оптимальной отдачи факторов производства: труда (L) и капитала (К), обеспечивается двумя методами: 1. при заданных условиях, т. е. заданном уровне издержек (C) минимальные издержки достигаются в том случае, если соотношение предельной отдачи труда (MRL) и капитала (MRK) к цене этих факторов (PL) и (PK) дает постоянное число, не равное единице: MRL/PL = MRK/PK = l |const ≠ 1 2. прибыль будет максимальна, если: MRL/PL = MRK/PK = 1. Первое условие – это условие минимизации издержек; второе условие – это условие максимизации прибыли. Все зависит от финансовых возможностей предприятия, их кредитоспособности, от экономической ситуации в стране и т.п. В целом в долгосрочном периоде равновесие обеспечивается при условии, если цена на готовую продукцию (P) будет равна предельным издержкам (МС), равна средним издержкам краткосрочного периода (АС) и средним издержкам долгосрочного периода (LAC): Р = МС = АС = LAC.
Вопросы для самопроверки 1. Дайте характеристику показателям дохода предприятия. 2. В чем особенности равновесия предприятия в краткосрочном периоде? 3. Какими показателями характеризуется критическая точка в деятельности конкурентного предприятия? 4. Дайте характеристику равновесия предприятия в долгосрочном периоде.
Date: 2015-09-22; view: 394; Нарушение авторских прав |